Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социологический позитивизм и




Неопозитивизм

 

Главной парадигмой периода зарождения и становления социологии как науки был позитивизм.

Социология создавалась как особая «позитивная» (т.е. положительная) социальная наука, противоположная отвлеченно-спекулятивным размышлениям об обществе.

В позитивизме в качестве модели для социологии были выбраны точные и естественные дисциплины – физика, математика и биология.

Социология строилась по их примеру: полученные общественной наукой данные должны были быть также точны, доказуемы и проверяемы.

 

Таким образом,

Таблица. Позитивизм и неопозитивизм
позитивизмдоказательная и обще­значимая со­циальная теория как естественнонаучные концепты, противоположная господствовавшим в ту пору умозрительным (отвлеченным) рассуждениям об обществе.
Основоположники, «классики» позитивистской социологии:
- К. Сен-Симон, - О. Конт, - Дж. Милль, - Г. Спенсер, - Э. Дюркгейм.
главные принципы позитивизма:
1. натурализм утверждение об аналогичности природных законов и законов функционирования общества; применение закономерностей, открытых другими науками, к анализу общества
2. феноменализм – утверждение о непознаваемости причин и сущности законов природы и общества
3. сциентистский универсализм – использование методов естественных наук при исследовании общества, поскольку социальная реальность и природа идентичны друг другу, значит, аналогичны и их познавательные средства
Основатели позитивизма
1. Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), французский мыслитель, социалист-утопист К. Сен-Симон впервые употребил термин «позитивизм» (положительность). К. Сен-Симон выделил три стадии умственного развития людей – 3 этапа эволюции человечества: - 1 стадия умственного развития теологическую или религиозную стадию (эпоху прошлого); - 2 стадия умственного развития метафизическую или отвлеченно-философскую стадию (современное ему время); - 3 стадия умственного развития позитивную (будущую). На последнем этапе предполагалась рациональная организация общества, основанная на универсальном законе функционирования природы и общества. Поиск этого закона являлся главной целью науки.
2. Огюст Kонт (1798-1857), ученик и секретарь К. Сен-Симона,французский философ О. Конт, как и К. Сен-Симон, считал своей главной задачей разработку новой «позитивной науки» (социологии), опирающейся на наблю­даемые, повторяющиеся явления и тенденции, основывающей свои выводы на достовер­ных фактах и отбрасывающей недоказуемые практически теории. - 2.1. идеи О. Конта. О. Конт разработал иерархию наук, расположив их от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к спе­цифическим. Все ступени этой «иерархии», по мнению социолога, взаимосвязаны. Каждая наука опирается на предыдущую как на необходи­мую предпосылку и имеет и свою специфику. «Иерархия основных наук» (от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к спе­цифическим): § 1 уровень иерархии наук О. Конта математика § 2 уровень иерархии наук О. Конта астроно­мия § 3 уровень иерархии наук О. Конта физика § 4 уровень иерархии наук О. Конта химия § 5 уровень иерархии наук О. Конта биология § 6 уровень иерархии наук О. Конта социология – «позитивный синтез» всего научного знания и венец всех наук. - 2.2. идеи О. Конта. О. Конт выделил следующие особенности социологии: 1. особенность социологии В основе социологии лежат законы биологии и влияющие на них «взаимодействия индивидов друг на друга». 2. особенность социологии Взаимодействие людей – это основа возникновения социальных общностей, из которых складывается общественная система. 3. особенность социологии Необходимо изучать: 3.1 «социальную статику» общества – составные части социальной «системы» и их взаимосвязи, 3.2 «социальную динамику» общества – закономерное и прогрессивное общественное развитие. - 2.3. идеи О. Конта. О. Конт разделял идею К. Сен-Симона о последовательной смене трех стадий исторического развития (теологической, метафизической и позитивной) и сформулировал «тео­ретический закон двойной эволюции», социальной и интеллектуальной одно­временно. В основе каждой стадии исторического развития лежит одновременное социальное и интеллектуальное развитие, являющееся основой всей социальной органи­зации и пронизывающее все стороны об­щественной жизни.
Направления в позитивизме   Последователи К. Сен-Симона и О. Конта образовали три направления в позитивизме: 1. социальный биологизм, апологеты которого (Г. Спенсер, У. С а мнер, Ж. Гобин о, Э. Дюркгейм и др.) отождествляли социальный и биологический миры; 2. социальный механицизм, представители которого (К. Сен-Симон, Л. Кетл е и др.) уподобляли общество механизму; 3. географизм, сторонники которого (Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) считали человечество порождением географической среды.
1 направление позитивизма – социальный биологизм
Самое популярное направление в позитивизме. Социальный биологизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество животному миру и использующее инструментарий биологической науки при социальном анализе.
Четыре школы социального биологизма:
1 школа социального биологизма – о рганическая школа, проводящая аналогии между обществом и организмом. Основоположник органической школы социального биологизма – английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Г. Спенсер считал, что общество подобно биологическому организму, но не тождественно ему;что общество – это сверхорганизм, система, состоящая из трех подсистем (компонентов): 1. регулятивной (государство), 2. производящей средства для жизни (экономика), 3. распределительной (разделение труда); а также подверженная эволюции, т.е. развитию от простейших форм к более сложным (интеграция), от однородных к разнородным (дифференциация), от неопределенных к определенным (возрастание порядка).
Последователи Г. Спенсера: - россиянин Поль фон Лилиенфельд (1829-1903), - австриец Альберт Шеффле (1831-1903), - француз Рене Вормс (1869-1926) продолжили поиск сходств между организмом и обществом.
2 школа социального биологизма – школа социального дарвинизма, уподобляющая законы социального развития биологическим закономерностям (прежде всего, естественному отбору). - 1.2.1. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист американский социолог и экономист Уильям С а мнер (1840-1910). Взгляды У. С а мнера: - У. С а мнер отстаивал в своих работах решающее и универсальное значение естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных; - У. С а мнер считал, что данные факторы объясняют неравенство в обществе и эволюцию социума.
- 1.2.2. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович (1838-1909). Взгляды Л. Гумпловича: - Л. Гумплович называл предметом социологии изучение социальных групп, находящихся в состоянии постоянной и беспощадной борьбы из-за стремления к удовлетворению материальных потребностей; - Л. Гумплович полагал, что борьба социальных групп определяет социальную жизнь в целом: соперничество между ордами в древности привело к образованию государства, внутри которого до сих пор происходит столкновение между классами, сословиями и партиями.
3 школа социального биологизма – расово-антропологическая школа, называвшая определяющими факторами развития общества расу и вытекающие из нее антропологические особенности людей (Ж. Гобино, X. Чемберлен, О. Аммон, Л. Вольтман и др.)     Основоположник расово-антропологической школы социального биологизма в позитивизме – французский философ и политик Жозеф Артур де Гобин о (1816-1882), «О неравенст­ве человеческих рас»). Взгляды Ж. Гобин о: - Ж. Габин о утверждал, что главный фактор развития общества – «чистота расы», которую никогда не удается сохранить надолго. «Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни и при­водят к «вырождению человека», а вме­сте с этим и к распаду всей социальной структуры социума. - Ж. Габин о полагал, что единственной «исторической ра­сой» являются только белые, которые владели монополией на красоту, ум и силу и потому участвовали в создании всех цивилизаций. Ж. Габин о выделил три группы белой расы: «хамиты», «семиты», «яфетиды» – наилучшая. Например, с «семейством арийцев» («прирожденной расой владык») ученый связывал все лучшее, что есть на Зем­ле.
Последователи Ж. Гобин о: - англичанин Xаустон Стюарт Чемберлен (1855-1927), - немец Отто Аммон (1842-1916), - француз Жорж де Лапуж (1854-1936).
Расово-антропологическая школа – это крайне реакционное течение позитивизма. Идеи главных представителей школы, основанные на вульгарном материализме, обоснованно критиковались современниками. Тем не менее, концепции расовых антропологов стали теоретической основой германского национал-социализма.
4 школа социального биологизма – социально-психологическая школа, полагавшая, что целостность общества заключается в коллективном разуме, сознании и волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию образующих социум личностей.     основатель социально-психологической школы в социальном биологизме в позитивизме – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Взгляды Э. Дюркгейма, именуемые социологизмом: - Главным в социологии ученый считал наличие особого предмета и метода. - Э. Дюркгейм выделил предмет социологии – особая реальность, которой не занимается ни одна другая наука, которая состоит из социальных фактов. - Э. Дюркгейм считал, что социальные факты – это в большей или меньшей степени оформленные суждения, мнения людей и общепринятые стандарты поведения; элементы социальной реальности, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим проявлениям, обладающие следующими признаками: 1. объективное, независимое от индивида существование, 2. способность оказывать принудительное воздействие на людей. Социальная реальность возникает в процессе взаимодействия, начинает жить по собственным законам, нравственно принуждая своих членов, сохраняя тем самым единство общества. При ро­ждении человек встречается с уже готовыми законами и обычаями, правилами по­ведения, религиозными верованиями и обрядами, языком, денежной систе­мой, функционирующими независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно – объективно, и сопротивление им вызывает всеобщее неодобрение. Э. Дюркгейм выделял две группы социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи, т.е. объективно: - морфологические социальные факты – факты, составляющие материальную основу общества (физическая и моральная плотность населения, т.е.: характер поселения, природные условия, пути сообщения, взаимообмен, контакты); - духовные социальные факты – коллективные представления, составляющие в совокупности общественное сознание, проявляющиеся в форме: религии, морали, права, социальной солидарности – сплоченности людей. - Э. Дюркгейм считал, что социальная солидарность является движущей силой общественного развития.
Ученики и последователи Э. Дюркгейма, т.н. «Дюркгеймовская школа»: - Марсель Мосс (1872-1950), - Селестен Бугле (1870-1940), мужчина - Морис Халбвакс (1877-1945) и др.
1 направление позитивизма – социальный биологизм 2 направление позитивизма – социальный механизм
Принцип натурализма в позитивизме предопределил наличие не только социального биологизма, но и других направлений: прежде всего, социального механицизма и географизма.   - Социальный механизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество механическому агрегату, состоящему из определенных элементов, и объясняющее социальное развитие физико-математическими закономерностями.
Сторонники социального механизма в позитивизме: - 2.1. Сторонник социального механизма в позитивизме основоположник социологии Клод Сен-Симон считал универсальным законом развития природы и общества законы всемирного тяготения и постоянной борьбы между «твердой» и «текучей» материей (покоем и изменчивостью, устойчивостью и подвижностью).
- 2.2. франко-бельгийский математик и естествоиспытатель Ламбарт Кетл е (1796-1874) считал, что объективные социальные законы основываются на статистических данных, анализ которых позволяет построить образ «среднего человека» (среднюю арифметическую всех членов общества).
3 направление позитивизма – географизм
Георгафизм– направление позитивной социологии, рассматривавшее человечество как часть и порождение географической среды.
Сторонники географизма в позитивизме: - 3.1. Географист английский историк Генри Бокль (1821-1862) в качестве развития причин исторического процесса назвал: действие внешних явлений на дух человека. Внешние, физические причины – это влияние климата, почвы, ландшафта и пищи, определяющие численность населения и развитие логической деятельности; действие человеческого духа на внешние явления. Человеческий разум влияет на природу, подчиняя ее (как в Европе) или подчиняясь ей (как вне Европы).
- 3.2. Географист российский ученыйЛев Ильич Мечников(1838-1888), старший брат извест­ного русского ученого-биолога. Л.и. мечников в своем труде «Цивилизация и великие исторические реки» в качестве фактора, определяющего развитие общества, называл водный фактор – часть географической среды, вовлеченной человеком в трудовой процесс. Л.и. Мечников выделил три этапа (эпохи) социального развития человечества: 1. речной этап (время древнего Египта, Китая, Индии, Междуречья), 2. морской этап (Греко-римская античность и Средневековье), 3. океанический этап (с момента открытия Америки).
Неопозитивизм
Неопозитивизм развился в XX в.
1 направление неопозитивизма. Логический позитивизм – неопозитивистская теория, в которой делалась попытка соединить логический анализ с позитивистским эмпиризмом и создать на этой основе единую науку, охватывающую как естественнонаучные, так и гуманитарные знания. Основоположники логического позитивизма (анализа): - английский философ и математик Бертран Рассел(1872-1970), - австрийский логик Людвиг Витгенштейн(1889-1951).
Основные идеи логического позитивизма: 1. Основная задача – построение логически совершенного языка науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн); 2. Эмпиризм – научный принцип, характеризующий опору на достоверные, проверяемые знания. Основа эмпиризма – это учение о верификации (лат. verus – истинный и facio – делаю), со­гласно которому критерием истинности является сопоставление явлений с чувственным опы­том.   Чрезмерная абстрактность и увлеченность логической и языковой проблематикой вызывали падение популярности логического позитивизма и привели к появлению в русле неопозитивизма новых концепций.
2 направление неопозитивизма. Эмпирическая социология – неопозитивистская теория, ориентирующаяся на сбор и обобщение конкретных фактов общественной жизни. Эмпирические социологи выступали за принцип квантификации – принцип описания и выражения всех социальных явлений языком цифр.
- 2.1. эмпирический социолог американский ученый Джордж Эндру Л а ндберг(1895-1966) ориентировался на физику и математические методы исследования.
- 2.2. эмпирический социолог американский ученый Пол Феликс Лазерсфельд (1901-1976) применял математические методы изучения социума, которые позволяют преодолеть «барьеры, существующие между раз­личными дисциплинами социальных на­ук». П. Лазерсфельд основными критериями истинности научного знания считал принципы верификации и методологического объективизма – освобождения знаний от ценностных суждений и идеологии.
- 2.3. эмпирический социолог американский ученый Губерт Мор­се Блейлок(р. 1926) отстаивает принцип верификации, призывает исключить из общественной науки широкий круг вопросов, связанных с анализом исходных содержательных допущений, и сформулировать реальные «тео­рии широкого масштаба», т.е. включать в себя минималь­ное количество абстрактных положе­ний. Эти теории, как и вся социология, должны строиться по образцу физических наук.
3 направление неопозитивизма. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) − направление неопозитивизма и принцип, основанный на описании непосредственно наблюдаемого. Основные идеи бихевиоризма: 1. Поведение – совокупность двигательных и сводимых к ним реакций как ответов на воздействия внешней среды. 2. Все общественные явления и процессы сводятся к формуле «S-R» (стимул-реакция), т.е. взаимодействию стимулов, влияющих на человеческий организм, и реакций организма. 3. Отрицание наличия посредников между стимулом и реакцией в виде внутренних психических действий.
- 3.1. основатели бихевиоризма американские психологи Джон Уотсон (1878-1958) и Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) настаивали на том, что предмет науки − поведение и активность, фиксируемые объективными средствами. Они отказались от понятий «осознание», «переживание», «страдание» и др. при объяснении социальной реальности, поскольку данные понятия являются продуктами человеческого самонаблюдения, а, значит, субъективны и ненаучны.
- 3.2. Бихевиористы русские биологи, Иван Петрович Павлов и Владимир Михайлович Бехтерев исследовали поведение животных и проводили аналогии с поведением людей.
Недостатки социального бихевиоризма: 1. игнорирование психики и социальной природы личности из-за отождествления человека с животными, 2. невозможность описания человека посредством формулы «стимул-реакция».   Все это привело к появлению необихевиоризма.
необихевиоризм – концепция, признающая наличие опосредующего психологического звена между стимулом и реакцией: «S-O-R» (стимул – психологическая интерпретация – реакция».   Таким образом, произошло сближение между неопозитивистским необихевиоризмом и психологической парадигмой.
4 направление неопозитивизма. Социобиология – направление в неопозитивизме, изучающее биологические осноыв социального поведения животных и человека. Основные идеи социобиологизма: 1. Цель исследования – объяснить различные феномены кол­лективного поведения животных (альтруизм), не вписывавшиеся в классическую дарви­нистскую концепцию эволюции, в отличие от ранних позитивистов, применявших теорию борьбы видов к развитию социума. 2. Любые образцы со­циального поведения животных (стратегия брачного поведения, альтру­изм, родительская опека детенышей и др.) выступают как «итоговая приспособленность», способ­ствующая коллективной кооперации действий животных и выживанию род­ственных групп. 3. Человек – это типич­ный представитель животного мира и его поведение в основном сходно с действиями других биологических видов. 4. Закономерности «итоговой приспособленности» животных распространяются на человека, что позволяет выяснить биологические основы со­циального поведения индивида: семейно-родственных отношений, общения, альтруизма, агрессии, поло­возрастного разделения труда, социаль­ного неравенства и т.п. 5. Необходим новый синтез естественных и социальных наук.
Представитель социобиологии – профессор социологии Вашингтонского университетаПьер Луи Ван дер Берге(р.1933) считал истоком кризиса современной социо­логии игнори­рование ею биологических основ поведе­ния людей и чрезмерное внимание науки к человеческой культуре и призывал перевести социо­логию на рельсы естественно­научной дисциплины и включить ее в разряд биологических наук.
Биолого-эволюционный подход к изуче­нию общественных явлений дает возмож­ность «демистифицировать» социаль­ный мир и раскрыть истинные истоки общественной жизни.
     

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных