Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Макросоциологические парадигмы




 

Таблица. Макросоциологические парадигмы
Основные черты макросоциологических парадигм: 1. провозглашение общества системой, являющейся самостоятельной реальностью, наделенной принуди­тельной силой, определяющей образ мыслей, действий и чувств индивидов. Система – целостная структура взаимосвязанных элементов, носящая целенаправленный характер, обладающая стабильностью, равновесием и отграниченностью от окружающей среды; 2. социологизаторская концепция личности – рассмотрение индивида как порождения социальной системы, результата социальных отношений и описание человека в системных категориях – статус, роль.
1-я макросоциологическая парадигма – марксизм
В середине XIX в. появилась марксистскаяпарадигма.
Основоположники «классического» марксизма – немецкий философ и экономист Карл Маркс(1818-1883) и его друг и соавтор Фридрих Энгельс(1820-1895). Взгляды К. Маркса: К. Маркс читал, что в основе общественного развития лежит способ производства, имеющий две стороны: а) производительные силы – люди, их опыт, знания, трудолюбие, а также созданные людьми средства производства (орудия труда, производственные здания, источники энергии, транспортные средства и т.д.); б) производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производства материальных благ. Производительные силы и производственные отношения составляют экономический базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя: право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство и религию. Экономический базис влияет на содержание надстройки и определяет общественно-экономическую формацию – исторический тип общества. К. Маркс выделял формации: а) азиатскую, б) античную, в) феодальную, г) современную. Однако в советском обществознании была распространена схема формаций, уточненная И.В. Сталиным: а) первобытная, б) рабовладельческая, в) феодальная, г) капиталистическая, д) капиталистическая. Смена формаций происходит в результате социальных революций. Причина социальных революций – конфликт производительных сил общества и производственных отношений. Основа капитализма – это присвоение капиталистом части производимого продукта как прибавочной стоимости. Такая эксплуатация порождает классовую борьбу пролетариата с буржуазией за справедливое распределение собственности и политической власти. В результате классовой борьбы и революции на смену капитализму неизбежно должен прийти коммунизм – справедливое общество, основанное на общественной собственности на средства производства и отсутствии государственного принуждения.   В конце XIX-начале XX вв. основные положения марксизма подверглись ревизии: - сначала «справа» (отказ от революции и переход к реформизму); - затем «слева» (конкретизация и ужесточение заложенных в марксизме революционных принципов).
2-я макросоциологическая парадигма – структурный функционализм
Помимо марксизма к числу макросоциологических концепций, близких содержанию и даже по форме изложения, следует отнести и структурный функционализм.
2.1. Основоположник структурного функционализма – американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979). Взгляда Т. Парсонса: Т. Парсонс пытался построить теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Для этого он соединил анализ индивидуального действия с анализом крупномасштабных социальных систем. Т. Парсонс исследовал социальное действие – обобщенную модель любого действия человека, взятую в ее сущностных чертах. Структура модели единичного действия Т. Парсонса («я иду в кино») д/з придумать свою модель единичного действия: - 1 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – субъект действия – «актор» (деятель); Актор – «я». - 2 элемент модели единичного действия Т Парсонса – цель действия – «предполагаемое будущее положение дел»; Цель действия – «посмотреть фильм». - 3 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – ситуация действия, состоящая из: ▪ «средств» – подконтрольных актору элементов ситуации; Средства ситуации – «наличие денег, свободного времени». ▪ «условий» – неподконтрольных актору элементов ситуации (биологическая природа деятеля, внешняя обстановка); Условия ситуации – «ливень на улице, спрос на билеты и их наличие в кассе». - 4 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – нормативная ориентация – ценности, нормы и идеи, актора, ограничивающие его при выборе целей и средств; Нормы и ценности – «принципы: если поставила цель, то ее добьюсь; не мешать другим смотреть фильм». - 5 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – принятие субъективных решений относительно средств достижения целей под давлением норм и ситуаций. Субъективные решения относительно выбора средств достижения цели: «куплю билет заранее или пойду раньше, чтобы взять билет; возьму с собой зонт».

 

Таблица. Общая система социального действия Т. парсонса
Общая система социального действия – совокупность социальных индивидуальных действий, имеющая две оси ориентации: - 1 ось ориентации социального действия – на события окружающей среды или на внутренние проблемы; - 2. ось ориентации социального действия – на кратковременные актуальные «средства» или на долговременные потребности и цели. Крестообразное расположение осей позволяет выделить 4 функции социального действия (по первым буквам соответствующих английских терминов название AGIL). Схема функций AGIL пригодна для описания любых систем на любых уровнях. более об­щие системы состоят из подсистем, выполняющих одну из четырех указанных функций.
Группа функций общей системы социального действия Функции общей системы социального действия Подсистемы обшей модели системы действия На уровне общества в целом функцию … выполняет … подсистема
1 группа функций – во внешней ориентации системы 1 функция – адаптация (Аdaptation) – потребность соотнесения с окружающей средой при использовании ее ресурсов; 1 подсистема – органическая подсистема – индивидуальная психофизическая конституция человека (т.е. инстинкты и биологические потребности, влияющие на конкретные социальные действия); На уровне общества в целом функцию адаптации выпоняет экономика
2 функция – целедостижение (Goal attainment) – постановка задач, стоящих перед системой; 2 подсистема – личностная подсистема – мотивационная структура индивида;   На уровне общества в целом функцию целедостижения выполняет политика
2 группа функций – во внутренней оси ориентации 3 функция – интеграция общества (Integration) – сохранение внутреннего порядка; 3 подсистема – социальная подсистема – образующая образцы поведения, взаимодействия и роли; На уровне общества в целом функцию интеграции выпоняет право и культура
4 функция – сохранение латентной (скрытой) структуры (Latent pattern maintenance), т.е. обеспечение внутренней стабильности, равновесия, сохранение основных ценностей общества. 4 подсистема – культурная подсистема – ценности и социальные нормы, необходимые для функционирования общества в целом. На уровне общества в целом функцию поддержания скрытого образца выполняют институты социализации (семья, школа, церковь, мораль и т.д.).
Т. Парсонс считал, что если каждый компонент социальной подсистемы выполняет определенную функцию в рамках широкой системы, все составные части системы взаимосвязаны и взаимообмениваются, а их взаимоотношения – это «входы» и «выходы» друг в друга.

 

 

Взгляды Т. Парсонса. Продолжение. Также Т. Парсонс в работе «Социальная система» обосновал «идею социального порядка» как основы выживания общества. Социальный порядок обеспечивает только «взаимная выгода и мирная кооперация» индивидов. Противоречия и конфликты ведут лишь к дестабилизации и гибели системы. Поэтому главная задача социологии – выработка рекомендаций по поддержанию порядка в обществе.
2.2. представитель структурного функционализма макросоциологической парадигмы – американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003) Р. Мертон выделил 2 вида функций элементов: ▪ 1 вид функций – функции (эвфункции) элементов наблюдаемые последствия, способствующие адаптации или приспособлению данной системы; ▪ 2 вид функций дисфункции элементов – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Также Р. Мертон выделял 2 вида функций с точки зрения ожидаемости последствий поступка: ▪ 1 вид – явные – заранее просчитанные и ожидаемые последствия поступка; ▪ 2 вид – латентные (скрытые) – изначально не предполагавшиеся, неожидаемые последствия поступка. Кроме того, Р. Мертон отмечал, что у одного и тот же элемент может иметь множество функций; а также одна и та же функция может выполняться разными альтерна­тивными элементами. Таким образом, наличие у общественного института определенных функций не исключает существования «функциональных альтернатив, эквивалентов и заменителей». Р. Мертон раскритиковал социологическую теорию Т. Парсонса за ее оторванность от данных конкретных социологических исследований (т.е. эмпирического фундамента). Общесоциологическая теория возникнет из концепций «среднего уровня», строящихся на базе эмпирических обобщений.
3-я макросоциологическая парадигма – парадигмы социальных изменений
В 60-х гг. XX в. на смену структурному функционализму, анализирующему статичное общество и отстаивающему неизменность и незыблемость, пришли критические концепции социальных измененийтеории, рассматривавшие социальное изменение не как адаптацию, а как перестройку социального порядка.
3.1. представитель концепций социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – французский социолог Ален Турен (р. 1925). Взгляды А. Турена: А. Турен выделил три основ­ных социологических подхода: - функционализм, - структурализм, - акционизм(или социологию действия) для анализа современного общества – общества развития. А. Турен считал, что центральное понятие социологии – это социальное действие – кол­лективное производство, творчество и труд, в ходе которых создается нечто новое – конф­ликты, институты, социальные связи и т.п. Признаки социального действия выступают: 1. ориентация на определенные групповые цели, 2. включенность актора в систему социальных отношений, 3. символическая (как правило, языковая) система взаи­модействия. По А. Турену, общество – это система, состоящая из действий-систем (=сис­тема систем действия), обладающая сложной структурой и способная воспроизводить, трансформиро­вать и конструировать себя и окружающую среду.
3.2. представитель концепций социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – американский социолог Амитай Вернер Этциони(р.1929). Взгляды А. Этциони: А. Этциони был сторонником системно-кибернетического подхода (задача подхода – разработка методов исследования сложноорганизованных объектов и объяснительных механизмов их развития) к анализу общества. Он соединил системный подход с идеями эволюционизма и разработал методы эффективного руководства социальными процессами. Главный тезис классической кибернетики – управление в машинах и людях происходит по принципу обратной связи. Кибернетическая система – это целеустремленная система, элементы которой способны воспринимать, запоминать, перерабатывать и обмениваться информацией. Она состоит из управляющей и управляемой подсистем. К.с. саморегулироваться и саморазвиваться. Связь – это процесс обмена информацией. А. Этциони выделил два типа социальных систем: 1. тип социальных систем – пассивные системы – это системы, только приспосабливающиеся к изменениям в среде. 2. тип социальных систем – активные системы – это системы, целена­правленно воздействующие на среду, а также изменяющие свою собственную структуру в соответствии с кибернетической схемой (планом еще не существующего будущего). А. Этциони выделил 3 фактора активности социальной системы:

 

Таблица. Факторы активности социальной системы и ее способности по А. Этциони По А. Этциони: – (в отличие от структурно-функциональной теории Т. Парсонса): контроль – ненормативное регулированиесложное взаимодействие власти и информации. – Уровень активности системы определяется степенью контроля и степенью согласия. – Соотношение контроля и согласия определяются целями социетального (социетальный – относящийся к обществу как к единому целому) управ­ления. Оптимальный уровень соотношения контроля и согласия будет разным в различных социальных системах.
Факторы активности соцсистемы Способности соцсистемы
1. Кибернетический фактор образовывает – способность системы собирать, обрабатывать и использовать знания о реальности, а также ставить цели и принимать решения образовывают контролирующу. способность системы образовывают управляющую способность социальной системы
2. Кратический фактор образовывает – способности осуществ­лять власть с помощью нормативно-символических средств контроля, насилия и распреде­ления материальных ресурсов
3. Консенсуальный фактор образовывает – способность приходить к согласию (консенсусу), которая присутствует в демократических обществах

 

Взгляды А. Этциони. Продолжение А. Этциони считал образцом «активного общества» социальную систему с высокой степенью контроля (как в тоталитарных обществах) с высоким уровнем согласия (как в странах де­мократии).
3.3. представитель концепций социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – американский социолог Эдвард Ашот Тирикьян (р. 1929). Взгляды Э. Тирикьяна: Э. Тирикьян изучал социетальное измене­ние (социетальный – относящийся к обществу как к единому целому). Социетальное изменение – всеобщая трансформация институциональных структур, происходящая на уровне целостного общества, выступающая в революционной форме и воплощающаяся в религи­озно-моральном содержании. Э. Тирикьян считал, что основа социальной жизни – это культура – совокупность моральных оценок, (многослойная) сложная система символов, выражающих определенные ценностные ориентации. Структура культуры – 2 сегмента: 1. сегмент (часть) культуры – институциализированный (организованный), ставший социальной структурой общества, 2. сегмент (часть) культуры – не­институционализированный (неорганизованный) сегмент. Борьба институциализированного и неинституциализированного сегментов культуры является источником социетального изменения в форме революции. Э. Тирикьян выделил 3 индикатора нарождающейся революции: 1. индикатор революции – воз­растание степени урбанизации; 2. индикатор революции – распространение сексуаль­ного промискуитета (нерегулируемых сексуальных отношений между полами) и исчезновение общественной нетерпимости к нему; 3. индикатор революции – возрастание активности не­институциональной религии. Главная задача социологии – отслеживание этих и других индикаторов революции.
3.4. концепция социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – конфликтологическая немарксистская парадигма (50-60-х гг. XX в.) – парадигма, рассматривавшая конфликт как решающий и позитивный фактор социального развития. В отличие от автора структурно-функциональной теории Т. Парсонса, рассматривавшем конфликт как социальную «болезнь», угрожающую нормальному функционированию системы.
§ 3.4.1. представитель конфликтологической немарксистской парадигмы – основоположник критической конфликтологии немецкий социолог и политик Ральф Дарендорф (р.1929). Взгляды Р. Дарендорфа: Р. Дарендорф считал, что социально-экономические противоречия прошлого сменились противостоянием господства и подчинения в современном мире. В результате крупные социальные клас­сы перестали существовать. Им на смену пришли «конфликтные группы», борющиеся за власть. господство одних и подчинение других (неравномерное распределения нормативных полномочий) порождает социальный конфликт. Основная масса людей, имеющих «относительно удобное существование», стремится его сохранить и затрудняет процесс социальной мобиль­ности, т.е. стремится ограничить доступ к власти людей более низкого статуса. Борьба индивидов за повышение своего положения сменила классовую борьбу и стала причиной конфликта. Р. Дарендорф считает, что общество без социальной мобильности нежизнеспособно. Поэтому конфликт является важнейшим фактором социального прогресса. Главная задача современного общества – это «рациональное регулирова­ние» конфликтов, направление их в нужное «институционализированное» русло, а не подавление противоречий.
§ 3.4.2. представитель конфликтологической немарксистской парадигмы – американский социолог Льюис Козер (р.1913). Взгляды Л. Козера: Л. Козер считает, что конфликт – столкновение интересов и ценностей, проявляющееся в идейном противоборстве взаимодействующих сто­рон и ведущее к социальной напряженности и конфронтации. это идеоло­гическое явление. Конфликт отражает борьбу групп и индивидов за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т.п. Конфликт сплачивает группы перед лицом внеш­ней опасности, способствует социаль­ной интеграции и укрепляет групповое самосознание. Единственный конструктивный способом разрешения конфликтов – это компромисс – добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. Консенсус (согласие) и снижение конфронтации (противостояния, противоборства) возможно только при направлении противоречий в институциональное русло, регулировании споров через переговоры. При умелом разрешении конфликты – это страхующий клапан системы, адаптирующий общество к изменившимся условиям с помощью реформ и интегративных усилий. Таким образом, конфликты предотвращают окостенение социальной системы и открывают дорогу новшествам.
По Р. Дарендорфу и Л. Козеру, общество осуществляет себя через конфликтные ситу­ации (баланс конфликтов): результирующая их разрешения фор­мирует существующие социальные структуры и отношения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных