Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Социологический позитивизм и
Неопозитивизм
Главной парадигмой периода зарождения и становления социологии как науки был позитивизм.
Социология создавалась как особая «позитивная» (т.е. положительная) социальная наука, противоположная отвлеченно-спекулятивным размышлениям об обществе.
В позитивизме в качестве модели для социологии были выбраны точные и естественные дисциплины – физика, математика и биология.
Социология строилась по их примеру: полученные общественной наукой данные должны были быть также точны, доказуемы и проверяемы.
Таким образом,
Таблица. Позитивизм и неопозитивизм
| позитивизм – доказательная и общезначимая социальная теория как естественнонаучные концепты, противоположная господствовавшим в ту пору умозрительным (отвлеченным) рассуждениям об обществе.
| Основоположники, «классики» позитивистской социологии:
| - К. Сен-Симон,
- О. Конт,
- Дж. Милль,
- Г. Спенсер,
- Э. Дюркгейм.
| главные принципы позитивизма:
| 1. натурализм
| – утверждение об аналогичности природных законов и законов функционирования общества; применение закономерностей, открытых другими науками, к анализу общества
| 2. феноменализм
| – утверждение о непознаваемости причин и сущности законов природы и общества
| 3. сциентистский универсализм
| – использование методов естественных наук при исследовании общества, поскольку социальная реальность и природа идентичны друг другу, значит, аналогичны и их познавательные средства
| Основатели позитивизма
| 1. Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), французский мыслитель, социалист-утопист
| К. Сен-Симон впервые употребил термин «позитивизм» (положительность).
К. Сен-Симон выделил три стадии умственного развития людей – 3 этапа эволюции человечества:
- 1 стадия умственного развития теологическую или религиозную стадию (эпоху прошлого);
- 2 стадия умственного развития метафизическую или отвлеченно-философскую стадию (современное ему время);
- 3 стадия умственного развития позитивную (будущую).
На последнем этапе предполагалась рациональная организация общества, основанная на универсальном законе функционирования природы и общества. Поиск этого закона являлся главной целью науки.
| 2. Огюст Kонт (1798-1857), ученик и секретарь К. Сен-Симона,французский философ
| О. Конт, как и К. Сен-Симон, считал своей главной задачей разработку новой «позитивной науки» (социологии), опирающейся на наблюдаемые, повторяющиеся явления и тенденции, основывающей свои выводы на достоверных фактах и отбрасывающей недоказуемые практически теории.
- 2.1. идеи О. Конта. О. Конт разработал иерархию наук, расположив их от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к специфическим. Все ступени этой «иерархии», по мнению социолога, взаимосвязаны. Каждая наука опирается на предыдущую как на необходимую предпосылку и имеет и свою специфику.
«Иерархия основных наук» (от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к специфическим):
§ 1 уровень иерархии наук О. Конта математика
§ 2 уровень иерархии наук О. Конта астрономия
§ 3 уровень иерархии наук О. Конта физика
§ 4 уровень иерархии наук О. Конта химия
§ 5 уровень иерархии наук О. Конта биология
§ 6 уровень иерархии наук О. Конта социология – «позитивный синтез» всего научного знания и венец всех наук.
- 2.2. идеи О. Конта. О. Конт выделил следующие особенности социологии:
1. особенность социологии В основе социологии лежат законы биологии и влияющие на них «взаимодействия индивидов друг на друга».
2. особенность социологии Взаимодействие людей – это основа возникновения социальных общностей, из которых складывается общественная система.
3. особенность социологии Необходимо изучать:
3.1 «социальную статику» общества – составные части социальной «системы» и их взаимосвязи,
3.2 «социальную динамику» общества – закономерное и прогрессивное общественное развитие.
- 2.3. идеи О. Конта. О. Конт разделял идею К. Сен-Симона о последовательной смене трех стадий исторического развития (теологической, метафизической и позитивной) и сформулировал «теоретический закон двойной эволюции», социальной и интеллектуальной одновременно.
В основе каждой стадии исторического развития лежит одновременное социальное и интеллектуальное развитие, являющееся основой всей социальной организации и пронизывающее все стороны общественной жизни.
| Направления в позитивизме
Последователи К. Сен-Симона и О. Конта образовали три направления в позитивизме:
1. социальный биологизм, апологеты которого (Г. Спенсер, У. С а мнер, Ж. Гобин о, Э. Дюркгейм и др.) отождествляли социальный и биологический миры;
2. социальный механицизм, представители которого (К. Сен-Симон, Л. Кетл е и др.) уподобляли общество механизму;
3. географизм, сторонники которого (Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) считали человечество порождением географической среды.
| 1 направление позитивизма – социальный биологизм
| Самое популярное направление в позитивизме.
Социальный биологизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество животному миру и использующее инструментарий биологической науки при социальном анализе.
| Четыре школы социального биологизма:
| 1 школа социального биологизма – о рганическая школа, проводящая аналогии между обществом и организмом.
| Основоположник органической школы социального биологизма – английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903).
Г. Спенсер считал, что общество подобно биологическому организму, но не тождественно ему;что общество – это сверхорганизм, система, состоящая из трех подсистем (компонентов):
1. регулятивной (государство),
2. производящей средства для жизни (экономика),
3. распределительной (разделение труда);
а также подверженная эволюции, т.е. развитию от простейших форм к более сложным (интеграция), от однородных к разнородным (дифференциация), от неопределенных к определенным (возрастание порядка).
| Последователи Г. Спенсера:
- россиянин Поль фон Лилиенфельд (1829-1903),
- австриец Альберт Шеффле (1831-1903),
- француз Рене Вормс (1869-1926)
продолжили поиск сходств между организмом и обществом.
| 2 школа социального биологизма – школа социального дарвинизма, уподобляющая законы социального развития биологическим закономерностям (прежде всего, естественному отбору).
| - 1.2.1. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист американский социолог и экономист Уильям С а мнер (1840-1910).
Взгляды У. С а мнера:
- У. С а мнер отстаивал в своих работах решающее и универсальное значение естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных;
- У. С а мнер считал, что данные факторы объясняют неравенство в обществе и эволюцию социума.
| - 1.2.2. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович (1838-1909). Взгляды Л. Гумпловича:
- Л. Гумплович называл предметом социологии изучение социальных групп, находящихся в состоянии постоянной и беспощадной борьбы из-за стремления к удовлетворению материальных потребностей;
- Л. Гумплович полагал, что борьба социальных групп определяет социальную жизнь в целом: соперничество между ордами в древности привело к образованию государства, внутри которого до сих пор происходит столкновение между классами, сословиями и партиями.
| 3 школа социального биологизма – расово-антропологическая школа, называвшая определяющими факторами развития общества расу и вытекающие из нее антропологические особенности людей (Ж. Гобино, X. Чемберлен, О. Аммон, Л. Вольтман и др.)
| Основоположник расово-антропологической школы социального биологизма в позитивизме – французский философ и политик Жозеф Артур де Гобин о (1816-1882), «О неравенстве человеческих рас»).
Взгляды Ж. Гобин о:
- Ж. Габин о утверждал, что главный фактор развития общества – «чистота расы», которую никогда не удается сохранить надолго.
«Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни и приводят к «вырождению человека», а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры социума.
- Ж. Габин о полагал, что единственной «исторической расой» являются только белые, которые владели монополией на красоту, ум и силу и потому участвовали в создании всех цивилизаций.
Ж. Габин о выделил три группы белой расы:
«хамиты»,
«семиты»,
«яфетиды» – наилучшая. Например, с «семейством арийцев» («прирожденной расой владык») ученый связывал все лучшее, что есть на Земле.
| Последователи Ж. Гобин о:
- англичанин Xаустон Стюарт Чемберлен (1855-1927),
- немец Отто Аммон (1842-1916),
- француз Жорж де Лапуж (1854-1936).
| Расово-антропологическая школа – это крайне реакционное течение позитивизма.
Идеи главных представителей школы, основанные на вульгарном материализме, обоснованно критиковались современниками.
Тем не менее, концепции расовых антропологов стали теоретической основой германского национал-социализма.
| 4 школа социального биологизма – социально-психологическая школа, полагавшая, что целостность общества заключается в коллективном разуме, сознании и волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию образующих социум личностей.
| основатель социально-психологической школы в социальном биологизме в позитивизме – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
Взгляды Э. Дюркгейма, именуемые социологизмом:
- Главным в социологии ученый считал наличие особого предмета и метода.
- Э. Дюркгейм выделил предмет социологии – особая реальность, которой не занимается ни одна другая наука, которая состоит из социальных фактов.
- Э. Дюркгейм считал, что социальные факты – это в большей или меньшей степени оформленные суждения, мнения людей и общепринятые стандарты поведения; элементы социальной реальности, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим проявлениям, обладающие следующими признаками:
1. объективное, независимое от индивида существование,
2. способность оказывать принудительное воздействие на людей.
Социальная реальность возникает в процессе взаимодействия, начинает жить по собственным законам, нравственно принуждая своих членов, сохраняя тем самым единство общества.
При рождении человек встречается с уже готовыми законами и обычаями, правилами поведения, религиозными верованиями и обрядами, языком, денежной системой, функционирующими независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно – объективно, и сопротивление им вызывает всеобщее неодобрение.
Э. Дюркгейм выделял две группы социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи, т.е. объективно:
- морфологические социальные факты – факты, составляющие материальную основу общества (физическая и моральная плотность населения, т.е.:
характер поселения,
природные условия,
пути сообщения,
взаимообмен,
контакты);
- духовные социальные факты – коллективные представления, составляющие в совокупности общественное сознание, проявляющиеся в форме:
религии,
морали,
права,
социальной солидарности – сплоченности людей.
- Э. Дюркгейм считал, что социальная солидарность является движущей силой общественного развития.
| Ученики и последователи Э. Дюркгейма, т.н. «Дюркгеймовская школа»:
- Марсель Мосс (1872-1950),
- Селестен Бугле (1870-1940), мужчина
- Морис Халбвакс (1877-1945) и др.
| 1 направление позитивизма – социальный биологизм
2 направление позитивизма – социальный механизм
| Принцип натурализма в позитивизме предопределил наличие не только социального биологизма, но и других направлений: прежде всего, социального механицизма и географизма.
- Социальный механизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество механическому агрегату, состоящему из определенных элементов, и объясняющее социальное развитие физико-математическими закономерностями.
| Сторонники социального механизма в позитивизме:
| - 2.1. Сторонник социального механизма в позитивизме основоположник социологии Клод Сен-Симон считал универсальным законом развития природы и общества законы всемирного тяготения и постоянной борьбы между «твердой» и «текучей» материей (покоем и изменчивостью, устойчивостью и подвижностью).
| - 2.2. франко-бельгийский математик и естествоиспытатель Ламбарт Кетл е (1796-1874) считал, что объективные социальные законы основываются на статистических данных, анализ которых позволяет построить образ «среднего человека» (среднюю арифметическую всех членов общества).
| 3 направление позитивизма – географизм
| Георгафизм– направление позитивной социологии, рассматривавшее человечество как часть и порождение географической среды.
| Сторонники географизма в позитивизме:
| - 3.1. Географист английский историк Генри Бокль (1821-1862) в качестве развития причин исторического процесса назвал:
действие внешних явлений на дух человека. Внешние, физические причины – это влияние климата, почвы, ландшафта и пищи, определяющие численность населения и развитие логической деятельности;
действие человеческого духа на внешние явления. Человеческий разум влияет на природу, подчиняя ее (как в Европе) или подчиняясь ей (как вне Европы).
| - 3.2. Географист российский ученыйЛев Ильич Мечников(1838-1888), старший брат известного русского ученого-биолога.
Л.и. мечников в своем труде «Цивилизация и великие исторические реки» в качестве фактора, определяющего развитие общества, называл водный фактор – часть географической среды, вовлеченной человеком в трудовой процесс.
Л.и. Мечников выделил три этапа (эпохи) социального развития человечества:
1. речной этап (время древнего Египта, Китая, Индии, Междуречья),
2. морской этап (Греко-римская античность и Средневековье),
3. океанический этап (с момента открытия Америки).
| Неопозитивизм
| Неопозитивизм развился в XX в.
| 1 направление неопозитивизма. Логический позитивизм – неопозитивистская теория, в которой делалась попытка соединить логический анализ с позитивистским эмпиризмом и создать на этой основе единую науку, охватывающую как естественнонаучные, так и гуманитарные знания.
| Основоположники логического позитивизма (анализа):
- английский философ и математик Бертран Рассел(1872-1970),
- австрийский логик Людвиг Витгенштейн(1889-1951).
| Основные идеи логического позитивизма:
1. Основная задача – построение логически совершенного языка науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн);
2. Эмпиризм – научный принцип, характеризующий опору на достоверные, проверяемые знания.
Основа эмпиризма – это учение о верификации (лат. verus – истинный и facio – делаю), согласно которому критерием истинности является сопоставление явлений с чувственным опытом.
Чрезмерная абстрактность и увлеченность логической и языковой проблематикой вызывали падение популярности логического позитивизма и привели к появлению в русле неопозитивизма новых концепций.
| 2 направление неопозитивизма. Эмпирическая социология – неопозитивистская теория, ориентирующаяся на сбор и обобщение конкретных фактов общественной жизни.
| Эмпирические социологи выступали за принцип квантификации – принцип описания и выражения всех социальных явлений языком цифр.
| - 2.1. эмпирический социолог американский ученый Джордж Эндру Л а ндберг(1895-1966) ориентировался на физику и математические методы исследования.
| - 2.2. эмпирический социолог американский ученый Пол Феликс Лазерсфельд (1901-1976) применял математические методы изучения социума, которые позволяют преодолеть «барьеры, существующие между различными дисциплинами социальных наук».
П. Лазерсфельд основными критериями истинности научного знания считал принципы верификации и методологического объективизма – освобождения знаний от ценностных суждений и идеологии.
| - 2.3. эмпирический социолог американский ученый Губерт Морсе Блейлок(р. 1926) отстаивает принцип верификации, призывает исключить из общественной науки широкий круг вопросов, связанных с анализом исходных содержательных допущений, и сформулировать реальные «теории широкого масштаба», т.е. включать в себя минимальное количество абстрактных положений. Эти теории, как и вся социология, должны строиться по образцу физических наук.
| 3 направление неопозитивизма. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) − направление неопозитивизма и принцип, основанный на описании непосредственно наблюдаемого.
| Основные идеи бихевиоризма:
1. Поведение – совокупность двигательных и сводимых к ним реакций как ответов на воздействия внешней среды.
2. Все общественные явления и процессы сводятся к формуле «S-R» (стимул-реакция), т.е. взаимодействию стимулов, влияющих на человеческий организм, и реакций организма.
3. Отрицание наличия посредников между стимулом и реакцией в виде внутренних психических действий.
| - 3.1. основатели бихевиоризма американские психологи Джон Уотсон (1878-1958) и Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) настаивали на том, что предмет науки − поведение и активность, фиксируемые объективными средствами.
Они отказались от понятий «осознание», «переживание», «страдание» и др. при объяснении социальной реальности, поскольку данные понятия являются продуктами человеческого самонаблюдения, а, значит, субъективны и ненаучны.
| - 3.2. Бихевиористы русские биологи, Иван Петрович Павлов и Владимир Михайлович Бехтерев исследовали поведение животных и проводили аналогии с поведением людей.
| Недостатки социального бихевиоризма:
1. игнорирование психики и социальной природы личности из-за отождествления человека с животными,
2. невозможность описания человека посредством формулы «стимул-реакция».
Все это привело к появлению необихевиоризма.
| необихевиоризм – концепция, признающая наличие опосредующего психологического звена между стимулом и реакцией: «S-O-R» (стимул – психологическая интерпретация – реакция».
Таким образом, произошло сближение между неопозитивистским необихевиоризмом и психологической парадигмой.
| 4 направление неопозитивизма. Социобиология – направление в неопозитивизме, изучающее биологические осноыв социального поведения животных и человека.
| Основные идеи социобиологизма:
1. Цель исследования – объяснить различные феномены коллективного поведения животных (альтруизм), не вписывавшиеся в классическую дарвинистскую концепцию эволюции, в отличие от ранних позитивистов, применявших теорию борьбы видов к развитию социума.
2. Любые образцы социального поведения животных (стратегия брачного поведения, альтруизм, родительская опека детенышей и др.) выступают как «итоговая приспособленность», способствующая коллективной кооперации действий животных и выживанию родственных групп.
3. Человек – это типичный представитель животного мира и его поведение в основном сходно с действиями других биологических видов.
4. Закономерности «итоговой приспособленности» животных распространяются на человека, что позволяет выяснить биологические основы социального поведения индивида: семейно-родственных отношений, общения, альтруизма, агрессии, половозрастного разделения труда, социального неравенства и т.п.
5. Необходим новый синтез естественных и социальных наук.
| Представитель социобиологии – профессор социологии Вашингтонского университетаПьер Луи Ван дер Берге(р.1933) считал истоком кризиса современной социологии игнорирование ею биологических основ поведения людей и чрезмерное внимание науки к человеческой культуре и призывал перевести социологию на рельсы естественнонаучной дисциплины и включить ее в разряд биологических наук.
| Биолого-эволюционный подход к изучению общественных явлений дает возможность «демистифицировать» социальный мир и раскрыть истинные истоки общественной жизни.
| | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|