ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 6. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государстваПлан: 1. Конституция Республики Беларусь: понятие, назначение, структура и идеологическая функция. 2. Конституционные права человека и гражданина. 3. Конституционный строй Республики Беларусь. 1. Конституция Республики Беларусь: понятие, назначение, структура и идеологическая функция. Конституция (от лат. cоnstitutiо – ‘установление, устроение, строение’) – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. На основе Конституции формируется вся система законодательства государства. В государстве Конституция как законодательный акт обладает высшей юридической силой и является основанием и источником для всех других законодательных актов государства и поэтому имеет другое название – Основной Закон. Конституция закрепляет два основных аспекта: провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина и организацию государственной власти (определение основы конституционного строя и формы государства). Республика Беларусь как суверенное государство прошла определенное конституционное развитие. 15 марта 1994 Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь, которая была опубликована и вступила в силу 30 марта 1994 г. Она предполагала президентско-парламентскую форму правления, что привело к конфронтации Президента и Верховного Совета, а затем – к конституционному кризису. В связи с этим 24 ноября 1996 г. на референдуме была принята первая редакция Конституции с дополнениями и изменениями, касающимися полномочий Президента (которые были значительно расширены), структуры и функций парламента (вместо однопалатного парламента учреждался новый двухпалатный парламент под названием Национальное собрание Республики Беларусь), правительства (изменился порядок его формирования и правовой статус), местных органов управления (закреплен новый порядок их формирования). 17 октября 2004 г. на основании результатов референдума была принята вторая редакция, в соответствии с которой часть первая ст. 81 изложена без указания на то, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков, оставившая предыдущий вариант Конституции неизменным в основных положениях. Конституция Республики Беларусь имеет следующую структуру: она состоит из преамбулы, в которой указанно, что Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, и сжато перечислены базовые руководящие начала Конституция, и разделов, где излагаются основы конституционного строя и функционирования различных ветвей власти (Разделы I, IV), контрольных органов (Раздел VI), финансово-кредитной системы (Раздел VII), местного управления и самоуправления (Раздел V) избирательной системы и референдума (Раздел III), изложены права, свободы и обязанности человека и гражданина (Раздел II), а также порядок изменения Конституции (Раздел VIII) и принципы правового развития и государственного строительства (Раздел X). Весь текст Конституции состоит из 146 статей. Конституция как основной закон государства выполняет целый ряд важных функций, в первую очередь юридическую, политическую и идеологическую, для нас в данном контексте необходимо остановиться на ее идеологической функции. В Конституции идеология государства находит свое концентрированное выражение, поскольку этот документ представляет собой своего рода общественный договор, в соответствии с положениями которого устанавливается общественный порядок, социальная и политическая справедливость, предусматриваются основополагающие принципы демократического правления, правила, регулирующие деятельность государственных органов и политических партий. Демократическое положение о плюрализме идеологий и мнений не лишает Конституцию идеологической функции. Подобно всякой идеологии, Конституция устремлена в будущее: свобода, равенство, справедливость никогда не обеспечиваются полностью, с течением времени эти понятия наполняются новым, все более глубоким содержанием и воплощаются в жизнь. Таким образом, с одной стороны, идеологическая функция Конституции проявляется в том, что она служит основой политического процесса – закрепляет правовое положение политических партий и общественных объединений, определяет принципы и основные приоритеты взаимоотношений государства и личности, а также деятельности государства и его органов, как внутри страны, так и за рубежом, предлагает обществу цели и ориентиры развития. С другой стороны, ряд заложенных в Конституции ценностей (такие как народный суверенитет, права человека и гражданина, правовое социальное государство и др.) имеют идеологическое происхождение, главным образом, либеральное. Однако в современном мире эти принципы приобрели неидеологический характер общечеловеческих ценностей и выражают не интересы классов, а согласие различных социальных, национальных, профессиональных, демографических и других групп. Ст. 4 Конституции Республики Беларусь указывает, что «идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан», это свидетельствует о ее независимости от узкого и частного идеологического наполнения (как это было, например, в Конституции БССР 1978 г.). 2. Конституционные права человека и гражданина. Права человека – это охраняемая и обеспечиваемая государством, закрепленная в правовых нормах возможность индивида действовать по своему усмотрению (свободы или негативные права) или получать определенные блага (позитивные права). Негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду, а позитивные фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. В современных демократических государствах права человека – это не просто юридические нормы или законы, а принципы, составляющие ценностную основу реальной жизни, в том числе взаимоотношений между людьми и государством. Значимость конституционно закрепленных прав человека выражается в том, что их реализация обеспечивает действенность Конституции и наполняет реальным содержанием нормы, отражающие ее идеологические свойства. По этой причине основные права и свободы человека не только признаются государством, но и защищаются им. В ст. 2 Конституции РБ провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности», а в соответствии с 21-й статьей, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». Согласно ст. 59 Конституции государственные органы, должностные и иные лица которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти положения о правах человека полностью соответствуют принципам Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), и других международных документов, принятых в рамках ООН (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ратифицированные БССР в 1973 г. и др.). Обязательность данных международных актов для Республики Беларусь была подтверждена постановлением парламента в сентябре 1992 г. Фундаментальные права и свободы человека обеспечивают различные сферы жизни: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. Однако классификация прав и свобод в соответствии в с этими сферами достаточно условна, так как многие из них можно причислить к разным категориям. Например, право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельность личности, но социальным и экономическим правом, связанным с удовлетворением материальных потребностей человека; право на определение национальности и пользование родным языком также может рассматриваться не только в сфере личных, но социальных и культурных прав. Личные, политические и экономические права нередко называют либеральными правами, или правами первого поколения, они преимущественно носят характер негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и предполагают охрану со стороны государства. К правам второго поколения относятся социальные, культурные и экологические права, которые определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимых для поддержания достойного уровня жизни. Традиционно права и свободы, гарантируемые и обеспечиваемые государством, принято классифицировать на три группы. I. Личные или гражданские права – это неотъемлемые и неотчуждаемые права изначально присущие человеку и не носившие юридического характера, они не дарованы государством, а принадлежат человеку по природе от рождения и ограничивают власть государства в отношении личности. Право на жизнь (ст. 24 Конституции), является главным, неотчуждаемым правом каждого человека, которое государство должно защищать от любых противоправных посягательств. Право на свободу, неприкосновенность и достоин- 112 ство личности (ст. 25) понимается как право делать все, что не наносит вреда другому, или все, что не запрещено законом и ограничивается только в случаях и порядке, установленных законом. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему достоинство обращению или наказанию. Право на презумпции невиновности (ст. 26) предполагает, что никто не может считаться виновным в совершении преступления до вступления в силу приговора суда. Право на защиту от принуждения давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27). Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 28) предполагает право на личную и семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, недопустимость прослушивания и записи переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования и др. К сфере частной жизни относят брак (развод), деторождение (усыновление), распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию о состоянии здоровья. Право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 30). Право самостоятельно определять свое отношение к религии (ст. 31). Право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), ограничивается тем, что не может быть использовано во вред правам и свободам других лиц. II. Политические права преимущественно предоставляются только гражданам определенного государства (например, Республики Беларусь), определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относят право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37); право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38); право равного доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (ст. 39); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40); свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан (ст. 35); право на свободу объединений (ст. 36), основное место среди которых занимают политические партии, профессиональные союзы и общественные организации. III. Социальные, экономические, культурные и экологические права могут предоставляться всем проживающим на территории Республики Беларусь. Социальные права предполагают обеспечение достойного уровня жизни и социальной защищенности. Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности – условиями производства и рабочей силой. Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Экологические права – это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его собственности экологическими правонарушениями. Эта обширная категория включает: право на достойный уровень жизни (ст. 21), включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Основанием реализации этого права является обеспечение оптимального прожиточного минимума, на основе защиты от безработицы, обеспечения максимально возможной в данной ситуации занятости. Право на труд (ст. 41) предполагает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Труд является основным источником существования, поэтому право на труд является важнейшим социально-экономическим правом. Право на соответствующее вознаграждение труда (ст. 42) в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работающим и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности. Право собственности (ст. 44) гарантируется государством, которое также содействует ее приобретению. Право на отдых (ст. 43) обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков и дней еженедельного отдыха. Право на охрану здоровья (ст. 45) включает бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, возлагает на государство обязанность устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан, создавая для этого общедоступную и развитую систему здравоохранения, предусматривающую оказа-114 ние медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста. Право на социальное обеспечение (ст. 47) в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Право на жилье (ст. 48) должно обеспечиваться развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья и реализоваться на основе законодательно утвержденных стандартов социальной нормы жилой площади, уровня квартплаты, предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом максимально допустимой доли собственных расходов граждан на их оплату, приемлемых условий кредитования и т. д. Право на образование (ст. 49) предполагает доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях. Право сохранять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст. 50); право на участие в культурной жизни (ст. 51). Право на благоприятную окружающую среду (ст. 46) и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. 3. Конституционный строй Республики Беларусь. Конституционный строй – это форма или способ организации государства, основой которого являются наиболее важные принципы и нормы конституции, определяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. Они изложены в разделе I Конституции, в котором Беларусь характеризуется как республика; унитарное, демократическое, социальное и правовое государство (ст. 1), то есть указывается форма правления и административно-территориальное устройство страны, демократический характер общественно-политической жизни и верховенства закона при ее регулировании, а также социальная направленность государственной политики. Форма правления и государственной организации, административно-территориальное устройство. Беларусь – унитарная президентская республика. Форма правления, государственное и административно-территориальное устройство воплощают организацию, структуру, методы и правила функционирования государственной власти, порядок взаимоотношений должностных лиц и гра-115 ждан, определяют способ обеспечения административно-территориального единства государства, характеризуют его территориальное деление и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти. По форме государственного правления Беларусь является президентской республикой, а по форме государственной организации – унитарным государством (ст. 1). Республика (от лат. res publicа – ‘общественное дело’) – это такая форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Президентская форма правления характеризуется верховенством в системе государственной власти исполнительной власти во главе с Президентом, который одновременно выступает как глава государства и глава правительства, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил (ст. 79, 84). Под унитарной (от лат. unitas – ‘единство’) понимается такая форма государственной организации, при которой государство является однородным в национальном, территориальном, региональном, языковом, экономическом, культурном отношении и подразделяется на не обладающие политической самостоятельностью административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый политико-правовой статус (области и районы Республики Беларусь). Такое государство предполагает сосредоточение всей полноты власти в центральных ее органах, обладает единой неделимой территорией, принадлежащей единой нации, имеет единую Конституцию и единую систему органов государственной власти, представительства и суда. Все государственные органы действуют на основе единых правовых норм. 2) Республика Беларусь – демократическое государство. Демократия (от греч. deoms – ‘народ’ и krаtos – ‘власть’) – это форма государственно-политической организации общества, основанная на признании народа в качестве единственного источника власти и предполагающая определенные принципы ее функционирования: • Провозглашение и реальное обеспечение социальных гарантий, • Народовластие, т. е. реальное осуществление прав народа, по вывается право народа (т. е. каждого гражданина) на участие в управлении делами государства, как непосредственно путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, так и с участием избранных народом представителей (Парламент и местное самоуправление) (ст. 37). • Всеобщее избирательное право и система свободных выборов вытекает из предыдущего принципа и предполагает, что все граждане имеют право избирать и быть избранными на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (ст. 38). Право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными, когда избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать, и равными, когда избиратели имеют равное количество голосов, а те, кого избирают, участвуют в выборах на равных условиях. • Развитая система парламентаризма. Право народа участвовать в решении государственных дел через свободно избранных представителей осуществляется посредством деятельности Парламента. Согласно Конституции РБ (ст. 90), Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь – высший представительный и законодательный орган республики. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин РБ, достигший возраста 21 года. Избрание 110 депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 91–92, 94). Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов: от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутаты базового уровня по восемь членов, и восемь назначаются Президентом Республики Беларусь (ст. 98). Срок полномочий Парламента РБ – 4 года (ст. 93). Главная функция Национального собрания законодательная, любой законопроект вначале обсуждается и рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. • Политический плюрализм и многообразие политических ин действуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах» (ст. 5). Основными политическими институтами являются политические партии и общественные объединения, они имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности, пользоваться государственными СМИ в порядке, определенном законодательством, пропагандировать свои идеи, цели и решения; образовывать свои издания, проводить митинги, собрания; влиять на своих представителей в выборных органах; участвовать в подготовке и проведении выборов; поддерживать связи с другими партиями. Государство не вмешивается во внутренние дела и устройство политических партий и общественных объединений, их организация, структура и направления деятельности регулируется уставами, принимаемыми самими этими объединениями на съездах и конференциях. Запрещается создание и деятельность тех политических партий и общественных объединений, которые стремятся к насильственному изменению конституционного строя, либо ведут пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Политическим партиям запрещается получать финансовую помощь от других государств и иностранных организаций. В настоящее время на территории Республики Беларусь зарегистрированы и действуют 17 политических партий. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т. п., которые в отличие от партий не ставят политические целей в качестве основы своей деятельности, а создаются на базе общности интересов преимущественно для реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан. В Республике Беларусь могут создаваться 3 вида общественных объединений: республиканские, деятельность которых распространяется на территорию всей страны и которые имеют учредителей в большинстве ее областей; международные, деятельность которых кроме территории Республики Беларусь распространяется на территорию иностранных государств; местные, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц. В отличие от партий, общественные организации могут получать финансовую помощь государства. В Беларуси зарегистрировано 2 214 общественных объединений (235 международных, 734 республиканских и 1245 местных) и 16 союзов общественных объединений. • Внедрение принципа разделения властей. Ст. 6 Конституции Республики Беларусь гласит: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законода- 118 тельную, исполнительную и судебную». Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельно выполняют возложенные на них задачи определенными им правовыми средствами. Ветви власти взаимодействуют между собой, сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга, предотвращая возможность монополизации полномочий верховной власти каким-либо одним органом, лицом или группой лиц и дублирование функций различными властными институтами. Единство государственной власти, то есть согласование действий между ее ветвями, обеспечивается подчинением власти закону, Конституции. Разделение властей необходимо для защиты, отстаивания интересов гражданского общества, обеспечения гарантий прав и свобод граждан. Законодательная власть избирается народом и вырабатывает стратегию развития общества путем принятия законов. Важнейшим законодательным органом является Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь (ст. 90), который преимущественно занимается разработкой и принятием законов (ст. 100). Исполнительная власть занимается реализацией законов и управлением текущей жизнью общества и государства. Функции исполнительной власти выполняет Правительство – Совет Министров – центральный коллегиальный орган государственного управления (ст. 106–108) во главе с Президентом, который организует подготовку и вносит в Парламент на утверждение проекты бюджета государства, республиканских программ развития, руководит системой подчиненных ему органов государственного управления на местах и других органов исполнительной власти. Роль судебной власти состоит в том, чтобы в связи с возникновением юридического конфликта обеспечить верховенство закона, восстановление нарушенных прав и справедливое наказание виновных. Суды подчиняются только Конституции и закону (ст. 110), независимы от влияния иных властных структур, политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий. Система судов в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. В нее входят: Конституционный Суд (осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве – ст. 116), общие суды, во главе которых находится Верховный Суд, хозяйственные суды, во главе которых стоит Высший Хозяйственный Суд. • Наличие местного самоуправления. Местное самоуправление выступает в качестве одной из составляющих частей института народовластия, создается для участия в нем граждан с целью решения проблем и вопросов местного значения. В Республике Беларусь граждане осуществляют местное управление и самоуправление через Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах (ст. 117). Советы депутатов как государственные органы в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом общегосударственные интересы, обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др. Они определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью, использования природных ресурсов, осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и др. • Разнообразие форм собственности. Конституция Республики Беларусь гарантирует право собственности (ст. 13), которая может быть государственной, общественной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Недра, воды и леса и земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную собственность государства. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Законом охраняется неприкосновенность собственности и право ее наследования. Республика Беларусь – правовое государство. В юридическом смысле право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью правил и норм, регулирующих отношения между людьми. Право, как и государство, является атрибутом цивилизованной жизни общества, оно воплощает в себе определенные ценности (за каждой правовой формулировкой стоит конкретная ценность), выступает как их транслятор и придает им определенность и устойчивость (ценности документально фиксируются в правовых актах). В соответствии с этим правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство и его органы, все общественные институты и отдельные граждане соблюдают законы (действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства), находятся в одинаковом отношении к ним и несут определенную ответственность за их нарушение. Право вы-120 ступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Государство, таким образом, ограничено в своих действиях правом. Выделяют следующие принципы правового государства. • Признание, гарантия и реализация прав и свобод человека. В правовом государстве устанавливается такое соотношение интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой – устанавливаются пределы государственной власти. В ст. 23 Конституции предусмотрено, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных Конституцией или законодательством: а) в интересах национальной безопасности; б) общественного порядка; в) защиты нравственности, здоровья населения; г) прав и свобод других лиц. • Всеобщность права, верховенство закона и равенство всех перед законом. Ст. 22 Конституции признает равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов каждого. Верховенство закона во всех сферах жизни общества (ст. 7) означает подчиненность государства и его органов правовым нормам – государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Закон, таким образом, имеет правовой характер, то есть не является результатом произвола государства или отдельного лица. Равенство перед законом – это равноправие всех граждан независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств. • Взаимная ответственность государства и гражданина. На конституционном уровне, с одной стороны, закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а с другой – ответственность гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (ст. 2). Правовой характер взаимной ответственности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний, и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей. В Конституции Республики Беларусь обозначены следующие обязанности граждан перед государством: соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь и уважать национальные традиции (ст. 52), уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (ст. 53), беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54), охранять окружающую среду (ст. 55), принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56), защищать Республику Беларусь (ст. 57) (в Беларуси существует всеобщая воинская обязанность). К мерам взаимной ответственности можно отнести: ответственность палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции; ответственность Правительства перед Парламентом; ответственность Президента перед народом (избирателями); применение к нему процедуры импичмента; ответственность граждан за совершение правонарушений и др. • Разделение властей (см. выше). Республика Беларусь – социальное государство. Социальным называется государство, которое активно проводит социальную политику, обеспечивающую социальное равенство граждан и следует принципу «государство для людей», то есть берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, стремится к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей. Социальная политика – это совокупность основных принципов и мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на реализацию конституционно закрепленных социальных прав граждан. Цели социального государства достигаются с помощью: гарантирования и соблюдения, установленных законом экономических, социальных и культурных прав; создания необходимой законодательной и административной структуры, действующей в социальной сфере; проведения социальной политики, то есть создания всех необходимых условий с тем, чтобы человек мог сам о себе позаботиться, сделать все для своего достойного существования; формирования сбалансированной системы льгот и преимуществ; проведения политики занятости, охраны труда, развития системы общедоступного образования, здравоохранения и т. д.; перераспределения части доходов в пользу менее обеспеченных слоев населения; поддержания государством стабильного социального и экономического положения всех своих граждан, социального мира и стабильности в обществе. Социальная политика охватывает такие сферы как трудовые отношения; пенсионное обеспечение; жилищная политика, коммунальные и бытовые услуги; образование и профессиональная подготовка; здравоохранение и физическое развитие; культура и наука; социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание; содействие развитию предпринимательства и формированию социально-ориентированной рыночной экономики; де-122 мография, защита семьи, материнства, отцовства и детства, молодежная политика; экологическая безопасность; юридическая защита социальных прав граждан. Основные принципы социальной политики закреплены в Конституции Республики Беларусь в виде гарантирования личных, социальных, экономических, культурных и экологических прав граждан (см. параграф 6.2., пункт 3). Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое Конституция? Опишите процесс конституционного 2. Раскройте понятие «права человека», укажите основные категории прав человека. Перечислите основные права человека, закрепленные в Конституции Республики Беларусь. 3. Опишите конституционный строй Республики Беларусь, перечислите основные принципы демократического, правового и социального государства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|