ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 4. Белорусская общность, национальная идея и государственностьПлан: 1. Общество, государство, нация. 2. Становление белорусской государственности и формирование белорусской нации. 3. Национальная идея и государственная идеология. 4. Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность. 1. Общество, государство, нация. В государстве представлены и теснейшим образом сплетены этно-национальные, социокультурные и гражданские интересы людей и их общие цели. В этой связи необходимо указать на различия между понятиями «государство», «общество» и «нация» и на неразрывную связь и взаимодействие этих феноменов. Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, их свободная ассоциация в составе семей, социальных и культурных групп и т. д. Общество представляет собой родовое понятие, в то время как государство – один из возможных видов общественной самоорганизации людей. Другой формой организации людей может служить этническая общность, то есть исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью или нацией. В отличие от организаций и институтов, этнические общности возникают независимо от воли и сознания людей под влиянием объективных причин. Высшей формой этнической общности и одновременно социальной структуры тесно связанной с государством является нация (от лат. natio — ‘племя, народ’) – этносоциальная, культурно-историческая и духовная общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей, культуры и характера. Современные ученые связывают нацию с определенным народом, и включают в число ее сущностных признаков общность самосознания и социальной структуры, а также принадлежность к определенному государству. В отличие от «нации», «этносы» не имеют политической окраски, то есть не ставят перед собой политических задач и не стремятся к созданию своих собственных этнических государств. В связи с этим фактически до XVIII в. мир не знал национальных государств и наций. Формирование нации предполагает подчинение родовых, племенных, архаических, патриархальных начал универсальным принципам и интересам в пределах определенной территории (страны, государства). Это происходит на основе общности культуры, истории и близости языка при наличии политической воли к единству, без которой нация может и не состояться. Носителем этой воли является национальная интеллигенция, элита общества, разрабатывающая концепцию национального объединения и обосновывающая необходимость этого объединения. Постепенно у людей вырабатывается чувство патриотизма и осознание своей национальной принадлежности, стираются культурные и языковые различия между родственными этническими группами, возникает литературный язык и единая система национального образования. И наконец, у формирующейся нации возникает необходимость в политическом самоопределении, наиболее приемлемой формой которого является национальное государство во главе с представителями своей собственной нации. В большинстве случаев это длительный исторический процесс, на различных этапах которого в орбиту нации попадает все более широкий круг этносов и народов. Однако нация, как общность людей с общим языком, традициями и культурой, не всегда совпадает с государственными или политическими узами. С одной стороны, государство стремится объединить гетерогенные этнические образования в единую нацию, с другой – эти образования проявляют склонность к тому, чтобы самим объединиться в единое политико-юридическое сообщество и образовать независимые государства. Таким образом, в отличие от всех предшествующих форм самоорганизации человеческого общества нация представляет собой не только естественноисторическую, но в первую очередь политическую форму, внешними признаками которой является государство. 2. Становление белорусской государственности и формирование белорусской нации. Поскольку формирование современной идеологии белорусского государства требует творческого осмысления исторического опыта народа в различных областях социальной жизни и государственного строительства, а также его интеллектуальных и культурных достижений, необходимо указать основные этапы истории становления белорусской государственности, формирования белорусской нации и культуры. Исторически различают четыре этнические эпохи на Беларуси: 1) время заселения ее территории индоевропейскими племенами; 2) балтская эпоха (начинается примерно на рубеже III– II тыс. до н.э.); 3) эпоха славянского заселения Беларуси (VI– XIV вв. н.э.); 4) становление и развитие белорусской народности, а затем белорусской нации (начинается с XIV в.). На последние две эпохи этнической истории Беларуси, связанные со славянским заселением ее территории и формированием белорусской народности и нации приходится становление белорусской государственности, в истории которой в соответствии с особенностями социально-политической и культурной жизни можно выделить шесть периодов. I. Полоцкий период (IX–XIII вв.). В VI–IX вв. на территории современной Беларуси расселились восточнославянские племена кривичей, дреговичей и радимичей. Начиная с VIII в. у них складывается предшествующее государственному общественное устройство, называемое военной демократией, предполагавшее выделение военной племенной знати (дружины) во главе с князем, на которых возлагались основные функции управления, и наличие собрания всех членов племени (веча), которое собиралось в исключительных случаях и решало важные для всего племени вопросы. Постепенно ко второй половине X в. эти племенные объединения трансформировались в феодальные княжества. На территории современной Беларуси таких княжеств образовалось два Полоцкое (столичный город которого Полоцк впервые упоминается в 862 г.) и Туровское (Туров упоминается в летописи под 980 г.). До конца X в. Полоцкое и Ту-ровское княжество развивались как самостоятельные, здесь существовали местные княжеские династии. При великом киевском князе Владимире оба княжества попали в зависимость от Киева. Туров-ское княжество полностью было подчинено великокняжескому престолу, а полоцкие князья вели борьбу с Киевом за самостоятельность, которая продолжалась с перерывами около 100 лет. Наивысшего расцвета и экономического могущества Полоцкое княжество достигло при князьях Брячиславе Изаславиче (1001–1044) и его сыне Всеславе (Чародее) (1044–1101). После смерти Всеслава Чародея, когда власть в княжестве была передана семи его сыновьям, на территории Беларуси начинается удельный период, или период феодальной раздробленности. Важнейшим событием в истории белорусской государственности и культуры в этот период было крещение Руси в 988 г. Принятие христианства стало началом новой культурно-исторической эпохи на территории Беларуси, когда, унаследовав традиции античности и христианского мира, Киевская Русь, в которую входили Полоцкое и Туровское княжества, присоединилась к христианской цивилизаци-онной общности и выработанным ею духовно-мировоззренческим ценностям. С одной стороны, после крещения Киевская Русь приобрела черты общности культуры и государственного управления, племенные различия все больше отступали на второй план (например, в 1169 г. последний раз упоминается термин «радимичи»), возникла этнокультурная общность восточных славян, называемая Русью. Однако, с другой стороны, на мировоззренческом фундаменте христианства возникла самобытная древняя белорусская культура, литература, философская, этическая и политическая мысль, уже тогда ярко проявившиеся. В эту эпоху интенсивно распространяется просвещение, неутомимым деятелем которого была Евфросиния Полоцкая (ок. 1110–1173). Образование становится достоянием широких слоев населения, зарождается самобытная литература, выдающимися представителями которой были писатели Кирилл епископ Туровский (ок. 1130 – ок. 1182) и митрополит Киевский Климент Смолятич (умер после 1164). Кирилл Туровский, названный русским златоустом по праву считается одним из родоначальников восточнославянской словесности, стоящим у истоков ее литературного языка, которому он придал возвышенность и необычайную выразительность. Основой творческого наследия указанных мыслителей и просветителей является забота о воспитании, духовно-нравственном совершенствовании людей и справедливом общественно-политическом порядке в соответствии с этическими принципами христианства – милосердием, состраданием и справедливостью. В это же время на территории Беларуси возникают обладающие уникальными чертами самостоятельные архитектурные школы (началом белорусской архитектуры можно считать построенный Всеславом Чародеем в 50-е гг. XI в. Софийский собор в Полоцке, ставший символом христианства и государственности), развивается особый стиль в изобразительном искусстве (об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрески Спасского собора в Полоцке). II. Литовско-белорусский период (XIII–XVI вв.). В XIII в. на территории Беларуси началось формирование одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья – Велико-66 го княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель, границы которого во второй половине XIV в. простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток. Произошло это по причине того, что начиная с XIII в. белорусские земли находились под постоянной угрозой нападения с юго-востока со стороны монголо-татар и с северо-запада со стороны крестоносцев Тевтонского и Ливонского орденов, обосновавшихся в Пруссии и Прибалтике. Для защиты от внешней угрозы местные князья приняли участие в создании Великого княжества Литовского, подчиняясь, с одной стороны, литовским князьям, которые имели сильные военные дружины, но, с другой стороны, оказывая на них культурно-цивилизационное, религиозное и языковое влияние. При политическом господстве литовской княжеской династии административное управление Великого княжества, его социально-экономическое и культурное развитие по большей части определялись восточнославянскими землями, которые составляли 9/10 всей территории государства. Язык этих земель (древнебелорусский), еще в XIII в. приобретший специфические черты и особенности, стал государственным языком Великого княжества Литовского, на котором издавались законы и велась официальная переписка. В течение XIV–XVI вв. на основании политического объединения в рамках Великого княжества Литовского, этнических, культурных и экономических связей между отдельными областями будущей белорусской территории формируется белорусская народность. Однако в силу географического положения на границе западноевропейской и русской культур, ареалов распространения православия и католицизма территория Беларуси часто подвергалась переделу, а ее население и культура находились в условиях полилингвизма, когда общение и творчество осуществлялось не только на государственном старобелорусском, но и на церковнославянском, латинском и польском языках. Этим объясняется национальная неоднозначность и то, что самоидентификация и самоназвание населения Великого княжества Литовского носили, в основном, локальный характер и основывались больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону, социальной или религиозной группе (православные, католики, шляхта, мещане и т. д.). В предыдущий период все население восточнославянского региона носило общее название «русские», а территория — «Русь». В конце XIV в. впервые встречается термин «Белая Русь», первоначально употреблявшийся в отношении Полоцкой земли, а позже распространившийся на Подвинье и Поднепровье и центральную часть белорусских земель. Термины «Белая Русь» и «Русь» довольно часто выступали как тождественные, однако для Ф. Скорины содержание понятий «Русь» и «русский» имело не столько общее восточнославянское, но скорее западнорусское (белорусское) значение. Белорусские земли и их население в документах также назывались «Литва» и «литовцы» или «литвины», в соответствии с их принадлежностью к подданным Великого княжества Литовского, в отличие от граждан Московского государства. Например, в документе середины XVI в. жители Великого княжества Литовского назывались «народом христианским русским литовским», а Московского государства – «народом русским московским». Объединение белорусских земель в границах одного государства, формирование белорусского языка и народности вело за собой становление и развитие самобытной белорусской культуры (литературы, архитектуры, изобразительного, прикладного искусства и т. д.), которая, будучи наследницей восточнохристианской и древнерусской традиции, смогла освоить и органически впитать черты и особенности западноевропейской культуры и цивилизации. В 14–15 вв. развивается белорусская литература, возникает уникальный архитектурный стиль – «белорусская готика», появляется белорусская школа иконописи. Самым ярким деятелем белорусской культуры эпохи Великого княжества Литовского является уроженец Полоцка Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он получил блестящее образование в Краковском и Падуанском университетах и представлял собой просветителя-гуманиста эпохи Возрождения с широким кругом интересов и устремлений (издатель, философ, переводчик, поэт, художник, медик, естествоиспытатель, педагог и т. д.). Его важнейшая роль в развитии белорусской культуры состоит в том, что, начиная с 1517 г. в Праге он издал на старобелорусском языке 22 книги Библии, положив, таким образом, начало белорусскому и восточноевропейскому книгопечатанию. Печатая Библию, в которой он видел источник мудрости и знаний в различных областях (логике, математике, музыке, педагогике и т. д.) на народном языке, Ф. Скорина хотел, чтобы все его соотечественники («люд посполитый»), сохраняя свою национальную идентичность, смогли приобщиться к широкому спектру знаний и богатому опыту человечества. С той же целью Ф. Скорина первым предложил для отечественного просвещения образовательную программу «семи свободных наук», которая затем была взята на вооружение братскими школами и сыграла значительную роль в развитии восточнославянской системы образования, философской мысли, сблизив отечественную культуру с наследием Западной Европы. Культурно-просветительские и патриотические идеи Ф. Скорины оказали большое влияние на литературных, политических и религиозных деятелей XVI в. Николая Гусовского (ок. 1480 – после 1533), Симона Будного (1530–1593), Василия Тяпин-ского (ок. 1540–1603), Льва Сапегу (1557–1633 гг.) и многих других. Они также описывали красоту родной земли и отстаивали ценность родного языка как основополагающего средства самовыражения народа, сохранения его истории и культуры. Государственное устройство Великого княжества Литовского формировалось на основе освоения и приспособления к местным (древнерусским) правовым, политическим традициям и обычаям ведущих достижений западноевропейской правовой и политической мысли. Первоначально Великое княжество состояло из удельных княжеств и областей, находившихся в федеративных отношениях с центральной властью. В начале XV в. великий князь Витовт создал новую административную систему, преобразовав княжества в воеводства и поветы. Государство стало представлять собой монархию во главе с великим князем, который избирался шляхтой из представителей княжеской династии (шляхетская демократия). В XV– XVI вв. в Великом княжестве Литовском был создан уникальный для того времени строй государственного управления предполагавший зачатки разделения ветвей власти и позволившей сосуществовать и сотрудничать разным народам, социальным группам и конфессиям. Этот строй был значительно ближе к ценностям и нормам современной демократии, нежели общественные порядки многих других государств того времени. При великом князе был создан орган, который первоначально действовал как совещательное собрание высших государственных чиновников и членов княжеской семьи (паны-рада), затем вместе с князем осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть, и, наконец, объединившись с вальным (общим) сеймом (существовавшим с 1401 г.) к середине XVI в. превратился в шляхетский двухпалатный парламент – законодательный орган, который состоял из Государственного совета, или Сената, и собрания депутатов – поветовых послов (Посольской избы). Функции исполнительной власти осуществляли канцлер (премьер-министр), гетман (командующий армией) и земский подскарбий, ведавший государственной казной. Во главе местной власти в воеводствах стояли воеводы, их заместители каш-теляны, в поветах во главе администрации стояли старосты, а в городах – войты. Высшей судебной инстанцией в государстве был ве-69 ликокняжеский суд, а также суд панов–рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал Великого княжества, который рассматривал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый суд, который рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян; дела шляхты, князей и бояр рассматривал земский суд; земельными тяжбами занимался подкомор-ский суд. В XIV–XV вв. в административной и судебной практике наметился переход к письменному праву. Важным шагом в этом направлении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира (1468 г.), установившем единые для всей страны виды наказания за совершенные преступления. Вершиной систематизации и кодификации норм права, первым общегосударственным сборником законов стал Статут Великого княжества Литовского (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции, которая на протяжении 252 лет оставалась действующим документом, и была отменена лишь в 1840 г. Эти статуты представляли собой своеобразные «конституции», не имевшие аналогов в Европе того времени. Издание Третьего Статута в 1588 г. связано с именем выдающегося политика и государственного деятеля Льва Сапеги (1557–1633), который участвовал в подготовке Статута, написал к нему предисловие и на свои средства осуществил его издание. В предисловии Л. Сапеги и самих узаконениях Статута можно обнаружить принципы и нормы, которые стали традиционными основаниями европейской демократии. Во-первых, судьба народа и государства не может зависеть от произвола отдельной личности (главы государства), но должна направляться системой государственного управления, основанной на едином для всех граждан законе, которому подчинены все, независимо от происхождения, материального достатка и религиозной принадлежности. Закон должен защищать подданных от злоупотреблений со стороны монарха и тем самым оберегать от тирании, обеспечивать в государстве порядок, стабильность и социальный мир. Л. Са-пега, опережая многих деятелей западной демократии, стремился внедрить в политическую практику представление о свободе как о жизни в строгом соответствии с законом. Во-вторых, законы юридически фиксируют и берут под защиту некоторые права человека: право на защиту средствами закона своей жизни, достоинства, собственности, духовной, прежде всего религиозной свободы. Таким образом, в Статуте Великого княжества Литовского в эпоху фео-70 дального абсолютизма были отражены идеи гражданского общества и правового государства, гуманизма и индивидуальной свободы. III. Польский период (1569 – конец XVIII в.). В 1569 г. в ходе Ливонской войны между Великим княжеством Литовским и Московским государством была подписана Люблинская уния, в соответствии с которой Великое княжество объединялось с Польским королевством в единое федеративное государство – Речь Посполитую. В результате этого вынужденного объединения произошел поворот с традиционного пути развития белорусских земель к заимствованной из Польши западной цивилизации и культуре. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет Великого княжества Литовского, но его государственности окончательно не ликвидировала: была сохранена собственная армия, судебная система, административный аппарат, печать с гербом «Погоня», обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия, до конца XVII в. государственным языком Великого княжества продолжал оставаться старобелорусский. Однако в 1696 г. по решению Варшавского сейма старобелорусский язык в качестве государственного был заменен польским, тогда же он перестал развиваться как литературный язык, а остался лишь на уровне языка бытового общения. Католическая Церковь была объявлена господствующей на территории Речи Посполитой, что способствовало переходу белорусской шляхты и магнатов из Православия и протестантизма в католицизм и ее ополячиванию. Католическая вера, таким образом, стала вероисповеданием руководящих кругов ВКЛ. В 1596 г. была принята Брестская церковная уния, по которой православная церковь в ВКЛ признавала верховенство папы Римского и католические догматы, сохранив свою обрядность и организацию. После Брестской унии, которая не оправдала надежд на преодоление разделения населения ВКЛ по религиозному признаку, началась борьба между католиками и униатами с одной стороны и православными с другой. Насильственное насаждение униатства и католицизма в XVII в. привело к внутригосударственным конфликтам и нестабильности в Речи Посполитой, осложнило общественно-политическую обстановку, способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния и в конечном итоге, привело к упадку бело-русскоязычной культуры. Обозначившееся в XVI в. на белорусских землях формирование государственной, культурной и языковой общности было остановлено, что существенно замедлило развитие национального самосознания белорусов и лишило их четких критериев определения культурной принадлежности. Однако, несмотря на это хранителем национальной белорусской культуры продолжали оставаться народные массы (в основной крестьяне), которым в условиях социальной эксплуатации и национального угнетения удалось сохранить родной язык и собственную духовную культуру. Самоидентификация жителей Беларуси не была полностью уничтожена: русские дипломаты и общественные деятели признавали в белорусах особую национальность и с начала ХVII в. в Московском государстве их стали называть белорусцами, епископы православной Могилевской епархии имели титул «епископ Белорусский». Таким образом, несмотря на все сложности и препятствия к XVII в. окончательно сформировалась самостоятельная восточнославянская этно-социальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей и определенным уровнем самосознания. Самым ярким представителем белорусской культуры этой эпохи вероятно можно назвать работавшего в Москве белоруса Симеона Полоцкого (1629–1680), который обладал разносторонними знаниями и был универсальным просветителем. Он занимался воспитанием детей русского царя Алексея Михайловича (в том числе и Петра I), которым привил интерес и любовь к знаниям. Симеон Полоцкий стоял у истоков просвещения в русском государстве – он разработал проект организации в Москве высшей школы по образцу западноевропейских университетов, который лег в основу системы высшего образования России. Оставив огромное литературное наследие, Симеон Полоцкий сыграл заметную роль в истории русской словесности и театра, он был первым в русской литературе писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность. Таким образом, можно утверждать, что самобытная белорусская культура не только сохранялась в эпоху Речи Посполитой, но сумела повлиять на русскую культуру. Недаром знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов называл «вратами своей учености» «Псалтирь рифмотворнную» Симеона Полоцкого и грамматику славянского языка еще одного ученого и писателя, трудившегося на белорусской земле – Мелетия Смотрицкого. На политическую и социально-экономическую жизнь Беларуси в середине XVII – начале XVIII вв. оказали влияние многолетние войны с Россией 1654–1667 гг. и Швецией 1706–1708 гг., которые привели к разрушению хозяйства, упадку торговли и уменьшению численности населения более чем наполовину. В данную эпоху в Речи Посполитой сложилась такая внутриполитическая ситуация, когда безграничная шляхетская демократия вела к ослаблению цен-72 тральной королевской власти: крупные магнаты в своих интересах активно использовали в сейме право «liberum veto» (запрещаю), по которому один депутат мог заблокировать любое решение и даже сорвать работу сейма. С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов 44 были сорваны и не приняли никаких решений, в результате чего Речь По-сполитая годами оставалась без высшего органа власти. Королевская казна постоянно ощущала нехватку денег, а сами короли находились в большой зависимости от магнатов, которые имели свои войска. В XVIII в. обострилась конфронтация между разными маг-натско-шляхетскими группировками за власть, междоусобицы которых переросли в начале XVIII в. в гражданскую войну. Ведя борьбу между собой, эти феодальные группировки обращались за помощью к иностранным государствам. Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение и в конце XVIII в. стала добычей более сильных соседей – австрийской, прусской и русской монархий. IV. Российский период (конец XVIII – начало XX в.). В результате трех разделов Речи Посполитой между Российской империей, Австро-Венгрией и Пруссией (1772, 1793, 1795 гг.) территория современной Беларуси вошла в состав Российской империи. На нее было распространено характерное для Российской империи административно-территориальное деление на губернии (Минская, Моги-левская, Витебская, Гродненская и Виленская) и уезды. Несмотря на присоединение к другому государству, основным действующим законодательным документом в области гражданского права на территории Беларуси оставался Статут Великого княжества Литовского 1588 г., отмененный только после подавления восстания 1831 г., целью которого было восстановление Речи Посполитой. После этого на территории Беларуси не было издано специальных законов, которые выделяли бы ее как регион, который находился на особом правовом положении. Это нашло отражение в его официальном названии: с 1840 г. в документах было запрещено употреблять термины «белорусские» и «литовские» губернии, а вводилось название Северо-Западный край. В конфессиональной сфере в первой трети XIX в. российские власти придерживались политики сохранения свободы вероисповедания, принятой во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и унитарному духовенству склонять в свою веру православных. Католическая церковь утратила свое господствующее положение, хотя имела официальный статус покровительственной религии. Земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись до восста-73 ний 1831 и 1862–63 гг., когда имущество было конфисковано у тех, кто выступил против российского правительства. 12 февраля 1839 г. на соборе в Полоцке униатским духовенством было принято решение о воссоединении униатской церкви с русской православной. Включение белорусских земель в состав Российской империи имело как положительные, так и отрицательные последствия. Прогрессивное значение заключалось в том, что была ликвидирована шляхетская анархия, магнаты были лишены права иметь свои войска и крепости, ускорилось развитие сельского хозяйства и зарождавшейся промышленности, благодаря отмене пошлин и ликвидации внутренних таможен экономика вошла во всероссийский рынок. В то же время положение крестьян Беларуси не изменилось: они оставались в крепостной зависимости, на них была распространена российская налоговая система, которая сменяла подымную (хозяйственную) подать на подушную. В Беларуси крепостное право носило более тяжелый характер, поскольку существовало полное религиозное и культурно-национальное отчуждение между помещиками (по большей части польскими или ополяченными католиками) и крестьянами (православными или униатами). В первой трети XIX в. политика русского правительства, незнакомого с местными условиями, привела к тому, что полонизации белорусов даже усилилась, в это время польский язык, который оставался господствующим в общественно-культурной жизни, через систему образования и государственных учреждений стал приобретать более широкое распространение в народных массах. Восстание 1863–1864 гг., которое отчасти было направлено на белорусское национальное возрождение, в целом имело неблагоприятные последствия для становления белорусской нации и культуры. После его подавления стала проводиться последовательная русификация, а наряду с польским языком, подвергся гонениям и белорусский язык (до 1905 г. существовал запрет печатать на нем книги). Польский язык после восстания во всех общественных учреждениях уступил русскому, польскую прессу и литературу также занимает русская. Обоснование русификации строилось на основе концепции «западно-руссизма», которая рассматривала белорусов не как самостоятельный этнос, а как часть русского народа, «испорченную» польским влиянием. Борясь с полонизмом сторонники «западно-руссизма» противопоставляли ему русскую культуры, упуская из виду существование самобытной белорусской культуры. Белорусская интеллигенция, получившая польское образование все более ополячивалась, а получившая русское образование – подвергалась русификации, либо не отличала белорусов от поляков-католиков, либо была настроена патриотически в духе «западно-руссизма». Кроме того, многие белорусы уезжали учиться в русские университеты и редко возвращались на Родину, что вызвало их отток в сферу русской культуры (композитор Глинка, писатель Достоевский, профессор В. Спасович и др.). Край остался без интеллигенции связанной с народом и местным языком. Белорусский язык по-прежнему оставался достоянием только сельского крестьянства и некоторой части мещан, которые сохраняли свой национальный облик. Однако, несмотря на внешние неблагоприятные условия, с 1830-х гг. заметно возрос интерес местной интеллигенции к изучению белорусской национальности (истории, этнографии, языка), который открыл эпоху белорусского национального пробуждения и возрождения белорусской культуры. С середины ХIХ в. движение за национальное возрождение осуществлялось в художественной литературе. Например, поэзия В. Дунина-Марцинкевича (1807–1884) и В. Сырокомли (1823–1862), которые писали по большей части на польском языке, проникнута белорусским духом, глубоким знанием истории и народной жизни. Среди деятелей указанного направления можно также назвать Я. Барщевского (1794–1851), Я. Чечота (1796–1847), Янку Лучину (1851–1897), Ф. Богушевича (1840–1900). Благодаря Богушевичу, которого можно считать основателем белорусской национальной литературы и его сподвижникам идея национального возрождения стала основным творческим мотивом в развитии белорусской литературы данной эпохи. В конце 70-х – начале 80-х годов ХІX в. в белорусских народнических кружках и студенческой группы «Гомон» в Санкт-Петербурге была высказана идея создания белорусского государства, которая вытекала из того, что в этих обществах рассматривали белорусский этнос как самобытного носителя исторических, этнографических традиций с самостоятельным языком и культурой. Дальнейшее развитие идеи белорусской государственности получили в деятельности А. Гуриновича, Е. Карского (1860– 1931) и М. Довнар-Запольского (1867–1934 гг.) и др. Е. Карский сыграл значительную роль в научном признании белорусов как самостоятельной нации, его трехтомный труд «Белорусы» по существу открыл глаза научному миру и белорусам на самих себя как на один из значимых и древних европейских народов. Белорусский ученый-историк М. Довнар-Запольский с позиции исторических, географических и этнографических подходов наглядно описал процесс зарождения и формирования белорусского этноса. Важное место в процессе белорусского национального возрождения занимает так называемый виленский период, когда в начале XX в. вокруг журнала «Наша Нива» объединилась целая плеяда выдающихся белорусских общественно-политических деятелей и литераторов. В это время проблема национального самопознания стала определяющей в творчестве Янки Купалы (И.Д. Луцевича 1882– 1942), Якуба Коласа (К.М. Мицкевича, 1882–1956), Тетки (Элоизы Пашкевич, 1876–1916), Ядвигина Ш. (А.И. Левицкого, 1868–1922), Максима Богдановича (1891–1917), Змитрока Бядули (С. Е. Плавника, 1886–1941), Алеся Гаруна (А.В. Прушинского, 1887–1920), Максима Горецкого (1893–1939) и др. В итоге, несмотря на сложные исторические условия, к началу XX в. формируется признание белорусов самостоятельным народом, обладающим языком, древней историей, самобытной культурой и традициями; постепенно стираются местные диалектные различие, и появляется единый понятный для всех белорусов язык, который становится языком художественной литературы и публицистики. При проведении переписи населения 1897 г. 74 % жителей СевероЗападного края определили свой родной язык как белорусский. Термины «белорусы» и «Белоруссия», несмотря на существование местных самоназваний («полешуки», «тутэйшие») окончательно закрепились за всей этнической территорией белорусов, термин же «Литва» стал служить исключительно для обозначения балтского литовского народа. Все эти признаки свидетельствуют о становлении белорусской нации. V. Советский период (1917–1991 гг.). Начало национально-государственного строительства в Беларуси связано с революционными событиями 1917 г., Первой мировой и гражданской войнами в России. Тогда после прекращения существования Российской империи проявились две тенденции государственного самоопределения белорусов: первая отражала потребность преодоления социальной и национальной отсталости, которую предполагалось осуществить на советской основе; вторая выражала стремление к самоопределению белорусского народа в виде независимой республики на основе парламентской демократии. В 1918–1920 гг. представители различных течений белорусских национально-патриотических сил пытались реализовать эти два направления. При этом сторонники парламентской демократии ориентировались на западноевропейские конституционно-законодательные традиции, парламентский политический строй и демократическое государственное управление, а приверженцы советской государственности считали приемлемой для Бела-76 руси форму государственной власти в виде диктатуры пролетариата. 25 марта 1918 г. была провозглашена Белорусская Народная Республика (БНР) – национальное государство на основе парламентской демократии. Однако в условиях оккупации Беларуси германскими войсками в ходе Первой мировой войны полноценным государством с реальными властными полномочиями она не стала, поскольку не имела Конституции, государственных границ, вооруженных сил, финансовой системы и других атрибутов государственности. Функции правительства БНР ограничились урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями некоторых задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной промышленности и торговли. Деятельность БНР оказала влияние на развитие национального самосознания белорусского народа и ускорила создание белорусской государственности по советскому образцу. 1 января 1919 г. в Смоленске было провозглашено образование Белорусской Советской Социалистической Республики, в которой организация политической и экономической жизни проходила под контролем центральных властей Советского государства (РСФСР). Конституция БССР провозглашала, что вся власть в республике принадлежит Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Некоммунистические партии и организации были запрещены, а руководящие функции сконцентрированы в руках партийного аппарата, создавалась политико-территориальное образование с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя. Поскольку надежды на мировую социалистическую революцию и создание Всемирной Советской Федерации не оправдались, коммунистические лидеры приступили к объединению существующих социалистических республик в одно государство с общими для всех органами управления. Так, в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Провозглашая СССР, шесть республик-учредительниц, в том числе и БССР, вынуждены были признать формулу о том, что всякое государственное объединение ограничивает суверенитет его субъектов в пользу центральных органов. На этой основе был утвержден безусловный приоритет общих союзных интересов над интересами республик. Постулат об ограниченности суверенитета республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституции СССР. С 1921 – по 1939 г. белорусы оказались разделенным народом, поскольку Западная Беларусь в результате польской оккупации со-77 гласно Рижскому договору отошла к Польше. В Западной Беларуси по отношению к белорусам польское правительство проводило жесткую политику полонизации, белорусская культура и язык подвергались преследованиям и ограничениям. В советской части Беларуси, начиная с 1924 г. стала проводиться политика белорусизации, закрепившая преимущественное положение белорусского языка во всех сферах общественной жизни и сопровождавшаяся постепенным возвращением в состав республики части отошедших к РСФСР восточных территорий населенных белорусами. Это позволило быстро сформировать национальную инфраструктуру: систему народного образования, включая высшую школу, средства массовой информации, художественную культуру, научные учреждения. Однако процесс белорусизации, который создал благоприятные условия для консолидации белорусской нации, шел лишь первые десять лет пребывания Беларуси в составе СССР, после чего он был резко остановлен сталинскими репрессиями, приведшими к практически полному истреблению белорусской национальной интеллигенции. Несмотря на то, что советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности, тоталитарное обобществление производства могло дать определенный желаемый эффект только в короткий промежуток времени. Отсутствие материальной мотивации труда в строительстве нового общества с резким ограничением экономической свободы и преследованием всякого инакомыслия; игнорирование интересов крестьянства, грубая реализация идей «диктатуры пролетариата» в крестьянской по духу и менталитету стране и многочисленные репрессии явились негативными аспектами советского государственно-политического строя в Беларуси. Национальной трагедией для белорусов была начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война и немецкая оккупация, под которой оказалась вся территория Беларуси, продолжавшаяся до лета 1944 г., когда республика была освобождена советскими войсками. Фашистами было уничтожено около 3 миллионов белорусов, что составляет третью часть всей численности белорусского народа, за время военных действий и оккупации были разрушены почти все города, сожжено около 9 тысяч деревень, погибла большая часть культурного наследия. Война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. За послевоенные годы в экономической сфере удалось не только поднять страну из руин, но и превратить ее в индустриально развитую республику. Был создан мощный экономический потенциал, произошли серьезные изменения в социальной сфере, сформировался кадровый состав профессионалов-управленцев высококвалифицированных инженеров и рабочих. Все это способствовало росту материального благосостояния населения. В 1970-е – 1980-е гг. БССР называли «сборочным цехом» СССР и «витриной развитого социализма». В послевоенные годы БССР, продолжая существовать в условиях ограниченного суверенитета, все-таки выполняла государственную, политическую, экономическую, социальную и культурную роли объединения и консолидации белорусской нации. Впервые возникли реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, средства массовой информации, созданы другие институты суверенного государства. В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзной республики вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями. В 1945 г. БССР стала одним из членов-учредителей ООН. Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь руководствовалась внешней политикой СССР. В 60–80-е гг. развивается белорусская культура и искусство, получили широкую известность такие деятели как И. Шамякин, И. Мележ, В. Быков, А. Адамович, И. Науменко, А. Макаенок, Я. Брыль, В. Короткевич, Р. Бородулин и многие другие. Однако использование белорусского языка в сфере художественной культуры было крайне ограниченным, например, спектакли на нем ставились лишь в трех из шестнадцати театров республики, а кинофильмы на белорусском языке исчислялись единицами, по числу изданий на национальном языке Белоруссия в конце 1980-х гг. занимала последнее место среди республик СССР. Несколько лучшим было положение белорусского языка в системе средств массовой информации – на нем преимущественно функционировало радио и телевидение, издавалась большая часть периодических изданий. На русском языке осуществлялось преподавание в системе высшей школы, в городах численность белорусских школ была незначительной. В 1988 г. в белорусских школах обучалось только 14 % детей. В русскоязычных школах получила широкое распространение практика освобождения учеников от изучения белорусского языка и перевод преподавания белорусской литературы на русский язык. Отсутствовал самостоятельный курс истории Беларуси, а преподавание белорус-79 ского языка и литературы даже в белорусских школах осуществлялось в меньшем объеме, чем русской словесности. В этих условиях приобщение к национальной культуре и белорусскому языку стало не только не обязательным, но и затруднительным. Сформировавшаяся к началу 1960-х гг. городская русскоязычная культура в глазах сельских жителей приобрела высокий социальный престиж, как превосходящая во всем деревенскую. Это в условиях стремительной урбанизации 60–80-х гг. способствовало быстрой потере национального самосознания у переселившихся в города сельских жителей и их потомков. Такая ситуация во многом была связана с господствующей концепцией о неизбежности слияния наций при формировании нового советского человека и переходе к коммунистической формации. К середине 1980-х гг. не сохранилось ни одного социального института, ориентированного на формирование национального самосознания, в результате чего оно становилось сугубо личным делом, осуществляемом только на семейном уровне и лишенном какого-либо практического смысла. Белорусский язык практически полностью был вытеснен из общественной жизни, а в городах – и из семейного общения. Все это привело к отчуждению массовой аудитории от национальной художественной культуры. В конце данного периода внутри страны обострились противоречия в административно-командной и пропагандистско-идеологических системах, что привело к возникновению кризисных явлений, вызванных неэффективными способами решения политических, экономических и социальных проблем. Ситуация требовала серьезного реформирования всей системы, но советское руководство оказалось не в состоянии справиться с задачами, ставшими перед советским обществом. Набиравшие силу центробежные процессы привели к распаду СССР. Таким образом, советский период становления и развития белорусской государственности был противоречивым и принес как положительные, так и негативные результаты. VI. Постсоветский период (с 1991 г.). В 1991 г. Беларусь получила реальный социально-политической суверенитет и стала независимым национальным государством. В истории его формирования и развития можно выделить три этапа. 1. Становление независимого белорусского государства в 1990– 1994 гг. характеризуется принятием важных юридических документов, закрепивших суверенный статус Белорусского государства. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о госу-80 дарственном суверенитете республики, а в 25 августе 1991 г. придал этой Декларации статус конституционного закона до принятия новой Конституции. В Декларации БССР объявлялась суверенным государством, полноправным и независимым членом мирового сообщества. В 1990 г. был также принят закон о государственном статусе белорусского языка. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР утвердил новое название государства – Республика Беларусь, также была введена новая государственная символика. 8 декабря 1991 г. были заключены Беловежские соглашения, которые денонсировали (прекратили действие) договора 1922 г. об образовании СССР и образовывали Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вступила также Республика Беларусь. С провозглашением независимости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений. В начале 1990-х гг. старые системы управления были разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти. 2. В период формирование структуры государственной власти Республики Беларусь 1994–1996 гг. были пересмотрены полномочия органов государственной власти (в частности, президента) с целью устранения ситуации противостояния законодательной и исполнительной власти. 15 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь, в соответствии с которой властные функции разделяются между Верховным Советом и президентом, который избирается всенародно на пятилетний срок и является главой государства. 10 июля 1994 года первым президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко. Первоначально была предпринята попытка взять курс на развитие парламентских форм демократии, однако после выборов президента было признано, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а также повышение эффективности работы исполнительной «вертикали». 14 мая 1995 г. состоялись парламентские выборы и референдум по вопросам о юридическом статусе русского языка (как второго государственного наряду с белорусским), государственной символике и интеграции с Россией. 24 ноября 1996 г. состоялся референдум по принятию новой редакции Конституции Республики Беларусь, в результате которого были решены вопросы о запрете частной собственности на землю, расширении президентских полномочий и др. В соответствии с новой редакцией конститу-81 ции была создана вертикаль исполнительной власти с четкими полномочиями и двухпалатный парламент (Национальное собрание). 3. Усиление президентской власти и создание устойчивой вертикали государственной власти началось в 1996 г. 2 марта 1997 г. был заключен Договор о Союзе Беларуси и России. 9 сентября 2001 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко был переизбран на второй срок. 17 октября 2004 г. одновременно с выборами в Национальное собрание Республики Беларусь состоялся референдум по изменению ст. 81 Конституции, новая редакция которой исключила положение о том, что «одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». 19 марта 2006 г. А. Г. Лукашенко был вновь избран на пост Президента. Таким образом, главным результатом постсоветской истории Беларуси является создание независимого белорусского государства, унитарного по национально-территориальному признаку и являющегося президентской республикой по форме правления. 3. Национальная идея и государственная идеология. Различие понятий. Особой высшей формой национального самосознания является национальная идея, которая служит мировоззренческим основанием для существования нации, национальной культуры и национального государства. Поскольку нация, подобно человеческой личности, ищет ответ на вопрос о смысле жизни и своем предназначении в мире, национальная идея призвана ответить на главные, смыслообразующие вопросы национальной общественной жизни: -«Кто мы такие?» и «Куда мы идем?». Национальная идея выражает нравственные основания, ценности и ориентиры общественного развития и вносит в процесс функционирования государства возвышенно-эмоциональное начало, связанное с возникновением у его граждан чувства национальной общности неразрывной связи со своей Родиной и соотечественниками. Национальная идея охватывает как минимум три сферы, в которых нация должна реализовывать ее принципы и обеспечивать интересы национального государства: духовная сфера, общественные отношения и экономика. По своей природе особенностям, способам формулировки и распространения среди людей национальная идея имеет определенные отличия от государственной идеологии. S Если государственная идеология в демократическом обществе имеет рациональную природу и базируется на свободном разумном выборе гражданами представителей власти и их сознательном участии в решении общественных проблем, то национальная идея, ко- торая включает такие компоненты, как чувство любви к Родине и эмоциональное отношение человека к месту своего рождения и проживания, имеет в своей основе иррациональное начало и не всегда поддается разумному объяснению. S В отличие от государственной идеологии, которая является разработанной специалистами и принимаемой гражданами концепцией функционирования и развития государства и его взаимоотношений с гражданским обществом (обычно закрепляемая в Конституции), национальная идея не может быть изобретена или сконструирована. Она формируется, развивается и существует в народном сознании и национальной культуре и обычно выражается, или проговаривается представителями национальной интеллигенции (философами, поэтами, художниками, политическими деятелями), а затем может формулироваться в области идеологии в виде определенных установок и ориентиров. ^ В соответствии с сущностными различиями государственной идеологии и национальной идеи отличаются и способы их изложения. Язык государственной идеологии состоит из четких формулировок, основанных на научных понятиях и категориях (преимущественно юридических и политических). Национальная идея выражается, прежде всего, языком поэзии, литературы и искусства, который используют не столько четкие понятия, сколько символы, метафоры, и художественные образы, воздействующие в первую очередь не на разум, но на чувства. ^ Государственная идеология содержит определенный минимум, или принимаемый всеми гражданами консенсус, необходимый для поддержания гражданского мира и сохранения стабильности государства. Она демонстрирует признание и стремление воплотить в жизнь общепринятые нормы демократии и правового государства, не ущемляя при этом множества частных интересов граждан в личной, общественной, экономической и других сферах, но способствуя, если они не противоречат общепринятому консенсусу, их всесторонней реализации. Национальная же идея подчеркивает то уникальное и самобытное, чем жители одного государства существенно отличаются от других. При осмыслении самобытности собственной нации ее представители обретают духовную общность соотечественников, в которой частные различия отступает на второй план, а главным становится то общее, что объединяет людей в нацию и тем самым отличает ее от других наций. ^ Доведение государственной идеологии до общественного сознания и ее распространение среди людей осуществляется через сис- тему обязательного для всех гражданского образования в виде специальных учебных курсов и имеет целью обеспечение всех граждан необходимыми знаниями о государстве, правах и свободах, стимулирование их участия в политической жизни, направление взаимоотношений власти, индивида и общества в русло правовых отношений, а также воспитание гражданственности и ответственности перед обществом. Утверждение и распространение национальной идеи в сознании народа - это элемент нравственно-патриотического воспитания, оно осуществляется через просветительскую деятельность национальной интеллигенции, является творческим процессом и потому не поддается строгой регламентации. Эта работа основывается на силе примера, поскольку чувство любви к Родине, можно только перенять от того, кто сам ее искренне любит. ^ Без государственной идеологии, как совокупности фундаментальных ценностей, приоритетов, установок и ориентиров не может существовать никакое государство. Общественная жизнь, не основанная на ценностно-нормативном консенсусе, чревата политическими конфликтами и катаклизмами. Всякое государство заинтересовано в том, чтобы его граждане сознательно соблюдали законы, доверяли власти и ее представителям, дорожили правами и свободами, которые обеспечивает демократический государственный строй. Национальная идея по своей природе амбивалентна. С одной стороны, она обладает несомненным интеграционным потенциалом, значимость которого существенно повышается в условиях становления нации и трансформации политической системы. С другой стороны, когда национальная идея становится способом выражения нетерпимости и национальной исключительности, она может представлять опасность для государства и демократии. Ярким тому примером служит опыт нацизма в Германии, когда восторжествовали идеи превосходства германской нации над другими народами. S В унитарном государстве не может быть нескольких государственных идеологий, как не может быть двух центров официальной власти, двух конституций, различных систем права и т. п. В формулировке национальной идеи возможны варианты, поскольку никто не может утверждать, что ему удалось окончательно и исчерпывающе выразить единственно верную для нации идею. Представители национальной интеллигенции пытаются наиболее адекватно выразить национальный дух, объединяющие нацию символы, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока существует нация. Способы взаимодействия национальной идеи и государственной идеологии. История знает различные способы соотношения го- сударственной идеологии и национальной идеи. Здесь можно выделить как минимум три варианта. I. Когда национальная идея поглощает государственную идеоло II. Когда государственная идеология совпадает с национальной право на собственное понимание личного счастья и способов его достижения, а в обществе господствует принцип: «живи сам и дай жить другим». Таким образом, «американская мечта» может быть примером политико-прагматической национальной идеи, реализующейся посредством индивидуальной практики человека. III. Когда национальная идея существует наряду с государственной идеологией. В этом случае, в силу трудности национальной идентификации или промежуточного межкультурного положения, поиск национальной идеи становится перманентным процессом, она отличается от государственной идеологии и проводимой политики, или даже противопоставляется им. Примером такого сочетания может служить существование «русской идеи», формулировка которой из-за промежуточности положения России между Востоком и Западом вызывает постоянные поиски и дискуссии, из-за широты спектра культурных предпочтений и мировоззренческого многообразия российского общества не может быть признана абсолютно всеми и слиться с идеологией государства. Однако, несмотря на все сложности, можно выявить характерные черты и основные принципы русской идеи, представляющей собой осмысление культуры России и назначения ее народа. Русская идея (сам термин был предложен писателем Ф. М. Достоевским) основывается на христианском мировоззрении и концепции соборности. Понятие соборности было предложено философом-славянофилом А.С. Хомяковым и затем стало центральным понятием русской философии. Соборность противостоит авторитаризму и индивидуализму и органично сочетает единство и свободу многих личностей на основе единой религии и абсолютных ценностей. Здесь утверждается приоритет внутренней свободы по отношению к внешней. Уникальные особенности отдельной личности не должны исчезнуть в общественной жизни, поскольку целое (нация) перестанет существовать, если пропадут особенности отдельных его составляющих. Именно благодаря множеству особенностей отдельных личностей и их свободному и непринужденному развитию возникает цветущий и плодоносящий организм. Русская идея гуманистична, предполагает, что не вещи и деньги должны управлять человеком, а ему самому следует бережливо пользоваться ресурсами и разумно управлять экономикой, подчинив эти сферы задачам всестороннего развития личности, а значит и всей нации. Опора на христианское мировоззрение не позволяет русской идее опускаться до национального превосходства и исключительности. Соборность отличается от других видов общности своей общедоступностью, открытостью и человечностью. Из-86 вестный русский философ Н. Лосский по этому поводу писал: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой цвет, гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство». В этой связи безоговорочно признается право каждого жителя страны принадлежать к любому народу и сохранять свою самобытность и культуру. Христианское мировоззрение превосходит узконациональные рамки и придает русской идее универсальный характер. Каждый человек ответственен не только за себя, но и за свою семью, малую родину, общество, частью которого он является, а государственная власть должна принимать на себя ответственность не только за порядок и справедливость внутри страны, но и за состояние всего человечества. Таким образом, русская идея является религиозной в своей основе, поскольку опирается на христианское мировоззрение и универсально-гуманистической по характеру в связи с тем, что отстаивает ценность и уникальность каждой личности, стремится к всеобщему благу, процветанию и развитию не только русского, но всех народов. 4. Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность. Каждая нация имеет свою национальную идею или находится в поиске ее формулировки или выражения. Национальная идея – это то, что связывает нацию воедино и придает ей устойчивость без видимых материальных опор, позволяет действовать слаженно без внешней координации, помогает формировать правила поведения, законы и другие общественные порядки без прямых властных наставлений. Национальная идея – это, с одной стороны, своеобразный способ осмысления национальных особенностей, описание и оценка национального характера, жизненного уклада, исторической судьбы народа, а с другой стороны – определение основных ориентиров нравственного, духовного и социального развития народа в соответствии с его национальными особенностями. Понятие «белорусская национальная идея» в настоящее время можно использовать для обозначения цели или находящегося в разработке проекта, включающего определение места и роли белорусской нации в истории человечества и современном мировом сообществе, а также концепции деятельности и развития белорусского национального государства. При выявлении и формулировке белорусской национальной идеи как в прошлом, так и сейчас возникают трудности, вызванные объективными причинами. Во-первых, белорусский народ, а затем формирующаяся белорусская нация длительное время не имела собственной национальной государственности. Во-вторых, белорусам в силу межкультурного геополитического положения их территории трудно было определиться в вопросах собственной национальной идентичности и выбрать свой «путь». В итоге белорусская нация сформировалась в неблагоприятных для национального развития условиях второй половины XIX – начала XX в. Белорусская интеллигенция смогла выработать понимание белорусской идентичности в смысле отличия белорусского народа от соседних; ей удалось также осознать уникальность и самобытность белорусской национальной культуры. Но на следующую ступень формулирования общезначимого исторического предназначения в силу политических и исторических условий она подняться не смогла. Этнокультурная составляющая до сих пор оставалась основной в белорусской идентичности, но в настоящее время с образованием независимого национального государства, принятием его конституции и разработкой государственной идеологии идет формирование гражданской идентичности. Поскольку национальная идея не может быть придумана или сконструирована, но выявляется и формулируется в ходе становления и исторического развития нации, белорусская нация сейчас стоит перед необходимостью творческого самопознания, окончательной самоидентификации и определения национальных ценностей. Все это можно осуществить через тщательное изучение, поддержку и развитие национальной культуры в самом широком смысле этого слова, в которой выражается самосознание нации. Решающим фактором становления нации и формирования ее национальной идеи является именно культура (экономическая и военно-политическая мощь выступают как сопутствующие факторы, даже если они не выражены – это не уменьшает мирового значения нации как носителя самобытной и уникальной культуры). Белорусская национальная идентичность в современных условиях может быть поднята на самый высокий уровень и быть представлена как органичное единство двух ее видов, соответствующих двоякому пониманию нации, то есть как сочетание национальной (этнокультурной) идеи и государственной (гражданской) идеологии. Таким образом, в настоящее время белорусская идентичность может выявляться, с одной стороны, через обращение к этнической основе, которая во многом опре-88 деляет мировоззренческие установки и образ жизни человека, а с другой – через осознание своей принадлежности к гражданам белорусского государства и гражданскую активность, которые объединяют в единое целое (гражданскую нацию) представителей разных народов, проживающих в Беларуси. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|