Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические парадигмы




 

Критика позитивистского натурализма (отождествление человека с животным, социума – с биологическим сообществом) и применения естественнонаучных методов при анализе общественного развития привела к появлению в кон. XIX – нач. XX вв. психологических и антипозитивистских концепций.

Наиболее значительными из них являются психологическая парадигма, неокантианство и «понимающая» социология.

 

Таблица. Психологическая парадигма в социологии
Психологическая парадигма – социологическая парадигма, стремящаяся объяснить об­щественные явления и процессы, основываясь на человеческой психике.   Ранние психологисты (сторонники психологической парадигмы) «поправили» контовскую иерархию наук и добавили в нее психологию, которая (при жизни основателя позитивизма О. Конта еще не сформировалась). Ранние сторонники психологической парадигмы утверждали, что именно психология, основанная на биологии, является основой и необходимой предпосылкой социальной науки. Т.о., психологические (а не биологические) закономерности определяют общественную жизнь. Однако по мере своего развития, психологизм превратился в теорию, отчасти, противоположную позитивизму.
Направления психологизма Основание для данной классификации – выбор принципов, лежащих в основе исследования.
1 направление психологизма – психологический эволюционизм – направление психологизма, сторонники которого полагали, что социальное развитие – это разумный, сознательно управляемый процесс, протекание которого определяют психиче­ские факторы. Сторонники: - 1.1. американцы Лестер Уорд (1841-1913) - 1.2.Франклин Гиддингс(1855-1931).  
2 направление психологизма – психология народов– направление психологизма, сторонники которого считали, что главная сила истории – это народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, ми­фах, обычаях и т.д.; а главная задача науки – психо­логическое познание сущности «духа наро­да», открытие законов его развития и духовной деятельности. Сторонники: - 2.1. немецкие ученые философ Мориц Лацарус(1824-1903) - 2.2. языковед Гейман Штейнталь(1823-1899).
3 направление психологизма – «групповая психология» – направление психологизма, сторонники которого исследовали психические процессы и явления, происходящие в больших человеческих общностях. - 3.1. Основоположник «групповой психологии» –французский социолог, психолог и публицистГюстав Лебон (1841-1931). Взгляды Г. Лебона: - Г. Лебон считал, что промышленная цивилизация опреде­ляется поведением толп, представляющих собой слепую, разруши­тельную силу. Тол­па (масса) – группа людей, собравшихся в одном мес­те, воодушевленных общими чувствами (в том числе догматизмом, нетерпимостью) утратившие рационализм, ответственность и чувство реальности; а также привязанные к лидеру и готовые слепо следовать за ним. - Г. Лебон полагал, что общественное развитие определяет элита, навязывая массам свои идеи.
- 3.2. французский ученый Габриэль де Тард (1843-1904). Взгляды Г. де Тарда: - Г. де Тард – сторонник групповой психологии. - Г. де Тард полагал, что основа развития общества – передача и усвоение людьми верова­ний, убеждений, желаний, намерений и т.д. - Г. де Тард настаивал, что основа общественных процессов – механизм психологического подражания, благодаря кото­рому общество поддерживает свою це­лостность и развивается.
4 направление психологизма – инстинктивизм – направление психологизма, сторонники которого пытались объяснить со­циальные явления и процессы с помощью биологической природы человека (инстинктов и сопровождающих их эмоций). Представители: - 4.1. Идеолог направления – англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл(1871-1938). - У. Мак-Дугалл выдвинул «гормическую» концепцию поведения (от греч. «гормэ» – стремление, жела­ние, порыв) – теорию, называющую в качестве причин социальных действий врожденные инстинкты, внутренне выражающиеся в виде неосознанных эмо­ции, влияющих на сознание и поведение и объединяющее человека и животных. - У. Мак-Дугалл считал, что каждое социальное явление или процесс – это группа инстинктов. Причины: - войны – драчливость, - финансового дела – стремление к стяжательству, - религии – любопытство, самоуничижение и родительский инстинкт и т.п.
- 4.2. инстинктивист австрийский врачЗигмунд Фрейд (1856-1939). Взгляды З. Фрейда: - З. Фрейд – основоположник психоанализа. - З. Фрейд считал, что личность имеет трехчастную структуру: § 1 элемент личности по З. Фрейду – «Оно» – Ид – это инстинктивное ядро личности, собственное бессознательное – желания и влечения, связанные с принципом удовольствия; 2 ос­новных инстинкта сферы ид управляют личностью: 1. сексуальный инстинкт, инстинкт жиз­ни, любви, самосохранения (либидо, эрос), 2. деструктивный, разрушительный инстинкт, инстинкт смерти, агрессии и разрушения (мортидо, танатос). Например, агрессия – проявление данного инстинкта. «Оно» – арена борьбы между двумя началами: «Эросом» и «Танатосом». Носителем первого инстинкта является «либидо» (сексуальный голод), второго – «мортидо» (жажда смерти). § 2 элемент личности по З. Фрейду – «Я» – Эго – рациональная часть личности, сознание и самосознание, реальное Я, адаптирующее человека к реальным условиям; § 3 элемент личности по З. Фрейду – «Сверх-Я» – Суперэго – моральное Я – идеалы, моральные принципы и запреты, идущие от других людей и подавляющие «Оно»). - С точки зрения З. Фрейда, социум является наследником первобытной орды, которая определили стереотипы социального поведения людей, культуру, государственные порядки, нравственность, религию и т.п. Первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, изгонявший своих половозрелых сыновей, заявлявших о своих правах на женщин орды. Дети, рассматривавшие отца как препятствие к получению сексуального удовлетворения, сговорились, убили и съели соперника, но факт убийства положил конец гармонии первобытной психики. Совершенное преступление привело к появлению у людей чувства вины, которое они попытались компенсировать введением запретов (табу на инцест и убийство), оформлением морали и созданием религии – символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог. Таким образом, «религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу». - Борьба инстинкта жизни, любви («Эроса») и инстинкта смерти, агрессии («Танатоса») проявляется в формировании в раннем детстве т.н. «Эдипова комплекса»у мальчиков и «ком­плекса Электры» у девочек. Эдип – герой античной мифологии, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на соб­ственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве. Электра – дочь героя Троянской войны царя Агамемнона, отомстившая своей матери и ее любовнику за совершенное ими убийство отца. Их суть – привязанность и сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и ненависть и стремление устранить родителя своего пола. Невозможность реализовать эти желания и давление со стороны более сильного родителя-соперника загоняют проблему в глубины психики. Однако противоречие не исчезает и, чтобы разрешить его, человек использует разные способы психологической защиты: - идентификация – отождествление человека с родителем своего пола; - проекция – приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний; - регрессия – временный переход на более ранний, примитивный уровень психи­ческого развития, отступление в тот психологи­ческий период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным; - ра­ционализация – приписывание своему поведению не­правильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин; - сублимация – трансформация сексуальной энергии человека в другие виды деятельности – труд, творчество и т.п. По сути единственный адекватный метод разрешения проблемы.
- 4.3. Инстинктивисты, последователи З. Фрейда:
  - 4.3.1. классический психоанализ (фрейдизм) (А. Адлер, К. Юнг, В. Райх),
- 4.3.1.1. инстинктивист, последователь З. Фрейда, фрейдист Альфредо Адлер(австриец, XIX-XX вв.) Взгляды А. Адлера – индивидуальная теория личности: - А. Адлер был в кружке З.Фрейда, но не соглашался с фрейдистским тезисом об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. - Полагал, что характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». - Стремление к преодолению комплекса неполноценности – главный источник мотивации поведения личности. - Считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной беспомощности, неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности (ввел этот термин). Впоследствии ребенок стремится самоутвердиться, преодолеть комплекс и достигнуть превосходства (у Демосфена был дефект речи, Наполеон Бонапарт и А.В. Суворов были невысокого роста). Развитие личности зависит от того, каким образом комплекс неполноценности будет компенсироваться. Если человек развивается нормально, то он будет действовать разум­но, активно и целесообразно. При патологии – человек будет стремиться к власти над другими (компенсаторная теория власти). - Принципы индивидуальной теории личности Альфреда Адлера: 1. фиктивный фина­лизм; 2. стремление к превосходству; 3. чувство неполно­ценности и компенса­ция; 4. социальный интерес; 5. стиль жиз­ни; 6. креативное (творческое) «Я». 1 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – фиктивный финализм. А. Адлер считает, что основные цели человека фиктив­ные, т.к. их реальность невозможно проверить. Но эти финальные цели являются стимулом активности человека и объясняют его поведение. «Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психоло­гические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализ­ма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяс­нения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение» (Adler A., 1930). Например, некоторые строят свою жизнь, думая, что упорный труд и немного удачи позволяют достичь почти все­го. Это утверждение фикция, т.к. многие на­пряженно работают, но не получают того, что они заслуживают. Другие думают, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад. Финальная цель – фикция, не­кое идеальное представление, но она оказывает влияние на поведение людей.   2 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – стремление к превосходству. Первоначально в качестве общей конечной цели А. Альфред назвал стремление к власти. Позднее он пересмотрел свою точку зрения и в качестве общей конечной цели А. Адлер назвал «стремление к превосход­ству» (стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх», в т.ч. и достижение высокого социального статуса или лидерства). 3 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности – это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности, ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности при­суще практически всем людям. Фактически, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства. Чувство неполноценности является причиной совершен­ствования человека. Но оно может усиливаться и достигать аномального уровня – комплекса неполноценности (ввел этот термин). 3 вида страданий в детстве, которые могут стать причиной появления и развития комплекса непол­ноценности: 1 причина – неполноценность органа, 2 причина – чрезмерная опека, 3 причина – отвержение со стороны родителей.   Классический пример компенсации неполноценности – Демосфен (древнегреческий оратор и политический деятель, IV в. до н.э.), который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. В некоторых случаях развивается гиперкомпенсация, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного ком­плекса превосходства. 4 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – социальный интерес. Социальный интерес (или чувство общности) – это стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии (способность к сопереживанию, сочувствию); у людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной пользы, общей пользы. 5 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – жизненный стиль. А.Адлер по-разному представлял понятие «жизненный стиль». Жизненный стиль – это уникальная совокупность черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину суще­ствования индивида. Один человек, стараясь обрести превосходство, развивает свой интеллект, другой – совершенствуется физически. Жизненный стиль формируется приблизительно к 5-летнему возрасту, и в дальнейшем существенно не меняется. 6 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – креативное «Я». Согласно идее креативного «Я», человек сам творит свою лич­ность. Наследственность и жизненный опыт являются лишь материалом, из которого человек сам строит свою личность. Все подчинено креативному «Я», стиль жизни формируется под влиянием творческих способ­ностей личности.
- 4.3.1.2. инстинктивист, последователь З. Фрейда, фрейдист Карл Густав Юнг (Швейцария, XIX – XX вв.) Взгляды К.Г. Юнга – аналитическая теория личности: - К. Юнг считал, что либидо – это гипотетическая категория, описывающая различные виды психической активности, а не сексуальная энергия как у З. Фрейда. - К. Юнг Выделил 2 формы существования либидо: - 1 – потенциальная форма (желание), - 2 – форма активных действий. - К. Юнг рассматривал психику человека через призму макропро­цессов культуры, через духовную историю человечества. - Он выделил 2 типа бессознательного: - 1 тип – личное бессознательное, приобретаемое в ходе накопления жизненного опыта, - 2 тип – коллек­тивное бессознательное, передаваемое по наследству и содержащее опыт, накопленный человечеством в виде ар­хетипов (проявляющихся в мифах и сказках, пер­вобытных формах мышления, образах, передающихся из поколе­ния в поколение). развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Коллективное бессознательное – опыт человечества, возникший в результате эволюции человека как биологического вида и накапливающийся в форме архетипов. Архетипы – формы восприятия и осмысления действительности, повторяющие и разрабатывающие сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго. Основные типы архетипов: - Персона – отношение к другим, их влияние на человека, - Эго – выбор, принятие решений, - Тень – отношение к себе, отвержение или принятие себя, - Эрос – женское начало, эмоциональное начало, - Логос – мужской принцип знания, способность к осознанию, рефлексии, постижению разумом, - Анима/Анимус – половая идентичность как деление на мужское и женское начала, § Анима – «внутренняя женщина» в мужчине, женские психические элементы в психологии мужчины и типы женских образов в сознании у мужчины. Совмещение Эго и Анимы делает мужчину женоподобным, не в меру чувствительным и обидчивым. § Анимус – «внутренний мужчина» в женщине, мужские психические элементы в психологии женщин. Совмещение Эго и Анимуса приводит к утрате женщиной контакта с ее женской природой. Она начинает себя вести как неполноценный мужчина, становится более жесткой, агрессивной, самоуверенной, проявляет больший интерес к власти, к обладанию, не стремится поддерживать взаимоотношения или родственные связи, утрачивает в себе качества жены, матери, бабушки. - Самость – центр личности, архетип единства и целостности, «образ и принцип Бога в человеке».   - К. Юнгвыделил 2 типа лично­сти относительно ориентации на внешнюю среду или себя: - интроверты, ищущие источники жиз­ненной энергии и причины происходящего в себе, - экстраверты, ищущие источники жиз­ненной энергии и причины происходящего во внешней среде.   - К. Юнгвыделил 4 типа личности, которые могут быть как интро-, так и экстравертированными: 1. мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в основном присущ мужчинам; 2. чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – отзывчив, способен к сопереживанию, более женский тип; 3. сенсорный – довольствуется ощущениями без глубокие переживаний, хорошо адаптируется к внешнему миру; 4. интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продук­тивны и требуют доработки.   - К. Юнг ввел понятие «индивидуа­лизации», т.е. развитие человека как индивидуума, отли­чающегося от общности.
- 4.3.2. неофрейдизм (К. Х о рни, Г. Салливан, Э. Эриксон и др).
- 4.3.2.1.инстинктивист, неофрейдист Карен Хорни (США норвежско-датского происхожд., 1885-1952) Взгляды К. Хорни – Неопсихоаналитическа теория: - К. Хорни настаивала на том, что решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства: стремления к удовлетворению своих желаний, стремления к безопасности. Удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности. Если родители препятствуют формированию чувства безопасности у ребенка (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), то у него развивается базальная тревога – ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Человек стремиться к безопасности и поэтому самореализуется. Невротическая личность развивается, в основном, из-за неправильных взаимоотношений с родителями в детстве. Ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «базальная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наоборот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии. Противоречия во взаимоотношениях людей порождают у индивида чувство «базальной тревоги», которое запускает невротический процесс и поддерживает его течение. - Выделила 2 признака неврозов: определенная ригидность (неспособность и неготовность индивида к изменению заранее намеченного плана действий в ситуации, когда это необходимо) реагирования невротической личности, разрыв между потенциальными возможностями человека и их реализацией. Защитные стратегии ребенка от «базальной тревоги» (невротические потребности (тенденции) – избыточные потребности: 1. в любви и одобрении; 2. в руководстве партнера; 3. в четких ограничениях; 4. во власти; 5. в эксплуатировании других; 6. в общественном признании; 7. в восхищении собой; 8. в честолюбии; 9. в самодостаточности и независимости; 10. в безупречности и неопровержимости.   - К. Хорни объединила защитные стратегии ребенка от «базальной тревоги» в 3 основные стратегии межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми, которой соответствует тип невротической личности: 1) ориентация на людей соответственно тип невротической личности – уступчивый; 2) ориентация от людей соответственно тип невротической личности – обособленный; 3) ориентация против людей соответственно тип невротической личности – агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам. - Критиковала фрейдовскую теорию либидо и тезис З. Фрейда о том, что возникновение неврозов зависит от инстинктивных и генетических факторов.
- 4.3.2.2. инстинктивист, неофрейдист Гарри Стек Салливан (Салливен)(США, 1892-1949). Взгляды Г. Салливана – интерперсональный психоанализ (межличностная, межперсональная теория): - Г. Салливан основал интерперсональный психоанализ, в основе которого лежат 3 принципа, заимствованные из биологии: 1 принцип коммунального (общественного) существования, 2 принцип функциональной активности, 3 принцип организации. - Соединил в своей концепции психоанализ и бихевиоризм. - Не отрицал роли наследственности, но подчеркивает, что специфические черты человека – это продукт социального взаимодействия. Все психические и физиологические функции (дыхание, прием пищи, секс) сформированы и преобразованы культурой. Человек живет в социальном поле и ориентирован других людей. Субъектом взаимодействия может быть как реальный собеседник, так и воображаемое лицо, историческая личность или литературный герой. - Личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений; качество, сформированное в процессе общения младенца с окружающими; динамический центр в серии межчеловеческих полей; точка, через которую протекают различные процессы. - Персонификация – целостный образ другого человека или самого себя, сложившийся в процессе межличностного общения. Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация будет негативной, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положительная персонификация. Функции персонификаций: - снижение тревоги, - помощь в ориентации в межличностных отношениях, - стереотипизации восприятия и поведения.   - Г. Салливан рассматривал человека как гомеостатическую систему, действующую по принципу напряжение-удовлетворение. Личность стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности. Потребность создает напряженность и формирует способы ее преодоления. Главные потребности: 1. Потребность в нежности, 2. потребность в избегании тревоги. Основные потребности носят бессознательный, но не врожденный характер, а формируются в первые дни жизни ребенка. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.   - Г. Салливан выделил 3 структуры «Я-системы»: 1. хорошее Я, 2. плохое Я, 3. не-Я. Человек стремиться к персонификации себя как хорошего Я и избегает мнение о себе как о плохом Я, что является источником постоянной тревоги. В результате он формирует механизм избирательного внимания, отсеивающий все раздражители, несущие тревогу и могущие привести к изменению мнения человека о себе, корректирует образы других людей и общение с ними.
- 4.3.2.3. инстинктивист, неофрейдист Эрик Фромм(еврей, XX в.) Взгляды Э. Фромма – Гуманистического психоана­лиза:   Задачи гуманистического психоанализа: 1. раскрытие человеком правды о самом себе, 2. выявление психологических ориентаций формирования социального характера человека – промежуточное звено между психикой индивида и социальной структурой общества, 3. осмыс ление нравственных проблем, способствующих пониманию того, что - человек – это единственное существо, наделенное совестью, -любовь – творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.   Э. Фромм считал, что на формирование личности влияют следующие основные факторы: 1. Социальные условия (психика и поведение человека со­циально обусловлены). 2. Экзистенциальные потребности, присущие только человеку, выявившиеся в ходе эволюции человеческой культуры, вырасшие из наших попыток раскрыть смысл своего существования, важный источник активности:
Таблица. экзистенциальные потребности и их составляющие по Э. Фромму
Потребность Негативные составляющие Позитивные составляющие
в установлении связей – стремление к объединению с другими людьми, в заботе о ком-то, в продуктивной любви. 3 основных направления взаимоотношений человека с миром: - подчинение, - власть, - любовь.   – Подчинение, – власть   Любовь – «союз с кем-то или с чем-то находящимся вне человека при условии сохранения последним обособленности и целостности своего Я». Подлинная любовь – единственный путь единения с миром и формирования своей индивидуальности и целостности.
в преодолении себя (пассивной природы)– желание подняться над пассивным и случайным существованием в «царство целеустремленности и свободы». Этой потребности нет у животных.   Разрушение – - разрушение жизни; - превращение другого в жертву; - проявление злонамеренной агрессии – способность убивать не только ради выживания, но и по другим причинам Созидание – - созидание жизни, - творчество – деятельность и забота об уже сделанном человечеством  
в укоренении в мире (в корнях) – в чувстве стабильности и прочности.   Фиксация   Целостность – оторвавшись от материнской груди, человек рождается по-настоящему; активно и творчески взаимодействуя с миром, он приспосабливается к нему и достигает целостности
в самоотождествлении (в идентичности, самоидентичности) – в тождестве с самим собой и непохожести на других; в осознании себя отдельной сущностью. Будучи оторваны от природы, мы вынуждены самостоятельно формировать концепцию своего Я, воспитывать в себе способность ответственно заявить: «Я — это я» или «Я отвечаю за свои действия».   Принадлежность группе – невротики пытаются находиться возле сильных людей либо стараются закрепиться в социальных или политических институтах Индивидуальность – психологически здоровые люди имеют меньшую потребность соответствовать толпе и отказываться от ощущения своего Я  
в системе ценностей (в системе взглядов и преданности) –в своей философии,внутренне согласованной системе взглядов на мир;в системе взглядов и ценностей, помогающей нам ориентироваться в этом мире, организовать огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся;в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то. Иррациональные цели   Рациональные цели  

Личностьэто целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.

Приобретенные свойства, прежде всего, – различия в характере.

 

Социальные типы характера:

1. Рецептивная ориентация (берущая):

- считает, что источник всех благ лежит вовне;

- зависим от авторитетов и тех, кто способен оказать любую поддержку,

- пассивен,

- доверчив,

- сентиментален;

- стремится «быть любимым», а не любить;

- всегда ищет помощника,

- помогает другим только для того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая):

- считает, что источник благ – вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью;

- не способен к творчеству,

- заимствует у других любовь, идеи, эмоции;

- агрессивен,

- надменен,

- самонадеян,

- эгоцентричен,

- уверен в себе,

- импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая):

- не верит, что может что-то получить из внешнего мира;

- экономный, траты воспринимаются как угроза;

- скуп в вещах, деньгах, мыслях и чувствах;

- тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое;

- маниакально чистоплотен,

- ригиден (упрям, жесток),

- подозрителен,

- предусмотрителен,

- сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая):

- личность – это товар, выставляемый на продажу,

- успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей,

- в самооценке зависит от мнения других, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация – идеал гуманистической этики:

- человек – воплощение своих сил, способностей, которые свободно реализуются,

- понимает сущность явлений силой разума;

- может силой любви разрушить стену, отделяющую одного человека от другого;

- может силой воображения – творить.

Позже выделил:

6. некрофильный тип характера, воплощающий направленность на мертвое.

7. биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Характер любого человека – смешение пяти основных ориентации, хотя 1-2 могут выделяться из остальных.

 

Полагал, что патология (мазохизм, садизм, отшельни­чество, конформизм, склонность к разрушению) появляется при подавлении свободы личности.

человеческая натура – его страсти человека и тревоги – продукт культуры.

В вел понятие «общество потребления» – совокупность современных общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления, характеризующаяся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Черты общества потребления:

- бурное экономическое и техническое развитие,

- рост доходов,

- существенное изменение структуры потребления,

- снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени,

- размывание классовой структуры,

- индивидуализация потребления.

 

Э. Фромм говорил о том, что основная моральная проблема современности – это безразличие человека к самому себе.

 

Э. Фромм видел смысл существования человека в решении проблемы противоречия между свободой (вызывающей утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости) и безопасностью.

В поисках безопасности люди порой добровольно «бегут» от свободы.

Механизмы «бегства»:

1. Авторитаризм:

- отказ от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения недостающей силы, недостающей самому индивиду,

- стремление к подчинению и господству,

- мазохистские (чувство неполноценности) и садистские (стремление обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать) тенденции.

2. Разрушительность, деструктивность:

- преодоление чувства неполноценности и бессилия через уничтожение, покорение других, а также устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать,

- реакция на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам,

- преодоление скованности и изолированности.

3. Автоматизирующий конформизм:

- стремление перестать быть собой, усвоение общепринятого шаблона,

- исчезновение различий между собственным «Я» и окружающим миром,

- осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

 

Существует противовес механизмам «бегства от свободы» – опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми.

 

 


 

Таблица. Антипозитивистские парадигмы в социологии
Направления антипозитивизма
1 направление антипозитивизма – понимающая социология – антипозитивистское направление, провозгласившее особый способ познания общества, а именно – «понимание» его сущности; отказавшееся от поиска аналогий между природой и социумом и прекратившее использовать естественнонаучные методы при социальном анализе. - 1.1. «понимающий социолог» немецкий культуролог и философ Вильгельм Дильтей (1833-1911). Взгляды В. Дильтея: - В. Дильтей полагал, что природа и общество нетождественны друг другу, чужды друг другу. Общество – это совокупность духовной жизни индивидов. - В. Дильтей считал, что метод познания общества – это особый способ наблюдения – открытие внутреннего чувства человека, «понимание» его сути; а не методы естественных наук как в позитивизме. - В. Дильтей утверждал, что пониманиеэто реконструкция и интерпретация чужого жизненного опыта. Познавательный процесс – это герменевтика – искусство истолкования текстов.
- 1.2. «понимающий социолог» немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Взгляды М. Вебера: - М. Вебер ввел в научный оборот термин «понимающая социология». - М. Вебер считал, что объект изучения социологиисоциальное действие – осмысленное и направленное на других поведение, а также социальная деятельность индивида или группы людей. А не «целое» общество. - М. Вебер полагал, что социологияэто наука, интерпретирующая социальное действие и объясняющая его причины, течение и результаты. Социология – это наука, которая «интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты». - С точки зрения М. Вебера, метод «понимания»это систематическое и точное исследование, результат которого подлежит проверке другими объективными данными. Это не «переживание» социального феномена. В этом В. Дильтей полемизировал с М. Вебером, считая, что «понимание» носит рациона­листический, а не интуитивистский характер.
2 направление антипозитивизма – неоконтианство – антипозитивистское направление, изучающее проблему ценностей и выявляющее различия между естественными и социальными науками. - 2.1. Основоположник неокантианства в антипозитивизме – немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848-1915). Взгляды В. Виндельбанда: - В. Виндельбанд считал, что центральным в познании является оценка – «реакция чувствующей и же­лающей личности на определенное со­держание познания». - В. Виндельбанд выделил 2 вида наук: 1) естественныенауки («о природе») – науки о законах, для которых характерен номотетический (генерали­зирующий) метод – метод познания, целью которого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов; 2) историческиенауки («о культуре») – науки о событиях, для которых характерены методы: - идиографический или описательный (индивидуализирую­щий) метод, ориентированный на уста­новление неповторимых событий и явлений, а также - трансцендентальный метод, выявляющий «ценности» и раскры­вающий смысл научного познания. - В. Виндельбанд считал, что нельзя создать положительную науку об обществе по примеру естествознания. Критиковал позитивизм. Это старание «сделать из истории естествознание», что привело к «двум-трем тривиальным обобщениям, которые допустимы только при добросовестной оговорке об их многочисленных исключениях».
- 2.2. Неоконтеанец в антипозитивизме – немецкий ученый Генрих Риккерт (1863-1936). Взгляды Г. Риккерта: - Г. Риккерт считал, что для естествознания целью познания являются общие понятия, а в истории они служат лишь необходимым средством постижения индивидуального. - Г. Риккерт полагал, что критерием существенного в естествознании является повторяемое, естественные науки игнорируют индивидуальность и выделяют общее; а история – наоборот. - Г. Риккерт был уверен, что социология не может заменить истории и не способна сообщить ничего нового о конкретной действительности, т.к. естественнонаучная обработка исторической действительности «насильственно связывает в мертвящую общность» то, что обладает жизнеспособностью только как раздельное.

 

4. Интегральные концепции:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных