ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели преподавания психологииЦели преподавания психологии определяются: - содержанием научно-психологических знаний, - типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются.
Место психологии в системе наук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена к знанию: 1) философскому, 2) естественнонаучному или 3) гуманитарному. В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психология преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предметов, так и в рамках гуманитарных дисциплин. Соответствующим образом определялись и цели преподавания психологии. Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время и значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Преподаватели должны считаться с этим при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов. В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии — теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности» (Ляудис, 1989, с. 9). В зависимости от конкретной психологической дисциплины преподаватели могут ставить и другие цели, которые будут в большей степени ориентированы на естественнонаучное или философское понимание предмета психологии. На этом мы более подробно остановимся в следующих разделах.
Рассмотрим цели, которые ставятся при обучении учащихся, студентов, аспирантов (адъюнктов) по разным образовательным программам. 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «психология» (базовое психологическое образование) Объектом профессиональной деятельности данного специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: ♦ диагностическую и коррекционную; ♦ экспертную и консультативную; ♦ учебно-воспитательную; ♦ научно-исследовательскую; ♦ культурно-просветительную. В соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалист-психолог должен уметь решать следующие задачи (по профилю его квалификации): ♦ на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; ♦ участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; ♦ владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях (Государственный образовательный стандарт..., 2000). В процессе обучения в университете будущий специалист-психолог приобретает необходимые теоретические знания, практические умения и навыки; у него формируется профессиональная направленность, представления о сфере применения профессии психолога. Наряду с обучением в период получения высшего образования продолжается личностный рост студентов. В связи с этим цели преподавания психологии по данным образовательным программам, с нашей точки зрения, должны включать в себя: 1) обучение фундаментальным психологическим знаниям; 2) обучение прикладным психологическим знаниям; 3) обучение научно-исследовательским умениям; 4) обучением практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач; 5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей; 6) формирование психологической культуры.
Одним из значительных достижений американского психологического образования последнего времени (2002) стала подготовка доклада под названием: «Базовое психологическое образование: цели и результаты», который был одобрен Советом по вопросам образования АПА (Halonen, 2002). В нем, в частности, указывается, что «степень бакалавра в психологии должна свидетельствовать, что студент может мыслить о поведении и внутренней психической жизни как ученый и развил умения и ценности, которые отражают психологию как науку и прикладную область». В этом документе - 10 основных целей, которые разделяются на две категории. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|