Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с. 11 страница




Вплоть до XX в. высказывалось мнение, согласно которому международное право является правом ученых, доктринальным правом. Труды ученых называли суррогатом права. Ссылки на них встречаются и в современной дипломатической практике. Довольно часто использовал труды ученых в своих выступлениях А.Я. Вышинский, единственный министр иностранных дел СССР, который был знаком с доктриной международного права, понимал ее возможности и использовал ее в интересах определенной политики.

Надо сказать, что доктрина международного права всегда страдала национализмом. С этим приходится считаться и сегодня. Вместе с тем усиливается процесс интернационализации доктрины. Более широко трактуются национальные интересы, определяется их связь с интересами упрочения международного правопорядка. Растет самостоятельность доктрины, которая реже уступает дорогу практической политике.

Особое значение имеет коллективное мнение юристов разных стран. Оно находит выражение в документах таких общественных организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права и др. В международных органах, занимающихся подготовкой проектов конвенций, значительное число членов составляют профессора международного права. Примером может служить Комиссия международного права ООН. При подготовке проектов ею широко используются труды ученых.

Если обратиться к судебной практике, то на ранних этапах развития международного права суды полагались почти исключительно на "великих писателей". Ссылки на труды ученых встречаются и в судебных решениях нашего времени <*>. Такого рода практика нашла отражение в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой "доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву различных наций" наряду с судебными решениями разных стран применяются Судом "в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

--------------------------------

<*> В качестве примера можно указать решение международного арбитража 1990 г. по спору между Новой Зеландией и Францией, связанному с затоплением французскими спецагентами корабля "Рейнбоу вориа", принадлежавшего правозащитной организации (RIAA. UN. 1994. Vol. XX. P. 269).

 

Из сказанного видно, что доктрина не рассматривается как источник международного права. Она лишь вспомогательное средство для определения норм. Но и это немало. Если доктрина используется на стадии применения права, то тем больше для этого оснований на стадии правотворчества. Необходимость все более широкого использования науки в международном правотворчестве обоснованно подчеркивается Институтом международного права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Annuaire de l'Institute de Droit International. P. 84.

 

Сказанное все чаще отмечается в литературе. С.Ю. Марочкин пишет о том, что доктрина - "важное средство доказывания существующего права, а по ряду проблем - и важное средство его развития, оказывающее на него формирующее воздействие" <*>. Значение науки стали подчеркивать и государственные деятели. Выступая в парламенте Японии в январе 1987 г., премьер-министр Н. Накасонэ подчеркивал необходимость научного анализа для обретения правильного понимания мира в целом. Госсекретарь США Д. Раск говорил, что "правительство США ждет от науки международного права решения коренных проблем, которые стоят перед ним на мировой арене".

--------------------------------

<*> Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998. С. 16.

 

Однако в реальности ресурсы международно-правовой доктрины остаются в значительной мере невостребованными. Юристы-международники разных стран обращают внимание на то, что с ними редко консультируются при принятии внешнеполитических решений. Еще меньше к ним обращаются при подготовке законов, несмотря на то что соответствие законов международному праву имеет самое существенное значение.

Выступая на Конгрессе ООН по публичному международному праву, представитель Белиза при ООН Э. Лайн констатировал: "Знаменательно, что в то время, когда мы приближаемся к XXI веку, в некоторых странах международное право не занимает высокого места в национальной политике. Министры иностранных дел порой обходят правовые нормы. Парламентские органы принимают законодательство, которое прямо противоречит некоторым основным положениям международного права" <*>.

--------------------------------

<*> International Law as a Language for International Relations. The Hague, 1996. P. 293.

 

Знаменательно, что и государственные деятели подчеркивают необходимость разработки не только конкретных международно-правовых вопросов, но и проблем теории. Без этого трудно говорить о совершенствовании практики. Подчинение науки текущим потребностям практики ведет к близорукости как той, так и другой.

Многие ученые настолько вовлечены в подготовку ответов на текущие вопросы, что доктрина в какой-то мере стала "реактивной". Она лишь реагирует на то, что уже свершилось, игнорируя то, что произойдет завтра. Это не способствует повышению ее теоретического уровня. Обращая внимание на этот факт, канадские профессора Р. Макдональд и Д. Джонстон пишут, что "еще никогда не было более важным, чем сегодня, создание надежного общего теоретического фундамента международно-правовой системы" <*>.

--------------------------------

<*> The Structure and Process of International Law. The Hague, 1983. P. 2.

 

Вовлечение ученых в решение практических вопросов, специализация международно-правовой доктрины закономерны. Без связи с практикой невозможно и развитие теории. Специализация также неизбежна. Международное право получило такое развитие, что быть специалистом во всех его областях стало невозможно. Вместе с тем специализация не должна вести к фрагментации доктрины, к нарушению ее единства и снижению теоретического уровня. Без надежной теоретической базы нельзя обеспечить достаточно высокий уровень решения и конкретных вопросов. Неслучайно в последние годы в мировой литературе наблюдается расцвет теоретических исследований.

Усложнение стоящих задач диктует повышение интеллектуального уровня, научной вооруженности международно-правового регулирования. Отсюда - необходимость не просто сближения, а как бы взаимопроникновения теории и практики. Доктрина призвана своевременно выяснить задачи, подлежащие решению с помощью международного права, возможности воздействия на международные отношения, приемы и методы такого воздействия. В общем, неизбежно расширение функций доктрины и повышение ее социального значения.

 

§ 4. Односторонние акты государств

 

Односторонние акты широко используются государствами в международных отношениях. Они имеют важное значение, но относятся к наименее изученной области международного права. О значении этой проблемы свидетельствует, в частности, то, что по решению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права ООН включила соответствующую тему в программу своей работы. Задача не из легких. По своей юридической природе и по форме они весьма многообразны. С учетом этого многие правительства в ответах на вопросник Комиссии высказали мнение о невозможности выработки единых правил для всех видов односторонних актов.

Можно предложить следующую классификацию односторонних актов.

1. Односторонние акты, определяющие позицию государства в отношении определенной ситуации, имеющей юридическое значение. К таким актам относятся признание, протест и отказ. Все эти акты должны иметь ясно выраженную форму, с тем чтобы обеспечить определенность в международных отношениях.

Признание - акт, которым государство подтверждает или принимает факт, ситуацию, документ или претензию. В результате получения такого акта другие государства не могут ссылаться на то, что они не знали о соответствующей позиции издавшего акт государства. В качестве примеров признания можно назвать признание государства и правительства, государственных границ, действительности договора или судебного решения, случаи спорных прав и претензий. Признанию принадлежит важная роль. Признавая тот или иной юридический акт, ситуацию, государство уже не вправе поступать вопреки этому признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано. В некоторых случаях признание может предоставляться не только в ясно выраженной, но и в молчаливой форме или путем конклюдентных действий. Примером последних может служить установление дипломатических отношений с вновь возникшим государством, что равносильно его полному признанию.

Протест - акт, с помощью которого государство выражает намерение не признавать законными определенную претензию или ситуацию. По своему значению протест противоположен признанию.

Отказ - акт, выражающий намерение государства отказаться от определенного права или полномочий, от требований или претензий. В отличие от признания протест может быть только ясно выраженным. Более того, он должен подтверждаться во всех подходящих случаях. Международный Суд ООН, решая спор между Норвегией и Великобританией о рыболовной зоне, признал, что длительное отсутствие британского протеста против претензий Норвегии делает их оправданными <*>. Непользование правом или полномочиями не означает отказа от них. Отказ является окончательным и бесповоротным.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1951. P. 138 - 139.

 

Особым случаем молчаливого отказа является эстоппель (estoppel - лишение права возражения), который был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, которая положилась на эти действия и вела себя соответственно <*>. В конвенционном праве эстоппель впервые был отражен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 45). Государство, например, утрачивает право ссылаться на такое основание прекращения договора, как его нарушение, если после того, как ему стало известно о факте нарушения, оно должно в силу своего поведения считаться молчаливо согласившимся с тем, что договор сохраняет силу. Однако, если в дальнейшем вновь возникает основание для прекращения действия договора в результате его нарушения, то имевшее место в прошлом нарушение как бы восстанавливает свое значение.

--------------------------------

<*> См.: Каламкарян Р.А. Концептуальное восприятие института эстоппель в науке современного международного права // ГиП. 1999. N 12.

 

О том, сколь серьезное значение может иметь эстоппель, свидетельствует, например, тот факт, что его применение было одним из центральных вопросов в деле о делимитации морской границы в заливе Мейн (Канада против США), рассмотренном Международным Судом в 1984 г. <*>.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1984. P. 304.

 

2. Односторонние акты, являющиеся средством осуществления суверенных прав государства. Такие акты необходимы для использования предоставляемых международным правом возможностей. В качестве примера можно указать установление границ территориального моря или исключительной экономической зоны, декларацию о нейтралитете.

От такого рода актов отличаются акты, которые по форме являются односторонними, а фактически представляют собой элемент соглашения. К таким актам относятся те, что представляют собой практику государств, на основе которой формируются обычные нормы международного права. К ним относятся и акты, связанные с договорами: присоединение к договору, выход из него, оговорки. Такого рода акты относятся к праву договоров.

3. Односторонние акты, порождающие юридические обязательства, - акты, представляющие недвусмысленное волеизъявление государства с целью принять на себя международно-правовые обязательства. Такие акты определяют как обещания (promises), что не совсем точно. Известно, что просто обещание не создает обязательств (nuda pacto obligationem non parit). Речь идет об особом виде обещаний, имеющих юридический характер. С помощью таких актов государство берет на себя обязательство придерживаться определенного поведения. Главная роль в таком случае принадлежит намерению государства принять на себя правовые обязательства. Точное установление такого намерения - дело не простое.

В литературе по вопросу о способности односторонних актов породить юридические обязательства высказаны различные мнения. Можно выделить два крайних мнения. Одно из них состоит в том, что подобные акты способны создать лишь моральную обязанность (В.М. Шуршалов). Другое - в том, что односторонние акты являются самостоятельным, и даже основным, источником международного права (В. Деган, Сербия).

Истину, как это часто бывает, надо искать между двумя крайними мнениями. В литературе наблюдается определенная тенденция: все большее число авторов стали подчеркивать значение односторонних актов, в том числе для международного права <*>.

--------------------------------

<*> Это положение обосновано бывшим министром иностранных дел Польши проф. К. Скубишевским (International Law. P., 1991. P. 221).

 

Автор единственной отечественной монографии об односторонних актах Р.А. Каламкарян на основе анализа широкого круга литературы и практики пришел к выводу: "Наряду с обязательствами, вытекающими из международных договоров, принятие международных обязательств может осуществляться и односторонним путем..." <*>.

--------------------------------

<*> Каламаркян Р.А. Международно-правовое значение односторонних актов государств. М., 1984. С. 3 - 4.

 

Если обратиться к практике, то окажется, что она признает принципиальную возможность создания международно-правовых обязательств односторонним актом. Это обстоятельство нашло отражение и в практике международных судов и арбитражей. Принципиальное значение имеет позиция Международного Суда ООН, изложенная при рассмотрении дел об испытании ядерного оружия Францией на островах Тихого океана. Суд определил, что сделанные от имени французского правительства заявления о том, что в дальнейшем оно не намерено проводить такого рода испытания, создают для него международно-правовые обязательства. При этом Суд указал на общепризнанность положения, согласно которому односторонние заявления относительно юридического или фактического положения способны порождать правовые обязательства.

Следовательно, односторонние акты способны порождать правовые обязательства, а не порождают их при всех условиях. Что же для этого нужно? Для этого необходимо намерение государства создать для себя такие обязательства. Суд определил, что заявление считается юридически обязательным, "когда намерение государства, делающего заявление, состоит в том, чтобы оно стало обязательным в соответствии с его условиями" <*>.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1974. P. 267.

 

Наиболее четко намерение создать правовые обязательства было выражено в Декларации Египта о Суэцком канале 1957 г.: "Данная Декларация с содержащимися в ней обязательствами представляет собой международный документ и будет передана на хранение в Секретариат Организации Объединенных Наций и зарегистрирована им".

Значение четкого определения правового характера односторонних обязательств подчеркивается в международной практике. В связи с 20-летием Договора о нераспространении ядерного оружия СССР и США приняли совместное заявление, которое предусматривало, что государство, не готовое присоединиться к Договору, может дать "носящее такой же международно-правовой характер обязательство отказаться от приобретения ядерного оружия". Несмотря на то что в таком случае одностороннее обязательство имеет отношение к договору, оно тем не менее не означает какой-либо формы участия в нем; оно является односторонним актом, воспроизводящим содержание договора. Надо сказать, что односторонние обязательства придерживаться положений договора, не оформляя участия в нем, встречаются неоднократно.

Условия действия одностороннего акта определяются принимающим его государством. Они могут касаться времени действия, порядка прекращения обязательств и др.

В апреле 1986 г. после проведения Соединенными Штатами ядерных испытаний правительство СССР заявило, что отныне оно свободно от ранее принятого одностороннего обязательства не проводить ядерные взрывы. Это обязательство было обусловлено тем, что такие взрывы не будут проводить и США.

В принципе, односторонний акт не создает обязательств для других государств. Однако, предоставляя им права, акт может определить условия пользования ими. Соглашаясь пользоваться правами, другие государства обязаны соблюдать условия их предоставления. Обязательная сила одностороннего акта определяется одним из принципов международного права - принципом добросовестности. Рассматривая уже упоминавшиеся заявления французского правительства, Международный Суд подчеркнул, что одним из принципов, регулирующих создание и выполнение правовых обязательств, является принцип добросовестности.

Односторонние акты довольно широко используются государствами для принятия на себя обязательств, в том числе и затрагивающих коренные проблемы политики. Трудность состоит в том, что далеко не всегда намерение принять на себя юридические обязательства выражено достаточно четко.

В августе 1998 г. премьер-министр Индии, выступая в парламенте, сделал заявление о том, что Индия в одностороннем порядке отказывается от применения ядерного оружия первой против других ядерных государств, а также от применения его против неядерных государств.

Форма одностороннего акта также активно использовалась Советским Союзом для принятия обязательств в сфере безопасности и рассматривалась как средство, облегчающее достижение соглашения. В 1978 г. СССР выступил с заявлением о том, что никогда не применит ядерное оружие против тех государств, которые отказываются от его производства и приобретения и не имеют его на своей территории. Было предложено заключить на этой основе конвенцию об укреплении гарантий безопасности неядерных стран.

На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. СССР заявил, что принимает на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. "Это обязательство вступает в силу немедленно, в момент обнародования с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН". В 1983 г. СССР взял на себя обязательство не выводить в космос противоспутниковые системы.

Иногда односторонняя форма используется для обхода внутреннего права, устанавливающего порядок принятия международных обязательств. В таких случаях обязательства, как правило, носят политический, а не юридический характер и представляют собой как бы личные обязательства должностного лица.

От рассматриваемых актов следует отличать односторонние акты, которые выражают позицию государства по определенному вопросу, но не предназначены для создания правовых обязательств. Они облекаются в форму заявлений, нот, выступлений государственных деятелей и др. Предполагается, что, заявив о своей позиции, государство будет ее придерживаться. Отказ от собственных слов вредит авторитету государства. Такие акты обязывают государство политически, морально. На них распространяется морально-политическое действие принципа добросовестности.

В докладе специального докладчика Комиссии международного права ООН по теме "Односторонние акты государств" Р. Седеньо говорится, что односторонними актами "государства могут принимать политические обязательства, регулирующие их поведение на международном уровне; даже если нарушение таких обязательств не может повлечь за собой какие-либо юридические санкции, возникает вопрос о политической ответственности государства..." <*>. Государственные деятели не раз высказывали мнение, согласно которому их заявления требуют должного уважения со стороны как других государств, так и различных органов самого государства.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1951. P. 138 - 139.

 

§ 5. Кодификация международного права

 

Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Общественная организация - Международный комитет Красного Креста - подготовила проекты кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов. На их основе дипломатические конференции приняли четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, осуществляемая учеными или их организациями. Такого рода кодификация играла и продолжает играть важную роль. Собственно говоря, сегодня любая кодификация в той или иной мере является доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых.

Первая попытка создать кодекс международного права принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. В 1868 г. то же сделал швейцарский юрист И.К. Блюнчли. Затем последовало несколько других проектов. Активно выступал в пользу кодификации Д.И. Каченовский. Его идея кодификации коллективными усилиями ученых многих стран воплотилась в создании в 1873 г. Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие международные научные организации, например Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права. Проекты таких организаций принимаются во внимание при официальной кодификации.

Известны и национальные проекты кодификации. В 1930 г. были опубликованы результаты кодификации ряда отраслей международного права, проделанной американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета. В настоящее время регулярно обновляемый кодекс международного права публикуется Американским институтом права и пользуется значительным авторитетом даже в судебной практике.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.

Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации" (ст. 13). Знаменательно, что прогрессивное развитие поставлено на первое место. В настоящее время общепризнано, что кодификация международного права невозможна без его прогрессивного развития.

Во исполнение ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея создала механизм для такой кодификации. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права ООН, состоящая теперь из 34 экспертов, избранных в личном качестве <*>. Почти троекратное увеличение числа членов и снижение общего профессионального уровня по сравнению с прошлым сказались на работе Комиссии.

--------------------------------

<*> От африканских государств избирается восемь членов Комиссии, от азиатских - семь, от латиноамериканских - шесть, от западных - восемь, от восточноевропейских - три. Один дополнительный член избирается поочередно из африканских и восточноевропейских юристов.

 

Комиссия обеспечивает квалифицированную подготовку проектов кодификации по запланированной тематике. Проекты обсуждаются Шестым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН и передаются правительствам для представления замечаний. После этого Комиссия готовит окончательный проект, который и представляется дипломатической конференции для подготовки на его основе конвенции. Были случаи, когда Генеральная Ассамблея сама принимала конвенции (Конвенцию о специальных миссиях, которая не вызывала особых разногласий).

На базе проектов Комиссии международного права были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву, две конвенции по правопреемству и др.

В целом деятельность Комиссии международного права оценивается весьма высоко. Генеральный секретарь ООН К. Аннан заявил, что в течение 50 лет Комиссия "выполняла свою миссию с большим успехом, устанавливая основные нормы в большинстве ключевых областей международного права" <*>.

--------------------------------

<*> UN Press Release. 1997. June 13. P. 2.

 

Кодификацией в своих областях занимаются и другие органы ООН. Значительна роль в этой области таких организаций системы ООН, как Международная организация труда (принявшая свыше полутораста конвенций), ЮНЕСКО и др. Уникальным для нашего времени случаем была III Конференция ООН по морскому праву, которая в течение 1973 - 1982 гг. подготовила Конвенцию ООН по морскому праву, похожую скорее не на кодекс, а на свод законов. Конференция работала долго и обошлась дорого. Дело в том, что морское право затрагивает важные экономические и другие национальные интересы государств.

В качестве особого случая отметим принятие целого комплекса конвенций о правах человека. По результатам это кодекс международного права прав человека, который тем не менее не является результатом кодификации, поскольку кодифицируются в основном уже существующие нормы, а в данном случае отрасль права создана заново.

Участие в кодификации множества органов ставит проблему предотвращения фрагментации международного права. Необходимо обеспечить, чтобы кодификационные акты в специальных областях не противоречили друг другу и общим нормам международного права. Решение этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН возложила на Комиссию международного права. Но пока в этом направлении сделано мало.

В общем, в последние десятилетия сложился довольно развитый механизм кодификации и развития международного права. Многие юристы довольно высоко оценивают возможности этого механизма. Но есть правоведы, весьма скептически относящиеся к результатам кодификации. Утверждается, будто вместо выяснения существующих неясностей новые конвенции в результате неточных формулировок и широкого использования оговорок создают еще большую неопределенность и путаницу <*>.

--------------------------------

<*> См.: Holloway K. Modern Trends in Treaty Law. L., 1967. P. 702.

 

Эффективность кодификации во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация.

Кодификационный процесс позволяет усилить социальный характер международного права, отразить в нем социальные цели, соответствующие потребностям международного сообщества в целом <*>. С помощью кодификации конкретные нормы, институты и отрасли перестраиваются в соответствии с целями и принципами системы международного права в целом, в результате чего система упрочивается. В формировании общего, обычного права решающая роль всегда принадлежала ведущим державам. Кодификационный процесс открывает большие возможности для участия всех государств в правотворчестве.

--------------------------------

<*> См.: Обзор процесса заключения многосторонних договоров. Док. ООН. A/CN. 4/325. 1979. С. 2 - 3.

 

В общем, кодификация стала важным элементом правотворческого процесса. Многое уже сделано, и еще больше предстоит сделать. Но на этом пути немало препятствий. Прежде всего, кодифицирующие конвенции с трудом собирают, а порой так и не собирают то количество ратификаций, которое необходимо для их вступления в силу, не говоря уже об участии в этом процессе большинства государств. Определенный выход видится в том, чтобы рассматривать конвенции как декларативные в отношении существующего обычного права. Международный Суд ООН применил положения Венской конвенции о праве международных договоров еще до ее вступления в силу как авторитетное доказательство существования обычных норм, и это несмотря на то что США и ряд других влиятельных держав до сих пор не участвуют в упомянутой Конвенции.

Другой путь решения проблемы состоит в том, чтобы Комиссия международного права ООН и другие органы, занятые кодификацией, готовили не проекты конвенций, а проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, руководства, примерные положения и т.п. Такие акты не нуждаются в ратификации и сравнительно быстро проникают в практику. На их основе формируются нормы обычного права. Комиссия международного права уже встала на этот путь.

Несмотря на успехи кодификации, темпы ее отстают от требований современной жизни, создается впечатление, что подобная ситуация устраивает ведущие мировые державы. Представитель Госдепартамента США еще в 60-х гг. XX в. заявлял, что норм достаточно и поэтому главная задача состоит "в более широком использовании существующего механизма и имеющихся норм" <*>. Действительно, особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективности уже существующих норм. Беда, однако, в том, что, высказываясь в пользу господства права, руководители государств на деле не принимают ощутимых мер в этом направлении. Весьма показательна в этом плане судьба проекта статей об ответственности государств, над которым Комиссия международного права ООН трудилась более четверти века. Проект имеет большое значение для совершенствования именно механизма действия норм. Тем не менее Генеральная Ассамблея ООН в 2001 г. ограничилась лишь принятием проекта к сведению.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных