ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 5. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народаПлан: 1. Традиционные приоритеты и ценности белорусского народа в структуре идеологии белорусского государства. 2. Традиционные гуманистические ценности как составляющая идеологии белорусского государства.
3. Национально-культурные особенности белорусов. 4. Основные приоритеты в сфере гражданского сознания. 1. Традиционные приоритеты и ценности белорусского народа в структуре идеологии белорусского государства. Идеология белорусского государства должна строиться на социокультурных ценностях и приоритетах, соответствующих заложенным в менталитете и мировосприятии белорусского народа традиционным представлениям об обществе, государстве, семье, гражданственности, патриотизме, отношениях между людьми и т. д. По сути, речь идет об исторически сложившихся мировоззренческих основаниях идеологии, на которых базируются представления белорусов о самих себе и своем предназначении и, исходя из которых, осуществляется самоопределение белорусской нации. Поскольку реализация принципов справедливого, демократического общественного и государ-94 ственного устройства призвана опираться на прочный фундамент подлинно гуманистических ценностей национальной и мировой духовной культуры, эти мировоззренческие основания включают три компонента: гуманистические ценности, национально-культурные особенности и приоритеты в сфере гражданского сознания. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой: дополняют и обусловливают друг друга. Активная гражданская и политическая позиция личности формируется на базе общечеловеческих личностных качеств, поскольку они являются необходимым условием успешной общественной деятельности, которая, в свою очередь, должна осуществляться способами, не противоречащими традиционным национальным особенностям. Способы сохранения и развития национально-культурных особенностей жизни белорусского общества обусловлены, с одной стороны, общественно-политической ситуацией, а с другой – общечеловеческими ценностями. Реализация общечеловеческих ценностей преломляется сквозь призму национально-культурных особенностей и требует ясной гражданской и политической позиции, поскольку государство и политическая активность являются необходимыми условиями эффективной реализации программы жизнедеятельности общества. 2. Традиционные гуманистические ценности как составляющая идеологии белорусского государства. Гуманизм. Поскольку термин «гуманизм» как в истории, так и в настоящее время имеет разные значения, прежде чем указать гуманистические ценности в традиционной мировоззренческой системе белорусов, необходимо пояснить в каком значении употребляется данное понятие. Термин «гуманизм» (от лат. humanus – ‘человеческий’) имеет античное происхождение и первоначально (например, у Цицерона) был синоним цивилизованности, культурности, или образованности (то есть наличия необходимого круга знаний и воспитания), которые считались одними из высших добродетелей в античном мире. В XIV– XV вв. в Италии гуманизм – это совокупность системы образования и научных интересов, ориентированных на изучение человеческой природы и вообще человека в культуре, то есть гуманитарные науки в современном понимании. Примерно в том же значении данный термин приходит в Новое время – впервые использованное в 1808 г. немецкое слово «humanismus» (гуманизм) обозначало систему образования, в которой делался акцент на греческой и латинской классике (языках, литературе, культуре и т. д.). В настоящее время термин «гуманизм» в широком понимании имеет три значения:
1) прогрессивное идейное течение эпохи Возрождения, которое базируется на следующих принципах: обращенность к античной философии, литературе и искусству как к источникам европейской культуры; свободное всестороннее развитие личности, понимаемое как освобождение от внешнего принуждения на основе реформирования государственных, общественных и религиозных институтов; 2) мировоззрение (жизненная позиция, система воззрений и идей), лежащее в основе современной западной индустриально-технологической цивилизации, опирающееся на признание уникальной человеческой личности высшей ценностью, а ее блага – сутью, смыслом, содержанием и целью общественных отношений (человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих творческих способностей); 3) отношение к людям, которое характеризуется чуткостью, уважением, справедливостью, отзывчивостью, заботой, любовью и состраданием. При этом необходимо отметить, что Беларусь в период распространения и развития гуманизма как мировоззренческой системы и идеологии в большей степени, чем секуляризованная Западная Европа, была связана с христианской традицией. Для восточноевропейского гуманизма христианство было образом жизни, а не набором сковывающих свободу человека доктрин. Его представители полагали, что для прогресса и обеспечения свободы и всестороннего развития человеческой личности в первую очередь необходима нравственность и внутреннее совершенствование. Они не видели необходимости в коренной ломке традиционных устоев и представлений. Например, содержание творчества Ф. Скорины можно называть «христианским гуманизмом», так как его деятельность была направлена на то, чтобы раскрепостить творческие способности человека, не сокрушая традиционных ценностей, человек призван к внутреннему совершенствованию и следованию моральным принципам, способствующим преобразованию общества изнутри. На формирование духовных ценностей белорусов повлияло географическое положение между Востоком и Западом и осознание принадлежности к христианской цивилизации и культуре. Христианское наследие способствовало выработке у них смысложизненных ценностей, таких как представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, свободе и ответственности, и сформировало такие черты ментальности, как стойкость к жизненным испытаниям и невзгодам, вера в идеал, служение ближнему, преданность и дух сво-96 боды. Христианство утвердило в европейской культуре персонали-стскую традицию, поставив в центр внимания живую, чувствующую, мыслящую личность и дало нравственности универсальное измерение, поставив ее вне зависимости от национальности и социального положения. Упомянутый белорусский гуманист Ф. Скорина исходя из Библии стремился вывести универсальный, общечеловеческий принцип, приемлемый для всех без исключения людей, к какой бы конфессии они не принадлежали и какое бы социальное положение они не занимали. Именно предельный универсализм христианского гуманизма обусловили его необычайную духовную влиятельность, христианскими принципами глубоко пронизана вся современная гуманистическая культура, всякая современная идеологическая система, претендующая на широкое влияние в обществе, не может существовать вне этих принципов. Главным принципом гуманистического морального поведения является золотое правило нравственности, изложенное в Библии и имеющее отрицательную и положительную формулировки: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе», «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Таким образом, определяется минимум, при котором можно говорить о гуманном устройстве общества и максимум, к которому общество призвано стремиться. Отрицательная форма устанавливает минимальную планку морального отношения к людям в смысле предела свободы там, где начинается свобода другого, запрещает делать зло и воспитывает уважение к законам. Положительная форма устанавливает цель, которую человек призван достичь в процессе внутреннего нравственного совершенствования, а не просто через соблюдение требований закона, действующего извне. В идеале человек может считаться нравственным, если он бескорыстно приносит пользу другим, теряя при этом сам. Гуманистический идеал предполагает служение, и самопожертвование, направленные на конкретную определенную личность. Гуманист всегда устремлен к идеалу, указывает на то, чем человек должен стать, не довольствуясь уже достигнутым и не оправдывая недостатков, и верит, что такой прогресс возможен. Истинный гуманизм не допускает вырождения в тоталитаризм (например, идеологию фашизма, основанную на учении о сверхчеловеке определенной расы и его благе) или в агрессивный унитаризм, упрощение, унификация мира, ликвидация его сложности (когда всему миру навязываются культурные, социальные и экономические ценности западной индустриальной цивилизации, а все остальные признаются реакционными или недемократичными). Уничтожение многообразия национальных культур и экономических укладов ведет к ничем не сдерживаемому произволу эгоистических интересов. Гуманизм - это достойное отношение к другому (человеку, культуре, общественному, экономическому устройству и т. д.) принятие его во всей его непохожести, уникальности и неповторимости. Каждая отдельная жизнь богата именно тем, что не похожа на жизни других, то, как видят мир одни, закрыто от других, то, что могут сделать одни, не сможет больше никто. Но именно потому все непохожие личности нужны друг другу. Разнообразие служит богатству и гармонии жизни. Гуманистические ценности. При таком понимании гуманизма важнейшими являются следующие гуманистические ценности. У Основной ценностью гуманизма выступает сам человек, понимаемый как свободная, ответственная и творческая личность. Человеческая личность самоценна для других людей, поскольку она неповторима и незаменима. S Важнейшая характеристика личности, а следовательно, и гуманистическая ценность - это свобода. Свобода — неотъемлемая сущностная характеристика человека, поскольку без нее он превращается в животное или робота, теряет свое нравственное измерение и ответственность и перестает быть человеком в собственном смысле. В социально-политической сфере сформировалось представление о внешней свободе, то есть об устранении насильственного вмешательства других людей в жизнь человека (политические, социальные свободы, право каждого человека самостоятельно распоряжаться своей судьбой и своей жизнью). В морально-этической сфере свобода воспринимается как внутренняя, то есть обращающая свои требования не к обществу, а к самому человеку. Внутренняя свобода основывается на том, что человек имеет возможность выбора между истиной и ложью, добром и злом. Несмотря на то, что люди во многом зависимы от окружающей среды и собственных неосознанных побуждений, они никогда полностью не порабощены ими и обладают способностью господствовать над чувствами и желаниями. Если бы человек действовал исключительно под влиянием внешних факторов, то его поступки не подлежали бы моральной оценке, а сам он не нес бы никакой ответственности за них. Концепция внутренней свободы не отрицает закона и авторитета, но полагает, что поскольку на всякое давление извне человек отвечает сопротивлением, возмущением, ожесточением и ненавистью, человек должен самостоятельно без внешнего принуждения увидеть верный нравственный закон, признать его авторитетную силу и осуществить в своей жизни. Так как правильное употребление свободы может быть разнообразным, и каждый человек может осуществлять ее исключительным и неповторимым способом, то свобода порождает уникальность и бесконечную ценность каждой человеческой личности. ^ Со свободой, предполагающей уникальность и ценность каждой человеческой личности, неразрывно связана гуманистическая ценность, выступающая как одно из определений гуманизма, - человеколюбие, или любовь к человеку. Для того чтобы лучше понять значение этой ценности, необходимо обратиться к этимологическому анализу слова «свобода». Санскритское слово priya (свобода), от которого происходят немецкое freiheit и английское freedom, значит «любить», «быть любимым». Санскритский язык определил свободу как отношение любви в самом глубоком смысле: «Я тебя люблю, и поэтому не хочу тебя поработить, то есть сделать несвободным, я хочу, чтобы ты был самим собой до конца». Любовь человека к человеку является высшим принципом человеческого общения. По замечанию Ф. Скорины, христианская заповедь любви к ближнему лежит в основе всех прочих добродетелей и является общим принципом человеческой жизни. Связь между человеколюбием и свободой предполагает, что любовь к человеку - это не абстрактное чувство любви ко всему человечеству, но активная деятельность (общества, государства, отдельного должностного лица или простого гражданина), направленная на создание условий и возможностей для всесторонней реализации каждой конкретной личности. Таким образом, принцип человеколюбия имеет универсальный характер и распространяется не только на представителей своей семьи, общества, социальной группы, религии и т. п., но на всякого человека. В другом человеке необходимо видеть такую же личность, как ты сам, независимо от его положения в обществе, вероисповедания, национальности и происхождения. У Со свободой неразрывно связана и такая гуманистическая ценность, как ответственность. Поскольку человек нравственно свободен, он несет ответственность за свои поступки перед самим собой, другими людьми, обществом и т. д. Воспитание и провозглашение свободы должно вести за собой воспитание ответственности. Тогда общество и государство сможет стать действительно свободным и избежать анархии, беззакония и деспотизма. ^ Характеристикой свободной и ответственной личности и одновременно гуманистической ценностью является нравственность, или мораль. Мораль (от лат. moralis — ‘нравственный’) - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регулирования деятельности человека в обществе с помощью нравственных норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права (законов) исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Моральные действия не является целью сами по себе, но ведут к главной гуманистической ценности - нравственному совершенствованию человека, - достигаемой в процессе становления личности. В основе норм морали лежит представление об известном всем и действующем над всеми универсальном законе справедливости, критерии оценки поведения, который принято называть нравственным законом и которому необходимо следовать в жизни. Мыслители прошлого, в том числе Ф. Скорина и С. Будный, в отличие от писаного права, созданного человеческим обществом, называли нравственность «естественным законом, или естественным правом», в том смысле, что как все физические тела подчиняются определенным законам природы, так и у человека есть свой закон, с той разницей, что физическое тело не может выбирать, подчиняться ли закону природы или нет, тогда как у человека есть право выбора - подчиниться естественному нравственному закону человеческой природы или нарушить его. «Людское естество двояким законом бывает справовано от Господа Бога, то есть прироженым, а писаным», - пишет Ф. Скорина. Этот нравственный закон обладает универсальным характером и является поистине общечеловеческой ценностью, поскольку нравственные различия никогда не были радикальными, но во всех цивилизациях и во все времена можно найти различение добра и зла, достойного и недостойного поведения, составляющих общность моральных ценностей всего человечества. Людям на всей земле присуще понимание того, что они должны вести себя определенным образом, но в действительности они себя ведут несоответственно, они знают нравственный закон, и если нарушают его, то несут за это ответственность. ^ Гуманистическими ценностями в сфере деятельности и самореализации личности являются познание и творчество как реализация знания. Образование - это не только приобретение навыков, необходимых в быту или на рабочем месте, но приобщение к таким ценностям, как истина, добро, нравственность, красота, творчество, ответственность и максимально действенное включение человека в культуру своего народа и всего человечества. В этом смысле еще с эпохи античности познавательный процесс традиционно предполагает единство образования и воспитания. Например, по мнению Ф. Скорины, наряду разумом и умением, важнейшими компонентами мудрости выступают нравственные добродетели человека. В понимании Симеона Полоцкого совершенный человек включает в себя, прежде всего нравственные качества, составляющие его духовную основу, а затем уже знания, навыки, красноречие и т. д., поэтому детей необходимо учить «прежде добронравию, неже витийству: яко сие без оного, аки тело без души есть». Познание и достигаемую с его помощью мудрость белорусские мыслители гуманисты считали как основой гармоничной и счастливой жизни отдельного человека, так и фундаментом справедливого государственного и общественного устройства. «Мудрость, якобы моць в драгом камени, и яко злато в земли, и ядро у вореху. Кто ю знай-деть, … приидеть к нему все доброе посполу с нею, хвала и честь безчисленая моцию ея», - писал Ф. Скорина. Главным путем раскрытия способностей и талантов человека, самовыражения личности и реализации приобретенных знаний и добродетели является творчество. Этот процесс также как и любовь может существовать только в условиях свободы, поскольку любить можно только искренно, по доброй воле; творить можно только по вдохновению, из глубины души, свободно; невозможно творить, а также любить Родину и людей по распоряжению, и нельзя прекратить творить и перестать любить в силу запрета. Будный полагал, что там, где нет свободы творчества, нет свободы вообще. Человеческая природа, считал он, многогранна, и поэтому никто не может претендовать на универсальную компетентность и интеллектуальную монополию. Отсюда следует, что творчество - уникальная, неповторимая внутренняя способность каждой личности, проявляющаяся особым образом и не переносящая насильственного вмешательства извне. S Неотъемлемой принадлежностью свободного творчества являются эстетические ценности, которые обеспечивают гармоничное восприятие окружающего мира и жизни человека. Эстетика (от греч. - чувствующий, чувственный) включает два взаимосвязанных и взаимодействующих круга явлений: восприятие человеком красоты в окружающем мире и отношение к прекрасному, как к ценности с одной стороны, и художественная творческая деятельность людей, или искусство - с другой. Основой эстетического отношения к миру, людям и обществу является способность человека через чувственные образы обнаруживать и воспроизводить порядок, гармонию, соразмерность, целостность и красоту. При эстетическом созерцании окружающего мира снимается вопрос о полезности определенного предмета, поскольку он становится самоценным благодаря своей красоте гармоничности и т. п. В результате перед человеком открываются новые горизонты свободы, поскольку личность сосредотачивается на окружающих ее объектах и бескорыстном наслаждении их красотой, а не на эгоистическом упоении своими собственными достоинствами и достижениями. Особенностью восточнославянской эстетики является единство представлений о красоте, нравственности, истине и справедливости. Например, у Ф. Скорины и Н. Гусовского эстетическое ориентировано, прежде всего, этически: прекрасное тождественно с добром, человеколюбием, общественным благом, мудростью, разумом; а нравственное совершенство определяет внутреннюю красоту человека, подвиг, самопожертвование во имя любви к своему народу и Родине оценивается не только как высоконравственный поступок, но и как прекрасное и возвышенное с эстетической точки зрения. В этой связи можно говорить о собственно эстетической, гармонизирующей познавательной и воспитательной роли искусства. 3. Национально-культурные особенности белорусов. Национально-культурные особенности белорусов, сформировавшиеся в процессе их становления как особой нации, составляют неотчуждаемые черты белорусского народа как уникальной общности и выражаются в традиционных приоритетах, особенностях национального характера и в национальном самосознании. При попытке определения национального характера исследователь сталкивается с определенными трудностями, поскольку в нем много иррационального и невыразимого. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются исчерпывающими определениями национальных особенностей, хотя все они играют важную роль в их описании. Вопрос о национальности – вопрос не только о происхождении, но о самоопределении, об образе поведения и культуры. Исходя из такого понимания и учитывая все сложности, попытаемся указать основные национально-культурные особенности белорусов. • Доброжелательность и толерантность (терпимость, способность к компромиссу). Становление белорусов как народности и нации на стыке цивилизаций Востока и Запада, на перекрестке торговых путей и культурных связей сформировало у них такие качества, как терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, идеям, стилю мышления; отношение к другому человеку, дру-102 гой культуре или религии как равному, достойному внимания собеседнику и партнеру, настроенность на понимание другого и диалог с ним, уважение его права на отличие. Для белорусов не характерно чувство национального превосходства над другими народами. Известный белорусский поэт М. Богданович писал, что белорусский народ никогда не впадал в шовинизм и никогда не стремился к умалению соседних национальностей. Христианские корни белорусской культуры и мен-тальности определили черты национального характера, связанные с желанием добра любому человеку, народу, проявлением участия, поддержки, расположения к другим людям, отзывчивостью и помощью нуждающимся. Присущая белорусскому народу толерантность имеет более глубокое значение, чем просто невмешательство в чужие дела. Толерантность – это не безразличие к поведению и особенностям другого, но уважение к нему, а также деятельная помощь и сострадание, основанные на любви к любому человеку. Такая черта не предполагает отказа от критической оценки недостатков или от собственных убеждений и жизненных позиций, но ориентируется на выбор и реализацию не конфликтных, а компромиссных способов решения спорных вопросов и проблем. Например, выдающийся деятель белорусской культуры Ф. Скорина, отличался веротерпимостью, нигде не указывал своего вероисповедания и никогда не вмешивался в острую полемику между конфессиями, однако все, независимо от религиозной принадлежности, признают его выдающиеся заслуги перед белорусской культурой как просветителя, художника и гуманиста. Цель своей деятельности Ф. Скорина видел в просвещении и воспитании в духе высокой морали всего народа, независимо от конфессиональных, культурных и иных предпочтений отдельных его представителей. • Миролюбие. На протяжении тысячелетней истории территория Беларуси часто подвергалась разорению и опустошению в результате многочисленных захватнических войн. Испытав на себе ужасы войны, белорусы никогда не начинали военных действий и не допускали агрессии против соседей. Они всегда стремились жить в мире и согласии со всеми народами, если те демонстрировали в свою очередь добрососедство и дружелюбие, и брались за оружие лишь в случае нависшей над Родиной опасности интервенции. С. Будный указывал монархам своего времени, что не следует вести войн со смирными соседями для расширения своих границ, войну государь должен начинать лишь, когда нет иной возможности защитить своих подданных от нападения неприятеля. Миролюбие характеризует и межличностные отношения белорусов, в среде которых всегда ценились неконфликтность, уступчивость, стремление к компромиссу и т. п. • Рассудительность и стремление к знаниям. Межкультурное положение Беларуси позволило ее населению выработать стремление аккумулировать в себе познания разных народов, цивилизаций, научных и культурных направлений и школ, и разумно использовать их достижения в своей практической деятельности и теоретических суждениях об окружающем мире. Для белорусского народа всегда была характерна тяга к духовности, просвещению и образованию. Не случайно книгопечатание на Беларуси распространилось раньше многих стран Восточной Европы. В связи с этим можно утверждать, что белорусы являются достойными хранителями гуманистических ценностей образования и творчества, о которых было сказано выше. В предисловии к «Катехизису» Будный высоко оценивал культуру белорусского народа, и призывал молодых князей Радзивилов всячески заботиться о развитии культуры, образования, книгопечатания в первую очередь на родном языке, называя белорусский язык «славным здавна, далеко росширеным»: «Абы ваши княжацкие милости не только в чужоземских языцех кохали, але бы ся теж... и того здавна славного языка словенского розмиловати и оным ся бавити рачили». • Коллективизм, стремление к справедливости, взаимопомощь, чуткость и отзывчивость к чужой беде, способность радоваться успехам других. Природно-климатические условия зоны лесов с бедными, заболоченными почвами и не более 130 рабочих дней от распашки и посева до конца сбора урожая, короткое лето и период страды заставляли всю крестьянскую общину трудиться с предельным напряжением сил. Поскольку качественно провести работу в короткий срок в одиночку невозможно, у белорусов издревле выработались черты коллективизма, связанные с бытом сельской общины. Эта традиция до сих пор сохраняется в толоке – древнем народном обычае помощи в хозяйственных работах тем, кто в ней нуждается. Необходимость постоянной взаимопомощи выработало такие ценности как общество и справедливость. Справедливость изначально понималась как социальное равенство, когда любой родившийся в общине человек имел равную долю земли и всех ее богатств. Такой коллективизм был основой душевных отношений между людьми, благородства и самопожертвования. Община формировала такие черты национального характера, как бескорыстие, милосердие, совестливость, героизм.
• Трудолюбие и ценность труда. В сложных условиях жизни Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|