Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая оценка доктрины




Положительная истина христианства в ее целости не покрывается философскими убеждениями Оригена. Он наполовину остается эллином, нашедшим в эллинизованной религии евреев (сильнейшее влияние Филона) некоторую твердую опору для своих воззрений, но внутренне неспособным понять особую, специфическую сущность нового откровения, при самом решительном желании ее принять.

Для мыслящего эллина противоположность бытия материального и духовного, чувственного и умопостигаемого оставалась без настоящего примирения, как теоретического, так и практического.

Христианство, по существу своему, есть принципиальное и безусловное упразднение этого дуализма. Принесенная им «добрая весть» относится к спасению целого человека, с включением его телесного или чувственного бытия, а через него и всего мира, то есть с включением материальной природы: «нового неба и новой земли по обетованию Его чаем, идеже правда живет». Эта идея духовной чувственности, обожествляемой телесности или богоматерии, определяющая собою собственно - христианскую мудрость, была «безумием для эллинов» как видно это и у Оригена.

По его мысли воплощение, и воскресение Христа было только одной из воспитательных мер, принимаемых божественным педагогом Логосом. Цель дела Божия на земле - воссоединение всех умов с Логосом, а через Него и с Богом-Отцом или Самобогом (Αύτόθεος). Но умы плотские и загрубевшие в чувственности неспособны придти к этому воссоединению путем мышления и умственного озарения. Поэтому они и нуждаются в чувственных впечатлениях и наглядных наставлениях, которые и получили благодаря земной жизни Христа.

Так как всегда были люди способные к чисто умственному общению с Логосом, то, значит, воплощение Христа было нужно только для людей, стоящих на низкой степени духовного развития.

С этим непониманием христианства в его основном пункте связана у Оригена и другая особенность, упомянута выше - превознесение отвлеченно-духовного смысла Библии и пренебрежение к ее смыслу историческому.

Далее, односторонне-идеалистический индивидуализм Оригена лишал его возможности понять христианский догмат о первородном грехе или о реальной солидарности всего человечества в его земных судьбах.

Точно также во взгляде на значение смерти он радикально расходится с христианством. Для платонического идеалиста смерть есть вполне нормальный конец телесного существования, как недолжного и бессмысленного. Несовместимое с таким взглядом утверждение апостола: «последний враг истребится - смерть» он обходит слишком легко, через произвольное отождествление смерти с Диаволом.

Учение о непременном фатальном воссоединении всех духовных существ с Богом, трудно согласимое со Священным Писанием и церковным Преданием и не имеющее твердых разумных оснований, находится в логическом противоречии и с дорогим для Оригена принципом свободной воли, ибо эта свобода предполагает:

1) возможность постоянного и окончательного решения противиться Богу

2) возможность новых падений для существ уже спасенных.

Хотя Ориген был верующим христианином, и философски образованным мыслителем, но он не был христианским мыслителем или философом христианства. Вера и мышление были у него связаны в значительной степени лишь внешним образом, не проникая друг друга.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных