Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа




План:

1. Традиционные приоритеты и ценности белорусского народа в структуре идеологии белорусского государства.

2. Традиционные гуманистические ценности как составляющая идеологии белорусского государства.

 

3. Национально-культурные особенности белорусов.

4. Основные приоритеты в сфере гражданского сознания.

1. Традиционные приоритеты и ценности белорусского наро­да в структуре идеологии белорусского государства. Идеология белорусского государства должна строиться на социокультурных ценностях и приоритетах, соответствующих заложенным в ментали­тете и мировосприятии белорусского народа традиционным пред­ставлениям об обществе, государстве, семье, гражданственности, патриотизме, отношениях между людьми и т. д. По сути, речь идет об исторически сложившихся мировоззренческих основаниях идео­логии, на которых базируются представления белорусов о самих се­бе и своем предназначении и, исходя из которых, осуществляется самоопределение белорусской нации. Поскольку реализация прин­ципов справедливого, демократического общественного и государ-94


ственного устройства призвана опираться на прочный фундамент подлинно гуманистических ценностей национальной и мировой ду­ховной культуры, эти мировоззренческие основания включают три компонента: гуманистические ценности, национально-культурные особенности и приоритеты в сфере гражданского сознания. Дан­ные компоненты тесно взаимосвязаны между собой: дополняют и обусловливают друг друга. Активная гражданская и политическая позиция личности формируется на базе общечеловеческих личност­ных качеств, поскольку они являются необходимым условием ус­пешной общественной деятельности, которая, в свою очередь, должна осуществляться способами, не противоречащими традици­онным национальным особенностям. Способы сохранения и разви­тия национально-культурных особенностей жизни белорусского общества обусловлены, с одной стороны, общественно-политической ситуацией, а с другой – общечеловеческими ценно­стями. Реализация общечеловеческих ценностей преломляется сквозь призму национально-культурных особенностей и требует яс­ной гражданской и политической позиции, поскольку государство и политическая активность являются необходимыми условиями эф­фективной реализации программы жизнедеятельности общества.

2. Традиционные гуманистические ценности как составляю­щая идеологии белорусского государства. Гуманизм. Поскольку термин «гуманизм» как в истории, так и в настоящее время имеет разные значения, прежде чем указать гуманистические ценности в традиционной мировоззренческой системе белорусов, необходимо пояснить в каком значении употребляется данное понятие. Термин «гуманизм» (от лат. humanus – ‘человеческий’) имеет античное про­исхождение и первоначально (например, у Цицерона) был синоним цивилизованности, культурности, или образованности (то есть на­личия необходимого круга знаний и воспитания), которые счита­лись одними из высших добродетелей в античном мире. В XIV– XV вв. в Италии гуманизм – это совокупность системы образования и научных интересов, ориентированных на изучение человеческой природы и вообще человека в культуре, то есть гуманитарные науки в современном понимании. Примерно в том же значении данный термин приходит в Новое время – впервые использованное в 1808 г. немецкое слово «humanismus» (гуманизм) обозначало систему обра­зования, в которой делался акцент на греческой и латинской класси­ке (языках, литературе, культуре и т. д.). В настоящее время термин «гуманизм» в широком понимании имеет три значения:


 

1) прогрессивное идейное течение эпохи Возрождения, которое ба­зируется на следующих принципах: обращенность к античной фи­лософии, литературе и искусству как к источникам европейской культуры; свободное всестороннее развитие личности, понимае­мое как освобождение от внешнего принуждения на основе ре­формирования государственных, общественных и религиозных институтов;

2) мировоззрение (жизненная позиция, система воззрений и идей), лежащее в основе современной западной индустриально-технологической цивилизации, опирающееся на признание уни­кальной человеческой личности высшей ценностью, а ее блага – сутью, смыслом, содержанием и целью общественных отношений (человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих творческих способностей);

3) отношение к людям, которое характеризуется чуткостью, уваже­нием, справедливостью, отзывчивостью, заботой, любовью и со­страданием.

При этом необходимо отметить, что Беларусь в период распро­странения и развития гуманизма как мировоззренческой системы и идеологии в большей степени, чем секуляризованная Западная Ев­ропа, была связана с христианской традицией. Для восточноевро­пейского гуманизма христианство было образом жизни, а не набо­ром сковывающих свободу человека доктрин. Его представители полагали, что для прогресса и обеспечения свободы и всестороннего развития человеческой личности в первую очередь необходима нравственность и внутреннее совершенствование. Они не видели необходимости в коренной ломке традиционных устоев и представ­лений. Например, содержание творчества Ф. Скорины можно назы­вать «христианским гуманизмом», так как его деятельность была направлена на то, чтобы раскрепостить творческие способности че­ловека, не сокрушая традиционных ценностей, человек призван к внутреннему совершенствованию и следованию моральным прин­ципам, способствующим преобразованию общества изнутри.

На формирование духовных ценностей белорусов повлияло гео­графическое положение между Востоком и Западом и осознание принадлежности к христианской цивилизации и культуре. Христи­анское наследие способствовало выработке у них смысложизненных ценностей, таких как представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, свободе и ответственности, и сформировало такие черты ментальности, как стойкость к жизненным испытаниям и не­взгодам, вера в идеал, служение ближнему, преданность и дух сво-96


боды. Христианство утвердило в европейской культуре персонали-стскую традицию, поставив в центр внимания живую, чувствую­щую, мыслящую личность и дало нравственности универсальное измерение, поставив ее вне зависимости от национальности и соци­ального положения. Упомянутый белорусский гуманист Ф. Скорина исходя из Библии стремился вывести универсальный, общечелове­ческий принцип, приемлемый для всех без исключения людей, к ка­кой бы конфессии они не принадлежали и какое бы социальное по­ложение они не занимали. Именно предельный универсализм хри­стианского гуманизма обусловили его необычайную духовную влиятельность, христианскими принципами глубоко пронизана вся современная гуманистическая культура, всякая современная идео­логическая система, претендующая на широкое влияние в обществе, не может существовать вне этих принципов.

Главным принципом гуманистического морального поведения является золотое правило нравственности, изложенное в Библии и имеющее отрицательную и положительную формулировки: «не де­лай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе», «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Таким образом, определяется минимум, при котором можно говорить о гу­манном устройстве общества и максимум, к которому общество призвано стремиться. Отрицательная форма устанавливает мини­мальную планку морального отношения к людям в смысле предела свободы там, где начинается свобода другого, запрещает делать зло и воспитывает уважение к законам. Положительная форма устанав­ливает цель, которую человек призван достичь в процессе внутрен­него нравственного совершенствования, а не просто через соблюде­ние требований закона, действующего извне. В идеале человек мо­жет считаться нравственным, если он бескорыстно приносит пользу другим, теряя при этом сам. Гуманистический идеал предполагает служение, и самопожертвование, направленные на конкретную оп­ределенную личность. Гуманист всегда устремлен к идеалу, указы­вает на то, чем человек должен стать, не довольствуясь уже достиг­нутым и не оправдывая недостатков, и верит, что такой прогресс возможен.

Истинный гуманизм не допускает вырождения в тоталитаризм (например, идеологию фашизма, основанную на учении о сверхче­ловеке определенной расы и его благе) или в агрессивный унита­ризм, упрощение, унификация мира, ликвидация его сложности (ко­гда всему миру навязываются культурные, социальные и экономи­ческие ценности западной индустриальной цивилизации, а все


остальные признаются реакционными или недемократичными). Уничтожение многообразия национальных культур и экономиче­ских укладов ведет к ничем не сдерживаемому произволу эгоисти­ческих интересов. Гуманизм - это достойное отношение к другому (человеку, культуре, общественному, экономическому устройству и т. д.) принятие его во всей его непохожести, уникальности и непо­вторимости. Каждая отдельная жизнь богата именно тем, что не по­хожа на жизни других, то, как видят мир одни, закрыто от других, то, что могут сделать одни, не сможет больше никто. Но именно по­тому все непохожие личности нужны друг другу. Разнообразие слу­жит богатству и гармонии жизни.

Гуманистические ценности. При таком понимании гуманизма важнейшими являются следующие гуманистические ценности.

У Основной ценностью гуманизма выступает сам человек, пони­маемый как свободная, ответственная и творческая личность. Чело­веческая личность самоценна для других людей, поскольку она не­повторима и незаменима.

S Важнейшая характеристика личности, а следовательно, и гу­манистическая ценность - это свобода. Свобода — неотъемлемая сущностная характеристика человека, поскольку без нее он превра­щается в животное или робота, теряет свое нравственное измерение и ответственность и перестает быть человеком в собственном смыс­ле. В социально-политической сфере сформировалось представле­ние о внешней свободе, то есть об устранении насильственного вмешательства других людей в жизнь человека (политические, со­циальные свободы, право каждого человека самостоятельно распо­ряжаться своей судьбой и своей жизнью). В морально-этической сфере свобода воспринимается как внутренняя, то есть обращающая свои требования не к обществу, а к самому человеку. Внутренняя свобода основывается на том, что человек имеет возможность выбо­ра между истиной и ложью, добром и злом. Несмотря на то, что лю­ди во многом зависимы от окружающей среды и собственных не­осознанных побуждений, они никогда полностью не порабощены ими и обладают способностью господствовать над чувствами и же­ланиями. Если бы человек действовал исключительно под влиянием внешних факторов, то его поступки не подлежали бы моральной оценке, а сам он не нес бы никакой ответственности за них. Кон­цепция внутренней свободы не отрицает закона и авторитета, но по­лагает, что поскольку на всякое давление извне человек отвечает сопротивлением, возмущением, ожесточением и ненавистью, чело­век должен самостоятельно без внешнего принуждения увидеть


верный нравственный закон, признать его авторитетную силу и осуществить в своей жизни. Так как правильное употребление сво­боды может быть разнообразным, и каждый человек может осуще­ствлять ее исключительным и неповторимым способом, то свобода порождает уникальность и бесконечную ценность каждой человече­ской личности.

^ Со свободой, предполагающей уникальность и ценность каж­дой человеческой личности, неразрывно связана гуманистическая ценность, выступающая как одно из определений гуманизма, - чело­веколюбие, или любовь к человеку. Для того чтобы лучше понять значение этой ценности, необходимо обратиться к этимологическо­му анализу слова «свобода». Санскритское слово priya (свобода), от которого происходят немецкое freiheit и английское freedom, значит «любить», «быть любимым». Санскритский язык определил свободу как отношение любви в самом глубоком смысле: «Я тебя люблю, и поэтому не хочу тебя поработить, то есть сделать несвободным, я хочу, чтобы ты был самим собой до конца». Любовь человека к че­ловеку является высшим принципом человеческого общения. По замечанию Ф. Скорины, христианская заповедь любви к ближнему лежит в основе всех прочих добродетелей и является общим прин­ципом человеческой жизни. Связь между человеколюбием и свобо­дой предполагает, что любовь к человеку - это не абстрактное чув­ство любви ко всему человечеству, но активная деятельность (обще­ства, государства, отдельного должностного лица или простого гражданина), направленная на создание условий и возможностей для всесторонней реализации каждой конкретной личности. Таким образом, принцип человеколюбия имеет универсальный характер и распространяется не только на представителей своей семьи, обще­ства, социальной группы, религии и т. п., но на всякого человека. В другом человеке необходимо видеть такую же личность, как ты сам, независимо от его положения в обществе, вероисповедания, нацио­нальности и происхождения.

У Со свободой неразрывно связана и такая гуманистическая ценность, как ответственность. Поскольку человек нравственно свободен, он несет ответственность за свои поступки перед самим собой, другими людьми, обществом и т. д. Воспитание и провоз­глашение свободы должно вести за собой воспитание ответственно­сти. Тогда общество и государство сможет стать действительно сво­бодным и избежать анархии, беззакония и деспотизма.

^ Характеристикой свободной и ответственной личности и од­новременно гуманистической ценностью является нравственность,


или мораль. Мораль (от лат. moralis — ‘нравственный’) - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регулирования деятельности человека в обществе с помощью нравственных норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обос­нование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права (законов) исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общест­венной оценки, одобрения или осуждения). Моральные действия не является целью сами по себе, но ведут к главной гуманистической ценности - нравственному совершенствованию человека, - дости­гаемой в процессе становления личности. В основе норм морали лежит представление об известном всем и действующем над всеми универсальном законе справедливости, критерии оценки поведения, который принято называть нравственным законом и которому необ­ходимо следовать в жизни. Мыслители прошлого, в том числе Ф. Скорина и С. Будный, в отличие от писаного права, созданного человеческим обществом, называли нравственность «естественным законом, или естественным правом», в том смысле, что как все фи­зические тела подчиняются определенным законам природы, так и у человека есть свой закон, с той разницей, что физическое тело не может выбирать, подчиняться ли закону природы или нет, тогда как у человека есть право выбора - подчиниться естественному нравст­венному закону человеческой природы или нарушить его. «Людское естество двояким законом бывает справовано от Господа Бога, то есть прироженым, а писаным», - пишет Ф. Скорина. Этот нравст­венный закон обладает универсальным характером и является поис­тине общечеловеческой ценностью, поскольку нравственные разли­чия никогда не были радикальными, но во всех цивилизациях и во все времена можно найти различение добра и зла, достойного и не­достойного поведения, составляющих общность моральных ценно­стей всего человечества. Людям на всей земле присуще понимание того, что они должны вести себя определенным образом, но в дей­ствительности они себя ведут несоответственно, они знают нравст­венный закон, и если нарушают его, то несут за это ответственность. ^ Гуманистическими ценностями в сфере деятельности и само­реализации личности являются познание и творчество как реализа­ция знания. Образование - это не только приобретение навыков, не­обходимых в быту или на рабочем месте, но приобщение к таким ценностям, как истина, добро, нравственность, красота, творчество, ответственность и максимально действенное включение человека в


культуру своего народа и всего человечества. В этом смысле еще с эпохи античности познавательный процесс традиционно предпола­гает единство образования и воспитания. Например, по мнению Ф. Скорины, наряду разумом и умением, важнейшими компонента­ми мудрости выступают нравственные добродетели человека. В по­нимании Симеона Полоцкого совершенный человек включает в се­бя, прежде всего нравственные качества, составляющие его духов­ную основу, а затем уже знания, навыки, красноречие и т. д., поэтому детей необходимо учить «прежде добронравию, неже ви­тийству: яко сие без оного, аки тело без души есть». Познание и достигаемую с его помощью мудрость белорусские мыслители гу­манисты считали как основой гармоничной и счастливой жизни от­дельного человека, так и фундаментом справедливого государст­венного и общественного устройства. «Мудрость, якобы моць в драгом камени, и яко злато в земли, и ядро у вореху. Кто ю знай-деть, … приидеть к нему все доброе посполу с нею, хвала и честь безчисленая моцию ея», - писал Ф. Скорина. Главным путем рас­крытия способностей и талантов человека, самовыражения лично­сти и реализации приобретенных знаний и добродетели является творчество. Этот процесс также как и любовь может существовать только в условиях свободы, поскольку любить можно только ис­кренно, по доброй воле; творить можно только по вдохновению, из глубины души, свободно; невозможно творить, а также любить Ро­дину и людей по распоряжению, и нельзя прекратить творить и пе­рестать любить в силу запрета. Будный полагал, что там, где нет свободы творчества, нет свободы вообще. Человеческая природа, считал он, многогранна, и поэтому никто не может претендовать на универсальную компетентность и интеллектуальную монополию. Отсюда следует, что творчество - уникальная, неповторимая внут­ренняя способность каждой личности, проявляющаяся особым обра­зом и не переносящая насильственного вмешательства извне.

S Неотъемлемой принадлежностью свободного творчества яв­ляются эстетические ценности, которые обеспечивают гармонич­ное восприятие окружающего мира и жизни человека. Эстетика (от греч. - чувствующий, чувственный) включает два взаимосвязанных и взаимодействующих круга явлений: восприятие человеком красо­ты в окружающем мире и отношение к прекрасному, как к ценности с одной стороны, и художественная творческая деятельность людей, или искусство - с другой. Основой эстетического отношения к ми­ру, людям и обществу является способность человека через чувст­венные образы обнаруживать и воспроизводить порядок, гармонию,


соразмерность, целостность и красоту. При эстетическом созерца­нии окружающего мира снимается вопрос о полезности определен­ного предмета, поскольку он становится самоценным благодаря своей красоте гармоничности и т. п. В результате перед человеком открываются новые горизонты свободы, поскольку личность сосре­дотачивается на окружающих ее объектах и бескорыстном наслаж­дении их красотой, а не на эгоистическом упоении своими собст­венными достоинствами и достижениями. Особенностью восточно­славянской эстетики является единство представлений о красоте, нравственности, истине и справедливости. Например, у Ф. Скорины и Н. Гусовского эстетическое ориентировано, прежде всего, этиче­ски: прекрасное тождественно с добром, человеколюбием, общест­венным благом, мудростью, разумом; а нравственное совершенство определяет внутреннюю красоту человека, подвиг, самопожертво­вание во имя любви к своему народу и Родине оценивается не толь­ко как высоконравственный поступок, но и как прекрасное и воз­вышенное с эстетической точки зрения. В этой связи можно гово­рить о собственно эстетической, гармонизирующей познавательной и воспитательной роли искусства.

3. Национально-культурные особенности белорусов. Нацио­нально-культурные особенности белорусов, сформировавшиеся в процессе их становления как особой нации, составляют неотчуж­даемые черты белорусского народа как уникальной общности и вы­ражаются в традиционных приоритетах, особенностях национально­го характера и в национальном самосознании. При попытке опреде­ления национального характера исследователь сталкивается с определенными трудностями, поскольку в нем много иррациональ­ного и невыразимого. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются исчерпывающими определениями национальных осо­бенностей, хотя все они играют важную роль в их описании. Вопрос о национальности – вопрос не только о происхождении, но о само­определении, об образе поведения и культуры. Исходя из такого по­нимания и учитывая все сложности, попытаемся указать основные национально-культурные особенности белорусов.

Доброжелательность и толерантность (терпимость, способ­ность к компромиссу). Становление белорусов как народности и нации на стыке цивилизаций Востока и Запада, на перекрестке торговых пу­тей и культурных связей сформировало у них такие качества, как тер­пимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, веро­ваниям, идеям, стилю мышления; отношение к другому человеку, дру-102


гой культуре или религии как равному, достойному внимания собесед­нику и партнеру, настроенность на понимание другого и диалог с ним, уважение его права на отличие. Для белорусов не характерно чувство национального превосходства над другими народами. Известный бе­лорусский поэт М. Богданович писал, что белорусский народ никогда не впадал в шовинизм и никогда не стремился к умалению соседних национальностей. Христианские корни белорусской культуры и мен-тальности определили черты национального характера, связанные с желанием добра любому человеку, народу, проявлением участия, под­держки, расположения к другим людям, отзывчивостью и помощью нуждающимся. Присущая белорусскому народу толерантность имеет более глубокое значение, чем просто невмешательство в чужие дела. Толерантность – это не безразличие к поведению и особенностям дру­гого, но уважение к нему, а также деятельная помощь и сострадание, основанные на любви к любому человеку. Такая черта не предполагает отказа от критической оценки недостатков или от собственных убеж­дений и жизненных позиций, но ориентируется на выбор и реализацию не конфликтных, а компромиссных способов решения спорных вопро­сов и проблем. Например, выдающийся деятель белорусской культуры Ф. Скорина, отличался веротерпимостью, нигде не указывал своего ве­роисповедания и никогда не вмешивался в острую полемику между конфессиями, однако все, независимо от религиозной принадлежности, признают его выдающиеся заслуги перед белорусской культурой как просветителя, художника и гуманиста. Цель своей деятельности Ф. Скорина видел в просвещении и воспитании в духе высокой морали всего народа, независимо от конфессиональных, культурных и иных предпочтений отдельных его представителей.

Миролюбие. На протяжении тысячелетней истории территория Беларуси часто подвергалась разорению и опустошению в результа­те многочисленных захватнических войн. Испытав на себе ужасы войны, белорусы никогда не начинали военных действий и не до­пускали агрессии против соседей. Они всегда стремились жить в мире и согласии со всеми народами, если те демонстрировали в свою очередь добрососедство и дружелюбие, и брались за оружие лишь в случае нависшей над Родиной опасности интервенции. С. Будный указывал монархам своего времени, что не следует вести войн со смирными соседями для расширения своих границ, войну государь должен начинать лишь, когда нет иной возможности защи­тить своих подданных от нападения неприятеля. Миролюбие харак­теризует и межличностные отношения белорусов, в среде которых


всегда ценились неконфликтность, уступчивость, стремление к ком­промиссу и т. п.

Рассудительность и стремление к знаниям. Межкультурное положение Беларуси позволило ее населению выработать стремле­ние аккумулировать в себе познания разных народов, цивилизаций, научных и культурных направлений и школ, и разумно использо­вать их достижения в своей практической деятельности и теорети­ческих суждениях об окружающем мире. Для белорусского народа всегда была характерна тяга к духовности, просвещению и образо­ванию. Не случайно книгопечатание на Беларуси распространилось раньше многих стран Восточной Европы. В связи с этим можно ут­верждать, что белорусы являются достойными хранителями гума­нистических ценностей образования и творчества, о которых было сказано выше. В предисловии к «Катехизису» Будный высоко оце­нивал культуру белорусского народа, и призывал молодых князей Радзивилов всячески заботиться о развитии культуры, образования, книгопечатания в первую очередь на родном языке, называя бело­русский язык «славным здавна, далеко росширеным»: «Абы ваши княжацкие милости не только в чужоземских языцех кохали, але бы ся теж... и того здавна славного языка словенского розмиловати и оным ся бавити рачили».

Коллективизм, стремление к справедливости, взаимопомощь, чуткость и отзывчивость к чужой беде, способность радоваться успехам других. Природно-климатические условия зоны лесов с бедными, заболоченными почвами и не более 130 рабочих дней от распашки и посева до конца сбора урожая, короткое лето и период страды заставляли всю крестьянскую общину трудиться с предель­ным напряжением сил. Поскольку качественно провести работу в короткий срок в одиночку невозможно, у белорусов издревле выра­ботались черты коллективизма, связанные с бытом сельской общи­ны. Эта традиция до сих пор сохраняется в толоке – древнем народ­ном обычае помощи в хозяйственных работах тем, кто в ней нужда­ется. Необходимость постоянной взаимопомощи выработало такие ценности как общество и справедливость. Справедливость изна­чально понималась как социальное равенство, когда любой родив­шийся в общине человек имел равную долю земли и всех ее бо­гатств. Такой коллективизм был основой душевных отношений ме­жду людьми, благородства и самопожертвования. Община формировала такие черты национального характера, как бескоры­стие, милосердие, совестливость, героизм.


 




Трудолюбие и ценность труда. В сложных условиях жизни
только постоянный труд позволял выжить и сохраниться белорус­
скому народу. Поэтому в народных сказаниях, пословицах, пого­
ворках и песнях прославляется созидательный труд – источник всех
благ и радостей в жизни. Белорусы всегда уважали право собствен­
ности, если та нажита праведным путем, никогда не посягали на
чужое добро, но свое достояние стремились сберечь и приумножить
честным трудом. Белорусы уважали того человека, кто своим талан­
том и трудолюбием достигал материального благополучия, и осуж­
дали тех, кто достигал этого неправедным путем. С. Будный при­
знавал частную собственность во всех формах: «годиться, – пишет
он, – христианину свою маетность мети … абы каждый человек
маетность свою мел у моцы своей
», если она «ся справедливо дос­
тала
».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных