Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Психологические парадигмы
Критика позитивистского натурализма (отождествление человека с животным, социума – с биологическим сообществом) и применения естественнонаучных методов при анализе общественного развития привела к появлению в кон. XIX – нач. XX вв. психологических и антипозитивистских концепций.
Наиболее значительными из них являются психологическая парадигма, неокантианство и «понимающая» социология.
Таблица. Психологическая парадигма в социологии
| Психологическая парадигма – социологическая парадигма, стремящаяся объяснить общественные явления и процессы, основываясь на человеческой психике.
Ранние психологисты (сторонники психологической парадигмы) «поправили» контовскую иерархию наук и добавили в нее психологию, которая (при жизни основателя позитивизма О. Конта еще не сформировалась).
Ранние сторонники психологической парадигмы утверждали, что именно психология, основанная на биологии, является основой и необходимой предпосылкой социальной науки.
Т.о., психологические (а не биологические) закономерности определяют общественную жизнь.
Однако по мере своего развития, психологизм превратился в теорию, отчасти, противоположную позитивизму.
| Направления психологизма
Основание для данной классификации – выбор принципов, лежащих в основе исследования.
| 1 направление психологизма – психологический эволюционизм – направление психологизма, сторонники которого полагали, что социальное развитие – это разумный, сознательно управляемый процесс, протекание которого определяют психические факторы.
| Сторонники:
- 1.1. американцы Лестер Уорд (1841-1913)
- 1.2.Франклин Гиддингс(1855-1931).
| 2 направление психологизма – психология народов– направление психологизма, сторонники которого считали, что главная сила истории – это народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т.д.; а главная задача науки – психологическое познание сущности «духа народа», открытие законов его развития и духовной деятельности.
| Сторонники:
- 2.1. немецкие ученые философ Мориц Лацарус(1824-1903)
- 2.2. языковед Гейман Штейнталь(1823-1899).
| 3 направление психологизма – «групповая психология» – направление психологизма, сторонники которого исследовали психические процессы и явления, происходящие в больших человеческих общностях.
| - 3.1. Основоположник «групповой психологии» –французский социолог, психолог и публицистГюстав Лебон (1841-1931).
Взгляды Г. Лебона:
- Г. Лебон считал, что промышленная цивилизация определяется поведением толп, представляющих собой слепую, разрушительную силу.
Толпа (масса) – группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами (в том числе догматизмом, нетерпимостью) утратившие рационализм, ответственность и чувство реальности; а также привязанные к лидеру и готовые слепо следовать за ним.
- Г. Лебон полагал, что общественное развитие определяет элита, навязывая массам свои идеи.
| - 3.2. французский ученый Габриэль де Тард (1843-1904). Взгляды Г. де Тарда:
- Г. де Тард – сторонник групповой психологии.
- Г. де Тард полагал, что основа развития общества – передача и усвоение людьми верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.
- Г. де Тард настаивал, что основа общественных процессов – механизм психологического подражания, благодаря которому общество поддерживает свою целостность и развивается.
| 4 направление психологизма – инстинктивизм – направление психологизма, сторонники которого пытались объяснить социальные явления и процессы с помощью биологической природы человека (инстинктов и сопровождающих их эмоций).
| Представители:
- 4.1. Идеолог направления – англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл(1871-1938).
- У. Мак-Дугалл выдвинул «гормическую» концепцию поведения (от греч. «гормэ» – стремление, желание, порыв) – теорию, называющую в качестве причин социальных действий врожденные инстинкты, внутренне выражающиеся в виде неосознанных эмоции, влияющих на сознание и поведение и объединяющее человека и животных.
- У. Мак-Дугалл считал, что каждое социальное явление или процесс – это группа инстинктов.
Причины:
- войны – драчливость,
- финансового дела – стремление к стяжательству,
- религии – любопытство, самоуничижение и родительский инстинкт и т.п.
| - 4.2. инстинктивист австрийский врачЗигмунд Фрейд (1856-1939).
Взгляды З. Фрейда:
- З. Фрейд – основоположник психоанализа.
- З. Фрейд считал, что личность имеет трехчастную структуру:
§ 1 элемент личности по З. Фрейду – «Оно» – Ид – это инстинктивное ядро личности, собственное бессознательное – желания и влечения, связанные с принципом удовольствия;
2 основных инстинкта сферы ид управляют личностью:
1. сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, любви, самосохранения (либидо, эрос),
2. деструктивный, разрушительный инстинкт, инстинкт смерти, агрессии и разрушения (мортидо, танатос).
Например, агрессия – проявление данного инстинкта.
«Оно» – арена борьбы между двумя началами: «Эросом» и «Танатосом». Носителем первого инстинкта является «либидо» (сексуальный голод), второго – «мортидо» (жажда смерти).
§ 2 элемент личности по З. Фрейду – «Я» – Эго – рациональная часть личности, сознание и самосознание, реальное Я, адаптирующее человека к реальным условиям;
§ 3 элемент личности по З. Фрейду – «Сверх-Я» – Суперэго – моральное Я – идеалы, моральные принципы и запреты, идущие от других людей и подавляющие «Оно»).
- С точки зрения З. Фрейда, социум является наследником первобытной орды, которая определили стереотипы социального поведения людей, культуру, государственные порядки, нравственность, религию и т.п.
Первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, изгонявший своих половозрелых сыновей, заявлявших о своих правах на женщин орды. Дети, рассматривавшие отца как препятствие к получению сексуального удовлетворения, сговорились, убили и съели соперника, но факт убийства положил конец гармонии первобытной психики.
Совершенное преступление привело к появлению у людей чувства вины, которое они попытались компенсировать введением запретов (табу на инцест и убийство), оформлением морали и созданием религии – символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог.
Таким образом, «религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу».
- Борьба инстинкта жизни, любви («Эроса») и инстинкта смерти, агрессии («Танатоса») проявляется в формировании в раннем детстве т.н. «Эдипова комплекса»у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек.
Эдип – герой античной мифологии, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на собственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве.
Электра – дочь героя Троянской войны царя Агамемнона, отомстившая своей матери и ее любовнику за совершенное ими убийство отца.
Их суть – привязанность и сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и ненависть и стремление устранить родителя своего пола. Невозможность реализовать эти желания и давление со стороны более сильного родителя-соперника загоняют проблему в глубины психики. Однако противоречие не исчезает и, чтобы разрешить его, человек использует разные способы психологической защиты:
- идентификация – отождествление человека с родителем своего пола;
- проекция – приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний;
- регрессия – временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным;
- рационализация – приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин;
- сублимация – трансформация сексуальной энергии человека в другие виды деятельности – труд, творчество и т.п. По сути единственный адекватный метод разрешения проблемы.
| - 4.3. Инстинктивисты, последователи З. Фрейда:
|
| - 4.3.1. классический психоанализ (фрейдизм) (А. Адлер, К. Юнг, В. Райх),
| - 4.3.1.1. инстинктивист, последователь З. Фрейда, фрейдист Альфредо Адлер(австриец, XIX-XX вв.)
Взгляды А. Адлера – индивидуальная теория личности:
- А. Адлер был в кружке З.Фрейда, но не соглашался с фрейдистским тезисом об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.
- Полагал, что характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».
- Стремление к преодолению комплекса неполноценности – главный источник мотивации поведения личности.
- Считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной беспомощности, неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности (ввел этот термин).
Впоследствии ребенок стремится самоутвердиться, преодолеть комплекс и достигнуть превосходства (у Демосфена был дефект речи, Наполеон Бонапарт и А.В. Суворов были невысокого роста).
Развитие личности зависит от того, каким образом комплекс неполноценности будет компенсироваться.
Если человек развивается нормально, то он будет действовать разумно, активно и целесообразно.
При патологии – человек будет стремиться к власти над другими (компенсаторная теория власти).
- Принципы индивидуальной теории личности Альфреда Адлера:
1. фиктивный финализм;
2. стремление к превосходству;
3. чувство неполноценности и компенсация;
4. социальный интерес;
5. стиль жизни;
6. креативное (творческое) «Я».
1 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – фиктивный финализм.
А. Адлер считает, что основные цели человека фиктивные, т.к. их реальность невозможно проверить. Но эти финальные цели являются стимулом активности человека и объясняют его поведение.
«Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение» (Adler A., 1930).
Например, некоторые строят свою жизнь, думая, что упорный труд и немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение фикция, т.к. многие напряженно работают, но не получают того, что они заслуживают.
Другие думают, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад. Финальная цель – фикция, некое идеальное представление, но она оказывает влияние на поведение людей.
2 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – стремление к превосходству.
Первоначально в качестве общей конечной цели А. Альфред назвал стремление к власти. Позднее он пересмотрел свою точку зрения и в качестве общей конечной цели А. Адлер назвал «стремление к превосходству» (стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх», в т.ч. и достижение высокого социального статуса или лидерства).
3 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – чувство неполноценности и компенсация.
Чувство неполноценности – это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности, ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере.
Чувство неполноценности присуще практически всем людям.
Фактически, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства.
Чувство неполноценности является причиной совершенствования человека.
Но оно может усиливаться и достигать аномального уровня – комплекса неполноценности (ввел этот термин).
3 вида страданий в детстве, которые могут стать причиной появления и развития комплекса неполноценности:
1 причина – неполноценность органа,
2 причина – чрезмерная опека,
3 причина – отвержение со стороны родителей.
Классический пример компенсации неполноценности – Демосфен (древнегреческий оратор и политический деятель, IV в. до н.э.), который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов.
В некоторых случаях развивается гиперкомпенсация, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного комплекса превосходства.
4 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – социальный интерес.
Социальный интерес (или чувство общности) – это стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии (способность к сопереживанию, сочувствию); у людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной пользы, общей пользы.
5 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – жизненный стиль.
А.Адлер по-разному представлял понятие «жизненный стиль».
Жизненный стиль – это уникальная совокупность черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования индивида.
Один человек, стараясь обрести превосходство, развивает свой интеллект, другой – совершенствуется физически.
Жизненный стиль формируется приблизительно к 5-летнему возрасту, и в дальнейшем существенно не меняется.
6 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – креативное «Я».
Согласно идее креативного «Я», человек сам творит свою личность. Наследственность и жизненный опыт являются лишь материалом, из которого человек сам строит свою личность. Все подчинено креативному «Я», стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности.
| - 4.3.1.2. инстинктивист, последователь З. Фрейда, фрейдист Карл Густав Юнг (Швейцария, XIX – XX вв.)
Взгляды К.Г. Юнга – аналитическая теория личности:
- К. Юнг считал, что либидо – это гипотетическая категория, описывающая различные виды психической активности, а не сексуальная энергия как у З. Фрейда.
- К. Юнг Выделил 2 формы существования либидо:
- 1 – потенциальная форма (желание),
- 2 – форма активных действий.
- К. Юнг рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.
- Он выделил 2 типа бессознательного:
- 1 тип – личное бессознательное, приобретаемое в ходе накопления жизненного опыта,
- 2 тип – коллективное бессознательное, передаваемое по наследству и содержащее опыт, накопленный человечеством в виде архетипов (проявляющихся в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение).
развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.
Коллективное бессознательное – опыт человечества, возникший в результате эволюции человека как биологического вида и накапливающийся в форме архетипов.
Архетипы – формы восприятия и осмысления действительности, повторяющие и разрабатывающие сходный опыт переживаний в разных поколениях.
Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.
Основные типы архетипов:
- Персона – отношение к другим, их влияние на человека,
- Эго – выбор, принятие решений,
- Тень – отношение к себе, отвержение или принятие себя,
- Эрос – женское начало, эмоциональное начало,
- Логос – мужской принцип знания, способность к осознанию, рефлексии, постижению разумом,
- Анима/Анимус – половая идентичность как деление на мужское и женское начала,
§ Анима – «внутренняя женщина» в мужчине, женские психические элементы в психологии мужчины и типы женских образов в сознании у мужчины.
Совмещение Эго и Анимы делает мужчину женоподобным, не в меру чувствительным и обидчивым.
§ Анимус – «внутренний мужчина» в женщине, мужские психические элементы в психологии женщин.
Совмещение Эго и Анимуса приводит к утрате женщиной контакта с ее женской природой. Она начинает себя вести как неполноценный мужчина, становится более жесткой, агрессивной, самоуверенной, проявляет больший интерес к власти, к обладанию, не стремится поддерживать взаимоотношения или родственные связи, утрачивает в себе качества жены, матери, бабушки.
- Самость – центр личности, архетип единства и целостности, «образ и принцип Бога в человеке».
- К. Юнгвыделил 2 типа личности относительно ориентации на внешнюю среду или себя:
- интроверты, ищущие источники жизненной энергии и причины происходящего в себе,
- экстраверты, ищущие источники жизненной энергии и причины происходящего во внешней среде.
- К. Юнгвыделил 4 типа личности, которые могут быть как интро-, так и экстравертированными:
1. мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в основном присущ мужчинам;
2. чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – отзывчив, способен к сопереживанию, более женский тип;
3. сенсорный – довольствуется ощущениями без глубокие переживаний, хорошо адаптируется к внешнему миру;
4. интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.
- К. Юнг ввел понятие «индивидуализации», т.е. развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности.
| - 4.3.2. неофрейдизм (К. Х о рни, Г. Салливан, Э. Эриксон и др).
| - 4.3.2.1.инстинктивист, неофрейдист Карен Хорни (США норвежско-датского происхожд., 1885-1952)
Взгляды К. Хорни – Неопсихоаналитическа теория:
- К. Хорни настаивала на том, что решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства:
стремления к удовлетворению своих желаний,
стремления к безопасности.
Удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности.
Если родители препятствуют формированию чувства безопасности у ребенка (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), то у него развивается базальная тревога – ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
Человек стремиться к безопасности и поэтому самореализуется.
Невротическая личность развивается, в основном, из-за неправильных взаимоотношений с родителями в детстве.
Ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «базальная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наоборот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии.
Противоречия во взаимоотношениях людей порождают у индивида чувство «базальной тревоги», которое запускает невротический процесс и поддерживает его течение.
- Выделила 2 признака неврозов:
определенная ригидность (неспособность и неготовность индивида к изменению заранее намеченного плана действий в ситуации, когда это необходимо) реагирования невротической личности,
разрыв между потенциальными возможностями человека и их реализацией.
Защитные стратегии ребенка от «базальной тревоги» (невротические потребности (тенденции) – избыточные потребности:
1. в любви и одобрении;
2. в руководстве партнера;
3. в четких ограничениях;
4. во власти;
5. в эксплуатировании других;
6. в общественном признании;
7. в восхищении собой;
8. в честолюбии;
9. в самодостаточности и независимости;
10. в безупречности и неопровержимости.
- К. Хорни объединила защитные стратегии ребенка от «базальной тревоги» в 3 основные стратегии межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми, которой соответствует тип невротической личности:
1) ориентация на людей соответственно тип невротической личности – уступчивый;
2) ориентация от людей соответственно тип невротической личности – обособленный;
3) ориентация против людей соответственно тип невротической личности – агрессивный.
Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.
- Критиковала фрейдовскую теорию либидо и тезис З. Фрейда о том, что возникновение неврозов зависит от инстинктивных и генетических факторов.
| - 4.3.2.2. инстинктивист, неофрейдист Гарри Стек Салливан (Салливен)(США, 1892-1949).
Взгляды Г. Салливана – интерперсональный психоанализ (межличностная, межперсональная теория):
- Г. Салливан основал интерперсональный психоанализ, в основе которого лежат 3 принципа, заимствованные из биологии:
1 принцип коммунального (общественного) существования,
2 принцип функциональной активности,
3 принцип организации.
- Соединил в своей концепции психоанализ и бихевиоризм.
- Не отрицал роли наследственности, но подчеркивает, что специфические черты человека – это продукт социального взаимодействия.
Все психические и физиологические функции (дыхание, прием пищи, секс) сформированы и преобразованы культурой.
Человек живет в социальном поле и ориентирован других людей.
Субъектом взаимодействия может быть как реальный собеседник, так и воображаемое лицо, историческая личность или литературный герой.
- Личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений; качество, сформированное в процессе общения младенца с окружающими; динамический центр в серии межчеловеческих полей; точка, через которую протекают различные процессы.
- Персонификация – целостный образ другого человека или самого себя, сложившийся в процессе межличностного общения.
Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация будет негативной, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положительная персонификация.
Функции персонификаций:
- снижение тревоги,
- помощь в ориентации в межличностных отношениях,
- стереотипизации восприятия и поведения.
- Г. Салливан рассматривал человека как гомеостатическую систему, действующую по принципу напряжение-удовлетворение.
Личность стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности.
Потребность создает напряженность и формирует способы ее преодоления.
Главные потребности:
1. Потребность в нежности,
2. потребность в избегании тревоги.
Основные потребности носят бессознательный, но не врожденный характер, а формируются в первые дни жизни ребенка.
Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.
- Г. Салливан выделил 3 структуры «Я-системы»:
1. хорошее Я,
2. плохое Я,
3. не-Я.
Человек стремиться к персонификации себя как хорошего Я и избегает мнение о себе как о плохом Я, что является источником постоянной тревоги.
В результате он формирует механизм избирательного внимания, отсеивающий все раздражители, несущие тревогу и могущие привести к изменению мнения человека о себе, корректирует образы других людей и общение с ними.
| - 4.3.2.3. инстинктивист, неофрейдист Эрик Фромм(еврей, XX в.)
Взгляды Э. Фромма – Гуманистического психоанализа:
Задачи гуманистического психоанализа:
1. раскрытие человеком правды о самом себе,
2. выявление психологических ориентаций формирования социального характера человека – промежуточное звено между психикой индивида и социальной структурой общества,
3. осмыс ление нравственных проблем, способствующих пониманию того, что
- человек – это единственное существо, наделенное совестью,
-любовь – творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.
Э. Фромм считал, что на формирование личности влияют следующие основные факторы:
1. Социальные условия (психика и поведение человека социально обусловлены).
2. Экзистенциальные потребности, присущие только человеку, выявившиеся в ходе эволюции человеческой культуры, вырасшие из наших попыток раскрыть смысл своего существования, важный источник активности:
Таблица. экзистенциальные потребности и их составляющие по Э. Фромму
| Потребность
| Негативные составляющие
| Позитивные составляющие
| в установлении связей – стремление к объединению с другими людьми, в заботе о ком-то, в продуктивной любви.
3 основных направления взаимоотношений человека с миром:
- подчинение,
- власть,
- любовь.
| – Подчинение,
– власть
| Любовь – «союз с кем-то или с чем-то находящимся вне человека при условии сохранения последним обособленности и целостности своего Я».
Подлинная любовь – единственный путь единения с миром и формирования своей индивидуальности и целостности.
| в преодолении себя (пассивной природы)– желание подняться над пассивным и случайным существованием в «царство целеустремленности и свободы».
Этой потребности нет у животных.
| Разрушение –
- разрушение жизни;
- превращение другого в жертву;
- проявление злонамеренной агрессии – способность убивать не только ради выживания, но и по другим причинам
| Созидание –
- созидание жизни,
- творчество – деятельность и забота об уже сделанном человечеством
| в укоренении в мире (в корнях) – в чувстве стабильности и прочности.
| Фиксация
| Целостность – оторвавшись от материнской груди, человек рождается по-настоящему; активно и творчески взаимодействуя с миром, он приспосабливается к нему и достигает целостности
| в самоотождествлении (в идентичности, самоидентичности) – в тождестве с самим собой и непохожести на других; в осознании себя отдельной сущностью.
Будучи оторваны от природы, мы вынуждены самостоятельно формировать концепцию своего Я, воспитывать в себе способность ответственно заявить: «Я — это я» или «Я отвечаю за свои действия».
| Принадлежность группе – невротики пытаются находиться возле сильных людей либо стараются закрепиться в социальных или политических институтах
| Индивидуальность – психологически здоровые люди имеют меньшую потребность соответствовать толпе и отказываться от ощущения своего Я
| в системе ценностей (в системе взглядов и преданности) –в своей философии,внутренне согласованной системе взглядов на мир;в системе взглядов и ценностей, помогающей нам ориентироваться в этом мире, организовать огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся;в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то.
| Иррациональные цели
| Рациональные цели
| Личность – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.
Приобретенные свойства, прежде всего, – различия в характере.
Социальные типы характера:
1. Рецептивная ориентация (берущая):
- считает, что источник всех благ лежит вовне;
- зависим от авторитетов и тех, кто способен оказать любую поддержку,
- пассивен,
- доверчив,
- сентиментален;
- стремится «быть любимым», а не любить;
- всегда ищет помощника,
- помогает другим только для того, чтобы добиться их расположения.
2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая):
- считает, что источник благ – вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью;
- не способен к творчеству,
- заимствует у других любовь, идеи, эмоции;
- агрессивен,
- надменен,
- самонадеян,
- эгоцентричен,
- уверен в себе,
- импульсивен.
3. Стяжательская ориентация (сберегающая):
- не верит, что может что-то получить из внешнего мира;
- экономный, траты воспринимаются как угроза;
- скуп в вещах, деньгах, мыслях и чувствах;
- тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое;
- маниакально чистоплотен,
- ригиден (упрям, жесток),
- подозрителен,
- предусмотрителен,
- сдержан.
4. Рыночная ориентация (обменивающая):
- личность – это товар, выставляемый на продажу,
- успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей,
- в самооценке зависит от мнения других, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
5. Плодотворная ориентация – идеал гуманистической этики:
- человек – воплощение своих сил, способностей, которые свободно реализуются,
- понимает сущность явлений силой разума;
- может силой любви разрушить стену, отделяющую одного человека от другого;
- может силой воображения – творить.
Позже выделил:
6. некрофильный тип характера, воплощающий направленность на мертвое.
7. биофильный, воплощающий любовь к жизни.
Характер любого человека – смешение пяти основных ориентации, хотя 1-2 могут выделяться из остальных.
Полагал, что патология (мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению) появляется при подавлении свободы личности.
человеческая натура – его страсти человека и тревоги – продукт культуры.
В вел понятие «общество потребления» – совокупность современных общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления, характеризующаяся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.
Черты общества потребления:
- бурное экономическое и техническое развитие,
- рост доходов,
- существенное изменение структуры потребления,
- снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени,
- размывание классовой структуры,
- индивидуализация потребления.
Э. Фромм говорил о том, что основная моральная проблема современности – это безразличие человека к самому себе.
Э. Фромм видел смысл существования человека в решении проблемы противоречия между свободой (вызывающей утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости) и безопасностью.
В поисках безопасности люди порой добровольно «бегут» от свободы.
Механизмы «бегства»:
1. Авторитаризм:
- отказ от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения недостающей силы, недостающей самому индивиду,
- стремление к подчинению и господству,
- мазохистские (чувство неполноценности) и садистские (стремление обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать) тенденции.
2. Разрушительность, деструктивность:
- преодоление чувства неполноценности и бессилия через уничтожение, покорение других, а также устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать,
- реакция на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам,
- преодоление скованности и изолированности.
3. Автоматизирующий конформизм:
- стремление перестать быть собой, усвоение общепринятого шаблона,
- исчезновение различий между собственным «Я» и окружающим миром,
- осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
Существует противовес механизмам «бегства от свободы» – опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми.
|
Таблица. Антипозитивистские парадигмы в социологии
| Направления антипозитивизма
| 1 направление антипозитивизма – понимающая социология – антипозитивистское направление, провозгласившее особый способ познания общества, а именно – «понимание» его сущности; отказавшееся от поиска аналогий между природой и социумом и прекратившее использовать естественнонаучные методы при социальном анализе.
| - 1.1. «понимающий социолог» немецкий культуролог и философ Вильгельм Дильтей (1833-1911).
Взгляды В. Дильтея:
- В. Дильтей полагал, что природа и общество нетождественны друг другу, чужды друг другу. Общество – это совокупность духовной жизни индивидов.
- В. Дильтей считал, что метод познания общества – это особый способ наблюдения – открытие внутреннего чувства человека, «понимание» его сути; а не методы естественных наук как в позитивизме.
- В. Дильтей утверждал, что понимание – это реконструкция и интерпретация чужого жизненного опыта. Познавательный процесс – это герменевтика – искусство истолкования текстов.
| - 1.2. «понимающий социолог» немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920).
Взгляды М. Вебера:
- М. Вебер ввел в научный оборот термин «понимающая социология».
- М. Вебер считал, что объект изучения социологии – социальное действие – осмысленное и направленное на других поведение, а также социальная деятельность индивида или группы людей. А не «целое» общество.
- М. Вебер полагал, что социология – это наука, интерпретирующая социальное действие и объясняющая его причины, течение и результаты.
Социология – это наука, которая «интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты».
- С точки зрения М. Вебера, метод «понимания» – это систематическое и точное исследование, результат которого подлежит проверке другими объективными данными.
Это не «переживание» социального феномена. В этом В. Дильтей полемизировал с М. Вебером, считая, что «понимание» носит рационалистический, а не интуитивистский характер.
| 2 направление антипозитивизма – неоконтианство – антипозитивистское направление, изучающее проблему ценностей и выявляющее различия между естественными и социальными науками.
| - 2.1. Основоположник неокантианства в антипозитивизме – немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848-1915).
Взгляды В. Виндельбанда:
- В. Виндельбанд считал, что центральным в познании является оценка – «реакция чувствующей и желающей личности на определенное содержание познания».
- В. Виндельбанд выделил 2 вида наук:
1) естественныенауки («о природе») – науки о законах, для которых характерен номотетический (генерализирующий) метод – метод познания, целью которого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов;
2) историческиенауки («о культуре») – науки о событиях, для которых характерены методы:
- идиографический или описательный (индивидуализирующий) метод, ориентированный на установление неповторимых событий и явлений, а также
- трансцендентальный метод, выявляющий «ценности» и раскрывающий смысл научного познания.
- В. Виндельбанд считал, что нельзя создать положительную науку об обществе по примеру естествознания. Критиковал позитивизм.
Это старание «сделать из истории естествознание», что привело к «двум-трем тривиальным обобщениям, которые допустимы только при добросовестной оговорке об их многочисленных исключениях».
| - 2.2. Неоконтеанец в антипозитивизме – немецкий ученый Генрих Риккерт (1863-1936).
Взгляды Г. Риккерта:
- Г. Риккерт считал, что для естествознания целью познания являются общие понятия, а в истории они служат лишь необходимым средством постижения индивидуального.
- Г. Риккерт полагал, что критерием существенного в естествознании является повторяемое, естественные науки игнорируют индивидуальность и выделяют общее; а история – наоборот.
- Г. Риккерт был уверен, что социология не может заменить истории и не способна сообщить ничего нового о конкретной действительности, т.к. естественнонаучная обработка исторической действительности «насильственно связывает в мертвящую общность» то, что обладает жизнеспособностью только как раздельное.
|
4. Интегральные концепции:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|