Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Белорусская общность, национальная идея и государст­венность




План:

1. Общество, государство, нация.

2. Становление белорусской государственности и формирование бе­лорусской нации.

3. Национальная идея и государственная идеология.

4. Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность.

1. Общество, государство, нация. В государстве представлены и теснейшим образом сплетены этно-национальные, социокультур­ные и гражданские интересы людей и их общие цели. В этой связи необходимо указать на различия между понятиями «государство», «общество» и «нация» и на неразрывную связь и взаимодействие этих феноменов. Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, их свободная ассоциация в составе семей, социальных и культурных групп и т. д. Общество представляет собой родовое понятие, в то время как госу­дарство – один из возможных видов общественной самоорганизации людей. Другой формой организации людей может служить этниче­ская общность, то есть исторически возникший вид устойчивой со­циальной группировки людей, представленный племенем, народно­стью или нацией. В отличие от организаций и институтов, этниче­ские общности возникают независимо от воли и сознания людей под влиянием объективных причин. Высшей формой этнической общ­ности и одновременно социальной структуры тесно связанной с го­сударством является нация (от лат. natio — ‘племя, народ’) – этно­социальная, культурно-историческая и духовная общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их террито­рии, экономических связей, литературного языка, этнических осо­бенностей, культуры и характера. Современные ученые связывают нацию с определенным народом, и включают в число ее сущност­ных признаков общность самосознания и социальной структуры, а также принадлежность к определенному государству. В отличие от


«нации», «этносы» не имеют политической окраски, то есть не ста­вят перед собой политических задач и не стремятся к созданию сво­их собственных этнических государств. В связи с этим фактически до XVIII в. мир не знал национальных государств и наций. Форми­рование нации предполагает подчинение родовых, племенных, ар­хаических, патриархальных начал универсальным принципам и ин­тересам в пределах определенной территории (страны, государства). Это происходит на основе общности культуры, истории и близости языка при наличии политической воли к единству, без которой на­ция может и не состояться. Носителем этой воли является нацио­нальная интеллигенция, элита общества, разрабатывающая концеп­цию национального объединения и обосновывающая необходи­мость этого объединения. Постепенно у людей вырабатывается чувство патриотизма и осознание своей национальной принадлеж­ности, стираются культурные и языковые различия между родст­венными этническими группами, возникает литературный язык и единая система национального образования. И наконец, у форми­рующейся нации возникает необходимость в политическом самооп­ределении, наиболее приемлемой формой которого является нацио­нальное государство во главе с представителями своей собственной нации. В большинстве случаев это длительный исторический про­цесс, на различных этапах которого в орбиту нации попадает все более широкий круг этносов и народов. Однако нация, как общность людей с общим языком, традициями и культурой, не всегда совпа­дает с государственными или политическими узами. С одной сторо­ны, государство стремится объединить гетерогенные этнические об­разования в единую нацию, с другой – эти образования проявляют склонность к тому, чтобы самим объединиться в единое политико-юридическое сообщество и образовать независимые государства. Таким образом, в отличие от всех предшествующих форм самоорга­низации человеческого общества нация представляет собой не толь­ко естественноисторическую, но в первую очередь политическую форму, внешними признаками которой является государство.

2. Становление белорусской государственности и формиро­вание белорусской нации. Поскольку формирование современной идеологии белорусского государства требует творческого осмысле­ния исторического опыта народа в различных областях социальной жизни и государственного строительства, а также его интеллекту­альных и культурных достижений, необходимо указать основные


этапы истории становления белорусской государственности, фор­мирования белорусской нации и культуры.

Исторически различают четыре этнические эпохи на Беларуси:

1) время заселения ее территории индоевропейскими племенами;

2) балтская эпоха (начинается примерно на рубеже III– II тыс. до н.э.); 3) эпоха славянского заселения Беларуси (VI– XIV вв. н.э.); 4) становление и развитие белорусской народности, а затем белорусской нации (начинается с XIV в.). На последние две эпохи этнической истории Беларуси, связанные со славянским засе­лением ее территории и формированием белорусской народности и нации приходится становление белорусской государственности, в истории которой в соответствии с особенностями социально-политической и культурной жизни можно выделить шесть перио­дов.

I. Полоцкий период (IX–XIII вв.). В VI–IX вв. на территории со­временной Беларуси расселились восточнославянские племена кри­вичей, дреговичей и радимичей. Начиная с VIII в. у них складывает­ся предшествующее государственному общественное устройство, называемое военной демократией, предполагавшее выделение воен­ной племенной знати (дружины) во главе с князем, на которых воз­лагались основные функции управления, и наличие собрания всех членов племени (веча), которое собиралось в исключительных слу­чаях и решало важные для всего племени вопросы. Постепенно ко второй половине X в. эти племенные объединения трансформирова­лись в феодальные княжества. На территории современной Белару­си таких княжеств образовалось два Полоцкое (столичный город ко­торого Полоцк впервые упоминается в 862 г.) и Туровское (Туров упоминается в летописи под 980 г.). До конца X в. Полоцкое и Ту-ровское княжество развивались как самостоятельные, здесь сущест­вовали местные княжеские династии. При великом киевском князе Владимире оба княжества попали в зависимость от Киева. Туров-ское княжество полностью было подчинено великокняжескому пре­столу, а полоцкие князья вели борьбу с Киевом за самостоятель­ность, которая продолжалась с перерывами около 100 лет. Наивыс­шего расцвета и экономического могущества Полоцкое княжество достигло при князьях Брячиславе Изаславиче (1001–1044) и его сы­не Всеславе (Чародее) (1044–1101). После смерти Всеслава Чародея, когда власть в княжестве была передана семи его сыновьям, на тер­ритории Беларуси начинается удельный период, или период фео­дальной раздробленности.


Важнейшим событием в истории белорусской государственности и культуры в этот период было крещение Руси в 988 г. Принятие христианства стало началом новой культурно-исторической эпохи на территории Беларуси, когда, унаследовав традиции античности и христианского мира, Киевская Русь, в которую входили Полоцкое и Туровское княжества, присоединилась к христианской цивилизаци-онной общности и выработанным ею духовно-мировоззренческим ценностям. С одной стороны, после крещения Киевская Русь приоб­рела черты общности культуры и государственного управления, племенные различия все больше отступали на второй план (напри­мер, в 1169 г. последний раз упоминается термин «радимичи»), воз­никла этнокультурная общность восточных славян, называемая Ру­сью. Однако, с другой стороны, на мировоззренческом фундаменте христианства возникла самобытная древняя белорусская культура, литература, философская, этическая и политическая мысль, уже то­гда ярко проявившиеся. В эту эпоху интенсивно распространяется просвещение, неутомимым деятелем которого была Евфросиния Полоцкая (ок. 1110–1173). Образование становится достоянием ши­роких слоев населения, зарождается самобытная литература, вы­дающимися представителями которой были писатели Кирилл епи­скоп Туровский (ок. 1130 – ок. 1182) и митрополит Киевский Кли­мент Смолятич (умер после 1164). Кирилл Туровский, названный русским златоустом по праву считается одним из родоначальников восточнославянской словесности, стоящим у истоков ее литератур­ного языка, которому он придал возвышенность и необычайную вы­разительность. Основой творческого наследия указанных мыслите­лей и просветителей является забота о воспитании, духовно-нравственном совершенствовании людей и справедливом общест­венно-политическом порядке в соответствии с этическими принци­пами христианства – милосердием, состраданием и справедливо­стью. В это же время на территории Беларуси возникают обладаю­щие уникальными чертами самостоятельные архитектурные школы (началом белорусской архитектуры можно считать построенный Всеславом Чародеем в 50-е гг. XI в. Софийский собор в Полоцке, ставший символом христианства и государственности), развивается особый стиль в изобразительном искусстве (об этом свидетельству­ют сохранившиеся до наших дней фрески Спасского собора в По­лоцке).

II. Литовско-белорусский период (XIII–XVI вв.). В XIII в. на территории Беларуси началось формирование одного из крупней­ших государств Восточной Европы эпохи Средневековья – Велико-66


го княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель, границы которого во второй половине XIV в. простирались от Бал­тийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смо­ленщины с запада на восток. Произошло это по причине того, что начиная с XIII в. белорусские земли находились под постоянной уг­розой нападения с юго-востока со стороны монголо-татар и с севе­ро-запада со стороны крестоносцев Тевтонского и Ливонского ор­денов, обосновавшихся в Пруссии и Прибалтике. Для защиты от внешней угрозы местные князья приняли участие в создании Вели­кого княжества Литовского, подчиняясь, с одной стороны, литов­ским князьям, которые имели сильные военные дружины, но, с дру­гой стороны, оказывая на них культурно-цивилизационное, религи­озное и языковое влияние. При политическом господстве литовской княжеской династии административное управление Великого кня­жества, его социально-экономическое и культурное развитие по большей части определялись восточнославянскими землями, кото­рые составляли 9/10 всей территории государства. Язык этих земель (древнебелорусский), еще в XIII в. приобретший специфические черты и особенности, стал государственным языком Великого кня­жества Литовского, на котором издавались законы и велась офици­альная переписка.

В течение XIV–XVI вв. на основании политического объедине­ния в рамках Великого княжества Литовского, этнических, культур­ных и экономических связей между отдельными областями будущей белорусской территории формируется белорусская народность. Од­нако в силу географического положения на границе западноевро­пейской и русской культур, ареалов распространения православия и католицизма территория Беларуси часто подвергалась переделу, а ее население и культура находились в условиях полилингвизма, когда общение и творчество осуществлялось не только на государствен­ном старобелорусском, но и на церковнославянском, латинском и польском языках. Этим объясняется национальная неоднозначность и то, что самоидентификация и самоназвание населения Великого княжества Литовского носили, в основном, локальный характер и основывались больше на принадлежности к определенной террито­рии, местности, региону, социальной или религиозной группе (пра­вославные, католики, шляхта, мещане и т. д.). В предыдущий пери­од все население восточнославянского региона носило общее назва­ние «русские», а территория — «Русь». В конце XIV в. впервые встречается термин «Белая Русь», первоначально употреблявшийся в отношении Полоцкой земли, а позже распространившийся на


Подвинье и Поднепровье и центральную часть белорусских земель. Термины «Белая Русь» и «Русь» довольно часто выступали как тож­дественные, однако для Ф. Скорины содержание понятий «Русь» и «русский» имело не столько общее восточнославянское, но скорее западнорусское (белорусское) значение. Белорусские земли и их на­селение в документах также назывались «Литва» и «литовцы» или «литвины», в соответствии с их принадлежностью к подданным Ве­ликого княжества Литовского, в отличие от граждан Московского государства. Например, в документе середины XVI в. жители Вели­кого княжества Литовского назывались «народом христианским русским литовским», а Московского государства – «народом рус­ским московским».

Объединение белорусских земель в границах одного государства, формирование белорусского языка и народности вело за собой ста­новление и развитие самобытной белорусской культуры (литерату­ры, архитектуры, изобразительного, прикладного искусства и т. д.), которая, будучи наследницей восточнохристианской и древнерус­ской традиции, смогла освоить и органически впитать черты и осо­бенности западноевропейской культуры и цивилизации. В 14–15 вв. развивается белорусская литература, возникает уникальный архи­тектурный стиль – «белорусская готика», появляется белорусская школа иконописи. Самым ярким деятелем белорусской культуры эпохи Великого княжества Литовского является уроженец Полоцка Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он получил блестящее образо­вание в Краковском и Падуанском университетах и представлял со­бой просветителя-гуманиста эпохи Возрождения с широким кругом интересов и устремлений (издатель, философ, переводчик, поэт, ху­дожник, медик, естествоиспытатель, педагог и т. д.). Его важнейшая роль в развитии белорусской культуры состоит в том, что, начиная с 1517 г. в Праге он издал на старобелорусском языке 22 книги Биб­лии, положив, таким образом, начало белорусскому и восточноев­ропейскому книгопечатанию. Печатая Библию, в которой он видел источник мудрости и знаний в различных областях (логике, матема­тике, музыке, педагогике и т. д.) на народном языке, Ф. Скорина хо­тел, чтобы все его соотечественники («люд посполитый»), сохраняя свою национальную идентичность, смогли приобщиться к широко­му спектру знаний и богатому опыту человечества. С той же целью Ф. Скорина первым предложил для отечественного просвещения образовательную программу «семи свободных наук», которая затем была взята на вооружение братскими школами и сыграла значи­тельную роль в развитии восточнославянской системы образования,


философской мысли, сблизив отечественную культуру с наследием Западной Европы. Культурно-просветительские и патриотические идеи Ф. Скорины оказали большое влияние на литературных, поли­тических и религиозных деятелей XVI в. Николая Гусовского (ок. 1480 – после 1533), Симона Будного (1530–1593), Василия Тяпин-ского (ок. 1540–1603), Льва Сапегу (1557–1633 гг.) и многих других. Они также описывали красоту родной земли и отстаивали ценность родного языка как основополагающего средства самовыражения на­рода, сохранения его истории и культуры.

Государственное устройство Великого княжества Литовского формировалось на основе освоения и приспособления к местным (древнерусским) правовым, политическим традициям и обычаям ве­дущих достижений западноевропейской правовой и политической мысли. Первоначально Великое княжество состояло из удельных княжеств и областей, находившихся в федеративных отношениях с центральной властью. В начале XV в. великий князь Витовт создал новую административную систему, преобразовав княжества в вое­водства и поветы. Государство стало представлять собой монархию во главе с великим князем, который избирался шляхтой из предста­вителей княжеской династии (шляхетская демократия). В XV– XVI вв. в Великом княжестве Литовском был создан уникальный для того времени строй государственного управления предполагав­ший зачатки разделения ветвей власти и позволившей сосущество­вать и сотрудничать разным народам, социальным группам и кон­фессиям. Этот строй был значительно ближе к ценностям и нормам современной демократии, нежели общественные порядки многих других государств того времени. При великом князе был создан ор­ган, который первоначально действовал как совещательное собра­ние высших государственных чиновников и членов княжеской се­мьи (паны-рада), затем вместе с князем осуществлял законодатель­ную, исполнительную и судебную власть, и, наконец, объединившись с вальным (общим) сеймом (существовавшим с 1401 г.) к середине XVI в. превратился в шляхетский двухпалатный парламент – законодательный орган, который состоял из Государст­венного совета, или Сената, и собрания депутатов – поветовых по­слов (Посольской избы). Функции исполнительной власти осущест­вляли канцлер (премьер-министр), гетман (командующий армией) и земский подскарбий, ведавший государственной казной. Во главе местной власти в воеводствах стояли воеводы, их заместители каш-теляны, в поветах во главе администрации стояли старосты, а в го­родах – войты. Высшей судебной инстанцией в государстве был ве-69


ликокняжеский суд, а также суд панов–рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал Великого княжества, который рассматри­вал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый суд, который рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян; дела шляхты, князей и бояр рас­сматривал земский суд; земельными тяжбами занимался подкомор-ский суд.

В XIV–XV вв. в административной и судебной практике наме­тился переход к письменному праву. Важным шагом в этом направ­лении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира (1468 г.), установив­шем единые для всей страны виды наказания за совершенные пре­ступления. Вершиной систематизации и кодификации норм права, первым общегосударственным сборником законов стал Статут Ве­ликого княжества Литовского (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции, которая на протяжении 252 лет оставалась действующим документом, и была отменена лишь в 1840 г. Эти статуты представляли собой своеобразные «конститу­ции», не имевшие аналогов в Европе того времени. Издание Третье­го Статута в 1588 г. связано с именем выдающегося политика и го­сударственного деятеля Льва Сапеги (1557–1633), который участво­вал в подготовке Статута, написал к нему предисловие и на свои средства осуществил его издание. В предисловии Л. Сапеги и самих узаконениях Статута можно обнаружить принципы и нормы, кото­рые стали традиционными основаниями европейской демократии. Во-первых, судьба народа и государства не может зависеть от про­извола отдельной личности (главы государства), но должна направ­ляться системой государственного управления, основанной на еди­ном для всех граждан законе, которому подчинены все, независимо от происхождения, материального достатка и религиозной принад­лежности. Закон должен защищать подданных от злоупотреблений со стороны монарха и тем самым оберегать от тирании, обеспечи­вать в государстве порядок, стабильность и социальный мир. Л. Са-пега, опережая многих деятелей западной демократии, стремился внедрить в политическую практику представление о свободе как о жизни в строгом соответствии с законом. Во-вторых, законы юри­дически фиксируют и берут под защиту некоторые права человека: право на защиту средствами закона своей жизни, достоинства, соб­ственности, духовной, прежде всего религиозной свободы. Таким образом, в Статуте Великого княжества Литовского в эпоху фео-70


дального абсолютизма были отражены идеи гражданского общества и правового государства, гуманизма и индивидуальной свободы.

III. Польский период (1569 – конец XVIII в.). В 1569 г. в ходе Ливонской войны между Великим княжеством Литовским и Мос­ковским государством была подписана Люблинская уния, в соответ­ствии с которой Великое княжество объединялось с Польским коро­левством в единое федеративное государство – Речь Посполитую. В результате этого вынужденного объединения произошел поворот с традиционного пути развития белорусских земель к заимствованной из Польши западной цивилизации и культуре. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет Великого княжества Литовского, но его государственности окончательно не ликвидировала: была со­хранена собственная армия, судебная система, административный аппарат, печать с гербом «Погоня», обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия, до конца XVII в. государствен­ным языком Великого княжества продолжал оставаться старобело­русский. Однако в 1696 г. по решению Варшавского сейма старобе­лорусский язык в качестве государственного был заменен польским, тогда же он перестал развиваться как литературный язык, а остался лишь на уровне языка бытового общения. Католическая Церковь была объявлена господствующей на территории Речи Посполитой, что способствовало переходу белорусской шляхты и магнатов из Православия и протестантизма в католицизм и ее ополячиванию. Католическая вера, таким образом, стала вероисповеданием руково­дящих кругов ВКЛ. В 1596 г. была принята Брестская церковная уния, по которой православная церковь в ВКЛ признавала верхо­венство папы Римского и католические догматы, сохранив свою об­рядность и организацию. После Брестской унии, которая не оправ­дала надежд на преодоление разделения населения ВКЛ по религи­озному признаку, началась борьба между католиками и униатами с одной стороны и православными с другой. Насильственное насаж­дение униатства и католицизма в XVII в. привело к внутригосудар­ственным конфликтам и нестабильности в Речи Посполитой, ос­ложнило общественно-политическую обстановку, способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния и в конечном итоге, привело к упадку бело-русскоязычной культуры. Обозначившееся в XVI в. на белорусских землях формирование государственной, культурной и языковой общности было остановлено, что существенно замедлило развитие национального самосознания белорусов и лишило их четких крите­риев определения культурной принадлежности. Однако, несмотря


на это хранителем национальной белорусской культуры продолжали оставаться народные массы (в основной крестьяне), которым в ус­ловиях социальной эксплуатации и национального угнетения уда­лось сохранить родной язык и собственную духовную культуру. Самоидентификация жителей Беларуси не была полностью уничто­жена: русские дипломаты и общественные деятели признавали в бе­лорусах особую национальность и с начала ХVII в. в Московском государстве их стали называть белорусцами, епископы православ­ной Могилевской епархии имели титул «епископ Белорусский». Та­ким образом, несмотря на все сложности и препятствия к XVII в. окончательно сформировалась самостоятельная восточнославянская этно-социальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными признаками: территорией, культурой, языком, особенно­стями хозяйственных связей и определенным уровнем самосозна­ния. Самым ярким представителем белорусской культуры этой эпо­хи вероятно можно назвать работавшего в Москве белоруса Симео­на Полоцкого (1629–1680), который обладал разносторонними знаниями и был универсальным просветителем. Он занимался вос­питанием детей русского царя Алексея Михайловича (в том числе и Петра I), которым привил интерес и любовь к знаниям. Симеон По­лоцкий стоял у истоков просвещения в русском государстве – он разработал проект организации в Москве высшей школы по образцу западноевропейских университетов, который лег в основу системы высшего образования России. Оставив огромное литературное на­следие, Симеон Полоцкий сыграл заметную роль в истории русской словесности и театра, он был первым в русской литературе писате­лем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность. Таким образом, можно утверждать, что самобытная белорусская культура не только сохранялась в эпоху Речи Посполитой, но суме­ла повлиять на русскую культуру. Недаром знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов называл «вратами своей учености» «Псал­тирь рифмотворнную» Симеона Полоцкого и грамматику славян­ского языка еще одного ученого и писателя, трудившегося на бело­русской земле – Мелетия Смотрицкого.

На политическую и социально-экономическую жизнь Беларуси в середине XVII – начале XVIII вв. оказали влияние многолетние войны с Россией 1654–1667 гг. и Швецией 1706–1708 гг., которые привели к разрушению хозяйства, упадку торговли и уменьшению численности населения более чем наполовину. В данную эпоху в Речи Посполитой сложилась такая внутриполитическая ситуация, когда безграничная шляхетская демократия вела к ослаблению цен-72


тральной королевской власти: крупные магнаты в своих интересах активно использовали в сейме право «liberum veto» (запрещаю), по которому один депутат мог заблокировать любое решение и даже сорвать работу сейма. С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов 44 были со­рваны и не приняли никаких решений, в результате чего Речь По-сполитая годами оставалась без высшего органа власти. Королев­ская казна постоянно ощущала нехватку денег, а сами короли нахо­дились в большой зависимости от магнатов, которые имели свои войска. В XVIII в. обострилась конфронтация между разными маг-натско-шляхетскими группировками за власть, междоусобицы кото­рых переросли в начале XVIII в. в гражданскую войну. Ведя борьбу между собой, эти феодальные группировки обращались за помощью к иностранным государствам. Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение и в конце XVIII в. стала добычей бо­лее сильных соседей – австрийской, прусской и русской монархий.

IV. Российский период (конец XVIII – начало XX в.). В резуль­тате трех разделов Речи Посполитой между Российской империей, Австро-Венгрией и Пруссией (1772, 1793, 1795 гг.) территория со­временной Беларуси вошла в состав Российской империи. На нее было распространено характерное для Российской империи админи­стративно-территориальное деление на губернии (Минская, Моги-левская, Витебская, Гродненская и Виленская) и уезды. Несмотря на присоединение к другому государству, основным действующим за­конодательным документом в области гражданского права на тер­ритории Беларуси оставался Статут Великого княжества Литовского 1588 г., отмененный только после подавления восстания 1831 г., це­лью которого было восстановление Речи Посполитой. После этого на территории Беларуси не было издано специальных законов, ко­торые выделяли бы ее как регион, который находился на особом правовом положении. Это нашло отражение в его официальном на­звании: с 1840 г. в документах было запрещено употреблять терми­ны «белорусские» и «литовские» губернии, а вводилось название Северо-Западный край.

В конфессиональной сфере в первой трети XIX в. российские власти придерживались политики сохранения свободы вероиспове­дания, принятой во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и унитарно­му духовенству склонять в свою веру православных. Католическая церковь утратила свое господствующее положение, хотя имела официальный статус покровительственной религии. Земельные вла­дения костелов и католических монастырей сохранялись до восста-73


ний 1831 и 1862–63 гг., когда имущество было конфисковано у тех, кто выступил против российского правительства. 12 февраля 1839 г. на соборе в Полоцке униатским духовенством было принято реше­ние о воссоединении униатской церкви с русской православной.

Включение белорусских земель в состав Российской империи имело как положительные, так и отрицательные последствия. Про­грессивное значение заключалось в том, что была ликвидирована шляхетская анархия, магнаты были лишены права иметь свои вой­ска и крепости, ускорилось развитие сельского хозяйства и зарож­давшейся промышленности, благодаря отмене пошлин и ликвида­ции внутренних таможен экономика вошла во всероссийский рынок. В то же время положение крестьян Беларуси не изменилось: они ос­тавались в крепостной зависимости, на них была распространена российская налоговая система, которая сменяла подымную (хозяй­ственную) подать на подушную. В Беларуси крепостное право но­сило более тяжелый характер, поскольку существовало полное ре­лигиозное и культурно-национальное отчуждение между помещи­ками (по большей части польскими или ополяченными католиками) и крестьянами (православными или униатами).

В первой трети XIX в. политика русского правительства, незна­комого с местными условиями, привела к тому, что полонизации белорусов даже усилилась, в это время польский язык, который ос­тавался господствующим в общественно-культурной жизни, через систему образования и государственных учреждений стал приобре­тать более широкое распространение в народных массах. Восстание 1863–1864 гг., которое отчасти было направлено на белорусское на­циональное возрождение, в целом имело неблагоприятные послед­ствия для становления белорусской нации и культуры. После его подавления стала проводиться последовательная русификация, а на­ряду с польским языком, подвергся гонениям и белорусский язык (до 1905 г. существовал запрет печатать на нем книги). Польский язык после восстания во всех общественных учреждениях уступил русскому, польскую прессу и литературу также занимает русская. Обоснование русификации строилось на основе концепции «запад­но-руссизма», которая рассматривала белорусов не как самостоя­тельный этнос, а как часть русского народа, «испорченную» поль­ским влиянием. Борясь с полонизмом сторонники «западно-руссизма» противопоставляли ему русскую культуры, упуская из виду существование самобытной белорусской культуры. Белорус­ская интеллигенция, получившая польское образование все более ополячивалась, а получившая русское образование – подвергалась


русификации, либо не отличала белорусов от поляков-католиков, либо была настроена патриотически в духе «западно-руссизма». Кроме того, многие белорусы уезжали учиться в русские универси­теты и редко возвращались на Родину, что вызвало их отток в сферу русской культуры (композитор Глинка, писатель Достоевский, про­фессор В. Спасович и др.). Край остался без интеллигенции связан­ной с народом и местным языком. Белорусский язык по-прежнему оставался достоянием только сельского крестьянства и некоторой части мещан, которые сохраняли свой национальный облик.

Однако, несмотря на внешние неблагоприятные условия, с 1830-х гг. заметно возрос интерес местной интеллигенции к изуче­нию белорусской национальности (истории, этнографии, языка), который открыл эпоху белорусского национального пробуждения и возрождения белорусской культуры. С середины ХIХ в. движе­ние за национальное возрождение осуществлялось в художествен­ной литературе. Например, поэзия В. Дунина-Марцинкевича (1807–1884) и В. Сырокомли (1823–1862), которые писали по большей части на польском языке, проникнута белорусским ду­хом, глубоким знанием истории и народной жизни. Среди деятелей указанного направления можно также назвать Я. Барщевского (1794–1851), Я. Чечота (1796–1847), Янку Лучину (1851–1897), Ф. Богушевича (1840–1900). Благодаря Богушевичу, которого можно считать основателем белорусской национальной литерату­ры и его сподвижникам идея национального возрождения стала основным творческим мотивом в развитии белорусской литерату­ры данной эпохи. В конце 70-х – начале 80-х годов ХІX в. в бело­русских народнических кружках и студенческой группы «Гомон» в Санкт-Петербурге была высказана идея создания белорусского го­сударства, которая вытекала из того, что в этих обществах рас­сматривали белорусский этнос как самобытного носителя истори­ческих, этнографических традиций с самостоятельным языком и культурой. Дальнейшее развитие идеи белорусской государствен­ности получили в деятельности А. Гуриновича, Е. Карского (1860– 1931) и М. Довнар-Запольского (1867–1934 гг.) и др. Е. Карский сыграл значительную роль в научном признании белорусов как са­мостоятельной нации, его трехтомный труд «Белорусы» по суще­ству открыл глаза научному миру и белорусам на самих себя как на один из значимых и древних европейских народов. Белорусский ученый-историк М. Довнар-Запольский с позиции исторических, географических и этнографических подходов наглядно описал процесс зарождения и формирования белорусского этноса. Важное


место в процессе белорусского национального возрождения зани­мает так называемый виленский период, когда в начале XX в. во­круг журнала «Наша Нива» объединилась целая плеяда выдаю­щихся белорусских общественно-политических деятелей и литера­торов. В это время проблема национального самопознания стала определяющей в творчестве Янки Купалы (И.Д. Луцевича 1882– 1942), Якуба Коласа (К.М. Мицкевича, 1882–1956), Тетки (Элоизы Пашкевич, 1876–1916), Ядвигина Ш. (А.И. Левицкого, 1868–1922), Максима Богдановича (1891–1917), Змитрока Бядули (С. Е. Плавника, 1886–1941), Алеся Гаруна (А.В. Прушинского, 1887–1920), Максима Горецкого (1893–1939) и др.

В итоге, несмотря на сложные исторические условия, к началу XX в. формируется признание белорусов самостоятельным народом, обладающим языком, древней историей, самобытной культурой и традициями; постепенно стираются местные диалектные различие, и появляется единый понятный для всех белорусов язык, который становится языком художественной литературы и публицистики. При проведении переписи населения 1897 г. 74 % жителей Северо­Западного края определили свой родной язык как белорусский. Термины «белорусы» и «Белоруссия», несмотря на существование местных самоназваний («полешуки», «тутэйшие») окончательно за­крепились за всей этнической территорией белорусов, термин же «Литва» стал служить исключительно для обозначения балтского литовского народа. Все эти признаки свидетельствуют о становле­нии белорусской нации.

V. Советский период (1917–1991 гг.). Начало национально-государственного строительства в Беларуси связано с революцион­ными событиями 1917 г., Первой мировой и гражданской войнами в России. Тогда после прекращения существования Российской импе­рии проявились две тенденции государственного самоопределения белорусов: первая отражала потребность преодоления социальной и национальной отсталости, которую предполагалось осуществить на советской основе; вторая выражала стремление к самоопределению белорусского народа в виде независимой республики на основе пар­ламентской демократии. В 1918–1920 гг. представители различных течений белорусских национально-патриотических сил пытались реализовать эти два направления. При этом сторонники парламент­ской демократии ориентировались на западноевропейские консти­туционно-законодательные традиции, парламентский политический строй и демократическое государственное управление, а привер­женцы советской государственности считали приемлемой для Бела-76


руси форму государственной власти в виде диктатуры пролетариата. 25 марта 1918 г. была провозглашена Белорусская Народная Рес­публика (БНР) – национальное государство на основе парламент­ской демократии. Однако в условиях оккупации Беларуси герман­скими войсками в ходе Первой мировой войны полноценным госу­дарством с реальными властными полномочиями она не стала, поскольку не имела Конституции, государственных границ, воору­женных сил, финансовой системы и других атрибутов государст­венности. Функции правительства БНР ограничились урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями некоторых задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной про­мышленности и торговли.

Деятельность БНР оказала влияние на развитие национального самосознания белорусского народа и ускорила создание белорус­ской государственности по советскому образцу. 1 января 1919 г. в Смоленске было провозглашено образование Белорусской Совет­ской Социалистической Республики, в которой организация поли­тической и экономической жизни проходила под контролем цен­тральных властей Советского государства (РСФСР). Конституция БССР провозглашала, что вся власть в республике принадлежит Со­ветам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Некоммуни­стические партии и организации были запрещены, а руководящие функции сконцентрированы в руках партийного аппарата, создава­лась политико-территориальное образование с атрибутами белорус­ской государственности в рамках советского строя. Поскольку на­дежды на мировую социалистическую революцию и создание Все­мирной Советской Федерации не оправдались, коммунистические лидеры приступили к объединению существующих социалистиче­ских республик в одно государство с общими для всех органами управления. Так, в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социа­листических Республик (СССР). Провозглашая СССР, шесть рес­публик-учредительниц, в том числе и БССР, вынуждены были при­знать формулу о том, что всякое государственное объединение ог­раничивает суверенитет его субъектов в пользу центральных органов. На этой основе был утвержден безусловный приоритет об­щих союзных интересов над интересами республик. Постулат об ог­раниченности суверенитета республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституции СССР.

С 1921 – по 1939 г. белорусы оказались разделенным народом, поскольку Западная Беларусь в результате польской оккупации со-77


гласно Рижскому договору отошла к Польше. В Западной Беларуси по отношению к белорусам польское правительство проводило же­сткую политику полонизации, белорусская культура и язык подвер­гались преследованиям и ограничениям. В советской части Белару­си, начиная с 1924 г. стала проводиться политика белорусизации, закрепившая преимущественное положение белорусского языка во всех сферах общественной жизни и сопровождавшаяся постепен­ным возвращением в состав республики части отошедших к РСФСР восточных территорий населенных белорусами. Это позволило бы­стро сформировать национальную инфраструктуру: систему народ­ного образования, включая высшую школу, средства массовой ин­формации, художественную культуру, научные учреждения. Однако процесс белорусизации, который создал благоприятные условия для консолидации белорусской нации, шел лишь первые десять лет пре­бывания Беларуси в составе СССР, после чего он был резко оста­новлен сталинскими репрессиями, приведшими к практически пол­ному истреблению белорусской национальной интеллигенции. Не­смотря на то, что советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности, тоталитарное обобществление производства могло дать определенный желаемый эффект только в короткий промежуток времени. Отсутствие материальной мотива­ции труда в строительстве нового общества с резким ограничением экономической свободы и преследованием всякого инакомыслия; игнорирование интересов крестьянства, грубая реализация идей «диктатуры пролетариата» в крестьянской по духу и менталитету стране и многочисленные репрессии явились негативными аспекта­ми советского государственно-политического строя в Беларуси.

Национальной трагедией для белорусов была начавшаяся 22 ию­ня 1941 года Великая Отечественная война и немецкая оккупация, под которой оказалась вся территория Беларуси, продолжавшаяся до лета 1944 г., когда республика была освобождена советскими войсками. Фашистами было уничтожено около 3 миллионов бело­русов, что составляет третью часть всей численности белорусского народа, за время военных действий и оккупации были разрушены почти все города, сожжено около 9 тысяч деревень, погибла боль­шая часть культурного наследия. Война нанесла такой урон Белару­си, что республику пришлось восстанавливать заново. За послево­енные годы в экономической сфере удалось не только поднять стра­ну из руин, но и превратить ее в индустриально развитую республику. Был создан мощный экономический потенциал, про­изошли серьезные изменения в социальной сфере, сформировался


кадровый состав профессионалов-управленцев высококвалифици­рованных инженеров и рабочих. Все это способствовало росту ма­териального благосостояния населения. В 1970-е – 1980-е гг. БССР называли «сборочным цехом» СССР и «витриной развитого социа­лизма».

В послевоенные годы БССР, продолжая существовать в условиях ограниченного суверенитета, все-таки выполняла государственную, политическую, экономическую, социальную и культурную роли объединения и консолидации белорусской нации. Впервые возникли реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, обра­зования и науки, профессионального искусства и культуры, средст­ва массовой информации, созданы другие институты суверенного государства. В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве ка­ждой союзной республики вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями. В 1945 г. БССР стала одним из членов-учредителей ООН. Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Бела­русь руководствовалась внешней политикой СССР.

В 60–80-е гг. развивается белорусская культура и искусство, по­лучили широкую известность такие деятели как И. Шамякин, И. Мележ, В. Быков, А. Адамович, И. Науменко, А. Макаенок, Я. Брыль, В. Короткевич, Р. Бородулин и многие другие. Однако ис­пользование белорусского языка в сфере художественной культуры было крайне ограниченным, например, спектакли на нем ставились лишь в трех из шестнадцати театров республики, а кинофильмы на белорусском языке исчислялись единицами, по числу изданий на национальном языке Белоруссия в конце 1980-х гг. занимала по­следнее место среди республик СССР. Несколько лучшим было по­ложение белорусского языка в системе средств массовой информа­ции – на нем преимущественно функционировало радио и телевиде­ние, издавалась большая часть периодических изданий. На русском языке осуществлялось преподавание в системе высшей школы, в го­родах численность белорусских школ была незначительной. В 1988 г. в белорусских школах обучалось только 14 % детей. В русскоя­зычных школах получила широкое распространение практика осво­бождения учеников от изучения белорусского языка и перевод пре­подавания белорусской литературы на русский язык. Отсутствовал самостоятельный курс истории Беларуси, а преподавание белорус-79


ского языка и литературы даже в белорусских школах осуществля­лось в меньшем объеме, чем русской словесности. В этих условиях приобщение к национальной культуре и белорусскому языку стало не только не обязательным, но и затруднительным. Сформировав­шаяся к началу 1960-х гг. городская русскоязычная культура в гла­зах сельских жителей приобрела высокий социальный престиж, как превосходящая во всем деревенскую. Это в условиях стремительной урбанизации 60–80-х гг. способствовало быстрой потере нацио­нального самосознания у переселившихся в города сельских жите­лей и их потомков. Такая ситуация во многом была связана с гос­подствующей концепцией о неизбежности слияния наций при фор­мировании нового советского человека и переходе к коммунистической формации. К середине 1980-х гг. не сохранилось ни одного социального института, ориентированного на формиро­вание национального самосознания, в результате чего оно станови­лось сугубо личным делом, осуществляемом только на семейном уровне и лишенном какого-либо практического смысла. Белорус­ский язык практически полностью был вытеснен из общественной жизни, а в городах – и из семейного общения. Все это привело к от­чуждению массовой аудитории от национальной художественной культуры.

В конце данного периода внутри страны обострились противоре­чия в административно-командной и пропагандистско-идеологических системах, что привело к возникновению кризисных явлений, вызванных неэффективными способами решения полити­ческих, экономических и социальных проблем. Ситуация требовала серьезного реформирования всей системы, но советское руково­дство оказалось не в состоянии справиться с задачами, ставшими перед советским обществом. Набиравшие силу центробежные про­цессы привели к распаду СССР. Таким образом, советский период становления и развития белорусской государственности был проти­воречивым и принес как положительные, так и негативные резуль­таты.

VI. Постсоветский период (с 1991 г.). В 1991 г. Беларусь полу­чила реальный социально-политической суверенитет и стала неза­висимым национальным государством. В истории его формирова­ния и развития можно выделить три этапа.

1. Становление независимого белорусского государства в 1990– 1994 гг. характеризуется принятием важных юридических докумен­тов, закрепивших суверенный статус Белорусского государства. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о госу-80


дарственном суверенитете республики, а в 25 августе 1991 г. придал этой Декларации статус конституционного закона до принятия но­вой Конституции. В Декларации БССР объявлялась суверенным го­сударством, полноправным и независимым членом мирового сооб­щества. В 1990 г. был также принят закон о государственном стату­се белорусского языка. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР утвердил новое название государства – Республика Беларусь, также была введена новая государственная символика. 8 декабря 1991 г. были заключены Беловежские соглашения, которые денонсировали (прекратили действие) договора 1922 г. об образовании СССР и об­разовывали Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вступила также Республика Беларусь. С провозглашением незави­симости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых обществен­ных отношений. В начале 1990-х гг. старые системы управления были разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти.

2. В период формирование структуры государственной власти Республики Беларусь 1994–1996 гг. были пересмотрены полномочия органов государственной власти (в частности, президента) с целью устранения ситуации противостояния законодательной и исполни­тельной власти. 15 марта 1994 г. была принята Конституция Респуб­лики Беларусь, в соответствии с которой властные функции разде­ляются между Верховным Советом и президентом, который избира­ется всенародно на пятилетний срок и является главой государства. 10 июля 1994 года первым президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко. Первоначально была предпринята попытка взять курс на развитие парламентских форм демократии, однако после выборов президента было признано, что ключевым фактором по­вышения стабильности государственного развития в условиях пере­ходного периода стало усиление координации в действиях всех вет­вей власти, а также повышение эффективности работы исполни­тельной «вертикали». 14 мая 1995 г. состоялись парламентские выборы и референдум по вопросам о юридическом статусе русского языка (как второго государственного наряду с белорусским), госу­дарственной символике и интеграции с Россией. 24 ноября 1996 г. состоялся референдум по принятию новой редакции Конституции Республики Беларусь, в результате которого были решены вопросы о запрете частной собственности на землю, расширении президент­ских полномочий и др. В соответствии с новой редакцией конститу-81


ции была создана вертикаль исполнительной власти с четкими пол­номочиями и двухпалатный парламент (Национальное собрание).

3. Усиление президентской власти и создание устойчивой верти­кали государственной власти началось в 1996 г. 2 марта 1997 г. был заключен Договор о Союзе Беларуси и России. 9 сентября 2001 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко был переизбран на второй срок. 17 октября 2004 г. одновременно с выборами в На­циональное собрание Республики Беларусь состоялся референдум по изменению ст. 81 Конституции, новая редакция которой исклю­чила положение о том, что «одно и то же лицо может быть Прези­дентом не более двух сроков». 19 марта 2006 г. А. Г. Лукашенко был вновь избран на пост Президента.

Таким образом, главным результатом постсоветской истории Бе­ларуси является создание независимого белорусского государства, унитарного по национально-территориальному признаку и являю­щегося президентской республикой по форме правления.

3. Национальная идея и государственная идеология. Различие понятий. Особой высшей формой национального самосознания яв­ляется национальная идея, которая служит мировоззренческим ос­нованием для существования нации, национальной культуры и на­ционального государства. Поскольку нация, подобно человеческой личности, ищет ответ на вопрос о смысле жизни и своем предназна­чении в мире, национальная идея призвана ответить на главные, смыслообразующие вопросы национальной общественной жизни: -«Кто мы такие?» и «Куда мы идем?». Национальная идея выражает нравственные основания, ценности и ориентиры общественного развития и вносит в процесс функционирования государства возвы­шенно-эмоциональное начало, связанное с возникновением у его граждан чувства национальной общности неразрывной связи со сво­ей Родиной и соотечественниками. Национальная идея охватывает как минимум три сферы, в которых нация должна реализовывать ее принципы и обеспечивать интересы национального государства: ду­ховная сфера, общественные отношения и экономика.

По своей природе особенностям, способам формулировки и рас­пространения среди людей национальная идея имеет определенные отличия от государственной идеологии.

S Если государственная идеология в демократическом обществе имеет рациональную природу и базируется на свободном разумном выборе гражданами представителей власти и их сознательном уча­стии в решении общественных проблем, то национальная идея, ко-


торая включает такие компоненты, как чувство любви к Родине и эмоциональное отношение человека к месту своего рождения и проживания, имеет в своей основе иррациональное начало и не все­гда поддается разумному объяснению.

S В отличие от государственной идеологии, которая является разработанной специалистами и принимаемой гражданами концеп­цией функционирования и развития государства и его взаимоотно­шений с гражданским обществом (обычно закрепляемая в Консти­туции), национальная идея не может быть изобретена или сконст­руирована. Она формируется, развивается и существует в народном сознании и национальной культуре и обычно выражается, или про­говаривается представителями национальной интеллигенции (фило­софами, поэтами, художниками, политическими деятелями), а затем может формулироваться в области идеологии в виде определенных установок и ориентиров.

^ В соответствии с сущностными различиями государственной идеологии и национальной идеи отличаются и способы их изложе­ния. Язык государственной идеологии состоит из четких формули­ровок, основанных на научных понятиях и категориях (преимуще­ственно юридических и политических). Национальная идея выража­ется, прежде всего, языком поэзии, литературы и искусства, который используют не столько четкие понятия, сколько символы, метафоры, и художественные образы, воздействующие в первую очередь не на разум, но на чувства.

^ Государственная идеология содержит определенный мини­мум, или принимаемый всеми гражданами консенсус, необходимый для поддержания гражданского мира и сохранения стабильности го­сударства. Она демонстрирует признание и стремление воплотить в жизнь общепринятые нормы демократии и правового государства, не ущемляя при этом множества частных интересов граждан в лич­ной, общественной, экономической и других сферах, но способст­вуя, если они не противоречат общепринятому консенсусу, их все­сторонней реализации. Национальная же идея подчеркивает то уни­кальное и самобытное, чем жители одного государства существенно отличаются от других. При осмыслении самобытности собственной нации ее представители обретают духовную общность соотечест­венников, в которой частные различия отступает на второй план, а главным становится то общее, что объединяет людей в нацию и тем самым отличает ее от других наций.

^ Доведение государственной идеологии до общественного соз­нания и ее распространение среди людей осуществляется через сис-

тему обязательного для всех гражданского образования в виде спе­циальных учебных курсов и имеет целью обеспечение всех граждан необходимыми знаниями о государстве, правах и свободах, стиму­лирование их участия в политической жизни, направление взаимо­отношений власти, индивида и общества в русло правовых отноше­ний, а также воспитание гражданственности и ответственности пе­ред обществом. Утверждение и распространение национальной идеи в сознании народа - это элемент нравственно-патриотического вос­питания, оно осуществляется через просветительскую деятельность национальной интеллигенции, является творческим процессом и по­тому не поддается строгой регламентации. Эта работа основывается на силе примера, поскольку чувство любви к Родине, можно только перенять от того, кто сам ее искренне любит.

^ Без государственной идеологии, как совокупности фундамен­тальных ценностей, приоритетов, установок и ориентиров не может существовать никакое государство. Общественная жизнь, не осно­ванная на ценностно-нормативном консенсусе, чревата политиче­скими конфликтами и катаклизмами. Всякое государство заинтере­совано в том, чтобы его граждане сознательно соблюдали законы, доверяли власти и ее представителям, дорожили правами и свобо­дами, которые обеспечивает демократический государственный строй. Национальная идея по своей природе амбивалентна. С одной стороны, она обладает несомненным интеграционным потенциалом, значимость которого существенно повышается в условиях станов­ления нации и трансформации политической системы. С другой стороны, когда национальная идея становится способом выражения нетерпимости и национальной исключительности, она может пред­ставлять опасность для государства и демократии. Ярким тому при­мером служит опыт нацизма в Германии, когда восторжествовали идеи превосходства германской нации над другими народами.

S В унитарном государстве не может быть нескольких государ­ственных идеологий, как не может быть двух центров официальной власти, двух конституций, различных систем права и т. п. В форму­лировке национальной идеи возможны варианты, поскольку никто не может утверждать, что ему удалось окончательно и исчерпы­вающе выразить единственно верную для нации идею. Представи­тели национальной интеллигенции пытаются наиболее адекватно выразить национальный дух, объединяющие нацию символы, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока существует нация.

Способы взаимодействия национальной идеи и государствен­ной идеологии. История знает различные способы соотношения го-


сударственной идеологии и национальной идеи. Здесь можно выде­лить как минимум три варианта.

I. Когда национальная идея поглощает государственную идеоло­
гию
, частные интересы членов общества, задачи государственного
строительства, политической и общественной жизни подчиняются
«великой цели» возвышения одной нации, которой должны вдох­
новляться все граждане. Каждый шаг человек должен делать во имя
этой цели, жертвуя личным ради общественного, то есть нацио­
нального блага. Все, что противоречит предписанным ценностям,
моральным нормам и установкам преследуется. Пример такого со­
отношения национальной идеи и государственной идеологии в на­
цистской Германии показал, что подчинение всех одной великой
цели приводит к замене демократии тоталитаризмом со всеми его
атрибутами – сращением партийного аппарата (носителя нацио­
нальной идеи) с государственным аппаратом, культом вождя (глав­
ного выразителя национальной идеи) и господствующей нации, ги­
пертрофированной исполнительной властью, раздутой лживой про­
пагандой и пр.

II. Когда государственная идеология совпадает с национальной
идеей в и включает основные ее положения
. В таком случае нацио­
нальная идея, по сути, представляет собой ту же государственную
идеологию, выраженную в эмоционально-чувственной форме. Фор­
мирование гражданственности и патриотизма представляет собой
единый процесс, в основу которого положено изучение конститу­
ции, устройства и функционирования государства, воспитание ува­
жения к государственной символике, отечественной истории, демо­
кратическим ценностям. В системе отношений власти и гражданина
и в общественной жизни в целом доминируют правовые компонен­
ты. Примером такого соотношения может служить «Американская
мечта», оформившаяся в США в 30-е гг. XX в. Эта концепция осно­
вана на представлении о равенстве возможностей, опоре на собст­
венные силы и вере в успех, предполагает доминирование индиви­
дуального начала над коллективным (государственным). Эта идео­
логия направлена на неустанное созидание человеком самого себя и
собственного благополучия и выражается в стремлении к опреде­
ленному жизненному стандарту и набору ценностей (семья, высоко­
оплачиваемая работа, карьера, личный успех, активность, эффек­
тивность и полезность, прогресс, материальное благополучие, ува­
жение к науке). Высшей целью общества и государства является
обеспечение прав и свобод личности, которое служит предпосылкой
общественного благополучия. В таком государстве каждый имеет


право на собственное понимание личного счастья и способов его достижения, а в обществе господствует принцип: «живи сам и дай жить другим». Таким образом, «американская мечта» может быть примером политико-прагматической национальной идеи, реали­зующейся посредством индивидуальной практики человека.

III. Когда национальная идея существует наряду с государст­венной идеологией. В этом случае, в силу трудности национальной идентификации или промежуточного межкультурного положения, поиск национальной идеи становится перманентным процессом, она отличается от государственной идеологии и проводимой политики, или даже противопоставляется им. Примером такого сочетания мо­жет служить существование «русской идеи», формулировка которой из-за промежуточности положения России между Востоком и Запа­дом вызывает постоянные поиски и дискуссии, из-за широты спек­тра культурных предпочтений и мировоззренческого многообразия российского общества не может быть признана абсолютно всеми и слиться с идеологией государства. Однако, несмотря на все сложно­сти, можно выявить характерные черты и основные принципы рус­ской идеи, представляющей собой осмысление культуры России и назначения ее народа. Русская идея (сам термин был предложен пи­сателем Ф. М. Достоевским) основывается на христианском миро­воззрении и концепции соборности. Понятие соборности было предложено философом-славянофилом А.С. Хомяковым и затем стало центральным понятием русской философии. Соборность про­тивостоит авторитаризму и индивидуализму и органично сочетает единство и свободу многих личностей на основе единой религии и абсолютных ценностей. Здесь утверждается приоритет внутренней свободы по отношению к внешней. Уникальные особенности от­дельной личности не должны исчезнуть в общественной жизни, по­скольку целое (нация) перестанет существовать, если пропадут осо­бенности отдельных его составляющих. Именно благодаря множе­ству особенностей отдельных личностей и их свободному и непринужденному развитию возникает цветущий и плодоносящий организм. Русская идея гуманистична, предполагает, что не вещи и деньги должны управлять человеком, а ему самому следует береж­ливо пользоваться ресурсами и разумно управлять экономикой, подчинив эти сферы задачам всестороннего развития личности, а значит и всей нации. Опора на христианское мировоззрение не по­зволяет русской идее опускаться до национального превосходства и исключительности. Соборность отличается от других видов общно­сти своей общедоступностью, открытостью и человечностью. Из-86


вестный русский философ Н. Лосский по этому поводу писал: «Со­борное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой цвет, гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей опреде­ленности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство». В этой связи безоговорочно признается право каждого жителя страны при­надлежать к любому народу и сохранять свою самобытность и куль­туру. Христианское мировоззрение превосходит узконациональные рамки и придает русской идее универсальный характер. Каждый че­ловек ответственен не только за себя, но и за свою семью, малую родину, общество, частью которого он является, а государственная власть должна принимать на себя ответственность не только за по­рядок и справедливость внутри страны, но и за состояние всего че­ловечества. Таким образом, русская идея является религиозной в своей основе, поскольку опирается на христианское мировоззрение и универсально-гуманистической по характеру в связи с тем, что от­стаивает ценность и уникальность каждой личности, стремится к всеобщему благу, процветанию и развитию не только русского, но всех народов.

4. Формирование белорусской национальной идеи и белорус­ская идентичность. Каждая нация имеет свою национальную идею или находится в поиске ее формулировки или выражения. Нацио­нальная идея – это то, что связывает нацию воедино и придает ей устойчивость без видимых материальных опор, позволяет действо­вать слаженно без внешней координации, помогает формировать правила поведения, законы и другие общественные порядки без прямых властных наставлений. Национальная идея – это, с одной стороны, своеобразный способ осмысления национальных особен­ностей, описание и оценка национального характера, жизненного уклада, исторической судьбы народа, а с другой стороны – опреде­ление основных ориентиров нравственного, духовного и социально­го развития народа в соответствии с его национальными особенно­стями.

Понятие «белорусская национальная идея» в настоящее время можно использовать для обозначения цели или находящегося в раз­работке проекта, включающего определение места и роли белорус­ской нации в истории человечества и современном мировом сооб­ществе, а также концепции деятельности и развития белорусского


национального государства. При выявлении и формулировке бело­русской национальной идеи как в прошлом, так и сейчас возникают трудности, вызванные объективными причинами. Во-первых, бело­русский народ, а затем формирующаяся белорусская нация дли­тельное время не имела собственной национальной государственно­сти. Во-вторых, белорусам в силу межкультурного геополитическо­го положения их территории трудно было определиться в вопросах собственной национальной идентичности и выбрать свой «путь». В итоге белорусская нация сформировалась в неблагоприятных для национального развития условиях второй половины XIX – начала XX в. Белорусская интеллигенция смогла выработать понимание белорусской идентичности в смысле отличия белорусского народа от соседних; ей удалось также осознать уникальность и самобыт­ность белорусской национальной культуры. Но на следующую сту­пень формулирования общезначимого исторического предназначе­ния в силу политических и исторических условий она подняться не смогла. Этнокультурная составляющая до сих пор оставалась ос­новной в белорусской идентичности, но в настоящее время с обра­зованием независимого национального государства, принятием его конституции и разработкой государственной идеологии идет фор­мирование гражданской идентичности.

Поскольку национальная идея не может быть придумана или сконструирована, но выявляется и формулируется в ходе становле­ния и исторического развития нации, белорусская нация сейчас сто­ит перед необходимостью творческого самопознания, окончатель­ной самоидентификации и определения национальных ценностей. Все это можно осуществить через тщательное изучение, поддержку и развитие национальной культуры в самом широком смысле этого слова, в которой выражается самосознание нации. Решающим фак­тором становления нации и формирования ее национальной идеи является именно культура (экономическая и военно-политическая мощь выступают как сопутствующие факторы, даже если они не выражены – это не уменьшает мирового значения нации как носите­ля самобытной и уникальной культуры). Белорусская национальная идентичность в современных условиях может быть поднята на са­мый высокий уровень и быть представлена как органичное единство двух ее видов, соответствующих двоякому пониманию нации, то есть как сочетание национальной (этнокультурной) идеи и государ­ственной (гражданской) идеологии. Таким образом, в настоящее время белорусская идентичность может выявляться, с одной сторо­ны, через обращение к этнической основе, которая во многом опре-88


деляет мировоззренческие установки и образ жизни человека, а с другой – через осознание своей принадлежности к гражданам бело­русского государства и гражданскую активность, которые объеди­няют в единое целое (гражданскую нацию) представителей разных народов, проживающих в Беларуси.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных