Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели преподавания психологии




Цели преподавания психологии определяются:

- содержанием научно-психологических знаний,

- типом образовательной про­граммы, в рамках которой эти знания преподаются.

 

Место психологии в системе наук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий.

В зависимости от предмета и метода, которые взяты за ос­нову, психология может быть отнесена к знанию:

1) философскому, 2) естественнонауч­ному или 3) гуманитарному.

В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психо­логия преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предме­тов, так и в рамках гуманитарных дисциплин.

Соответствующим образом опреде­лялись и цели преподавания психологии.

Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время и значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине.

Преподаватели должны считаться с этим при постановке целей обу­чения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии — теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности» (Ляудис, 1989, с. 9).

В зависимости от конкретной психологической дисциплины преподаватели могут ставить и другие цели, которые будут в большей степени ориентированы на естественнонаучное или философское понимание предмета психологии.

На этом мы более подробно остановимся в следующих разделах.

 

Рассмотрим цели, которые ставятся при обучении учащихся, студентов, аспирантов (адъюнктов) по разным образовательным программам.

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «психология» (базовое психологическое образование)

Объектом профессиональной деятельности данного специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздейст­вии извне.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками спе­циалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной по­мощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной дея­тельности:

♦ диагностическую и коррекционную;

♦ экспертную и консультативную;

♦ учебно-воспитательную;

♦ научно-исследовательскую;

♦ культурно-просветительную.

В соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалист-психолог должен уметь решать следующие задачи (по профилю его квалификации):

♦ на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных науч­ных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практиче­ские задачи;

♦ участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультиро­вания;

♦ владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях (Государственный образовательный стандарт..., 2000).

В процессе обучения в университете будущий специалист-психолог приобре­тает необходимые теоретические знания, практические умения и навыки; у него формируется профессиональная направленность, представления о сфере приме­нения профессии психолога.

Наряду с обучением в период получения высшего образования продолжается личностный рост студентов.

В связи с этим цели преподавания психологии по данным образовательным программам, с нашей точки зрения, должны включать в себя:

1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;

2) обучение прикладным психологическим знаниям;

3) обучение научно-исследовательским умениям;

4) обучением практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач;

5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологиче­ским знаниям других людей;

6) формирование психологической культуры.

 

Одним из значительных достижений американского психологического образо­вания последнего времени (2002) стала подготовка доклада под названием: «Базо­вое психологическое образование: цели и результаты», который был одобрен Сове­том по вопросам образования АПА (Halonen, 2002).

В нем, в частности, указывается, что «степень бакалавра в психологии должна свидетельствовать, что студент может мыслить о поведении и внутренней психической жизни как ученый и развил уме­ния и ценности, которые отражают психологию как науку и прикладную область».

В этом документе - 10 основных целей, которые разделяются на две категории.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных