Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке




План:

1. Взаимодействие экономики, политики и идеологии.

2. Социально-экономическое развитие Беларуси в советский период.

3. Особенности социально-экономического развития Беларуси в постсоветский период.

4. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Бе­ларусь.

1. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. В раз­витии общества решающую роль играет взаимодействие и взаимо­связь экономики, политики и идеологии, которая проявляется, с од­ной стороны, во влиянии экономических условий и практик на по­литику и идеологию, а с другой – в политической и идеологической обусловленности экономической деятельности. Экономические от­ношения формируют и поддерживают особый тип общественных отношений. Например, одни социальные группы будут заинтересо­ваны в снижении налогов и сокращении социальных расходов госу­дарственного бюджета, другие – нет. Соответственно разные соци­альные группы в зависимости от экономических предпочтений бу­дут выступать с различными политическими требованиями, программами. Экономические интересы «заставляют» бизнес-элиту


финансировать избирательные кампании, непосредственно воздей­ствовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса реше­ний. Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к существующей власти, являются причинами ее смены и даже революций. Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует прак­тика давления западных правительств на правительства стран-экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье либо практика обеспечения в других регионах мира интересов собственных транс­национальных корпораций. Зависимость политики и вообще соци­ального развития от производственных сил и экономики была абсо­лютизирована в марксизме, что дало В. Ленину возможность опре­делять политику как «концентрированное выражение экономики». Однако ортодоксальная марксистская позиция, согласно которой политика полностью зависит от экономики, не соответствует прак­тике ее воплощения в жизнь самими марксистами (например, в СССР экономика полностью подчинялась идеологии и политике проводимой Коммунистической партией). Эта позиция не позволяет отметить относительную автономность и влияние политики и идео­логии на экономику и объяснить ряд исторических примеров, кото­рые не укладываются в эту схему (например, как на основе рабовла­дельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что об­щества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой и государственной идеологией. Например, современная рыночная экономика может со­четаться как с демократической, так и с авторитарной властью. По­литика, а за ней и экономика, могут определяться культурными, гео­графическими и природными факторами, социальными, историче­скими, религиозными и идеологическими особенностями развития определенного общества. Например, в Афганистане 1990-х гг. дол­лар США не являлся платежеспособным средством исключительно по идеологическим соображениям.

Влияние политики и идеологии на экономику проявляется в про­ведении государствами экономической политики (то есть системы хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения экономикой страны определенных целей), которая зависит от идеологических установок и предпочтений. Например, при либеральной ориентации в организации экономической жизни решающее значение приобретают стихийные силы рынка и конку-124


ренция, а при социалистической – государственное управление эко­номикой.

Идеологические приоритеты, таким образом, влияют на образ общества, понимание общественного блага и экономики, что можно продемонстрировать при сопоставлении индивидуалистические и коллективистские установки. Различия в базовых идеологических установках влекут за собой различную организацию экономики, на­пример, по либеральной модели (с преобладанием частной собст­венности и рыночной экономики) или по социалистической (с при­оритетом общественной собственности и управляемой экономики).

Вопрос о том, в какой мере допустимо политическое, государст­венное вмешательство в экономику является спорным и решается различными идеологическими направлениями и экономическими школами по-разному. Однако с определенностью можно сказать, что во взаимоотношениях между политикой и экономикой необхо­димо избегать крайностей, то есть как чрезмерной политизации эко­номики, так и полной ее независимости от интересов государства. Господство экономических оценок в иных сферах деятельности превращает человека в часть тотального механизма общества по­требления, в котором он проводит свою жизнь в бесконечном про­цессе производства благ и их приобретения, занимается только тем, что зарабатывает и тратит деньги. С другой стороны, администра­тивно-командное управление экономикой основанное на опреде­ленной идеологии и не учитывающее факторов экономической ре­альности оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом то­варов, потерей экономической заинтересованности трудящихся в производстве качественных товаров и их конкурентоспособности, что в конечном итоге заканчивается кризисом общественной систе­мы. Следовательно, существует необходимость поддерживать поря­док посредством регулирования экономических отношений, сдер­живать негативные проявления рынка средствами политики. По­требность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких потрясений и войн, а также в условиях реформи­рования экономики. Для успешного экономического развития большое значение имеет способность политики обеспечивать в об­ществе представительство различных групп и интересов, согласова­ние и координацию деятельности многочисленных субъектов, недо­пущения политических конфликтов в результате использования та­ких средств, как переговоры, уступки, компромиссы.


2. Социально-экономическое развитие Беларуси в советский период. Действующая экономическая система Беларуси сформиро­валась в основном как часть единого народнохозяйственного ком­плекса СССР, в рамках которого она развивалась достаточно высо­кими темпами. Особенно быстро формировались отрасли машино­строения и металлообработки. Созданная разветвленная система подготовки высококвалифицированных кадров, специалистов и ученых по многим профессиональным направлениям способствова­ла ускоренному развитию наукоемких отраслей и производств (ра­диоэлектронной, электротехнической, оптико-механической про­мышленности, приборостроения и др.). Важное место занимали от­расли химической и нефтехимической промышленности, в частности производство минеральных удобрений, химических воло­кон и нитей; продукция нефтехимии, которые были ориентированы преимущественно на удовлетворение общесоюзных потребностей. Имея разносторонние хозяйственные связи со многими предпри­ятиями союзных республик, Беларусь являлась своеобразным «сбо­рочным цехом» для СССР. Мощности многих белорусских пред­приятий вводились в эксплуатацию преимущественно на основе ре­сурсов всего СССР. Возведение крупных промышленных объектов и коммуникаций потребовало создания мощного строительного комплекса и многопрофильной отрасли по производству строитель­ных материалов, конструкций и деталей с развитой сетью проект­ных организаций. Умеренный климат Беларуси, постоянные и зна­чительные вложения средств в сельское хозяйство, специализиро­вавшееся на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, картофелеводстве и льноводстве, обеспечивали относительно высо­кий уровень его развития. По производству продукции животновод­ства на душу населения Беларусь несколько уступала лишь респуб­ликам Прибалтики. Страна в основном сама обеспечивала себя про­довольствием и была его стабильным поставщиком в общесоюзный фонд, в частности в Москву, Санкт-Петербург (Ленинград), районы Крайнего Севера и др.

Вместе с тем, располагая мощным машиностроительным ком­плексом, республика не удовлетворяла собственных потребностей в машинах и оборудовании для агропромышленного комплекса, в продукции легкой и деревообрабатывающей промышленности, культурно-бытовом обслуживании населения, в результате чего в Беларусь завозились в больших объемах многие товары народного потребления. Практически все предприятия машиностроения и мно­гие предприятия и организации других отраслей республики рабо-126


тали на оборонный комплекс. Вместе с благоприятными экономиче­скими условиями в экономике и хозяйственной деятельности Бела­руси периода СССР наблюдались многочисленные кризисные фак­торы: рост дефицита компетентного и прогрессивного государст­венного управления; неоправданная централизация правовых, контрольных и властных полномочий; пренебрежительное отноше­ние государственной власти к науке и ее рекомендациям и в резуль­тате выпадение страны из мирового процесса обмена высокими тех­нологиями; быстро стареющая материально-техническая база и па­дающая эффективность накопленного производственного потенциала; снижение заинтересованности в качественном труде, повышении профессионализма, особенно в проявлении творческой активности, отсутствие социальной защиты инициативных людей, их поддержки и поощрения, право на инициативу. Об идущих нега­тивных процессах очень емко и точно сказал первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров: «Мы идем от плохого к худшему». Попыткой реформирования социализма была «перестройка», которая стала проводиться без должной научной проработки. При проведении ре­форм, не затрагивающих монополизм государственной собственно­сти на средства производства, эффективность производства остава­лась относительно низкой. Советский Союз по-прежнему занимал одно из первых мест по общим объемам выпуска продукции, но од­но из последних среди развитых стран по производству товаров на­родного потребления, работ, услуг и их качеству. В этих условиях каждая республика стала искать свои пути выхода из кризиса, видя его в расширении экономической самостоятельности как республик, так и внутриреспубликанских регионов. Изъяны экономического и политического устройства СССР, неэффективность руководства в проведении внутренней и внешней политики, «холодная война» ме­жду США и СССР и огромные затраты на обеспечение гонки воо­ружений, подрывавшей советскую экономику явились внутренними предпосылками дезинтеграции в СССР.

3. Особенности социально-экономического развития Белару­си в постсоветский период. В начале 90-х гг. независимое белорус­ское государство столкнулось с существенными трудностями в со­циально-экономической сфере, которые в значительной мере обу­словили распад СССР и переход к новой для страны форме социально-экономического развития, основанной на рыночных от­ношениях. После распада СССР были разорваны экономические связи между его бывшими республиками, начался процесс разруше-127


ния единого рублевого пространства и установления границ, тамо­жен и т. д. Форсированная изоляция страны привела к гиперинфля­ции, обесцениванию сбережений граждан, потере сырьевых ресур­сов, оборотных средств и инвестиций промышленными предпри­ятиями. Экономика Беларуси после распада СССР потеряла возможность получать дешевые энергоносители и утратила тради­ционные рынки сбыта (экспорта) своих производителей (в условиях СССР они были ориентированы на рынки советских республик). Ситуация потребовала формирования новых социальных, политиче­ских и экономических институтов суверенного государства, а также преобразования ранее действовавших в СССР структур и институ­тов, регулирующих экономические процессы. Трудность решения указанных задач усугублялась последствиями Чернобыльской ава­рии, которые до сих пор оказывают огромное негативное экологи­ческое и социальное влияние и требуют отвлечения значительных материальных и финансовых ресурсов из экономики страны для их нейтрализации. Однако, несмотря на экономический кризис 1991– 1995 гг., Республика Беларусь смогла к 1996 г. преодолеть спад производства и достигнуть в последующие годы ежегодного при­роста ВВП, стабилизировать положение на внутреннем потреби­тельском рынке, восстановить систему управления экономикой, улучшить систему социальной защиты населения. В постсоветский период формируется белорусская модель социально-экономического развития, для которой характерны: сильная госу­дарственная власть, обеспечивающая политическую стабильность и общественный порядок; социально ориентированная рыночная эко­номика; интеграция с Россией и другими странами СНГ, прежде всего в экономической сфере. Такая модель позволила преодолеть глубокий спад производства, развернуть рыночные реформы, избе­гая при этом социальных потрясений, формирования олигархии и проникновения криминала во власть; дала возможность стабильного пенсионного обеспечения и т. д. Это свидетельствует, что Респуб­лика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.

4. Национальная стратегия устойчивого развития Республи­ки Беларусь. Устойчивое развитие. Термин «устойчивое разви­тие» (не совсем точный перевод с англ. sustainable development) впервые встречается в Декларации первой Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) и работах Римского клуба, ко­гда была осознана связь между проблемами окружающей среды,


экономическим и социальным развитием человечества. Он получил широкое распространение после публикации доклада, подготовлен­ного для ООН в 1987 г. специально созданной Международной ко­миссией по окружающей среде и развитию. Концепция (стратегия) устойчивого развития, сформулированная в документах Конферен­ции ОНН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро возникла на пути поиска решения экологической и других глобальных проблем, прежде всего проблем, связанных с взаимодействием природы и общества, претендуя на то, чтобы дать позитивный ответ на вопрос, быть или не быть человечеству. Сло­восочетание «устойчивое развитие» нередко ассоциируется со ста­бильностью, устойчивостью в механическом смысле, что не отража­ет адекватно содержание обозначаемого им понятия. Понятие «ус­тойчивое развитие» объединяет представления о двух основных признаках: 1) возможности выживания человечества; 2) его способ­ности к дальнейшему неопределенно долгому управляемому разви­тию при сохранении биосферы (и ее устойчивости) как естествен­ной основы жизни на Земле. В концепции устойчивого развития со­единяются знания из всех основных областей науки, но наиболее существенными на современном этапе ее развития оказываются фи-лософско-мировоззренческие взгляды и прогнозы грядущего взаи­модействия природы и общества. Устойчивое развитие удовлетво­ряет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу спо­собность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Улучшение качества жизни людей должно обеспечи­ваться в тех пределах, превышение которых приводит к разруше­нию естественных механизмов регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Концепция устойчивого развития имеет также социально-политическое и экономическое измерение, по­скольку ориентирует на соразмерное развитие всех регионов, сооб­ществ и экономических отраслей.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Концептуальной основой модели социально-экономического развития Республики Беларусь в современных ус­ловиях является Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР). В Беларуси идея устойчивого развития получила признание в силу сложной социально-экономической ситуации в стране после распада СССР. Наша республика испытывала ряд трудностей, свя­занных с экономической зависимостью от регионов бывшего СССР, устаревшими промышленными технологиями, чернобыльской ката­строфой. Национальная стратегия устойчивого развития была при-129


нята в 1997 г., а с учетом опыта ее реализации в 2004 г. была разра­ботана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 г. Ее разработка осуществлялась с учетом реализации «Декларации тысячелетия» принятой Генераль­ной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уров­не по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.). В прикладном плане модель устойчивого развития Беларуси – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих преду­преждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Нацио­нальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные на­правления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механиз­мы, системы управления и координации на локальном, региональ­ном, национальном и международном уровнях.

Для перехода к устойчивому развитию НСУР-2020 предполагает долгосрочный период, включающий два этапа социально-экономического развития.

На первом этапе (до 2010 г.) основной целью является повыше­ние качества и уровня жизни населения на основе развития и эффек­тивного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффектив­ное производство благ и услуг, обладающей потенциалом долго­срочного динамичного роста. Приоритетными направлениями в этот период являются: развитие человеческого потенциала на основе ка­чественного совершенствования систем образования, здравоохране­ния, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; ин­новационное развитие национальной экономики; наращивание экс­портного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологич­ных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

На втором этапе (2011–2020) предполагается достигнуть гармо­низации взаимоотношений общества и природы и перенесения ак-130


цента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на ду­ховно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с посте­пенным освобождением от стереотипов потребительства. Экономи­ческое развитие предусматривается обеспечивать за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, расширения частного биз­неса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных про­цессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансирован­ного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствова­ние социальных процессов должно базироваться на принципах зре­лой демократии и гражданского общества.

Основные приоритеты социально-экономической политики в соответствии с НСУР. Основными факторами устойчивого разви­тия должны стать: человеческий, научно-производственный и инно­вационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географи­ческое положение страны, а движущими силами - высокий интел­лект, инновации и благосостояние. Обеспечение устойчивого развития Беларуси предполагает решение определенных задач.

■S В области совершенствования государственности - это формирование эффективного правового государства, создание зако­нодательной базы и механизмов применения законодательства; обеспечение гарантий прав и свобод личности; усовершенствование механизмов местного управления и самоуправления.

S В экономической сфере - это построение высокоэффектив­ной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регули­рования; адаптация национальной экономики к новым условиям мирового развития, где ведущими тенденциями стали глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, формирование транснациональных корпораций, региональных ин­теграционных объединений стран; повышение эффективности энер­гопроизводства и энергопотребления с целью повышения конкурен­тоспособности продукции, снижение доли и масштаба энерго- и ма-териалоемких производств, замены неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах; повышение производительности труда и эффективности хозяйство­вания во всех сферах экономики; укрепление национальной финан­совой системы и обеспечение устойчивого функционирования эко­номики; снижение непроизводительных государственных расходов


и уменьшение на этой основе налогового бремени; создание благо­приятного инвестиционного климата и системы справедливого це­нообразования; обеспечение прав собственности и субъектов хозяй­ствования, создание равных условия для функционирования раз­личных форм собственности, оказание государственной поддержки предпринимательству, развитие малого и среднего бизнеса; прове­дение внешней политики, направленной на развитие интеграцион­ных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

S В области общественного развития - это развитие институ­тов демократии и гражданского общества, партнерства между госу­дарством и гражданским обществом; изменение системы общест­венных ценностей, общественных институтов и образа жизни, то есть всей социально-экономической парадигмы развития, для того, чтобы человек стал не средством и фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью, а развитие личности человека — основой и критерием гармонизации системы природа — человек — общество; обеспечение взаимной ответственность друг перед дру­гом всех субъектов общества (государства, личности, общественных институтов).

S В социальной сфере - это реализация социальной справедли­вости, понимаемой как пропорциональное распределение благ в со­ответствии с заслугами, потребностями и возможностями каждого человека на основе принципов гуманности, адресности и комплекс­ности; проведение государством активной социальной политики, направленной на обеспечение социальной стабильности в обществе; обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения; создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, по­зволяющих им собственным трудом обеспечить свое благосостоя­ние; обеспечение роста реальных денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни; снижение уровня безработи­цы и обеспечение рациональной занятости населения на основе со­хранения рабочих мест на действующих предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, ор­ганизации систем подготовки и переподготовки кадров; развитие системы социального страхования, при которой обеспечиваются га­рантии по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для этого; повы­шение уровня пенсионного обеспечения; повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания по-


мощи малообеспеченным слоям населения, рационализации систе­мы льгот, улучшения социального обслуживания и др.; обеспечение всех нуждающихся комфортным, долговечным, доступным для всех слоев населения жильем; решение демографических проблем сни­жения рождаемости и продолжительности жизни, старения населе­ния; нравственное и экономическое укрепление института семьи; охрана материнства и детства, обеспечение благоприятных условий для рождения детей и их воспитания; совершенствование системы здравоохранения; увеличение доли финансирования этой отрасли; совершенствование стандартов в области здравоохранения; созда­ние государственного механизма поддержки здорового образа жиз­ни; развитие физической культуры и спорта.

У В области экологии - это соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду; экологическая ори­ентация развития общества, проведение активной государственной экологической политики, предусматривающей взаимосвязь эколо­гической, экономической и социальной составляющих развития го­сударства; развитие системы экологического образования и просве­щения всех слоев общества, подготовка экологических кадров; обеспечение открытости экологической информации и участия об­щественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды; совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режи­мов природопользования, лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию; снижение негативного воз­действия на окружающую среду и улучшение ее качественного со­стояния, восстановление нарушенного экологического равновесия и экосистем; преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; обеспечение эффективного природопользования без истоще­ния природных ресурсов, рациональное их использование и эконо­мия, развитие ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, снижающих энергопотребление и замена ими ныне су­ществующих, развитие неэнергоемких производств, увеличение до­ли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов; пере­ход на возобновляемые альтернативные источники энергии; плат­ность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, неотвра­тимость правовой и экономической ответственности за экологиче­ски опасное, нерациональное и неэффективное использование при­родных ресурсов; снижение антропогенной нагрузки на экосистемы,


восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.; формирование оптимальной сис­темы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия; расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природо­пользования; последовательный переход на международные стан­дарты технологий и производимой продукции, выполнение обяза­тельств по международным соглашениям в области охраны окру­жающей среды и рационального природопользования.

S В области развития культуры и нравственности и образо­вания следует исходить из принципа, что, развиваясь сама по себе, без опережающего или хотя бы параллельного нравственного роста человечества, научные исследования могут привести к катастрофи­ческим последствиям, ярким примером чего является современный экологический кризис, нарастающий с каждым днем в результате неудержимого научно-технического прогресса. Отдаляясь от мо­ральных ценностей, наука становится бездуховной, а ее применение теряет нравственные, гуманистические ориентиры. В связи с этим необходимо: воспитание высокообразованного, творческого челове­ка и создание здорового нравственного климата в обществе; разви­тие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры на­ряду с поддержкой культурных инноваций; обеспечение равного доступа всех граждан страны к культурным благам и информацион­ным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры; бережное отношение к историческому наследию предков и сохранение самобытности национальных традиций; про­паганда нравственности, знаний и информации, обеспечивающих развитие потенциала личности человека; повышение уровня и каче­ства образования граждан, переход к массовому высшему образова­нию; улучшение информационного обеспечения научно-технической и образовательной деятельности путем создания и вне­дрения современных технологий; кардинальное повышение оплаты труда в сфере науки и образования.

Таким образом, реализация белорусской модели устойчивого развития должна обеспечить необходимый рост объемов и темпов производства, повышение материального благосостояния народа и укрепления здоровья людей, развитие культуры, образования, нау­ки, укрепление безопасности страны. Национальная стратегия ус­тойчивого социально-экономического развития Республики Бела-


русь – это важнейший идеологический документ предполагающий выведение страны на интеллектуально-инновационный путь разви­тия и призванный способствовать достижению качественно нового состояния общества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опишите, как взаимосвязаны и взаимодействуют экономика, политика и идеология.

2. Укажите положительные и отрицательные факторы социаль­но-экономического развития Беларуси в советский период.

3. Раскройте особенности социально-экономического развития Беларуси в постсоветский период.

4. Поясните термин «устойчивое развитие». Перечислите основ­ные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных