ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Основные идеологии современностиПлан: 1. Типология современных идеологий. 2. Либерализм. 3. Консерватизм. 4. Идеологические доктрины социализма. 5. Фашизм и нацизм. 6. Национализм. 7. Глобализация как идеологическое явление. 1. Типология современных идеологий. Можно указать несколько классификаций идеологических систем. Например, по субъектам политики – различают государственную идеологию, партийную, корпоративную, групповую. По сферам общественной жизни и направлениям деятельности политиков – экономическую, социальную, культурную, демографическую идеологию. По масштабу распространения и числу приверженцев выделяют глобальные, локальные и частичные идеологии. Глобальные идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира, универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, а также их экономического и политического устройства. К таким идеологиям, как правило, относят либерализм, консерватизм, социализм и национализм (в его разновидностях). Локальные идеологии обычно формируются отдельными обществами и государствами, не претендуют на универсальную значимость и выражают потребности внутреннего регулирования отношений между властью и обществом в отдельной стране. Такие идеологии формируются на специфической национальной почве, но испытывают влияние глобальных идеологий, которые они воспринимают и усваивают в соответствии с традициями и культурными особенностями тех стран и регионов, где они действуют. Частичные идеологии отличаются более узким диапазоном распространения и отражают интересы отдельных социальных слоев и групп. В данном случае можно говорить о классовой, корпоративной, групповой, партийной идеологии. Конкретным проявлением наличия частичных идеологий является многопартийность. Частичные идеологии нередко воспринимают, заимствуют и трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы локальных и глобальных идеологий. По социально-политической парадигме (предлагаемой модели) желаемого общества идеологии делятся на правые (связывают идею про-16 гресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства); центристские и левые (которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности). Однако как правые, так и левые, политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают спектр политических идеологий: от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях и расизма) до либерально-демократических. Левые представляют себе воплощение ценностей равенства и справедливости по-разному: коммунисты – отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа оплаты «по труду»; социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы, равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. Вследствие такого разнообразия по отношению к прогрессу, методам его осуществления и технологиям социальных изменений идеологии принято делить на радикальные (выступающие за постоянные глубокие революционные преобразования), консервативные (стремящиеся к сохранению установившегося политического порядка и согласных на самые незначительные изменения), умеренные (располагающиеся между первыми двумя и предпочитающие постепенные реформы). 2. Либерализм. Либерализм (от лат. liberalis – ‘ свободный’) со Т. Джефферсоном, Д. Медисоном (США) и другими. В соответствии с этим учением все люди равны в своем врожденном, естественном праве на самореализацию, воля каждого индивида превосходит волю коллектива или общества, в котором он существует. Достаточно выразительно либерально-демократические устремления, связанные с разработкой Ф. Скориной, С. Будным, Л. Сапегой идеи естественного права, проявились в общественно-политической и правовой мысли Беларуси XVI–XVII вв. Так, согласно взгляду Сапеги, выраженному в его предисловии в Статуту Великого княжества Литовского (1588 г.), в обществе должна господствовать законодательно-правовая система, способная гарантировать каждому человеку защиту от посягательств с чьей бы то ни было стороны (государства, магнатов) на его безопасность, достоинство и имущество. Как политическая традиция и идеология либерализм начал оформляться в эпоху развития капиталистических отношений и становления рыночной экономики, сопровождавшихся антифеодальными буржуазными революциями в Англии и Нидерландах (XVII в.). Либеральные идеи легли в основу Декларации независимости США 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г., оказали влияние на историю Европы первой половины XIX в., а также нашли отражение в конституциях многих стран мира. К середине XIX в. либерализм окончательно сформировался как идеологическая система, впоследствии получившая название классического либерализма. Наиболее сильно либеральный идеал укоренился в англосаксонских странах, особенно в США. Здесь индивидуализм стал восприниматься в качестве главного принципа американского общества и даже как главная цель всякого разумного общества вообще. В современных условиях принципы либерализма составляют основу программных документов и политики более ста либерально-демократических партий, многие из которых являются правящими в своих странах. Из сказанного видно, что либерализм имеет долгую историю: он формировался и развивался в различных социально-политических и национально-культурных условиях, а также служил разным целям и интересам. Либерализм – это не статичная система, состоящая из догматического набора элементов, это скорее открытая и динамично развивающаяся область идей, допускающая разнообразные комбинации. Однако, несмотря на свое многообразие, либерализм имеет вполне определенные границы, принципы и идеалы, делающие его особой идеологией. Для классического либерализма характерны следующие основные принципы. 1. Мировоззренческими основаниями либерализма являются индивидуализм и рационализм, которые пронизывают все сферы – социальную, политическую и экономическую. Индивидуализм — кон-18 цепция, рассматривающая каждого человека как обладающую высшей ценностью автономную, самоуправляющуюся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы собственной жизни, нравственности и поведения. Человек обладает врожденными неотъемлемыми правами (прежде всего правом на жизнь, свободу и на обладание собственностью), реализация которых воспринимается как цель каждого индивида, общество же и государство — это средства для достижения этой цели. Таким образом, в либерализме господствует представление о том, что каждый человек имеет право реализовывать собственное представление о жизни в меру своих способностей, а общество должно проявлять терпимость к его мыслям и поступкам, если они не затрагивают и не ущемляют свободы и прав других людей. Рационализм предполагает убежденность в неограниченных творческих возможностях человеческого разума, который способен не только осмыслить и адекватно оценить все явления политической и социальной действительности, но и предложить новые модели рационального переустройства общества. Человек разумен и в достаточной мере способен к самоконтролю и самоограничению, чтобы, следуя требованиям разума, использовать свои способности себе же во благо, а в масштабах всего общества рациональное поведение отдельных людей ведет к приращению общественного богатства и процветанию народов. 2. В социальной сфере в соответствии с принципами индивидуализма {признание неотчуждаемых прав человека и абсолютной ценности личности) либерализм признает наивысшей ценностью свободу. Общество должно обеспечивать каждому человеку наибольшую свободу, которая, однако, не должна нарушать права других людей. При этом свобода понималась негативно, то есть как отсутствие принуждения и внешних ограничений (неприкосновенность частной жизни, отсутствие политического и социального контроля) со стороны коллектива, общества и государства. Свобода в выборе жизненных целей и направлений деятельности предполагает личную ответственность человека за свое благополучие и социальное положение. 3. В политической сфере либерализм следует следующим принципам. S Важнейшим принципом либерализма служит равенство всех граждан перед законом. Этот принцип основан на стремлении обеспечить неотъемлемые естественные права каждого человека, которые не даруются обществом и государством, но присущи ему от рождения. Однако неограниченное распространение прав одного индивида обязательно столкнется с правами другого. Для решения этой проблемы Т. Гоббс и Дж. Локк предложили теорию общественного договора, согласно которой, чтобы обеспечить одинаковую свободу для всех и сохранить исконные права человека, люди заключают договор и создают государство, вменяя ему в обязанность издавать законы, которым должны подчиняться все - каждый гражданин и сама государственная власть. Таким образом, свобода для всех достигается частичным ограничением свободы каждого члена общества с помощью единых правил поведения (законов), предотвращающих произвол, дискриминацию и насилие со стороны кого бы то ни было. Принцип равенства всех перед законом полагает предел власти государства или отдельной личности и устанавливает зависимость самой власти от естественного права человека. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, гарантирующих свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина. Если же оно нарушает законы, то граждане имеют право сменить правительство. S Либеральная теория «общественного договора» обосновала суверенность народа как источника власти. Согласно такому подходу, правительство - это не источник власти, а средство осуществления народной воли. В связи с этим высказывается требование обеспечить представительство (участие) граждан при решении государственных проблем, то есть демократические формы управления государством, или парламентаризм. ^ Для обеспечения действительного подчинения власти закону и осуществления контроля граждан над ее деятельностью либерализм выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную при верховенстве законодательной власти, а также необходимость создания системы сдержек и противовесов в отношениях между ними. При таком разделении каждая из ветвей власти может контролировать работу других. S Наивысшая ценность свободы в политической сфере выражается в провозглашении и обеспечении ряда политических свобод: свободы слова, мыслей, взглядов, убеждений и т. д., которые предполагают убежденность в равноправности соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических интересов, ни один из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими. При этом следует отметить, что для классического либерализма характерно признание политической и других свобод в качестве основной цели, ради которой была разработана и внедрялась в жизнь либеральная идеология. Провозгласив указанные принципы, либерализм внес значительный вклад в формирование принятой всеми основными политическими силами и партиями современной политической системы, основаниями которой служат демократическая организация политической жизни, парламентаризм, конституционализм, разделение властей и другие принципы правового государства. S Характерной особенностью классического либерализма является также то, что свобода не только гарантируется подчинением закону всех граждан и их участием в принятии политических решений, но также обеспечивается сведением к минимуму функций государства. Либерализм ориентируется на сильных и уверенных в себе людей и поэтому отвергает все формы патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих поданных, как отец («патер») заботится о своих детях. Известный немецкий философ Эммануил Кант называл патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». Человек, деятельность которого всегда направляется волей другого, никогда не будет свободным и не реализует своих возможностей, поскольку никогда не будет нести ответственность за самостоятельно совершенные действия. Таким образом, государство рассматривается как «необходимое зло»: необходимое, так как обеспечивает в обществе определенный порядок, безопасность и соблюдение прав человека, но все-таки «зло», поскольку навязывает всем общую волю, ограничивая сферу свободы и ответственности каждого отдельного гражданина. В соответствии с таким пониманием для обеспечения максимальной свободы для каждого гражданина классический либерализм предлагает концепцию «минимального государства», или «государства ночного сторожа». Такое государство наделено лишь самым необходимым минимумом функций: обеспечение международной безопасности и порядка внутри страны, не может вмешиваться в социально-экономические отношения граждан, и находится под постоянным контролем со стороны общества. 4. В экономике в качестве основных гарантий свободы классический либерализм видит обеспечение неприкосновенности частной собственности и полного невмешательства государства в экономическую сферу. Эта концепция была сформулирована в выдвинутом торгово-промышленными кругами лозунге «laisser fairer («не мешайте действовать»), или «минимум государства — максимум рынка». Согласно ей, государство не должно управлять экономикой и перераспределять ресурсы и средства в пользу бедных в соответствии с тем или иным критерием общественного благосостояния. Равенство граждан между собой понимается исключительно как формально-юридическое равенство всех перед законом, но не как всеобщее социально-экономическое равенство. Задача государства – гарантировать свободный рынок труда и товаров, свободу частной инициативы и ничем не ограниченной конкуренции, поскольку, по мнению либералов, действуя свободно и без принуждения со стороны власти, участники рыночных отношений наилучшим образом реализуют собственные интересы и будут способствовать достижению общего блага. Во второй половине XIX в., когда либерализм окончательно оформился как глобальная идеология, он столкнулся с рядом проблем, которые ставили под сомнение его основные принципы и ценности, и потому подвергся жесткой критике со стороны социалистов. На практике свободная конкуренция не привела к гармонизации общественных отношений: оказалось, что при отсутствии контроля рыночные механизмы ведут к господству крупных монополий, беспощадной эксплуатации наемных работников и обострению социального неравенства, инфляции, безработице угрозе революционных потрясений, а в основе вознаграждения за труд далеко не всегда лежит принцип заслуг и справедливости. Важнейшие положения и принципы либерализма вместо обеспечения свободы для всех приобрели функцию защиты интересов привилегированных слоев населения. В начале XX в. в развитии ряда государств, в основе государственной политики которых находилось учение классического либерализма, обозначился кризис, достигший наибольшей остроты в США в 1930-е гг. и вошедший в историю под названием «Великой депрессии». В этот период слабые стороны идеологии либерализма обнаружились наиболее ярко. В создавшихся условиях под влиянием критики и социальных процессов во второй половине XIX – начале XX в. либералы вынуждены были искать способы защиты индивидуальной свободы и прогресса от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной экономики, которые бы не ограничивали функции государства, а возлагали на него дополнительные обязательства ограничить произвол корпораций-монополистов и облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения. Для этого были пересмотрены некоторые теоретические положения и принципы либерализма, в результате чего возникла новая форма либерализма – неолиберализм, или социальный либерализм, приспособивший традиционные либеральные ценности к условиям второй половины ХХ в. Его программа представляла собой альтернативу радикально-революционным социалистическим теориям и должна была способствовать смягчению конфликтов и эволюционной трансформации капитализма эпохи свободной конкуренции в об-22 щество с социально-ориентированной экономикой, основанной на частной собственности и регулируемых рыночных отношениях. Идейную традицию неолиберализма заложил еще Дж.С. Милль (1806– 1873), а значительную роль в его развитии сыграли английские политические мыслители Д. Кейнс (1883–1946); Дж. Гоббсон (1858–1940), Т. Грин (1836–1882), В. Ойкен, немецкий Дж. Кроули и американские Дж. Гэлбрейт, Р. Даль. Неолиберальная теория была успешно апробирована, когда в результате «нового курса» (1933–1939 г.) президента США Ф. Рузвельта (1882–1945) была сформулирована и применена на практике экономическая модель «государства всеобщего благоденствия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударственных рычагов регулирования экономических отношений при сохранении политического плюрализма и способствовавшая быстрому выводу страны из глубокого кризиса «Великой депрессии». Неолиберализм изменил и дополнил ряд важнейших принципов и установок классического либерализма: • Прежде всего, была разработана позитивная концепция свободы. • Позитивное понимание свободы в неолиберализме включает в той дискуссии можно прийти к истине; в ходе дискуссии проверяются и наиболее полно раскрываются позиции сторон, которые имеют возможность всесторонне изучить окружающую их реальность. Таким образом, вместо понимания демократичности политической жизни преимущественно как правления большинства, было выдвинуто требование отдать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти, приоритет отдается компетентности и профессионализму. • В соответствии с позитивным пониманием свободы был пересмотрен вопрос о роли государства в социальной и экономической сфере, а взамен классической либеральной теории «минимального государства» предложена концепция «государства благосостояния». Устанавливаемый государством закон уже не рассматривается как необходимое зло, поскольку он не ограничивает свободу, но должен ее расширять, устраняя то, что ей препятствует. В связи с этим был обоснован тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую сферу для достижения стабильного развития общества. В число функций государства были включены: разработка общей стратегии экономического развития общества, защита предпринимательства, регулирование рынка и конкуренции, ограничение монополизма, социальная защита граждан. Для того чтобы изыскать средства на указанные мероприятия неолибералы пересмотрели классическую теорию собственности. Они считают, что источником всех прав является общество, и если доход отдельного гражданина не соответствует его вкладу в общее благо, то часть этих средств может быть через налогообложение присвоена государством и перераспределена на социальные нужды. Улучшение условий жизни беднейших слоев, окажется выгодным для общества в целом, поскольку приведет к расширению внутреннего рынка и будет способствовать экономическому росту и укреплению социальной стабильности. • В ХIХ–ХХ вв. к перечисленным ценностям идеологии неолиберализма добавляется обоснование юридического и фактического равноправия всего взрослого населения, в т.ч. и женщин, которые имеют право выбора между ролью матери и ролью социально активной личности. Таким образом, важнейшими достоинствами политической системы в неолиберализме была признана социальная справедливость, а достоинством правительства – ориентация на моральные принципы и социальные ценности. Справедливость понимается как равенство возможностей в осуществлении основных прав и свобод чело-24 века. Она не сводится к полному социальному равенству людей, неравенство индивидов, по-прежнему, воспринимается как естественный биологический, исторический и социальный факт, который нельзя устранить, но, по мнению неолибералов, его нельзя также увеличивать и поощрять – следует стремиться к тому, чтобы преодолеть противоречия между индивидуальными и коллективными интересами. Основные различия между формами либерализма можно представить следующей таблицей. Таблица 1.
3. Консерватизм. Другой важнейшей глобальной идеологией, на протяжении длительного периода выступавшей оппонентом либерализма, является консерватизм (от лат. conservo – ‘охраняю, сохраняю’). Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция протеста против хаоса и разрушений, вызванных французской революцией (1789 г.), когда для достижения благородных целей были применены крайние формы насилия и деспотизма, и как критическая оценка ее разрушительных социальных последствий. Родоначальником консерватизма принято считать английского политического деятеля, философа и публициста Эдмунда Берка (1729–1797), издавшего в 1790 г. книгу «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулированы основные принципы консерватизма. Выступая противником французской революции, последствия которой он считал катастрофическими для общества, Э. Берк доказывал, что общественная жизнь должна основываться на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и строиться на принципах стабильности, равновесия и постепенного обновления. Другими видными представителями консерватизма выступают французские католические богословы: Жозеф де Местр (1753–1821), Луи де Бональд (1754–1840) и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер. Сам термин «консерватизм» вошел в широкий обиход после основания французским писателем Р. Шатобрианом журнала «Консерватор» в 1818 г. Во второй половине XIX – начале XX в. важный вклад в развитие консервативной теории внесли русские философы, социологи и политические мыслители Н. Данилевский, К. Леонтьев, B. C. Соловьев и др. В развитии консервативного движения обычно выделяют два основных этапа и соответственно две его основные формы – классический консерватизм и неоконсерватизм. Классическая форма консерватизма в западных странах была господствующей в общественном сознании с конца XVIII в. до середины 70-х гг. XX в. Эта форма консерватизма представляет собой идеологию, выступающую за сохранение и поддержание исторически сложившихся и хорошо зарекомендовавших себя на практике форм экономической, социальной и политической жизни, а также традиционных духовных ценностей (семья, религия, мораль). Классический консерватизм возникает там, где социальные институты сталкиваются с угрозой уничтожения или радикального изменения, и приобретает идейное оформление по принципу «от противного», отстаивая необходимость сохранения существующей социальной системы и обеспечения стабиль-26 ной государственной власти. Конкретный практический опыт деятельности консерваторов позволяет им не только выступать с отрицательными тезисами, но также формулировать общие положения, на которых основывается данная идеология. К основным установкам и принципам классического консерватизма относятся следующие: 1. Мировоззренческим основанием системы взглядов классиче 2. В социальной сфере в соответствии с указанными постула У Поскольку человеческий разум несовершенен и ограничен, человек может своими поступками и идеями не только возвысить общество, но и погубить его, превратив разумный порядок вещей в хаос. Общество необходимо оберегать от необдуманных действий тех политических лидеров, которые преувеличивают свои интеллектуальные возможности. Обуздать вредные устремления человека и направить его к личному и общему благу могут не созданные им самим законы, а сложившиеся естественным образом традиции, ценности и социальные институты, которые изначально содержат в себе этический компонент. В связи с этим на первое место выдвига- ется принцип традиционализма, в соответствии с которым отдельный даже самый образованный человек не может быть мудрее давно устоявшихся и апробированных на практике обычаев, традиций и ценностей (мораль, религия, семья, традиционные общественные и государственные институты и т. д.). Под традицией понимаются универсальные, существующие изначально, данные человеку свыше и сохраняемые из поколения в поколение ценности и принципы. Отказ от них рассматривается как главная причина всех негативных явлений в общественной, политической и экономической сфере. Подкрепленные опытом поколений традиции обладают самоценностью и естественно обосновывают и дополняют законы, принятые конкретными людьми в определенных исторических условиях, обеспечивая тем самым стабильность, непрерывность и преемственность общественного развития. S Из традиционализма вытекает принцип эволюционизма и реформизма при изменении и развитии общественного устройства и всех сфер жизнедеятельности человека. Законы развития общества создаются не разумом, но являются, по мнению консерваторов, независимой от представлений человека исторической данностью. Естественный процесс невозможно ускорить, форсировать или направить в соответствии с представлением одного человека, группы людей или класса. Иногда это трактуется оппонентами консерваторов как неверие в прогресс, его отрицание и противодействие ему, однако это не совсем так. Консерваторы признают необходимость изменений и совершенствования общественного устройства, но эти изменения не должны производиться революционным путем в соответствии с какой-либо искусственной умозрительной концепцией. Изменения необходимо проводить постепенно с целью сохранения всего лучшего и исправления вредного и негативного, они должны основываться на базовых ценностях, традициях и культурных особенностях конкретного общества. Порядок, справедливость и свобода являются продуктами и завоеваниями длительного периода человеческой истории, и поэтому для сохранения стабильности общества первостепенное значение имеет сохранение беспрерывной преемственности и связи между достижениями прошлого и современными нововведениями. Совершенствование же отдельного человека может осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов на основании традиционных ценностей. Таким образом, ответ на вопрос о преобразованиях в обществе отыскивается, прежде всего, в сфере духовно-нравственного совершенствования и обновления самого человека. Законы не делают человека лучше, но лишь не позволяют ему поступать плохо, по мнению консерваторов, они по-настоящему эффективны, только если опираются на моральные и религиозные нормы. ^ На основании традиционализма строится консервативная концепция социальной справедливости. Все люди имеют равные права и в равной степени ответственны перед Богом и законом, но это не предполагает социального и экономического равенства, то есть обладания одними и теми же равными для всех материальными благами и одинаковыми властными полномочиями. Исторически сложилось так, что общество устроено по иерархическому принципу и разделено на отдельные категории, представители каждой из которых выполняют различные роли (например, работодатели и наемные работники, учителя и ученики, родители и дети), причем одни обязательно доминируют над другими. Различие ролей в социальной деятельности, природных способностей и творческих возможностей вызывает неравенство в материальном благополучии и социальном статусе. Однако такое неравенство не несет в себе конфликта, поскольку оно скреплено взаимными обязательствами, в соответствии с которыми, чем выше положение человека в обществе, тем больше его моральный долг и ответственность за заботу о подчиненных ему членах общества. Принудительное утверждение социального равенства приводит к искажению естественного хода общественного развития, принижает талантливых людей и возвышает бездарных, ведет к деградации индивидов, исчезновению у них стимулов эффективного труда и самосовершенствования. S Свобода индивида в консерватизме трактуется как важная, но не основополагающая ценность, поскольку, являясь врожденной характеристикой человека, она реализуется только в обществе и охраняется государством. Права отдельного человека также носят одновременно естественный и социальный характер: естественный, потому что изначально принадлежат человеку, а социальный, потому что человек может пользоваться ими лишь в организованном обществе. В этой связи при необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, которое исторически (как носитель традиций и обычаев), этически (как блюститель нравственности) и логически (как выразитель общих интересов) выше отдельного индивида. Отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целостному организму, неотъемлемой частью которого он является. 3. В политической сфере: S консерваторы выступают за сильную и эффективную государственную власть, важнейшими задачами которой являются защита естественных прав человека и поддержание законности и правопорядка в обществе. В этой связи государство, как воплощение всеобщего интереса, неизбежно выступает в качестве ограничителя индивидуального интереса, притязания которого могут быть безграничными. Оно должно иметь возможность выступать по отношению к индивиду как власть, принуждение, а в крайнем случае - и как насилие. В то же время являясь политическим орудием общества и воплощая его интересы, власть должна быть ограничена моральными и конституционными нормами. S В связи с тем, что окружающая действительность восприни политическим институтам, уходящим своими корнями глубоко в историю. В соответствии с провозглашением политического реализма и прагматизма можно говорить об антитеоретическом характере консервативной политики, в то время как либерализм целенаправленно конструирует разного рода теоретические схемы, в соответствии с которыми затем пытается переустроить общество. Однако на этом основании нельзя утверждать, что консерватизм вообще не имеет политической теории, это означает лишь, что он против абсолютизации каких бы то ни было идей и теорий, и тем более против их реализации на практике в чистом виде без учета исторических, национальных, географических и иных особенностей. Представители классического консерватизма не стремятся к открытию фундаментальных принципов политики и формулированию широких концепций, но ищут ключи к решению проблем в практике и в конкретных делах. У Поскольку человек несовершенен, и мир нельзя улучшить посредством политики, консерваторы выступают против вовлечения широких слоев населения в политическую деятельность. Государство в своих действиях не должно идти на поводу у общественности, так как это грозит социальной нестабильностью и общественными катаклизмами. Народ не может быть носителем власти, а массовость в политическом процессе ведет к падению морали и преобладанию в политике посредственных личностей. Управлять обществом должны лучшие представители различных социальных групп, то есть политическая элита. Политическое равенство состоит в том, что массы могут исполнять роль судей в борьбе политических элит, но не должны непосредственно вмешиваться в управление государством. Самореализация людей наиболее плодотворно может осуществляться в таких сферах жизни как семья, религия, дружба, творчество, экономическая деятельность и т. д. 4. В экономической сфере консерваторы так же, как и либералы, делают ставку на развитие частной инициативы, рыночных отношений и предпринимательства, поскольку они являются результатом естественного развития общества, и выступают против жесткого контроля со стороны государства над функционированием экономики. Экономика, по утверждению консерваторов, должна пользоваться максимальной свободой. Свобода в экономике понимается как право каждого человека на собственность и неограниченную конкуренцию. Частная собственность выступает как гарантия свободной конкуренции в экономике, процветания и социального порядка, поэтому никто не имеет права ее отчуждать и перераспределять материальные блага под каким бы то ни было предлогом. В обществе предполагается система социального самообеспечения, когда каждый человек самостоятельно решает свои экономические и социальные проблемы. Государство может лишь ему в этом помочь, обеспечив стабильность и порядок. В 1970- е гг. классический консерватизм переживает значительные изменения и трансформируется в неоконсерватизм (или либеральный консерватизм). Это произошло, с одной стороны, как ответная реакция на экономический кризис 1973–1974 гг., когда основанная на принципах неолибералов и социал-демократов система государственного регулирования экономики оказалась неспособной противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития и ограничила возможности рыночной экономики к действенному саморегулированию, что вызвало снижение темпов увеличения производительности труда, ускорение роста инфляции, увеличение безработицы и т. д. С другой стороны, осмысления и оценки требовало возрастающее господство технологий во всех сферах жизни общества, что при широкомасштабном развертывании научно-технической революции способствовало пренебрежительному отношению к традиционным духовно-нравственным ценностям. В этих условиях, проявив гибкость, неоконсерваторы объединили концепцию классического консерватизма с либеральными ценностями, выступили инициаторами конструктивных перемен и создали политическую идеологию, которая смогла адекватно ответить на вызовы научно-технического прогресса, глобализации и ослабления духовных и нравственных устоев общества, и стала альтернативой испытывавших кризис либеральной и социал-демократической концепций экономики. Крупнейшими теоретиками неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристолл, М. Новак, С. Хантингтон, С. Липсет (США); Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ); Р. Арон, А. Де Бенуа, Ж.-Ф. Ревель (Франция) и др. Разработанная модель реформирования общества позволила политическим деятелям неоконсерваторам в некоторых странах победить на выборах и проводить соответствующую политику. Приход к власти в Великобритании кабинета во главе с М. Тэтчер в 1979 г. и победа на президентских выборах 1980 г. в США Р. Рейгана превратили неоконсерватизм в явление мирового масштаба, оказывавшего влияние на экономику, внешнюю и внутреннюю политику государств Запада вплоть до начала 1990-х гг. Неоконсерватизм распространился также и в других странах мира, его наиболее заметными носителями являются следующие политические партии: Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, Либерально-демократическая партия Японии, Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы (ХДС/ХСС) в ФРГ, Итальянская христианско-демократическая партия и др. Неоконсерватизм основывается на фундаментальных принципах консерватизма – приоритет нравственности, семья, религия, порядок и законность, но соединяет их с ценностями постиндустриальной эпохи – творческий труд, уникальность личности, ускоренное развитие нерыночной сферы культуры и образования. • Неоконсерваторы ставят задачу создания динамичной эффективной экономики, использующей новейшие технологии. Основополагающий тезис экономической концепции неоконсерваторов состоит в том, что рыночная конкуренция независимых производителей в состоянии решить все проблемы и обеспечить длительный экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма. Неоконсерваторы признают вмешательство государства в рыночную экономику только в ограниченных рамках не для перераспределения доходов, но исключительно с целью стимулирования частной предпринимательской инициативы и конкуренции посредством налоговой и кредитной политики. Экономическая политика служит не для обеспечения равных условий всем гражданам, но для создания им равных возможностей, стимулирующих экономический рост. Все иные виды государственного регулирования экономики неоконсерваторами отвергаются. Они требуют освобождения государства от социально-экономического регулирования, отмены специального налогообложения крупных корпораций, резкого сокращение пособий по безработице и других социальных расходов государственного бюджета. Помощь должна оказываться адресно, только самым малоимущим. Вместо пособий по безработице и бедности неоконсерваторы предлагают организовывать курсы переподготовки и профессиональной ориентации. По их мнению, чрезмерно разросшиеся программы социальной помощи государства благосостояния разрушают сам принцип опоры каждого человека на самого себя, снижают трудовую активность, инициативу и производительность труда работников. В итоге все это приводит к снижению творческого потенциала личности и замедлению социального прогресса в целом. Однако можно заметить, что большинство неоконсерваторов выступают за сохранение с теми или иными модификациями государства благосостояния, а их социальная доктрина все больше сближается с доктриной социал-демократов и неолибералов. В ее основе лежат общие для всех принципы солидарности труда и капитала, справедливости и взаимной ответственности общества и индивида, которые требуют справедливого распределения доходов и собственности, справедливой заработной платы, справедливой налоговой политики и т. д. • В политической сфере основное содержание кризиса 1960– 1970-х гг. неоконсерваторы усматривают, с одной стороны, в неуправляемости государства, возникающей из-за пренебрежительного отношения развращенных либерализмом граждан к законам и государственным институтам. С другой стороны, в кризисе управления виновато само государство, которое из-за бездействия властей не принимает адекватных решений, что приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В связи с этим неоконсерваторы не переносят принципы свободной рыночной экономики в политическую сферу и выступают за сохранение в обществе прочных позиций государства и политической власти. Государство должно стоять на охране свободы, порядка и законности и противостоять любым действиям, способным подорвать стабильность общественной системы. Вместо преобладания интересов государства в социализме и крайнего индивидуализма в классическом либерализ-33 ме неоконсерваторы предлагают принципы ответственности и авторитета, гражданского порядка и социального контракта. • Признавая либеральные принципы свободы, демократии и равноправия, неоконсерваторы рассматривают их не как самоцель, а как средство воспитания нравственности. В связи с этим при формировании властных структур они выступают за проведение принципа демократического элитаризма, согласно которому, политическая деятельность – это профессия, доступная каждому, но требующая соответствующих способностей, призвания, специального образования и высоких моральных качеств. Сила государственной власти и доверие к ней народа основываются, по мнению неоконсерваторов, на ее профессионализме и нравственности. Проблему политического отчуждения, которое может возникнуть между элитой и гражданами, решается неоконсерваторами через внедрение модели отношений власти и общества, построенной на принципах служения и взаимной ответственности. • Продолжая отстаивать принцип традиционализма, неоконсерваторы пытаются на его основе дать ответ на современные вызовы глобализации, европейской интеграция и универсализма, за которыми, по их мнению, скрывается этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности, понятия, институты и обедняющий местные культуры. Они подчеркивают, что каждый народ имеет собственную историю, определяющую его культуру, характер, психологию, традиции и обычаи. Все это необходимо сохранять, развивать и преумножать посредством укрепления национальных государств, повышения конкурентоспособности национальных экономик, уважения местных национально-религиозных традиций и корпоративных ценностей семьи, местных общин и соседской взаимопомощи. Это, по мнению неоконсерваторов, с одной стороны, обеспечит миру подлинную геополитическую многополярность и диалог цивилизаций, а с другой – даст возможность решить проблему социального принуждения и отчуждения через преодоление крайностей господства государства во всех сферах жизни общества и индивида в социализме и крайнего индивидуализма либеральных систем. • Неоконсерваторы также предлагают способы устранения издержек общества потребления, решения экологических проблем и преодоления дефицита природных ресурсов. По их мнению, буржуазное потребительское общество, в котором вся система ценностей строится на экономике, приводит людей к духовной нищете и нравственной деградации. Для решения этой проблемы консерваторы предлагают взамен старой системы стимулов деятельности людей, ориентированной на рост материального уровня жизни, создать новую, в которой мотивация творческой активности была бы связана с ростом информационно-культурного качества жизни, с созданием новых неэкономических форм самореализации личности. В ответ на глобальные экологические проблемы неоконсерваторы предлагают разумное ограничение материального потребления через создание более экологичной и социально ориентированной модели экономики. 4. Идеологические доктрины социализма. Идеи социализма (от лат. socialis – ‘общественный’) о социальном равенстве и справедливости известны с глубокой древности. Как политическая идеология социализм сформировался в начале XIX в., а сам термин был введен в научный оборот в 1833 г. французским мыслителем П. Ле-ру (1797–1871). В истории развития политической мысли можно выделить следующие основные формы социализма: утопический, анархистский, марксистский и демократический социализм. Утопический социализм. В наиболее ранней форме социалистическая идеология появляется в виде утопического социализма. Такое наименование эта форма получила от названия книги английского мыслителя Томаса Мора (1478–1535) «Утопия» (1516), в которой он изобразил общество, организованное на принципах коллективной собственности, всеобщего совместного труда и распределения материальных благ по потребности. На тот же идеал в последующем ориентировались и другие социалисты-утописты Т. Кампанелла, Г. Бабеф, Анри Сен-Симон (1760–1825), Роберт Оуэн (1771–1858), Шарль Фурье (1772–1837) и др. Представители утопического социализма разрабатывали проекты будущего идеального устройства общества, в котором отсутствует частная собственность, эксплуатация и угнетение одних людей другими, уничтожены неравенство между городом и деревней и противоречия между умственным и физическим трудом, государство является институтом управления производством, экономика и социальная жизнь развиваются по разумному плану, обеспечивается формирование всесторонне развитой личности и равенство мужчин и женщин, создана государственная система воспитания подрастающего поколения. Анархистский социализм (анархизм). Еще одной формой социалистической идеологии является анархизм (от греч. anarchía – “безвластие’), основанный на отрицании всех форм принуждения. Как идеология анархизм сложился в 40–70-е гг. XIX в. и был распространен в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и России. Самыми яркими его представителями были Пьер Жозеф Прудон (1809–1865), Жорж Сорель (1847–1922) (Франция), Макс Штирнер (1805–1856) (Германия), Михаил Александрович Бакунин (1814– 1876), Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) (Россия), и др. В отличие от утопического социализма, который видел в государстве инструмент для достижения благополучия людей и социального прогресса, анархисты считали государство средством принуждения и ущемления свободы граждан. Поэтому они отказывали государству в праве на ведущую роль в развитии общества и высказывались за его полное уничтожение (в том числе органов государственной власти, суда, армии и т. д.). Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу каждой личности, причем основой такой свободы, по их мнению, является равенство, а основой равенства – безвластие. Идеальное общество для анархистов представляется в виде лишенной аппарата чиновников и централизации свободной федерации автономных ассоциаций групп, общин, областей и народов с уравнительными принципами распределения материальных благ. «Государство должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости», – утверждал М. Бакунин. В силу отрицания государства анархисты также негативно относились к политическим средствам и инструментам борьбы, в том числе к политическим партиям и организациям, поскольку они стремятся воздействовать на государственную власть или ее завоевать. Достижение своих целей анархисты видели не в революционных преобразованиях, а в эволюционном изменении социальных систем, основанном на изменении самих народных масс благодаря образованию и росту их общественного сознания. Марксистский социализм (марксизм). Марксизм как политическая идеология начал оформляться в 40-е гг. XIX в., когда в Западной Европе обострились проблемы и противоречия капиталистического общества, и стали очевидными негативные стороны его развития: возникли первые экономические кризисы перепроизводства, углубилось социальное неравенство и расслоение общества, возросла эксплуатация и нищета трудящихся масс. Основатели марксизма немецкие мыслители К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895) предложили концепцию общественного развития, которая претендует на статус единственно верной научно обоснованной общественной теории, объясняющей законы исторического развития человечества и способной обеспечить равенство и справедливость во всех формах и для всех людей. Марксизм представляет собой сложное, многоаспектное и даже противоречивое соединение философских учений (диалектики Гегеля (1770-1831), антропологи-36 ческого материализма Л. Фейербаха (1804-1872), воззрений французских социалистов утопистов К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье), политической и экономической теории (политэкономия А. Смита и Д. Рикардо). Его основными позициями являются: материалистическая диалектика как объяснение исторического процесса и развития общества; критика существовавшего несправедливого капиталистического экономического и политического строя; учение о коммунизме как проект построения справедливого общественного устройства. Необходимо также отметить, что, несмотря на крайне отрицательное отношение основателей марксизма к идеологии, как к искаженному представлению о реальности, и претензии на научность своего учения, марксизм был в первую очередь именно идеологией. Недаром, впоследствии В. Ленин провозгласил марксизм идеологией пролетариата. Важнейшим мировоззренческим основанием марксизма является материализм (от лат. materialis – вещественный), согласно которому материя признается первичной и единственной объективной реальностью, составляющей основу всего существующего. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. В противоположность идеализму, принимающему за исходное начало дух, идею, сознание, мышление, в материализме сознание и мышление рассматриваются как свойства высокоорганизованной материи, которые возникают на определенной стадии ее развития и совершенствуется в зависимости от материальной практики людей. Как и либералы, марксисты придерживаются идеи неудержимого прогресса, однако усматривают его основу не в развитии человеческой личности, а в действующих в материальном мире внутренних законах-противоречиях, вызывающих самодвижение и саморазвитие материи от простейших форм к более сложным и высокоорганизованным (диалектический материализм). Диалектический материализм лежит также в основе марксистского понимания общества и истории, согласно которому материальное производство определяет все общественные отношения (в первую очередь люди создают материальные условия жизни, и только потом пишут стихи, занимаются политикой и т. п.). Производя материальные блага, люди становятся в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу, поэтому совокупность производственных сил и производственных отношений является базисом. Этот базис определяет характер и тип общественных отношений, или надстройки (общественные взгляды и идеи, нравственные, религиозные, философские, художественные ценности, политические институты и учреждения). Материальным источником саморазвития общества являются противоречия высокоразвитых про-37 изводительных сил и устаревших производственных отношений, а движущей силой развития – классовая борьба (с одной стороны, стремление угнетенных классов обрести свободу, обладать результатами своего труда и политической властью; а с другой стороны, желание господствующих классов сохранить выгодные для них производственные и общественные отношения). Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на средства производства. Марксизм рассматривает исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинной – рабовладельческой – феодальной – капиталистической – коммунистической), когда переворот в производстве и экономике (базисе) вызывает революционное изменение во всей общественной жизни (надстройке). К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что к 40-м гг. XIX в. капитализм уже стал тормозить общественное развитие, а заложенные в нем противоречия резко обострились. Одна пара противоречий – это капитал в лице буржуазии и труд в лице пролетариата, другая – человек и результаты его труда. Человек труда не является господином результатов своей деятельности и отчужден от них. В связи с этим в соответствии с диалектическими законами развития общества обосновывается историческая неизбежность коммунистической революции, которая по мысли основателей марксизма, окончательно уничтожит все противоречия, избавит человека от отчуждения и эксплуатации и приведет общество к последней коммунистической (от лат. communis – ‘общий’) формации, основу которой составит общественная собственность. Силой, способной совершить мировую революцию и построить новое коммунистическое общество марксисты считали пролетариат. Первой фазой коммунистической формации является социалистическое общество, в котором будет уничтожена частная собственность, являющаяся причиной отчуждения и эксплуатации в экономической сфере, произойдет переход к общественной собственности, централизованному планированию, государственному распределению материальных благ, будет внедрен в жизнь приоритет коллективных и общественных интересов над личными. В борьбе за новое общество руководящая роль отводится пролетарской коммунистической партии, которая для более полной интеграции различных элементов новой социальной структуры сращивается с государством, превращается во властную структуру и устанавливает диктатуру пролетариата, который станет господствующим классом. Однако, поскольку государство возникает по причине су-38 ществования частной собственности, и служит интересам эксплуататорских классов, оно должно отмереть и быть постепенно заменено системой общественного самоуправления при окончательном переходе к бесклассовому гражданскому коммунистическому обществу. Общественная собственность и равенство всех людей обеспечит социальную однородность человечества, в результате чего связи между людьми и руководство обществом утратят политический характер, а сама политика исчезнет как форма человеческой деятельности. Коммунистическое общество предполагает также формирование человека нового типа. По мнению марксистов, все человеческие пороки возникают из-за эксплуатации, экономического неравенства, несправедливости и других социальных противоречий, которые порождают безнравственные отношения между людьми. Усовершенствование общества неизбежно приведет к усовершенствованию человеческих качеств – после отмирания частной собственности и товарно-денежных отношений человек полностью и навсегда освободятся от расчета, корыстных соображений и всего, что порождала погоня за материальной выгодой. При коммунизме предполагается господство моральных стимулов к труду, труд на общее благо будет восприниматься как труд на собственное благо, как способ самовыражения и самореализации человека. Определяющую роль при этом играет наивысшее развитие производственных сил и изобилие материальных благ, в результате чего в коммунистическом обществе будет реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». При этом считается, что человек достигнет настолько высокой культуры, что будет предъявлять обществу лишь разумные потребности, «а не нелепые претензии и прихоти». Коммунизм предполагает не только наделение всех людей материальными благами – по мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, коммунизм на высшей стадии своего развития совпадает с гуманизмом, когда общество на основании равного доступа к материальным благам обеспечит подлинную свободу и одинаковые условия для всестороннего развития всех творческих сил и способностей человека. В начале XX в. марксизм раскололся на две противоборствующие ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию, на основании которых в рамках социализма сформировалось два новых идеологических течения. Марксизм-ленинизм (большевизм). Ленинизм (революционный марксизм, или большевизм) представляет собой радикальную идео-39 логию, названную по имени вождя пролетарской революции в России В. (Ульянова) Ленина (1870–1924). В. Ленин перевел марксистскую теорию в плоскость политики и революционной борьбы в конкретных исторических условиях, для чего абсолютизировал марксистскую концепцию революционного насилия и учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, допуская все средства для достижения целей революции. Отказавшись от принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира с капиталистическим производством и мощным рабочим классом, он выдвинул идею о России как «слабом звене» в цепи капиталистических стран и выступил с требованием немедленного революционного и насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной системы, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. На базе этой идеологии была осуществлена Октябрьская революция 1917 г. в России и сделана попытка построения социализма в отдельной стране (сначала в СССР, а затем в других государствах социалистического блока). В результате в СССР произошло обобществление производства, коллективизация села, становление однопартийной системы и превращение партии большевиков в высшую властную и идеологическую структуру, обладающую разветвленным аппаратом функционеров. В течение многих десятилетий XX в. социалистическая идеология была государственной в СССР и других социалистических странах. В современных условиях, несмотря на распад Советского Союза и блока социалистических государств в начале 1990-х гг. и сужение сферы влияния, социалистическая идеология в марксистско-ленинской трактовке сохраняет достаточно прочные позиции в отдельных обществах. В одних государствах (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба) она является господствующей, а в других выступает в качестве одной из форм идеологического и политического плюрализма. Демократический социализм (социал-демократия). Во второй половине XIX – начале XX века в рамках деятельности рабочего Интернационала произошло оформление нового направления социалистической идеологии – демократического социализма на основе размежевания с марксизмом по вопросу отношения к капитализму и выбора пути развития социализма. Социал-демократы отказались от насильственных революционных методов преобразования и выступают за постепенное реформирование капиталистического общества и рыночной экономики в интересах трудящихся не на ос-40 нове классовой борьбы, а с помощью социального партнерства, ценностей гуманизма и демократии при сохранении гражданского мира. С точки зрения социал-демократов, социализм — это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Лозунг реформистского социализма: «Конечная цель, какой бы она ни была, – ничто, движение – все». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|