Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с. 17 страница




--------------------------------

<*> EJIL. 1990. N 1 - 2. P. 367.

 

Вежливость близка также политическим нормам и морали, например таким ее правилам, как взаимное уважение, умеренность, сдержанность. Помимо таких близких к политическим нормам правил, вежливость содержит и иные - о некоторых дипломатических привилегиях, о положении иностранных граждан, о международном частном праве <*>. Велико значение вежливости в решении сложной проблемы экстерриториального действия законов, а также в дипломатическом протоколе.

--------------------------------

<*> Так, по мнению японского правительства, разрешение на посещение иностранных граждан, находящихся в заключении, при отсутствии договора может быть предоставлено только в порядке международной вежливости (Lee L. Consular Law and Practice. N.Y., 1964. P. 123). Для некоторых других стран это обычная норма.

 

Отсутствие у вежливости юридически обязательной силы нередко изображают как ее недостаток. Однако опыт свидетельствует, что в этом следует видеть смысл ее существования. Благодаря этому ее нормы способны регулировать такие отношения, для которых международное право непригодно <*>.

--------------------------------

<*> Нельзя не согласиться с немецким юристом Х. Бломайером, который пишет, что "возникновение многих норм вежливости оказалось вообще возможным в результате того, что предоставляющее в соответствии с ними определенные блага государство может быть уверено в том, что пользующееся этими благами государство не сможет предъявить на них юридические требования" (Vorterbuch des Volkerrechts. Berlin, 1960. Bd. I. S. 302).

 

Роль вежливости связана с состоянием политических отношений. Чем лучше эти отношения, тем шире возможности вежливости. Впрочем, это относится и к другим международным нормам. Вежливость требует, чтобы при осуществлении своей политики государство учитывало интересы других государств.

Вежливость имеет значение при осуществлении чисто правовых отношений. Например, это оказание правовой помощи при отсутствии соответствующих договоров, информация о международно-правовых акциях, предоставляемая не участвующим, но так или иначе заинтересованным государствам. Вежливость также требует, чтобы решение вопроса об утверждении подписанного договора не затягивалось без достаточных оснований.

В общем, можно сказать, что вежливость служит специфическим смазочным материалом в сложном механизме регулирования международных отношений.

 

§ 5. Религиозные нормы и международное право

 

Международное право многим обязано религии. Последняя играла роль главного нормативного комплекса в международных отношениях задолго до появления международного права. Содержание и опыт реализации этого комплекса не могли не быть учтены при формировании международного права. Религия оказала влияние на международное право и через внутреннее право государств, содержание которого также определялось в значительной мере религией.

Международное право создавалось преимущественно на европейской основе при преобладающей роли христианства. Нельзя отрицать и влияние на него иных религий. Сохраняющиеся расхождения между религиозными системами отрицательно сказываются на международном праве. Что же касается права, то оно не содержит норм, которые могли бы быть неприемлемы для какой-либо из основных религий. Исключением является, пожалуй, такая важная область, как права человека.

Ценности ислама - государственные ценности. На первое место он ставит обязанности, а не права человека. Международное право утверждает приоритет прав человека. Индуизм и ислам ограничивают права женщин. Особую опасность представляет исламский фундаментализм. Общее международное право рассматривается им как внутреннее право христианского мира, и потому его нарушение не считается зазорным. Захват посольства США в Тегеране квалифицировался иранскими властями как религиозные действия в соответствии с высшим революционным правом. Международный Суд ООН признал эти действия грубым нарушением общепринятых норм цивилизованного общения государств.

Интеграция государств в международном сообществе - необратимый процесс, и любая религия не может с этим не считаться.

Интернационализация общественной жизни, включая религию, влечет за собой сближение взглядов на основные цели и принципы международной нормативной системы, постепенно формируется единая система общечеловеческих ценностей и соответствующих норм. Задача теперь в том, чтобы миротворцы и такой их инструмент, как международное право, нашли реальную поддержку у религий.

В литературе нередки весьма высокие оценки влияния религии на современное международное право. Профессор Ю.Я. Баскин пишет, что Новый Завет и другие произведения религиозной мысли (скажем, Коран) "могут оказаться (и оказываются) духовным основанием при выработке, принятии и толковании собственно юридических норм. Уже сейчас, и особенно в будущем, они могут оказаться важными в деле гуманизации и укрепления нового международного права" <*>.

--------------------------------

<*> Баскин Ю.Я. Новый Завет и становление нового международного права // Правоведение. 1992. N 4. С. 81.

 

Религиозное сознание является важной частью общественного сознания и в качестве такового не может не оказывать влияния на политику, мораль и право. Религия содействует нравственному воспитанию общества, что очень важно для международной нормативной системы. Религиозные нормы непосредственно воздействуют и на международные нормы. Любая религия содержит определенный кодекс поведения.

Нередко содержание принципов религии и международного права совпадает. Примерами принципов, принадлежащих и религии, и международному праву, являются принципы справедливости, добросовестности. Несомненно ощутимое влияние религии на такую отрасль международного права, как гуманитарное право. С другой стороны, утвердившись в качестве общепризнанных норм международного права, соответствующие положения оказывают обратное воздействие на религию. Всемирный совет церквей назвал Всеобщую декларацию прав человека современными десятью заповедями.

В наше время стала весьма острой проблема религиозного экстремизма. Война талибов против народа Афганистана, массовый террор на религиозной почве в других странах и, наконец, совершенные в сентябре 2001 г. террористические акты в США с особой силой демонстрируют опасность религиозного экстремизма и необходимость объединения усилий государств для борьбы против него.

Значительное внимание религии уделяет ООН. В 1981 г. была принята Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. С тех пор Генеральная Ассамблея регулярно принимает резолюции, касающиеся осуществления Декларации. В них подтверждается право на свободу мысли, религии и верований. Выражается озабоченность растущим числом актов насилия, мотивируемых религиозным экстремизмом. Государства призываются к принятию всех законных мер к предотвращению такого рода актов.

Таким образом, в системе ценностей любой религии, претендующей на значение мировой, должны занять центральное место общечеловеческие ценности, в том числе мировой порядок, основанный на справедливых, гуманных, демократических принципах. От этого зависит выживание человеческого рода. Религия не может не быть основана на идее равенства всех людей и народов перед Всевышним. Если она противопоставляет одни народы другим, отражает интересы только некоторых государств, то она лишена будущего.

 

Литература

 

Баскин Ю.Я. Новый Завет и становление нового международного права // Правоведение. 1992. N 4.

Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991.

Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997.

 

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

§ 1. Понятие международно-правового регулирования

 

Международно-правовое регулирование - это властное воздействие государств на межгосударственные отношения с помощью международного права.

Международно-правовое регулирование представляет собой разновидность социального управления, которое, как известно, является необходимой функцией любой общественной системы. Подход к международному праву как к элементу системы управления открывает новые возможности перед теорией и практикой.

Основное внимание доктрины до сих пор привлекало правотворчество. Правоосуществление оставалось в стороне. Между тем особенно сегодня осуществление, имплементация международно-правовых норм приобретает главное значение. От этого в решающей мере зависит эффективность международного права. Поэтому нельзя не приветствовать работы, рассматривающие это право в процессе его функционирования, в его взаимодействии с окружающей социальной средой <*>.

--------------------------------

<*> См.: Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1, 2. М., 1999; Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Казань, 1999.

 

Воздействие международного права на отношения государств не ограничивается чисто юридическими средствами. Уже отмечалась существенная роль взаимодействия права с иными нормативными явлениями. Все виды воздействия права на международные отношения охватываются понятием "функционирование международного права". Регулирование является частью процесса функционирования международного права. Соответственно, механизм этого регулирования - структурное подразделение механизма функционирования международного права.

Система международно-правового регулирования состоит из двух систем или подсистем: регулируемой и регулирующей. Первой является система межгосударственных отношений, представляющая объект регулирования. Регулирующей является система средств международно-правового воздействия. Ее можно рассматривать как систему международно-правового регулирования в узком смысле слова. Объекту регулирования принадлежит определяющая роль во всем, что касается характера регулирования, его целей, принципов, методов и средств.

Система международных отношений, как и иные социальные системы, функционирует на основе саморегуляции. Главная роль здесь принадлежит объективным социальным законам, которые в значительной мере все еще действуют стихийно. Эти законы должны учитываться при решении проблем международно-правового регулирования.

В управлении системой международных отношений государства используют все имеющиеся в их распоряжении средства - политические, экономические, юридические, идеологические и др. В одних случаях особое место отдается одним, в других - другим. Тем не менее центральное положение в этом арсенале средств занимает политика. Политические отношения - главный элемент управляющей международной системы. Политическое регулирование, как и правовое, относится к его нормативным видам, смысл которых состоит в обеспечении соответствия фактических отношений социальным нормам.

Отмечая значение политического регулирования, следует обратить внимание на преимущества по сравнению с ним правового регулирования, которые и дают основания для его существования. Система международно-правового регулирования является наиболее целостной системой регулирования глобальных связей. По уровню организации и целостности она превосходит системы политического и других видов регулирования. Выступая как воплощение общих интересов, будучи общепризнанными, нормы международного права зачастую пользуются большим авторитетом, чем политика, с которой обычно связывают индивидуальные и групповые интересы. Правовое регулирование более устойчиво, меньше зависит от конъюнктурных политических колебаний, его результаты легче предвидеть. Оно более формализовано и точно, отличается определенностью содержания и обязательной силой.

 

§ 2. Механизм международно-правового регулирования

 

Механизм международно-правового регулирования - это совокупность международно-правовых средств и методов воздействия на межгосударственные отношения.

Первым элементом механизма международно-правового регулирования является международно-правовая норма. Юридическая функция норм в этом механизме состоит в нормативном регламентировании отношений между субъектами.

Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юридическим методом, путем установления взаимосвязанных прав и обязанностей, образующих правоотношение.

Международно-правовое отношение является второй главной частью механизма международно-правового регулирования. Речь идет об особой разновидности международных отношений. Такое отношение представляет собой взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из международно-правовой нормы. Правоотношение существует автономно и не сливается с регулируемым международным отношением.

Широко распространен другой взгляд на правоотношения. Они понимаются как общественные отношения, урегулированные правом. Следует, однако, помнить, что правоотношение относится не к материальным, а к идеологическим явлениям. Будучи урегулированным правом, материальное отношение не переносится в идеологическую область.

Правоотношение может возникнуть до регулируемого отношения. Существуют также правоотношения, которые не опосредуют каких-либо иных отношений, например процессуальные, связанные с участием в Статуте Международного Суда ООН.

Вместе с тем следует учитывать, что правоотношение тесно связано с регулируемым отношением. Для понимания первого его следует рассматривать во взаимосвязи со вторым. Поэтому представляется целесообразным признать и понятие правоотношения в широком смысле как общественного отношения, урегулированного правом. Однако элементом механизма международно-правового регулирования является только собственно правоотношение, т.е. правоотношение в узком смысле.

Международно-правовое отношение выражает взаимосвязь прав и обязанностей, носителями которых являются субъекты. Правоотношение может рассматриваться и как юридическая взаимосвязь субъектов, в которой они осуществляют взаимные права и обязанности.

Элементом правоотношения является субъективное право, которое вне правоотношения существовать не может, так как ему должна корреспондировать соответствующая обязанность. Субъективное право можно определить как меру дозволенного поведения субъекта, обеспеченную соответствующей обязанностью другого или других субъектов. Последнюю можно определить как меру должного поведения субъекта, соответствующую субъективному праву и обеспечиваемую системой международно-правового регулирования. Если использование субъективного права зависит от воли субъекта, то выполнение обязанности юридически обязательно.

Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юридическое содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения наполняются в процессе функционирования. Юридическое содержание стабильно, материальное - динамично. При одном и том же юридическом содержании материальное содержание может меняться в значительных пределах.

Для понимания механизма действия международно-правовых отношений существенное значение имеют юридические факты, под которыми понимаются события и действия субъектов, порождающие юридические последствия. Такие факты - одно из условий возникновения, развития и прекращения конкретных правоотношений.

В международных отношениях важное место принадлежит юридическим фактам, относящимся к категории юридических актов, например решение о приеме в члены организации, ратификация договора или присоединение к нему. Возросла роль таких юридических фактов, как решение международных органов, например Совета Безопасности ООН. Юридическими фактами могут быть и неправомерные действия. Они порождают охранительные правоотношения ответственности.

На всех этапах функционирования международного права важная роль принадлежит международно-правовому сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы. Явление это довольно сложное. Важным его элементом является общее международно-правовое сознание, под которым понимается совокупность разделяемых государствами взглядов, представлений, идей относительно необходимого международного правопорядка. Оно существует, несмотря на все различия между государствами. Без этого было бы невозможно общее международное право, которое и отражает общее правосознание.

Другой частью международного правосознания является правосознание отдельного государства. Оно включает не только общие для всех стран представления о международном праве, но и специфические взгляды данного государства. Международные правовые нормы и практика их реализации воздействуют на правосознание каждого государства, расширяя область общего правосознания.

Носителями правосознания в конечном счете являются индивиды. Однако их сознание детерминировано обществом и потому является общественным. Следовательно, соответствующее социальное образование также можно рассматривать в качестве носителя правосознания, и допустимо говорить о международно-правовом сознании государства, конкретными носителями которого являются стоящие у власти индивиды. Правосознание последних наряду с общими чертами в рамках одного государства обладает и немаловажными персональными особенностями, которые при решении конкретных международно-правовых вопросов могут иметь самое серьезное значение.

Правосознание и правовая культура не только руководителей государств, но и бюрократии разных уровней - весьма существенный фактор в функционировании международного права. Значение этого фактора возрастает по мере усложнения международно-правового регулирования <*>. Нельзя забывать и о массовом международно-правовом сознании, которое весьма медленно, но тем не менее утверждается в сознании людей <**>. Вместе с тем не следует и переоценивать возможности общественного мнения, что порой допускают даже представители государств, скорее всего, из пропагандистских соображений <***>. Тем не менее в критических ситуациях оно может сыграть весьма серьезную роль.

--------------------------------

<*> См.: Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. Гл. 3. М., 2001.

<**> Одна из героинь романа французского писателя Эрве Базена Мариэт, простая женщина, занятая исключительно семейными заботами, по словам мужа, была "за Организацию Объединенных Наций, которая ей кажется чем-то вроде SPA (общество защиты животных. - И.Л.) для защиты не животных, а людей" (Базен Э. Супружеская жизнь. М., 1972. С. 328).

<***> Выступая на Конгрессе ООН по международному праву, заместитель министра иностранных дел Ирана Дж. Зариф сказал: "Как все мы знаем, международное общественное мнение является определяющим фактором принуждения и имплементации принятых норм международного права" (UN Congress on Public International Law. N.Y., 1995. P. 3). Представляет интерес следующее заявление председателя Международного Суда М. Беджауи: "...тот факт, что международная юстиция, как никогда в прошлом, представляет собой стеклянное здание, ни в коей мере не означает, что на принятие Судом решений воздействует международное общественное мнение. Судьи совсем не нуждаются в одобрении общественного мнения, они руководствуются только своей совестью" (Обращение председателя на специальном заседании Международного Суда, посвященном его 50-летию, 18 апреля 1996 г.).

 

Правосознание направляет процессы как формирования, так и реализации международно-правовых норм. Оно воздействует на поведение государств не только через нормы, но и непосредственно как часть юридического мировоззрения. В формировании международного правосознания большую роль стали играть резолюции международных организаций, и прежде всего Генеральной Ассамблеи ООН.

Необходимым средством реализации международного права в сфере национальной юрисдикции является внутригосударственное право. Без все более активного взаимодействия с последним международное право было бы не в состоянии нормально функционировать, но об этом речь впереди.

Одна из основных особенностей механизма международно-правового регулирования заключена в неразрывной связи с суверенной властью государств, с помощью которой этот механизм создается и приводится в действие. Международно-правовое регулирование носит властный характер. Его источником является суверенная власть государств. На всех своих стадиях оно связано с государственным аппаратом, от деятельности которого зависит степень реализации международно-правовых норм. В этом процессе участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная. Заметно усиление роли законодательной и судебной властей. Однако в целом главная роль сохраняется за исполнительной властью.

Основной источник действенной силы международно-правового регулирования состоит в том, что оно обеспечивает взаимодействие государств - обладателей суверенной власти, координирует и направляет взаимодействие мощных государственно-организованных социальных сил и опирается на их поддержку.

Совместная деятельность государств по осуществлению норм международного права является главным элементом всей системы международно-правового регулирования. Все это говорит о недопустимости формального противопоставления суверенитета и международного права. Они необходимы друг другу.

Власть - необходимое качество социальной системы. В различных системах она носит разный характер. В международных отношениях она осуществляется главным образом в процессе взаимодействия государств.

Государственно-властный момент в международно-правовом регулировании имеет внутренний и международный аспекты. Первый состоит в подчинении деятельности государственных органов, индивидов, организаций государственной воле, с тем чтобы эта деятельность не противоречила задачам участия государства в системе международно-правового регулирования. Международный аспект государственно-властного момента регулирования состоит в использовании каждым субъектом имеющихся у него государственно-властных средств для сотрудничества с другими государствами в создании и осуществлении международно-правовых норм, а в случае необходимости - и для применения мер принуждения к правонарушителю.

Из сказанного видна органическая связь международного права с государственной властью, от которой зависит уровень реализации международных норм. Важная роль в этом принадлежит особому механизму усвоения международного права государством.

Существует два основных способа усвоения:

- интернализация - принятие норм в результате осознания их значения для национальных и интернациональных интересов государства;

- подчинение - принятие в результате учета отрицательных последствий, связанных с нарушением международного права.

 

§ 3. Метод функционирования международного права

 

Метод функционирования - это совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации международно-правовых норм.

По мере усложнения решаемых международным правом задач усложняются и элементы метода функционирования.

Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:

1) политико-правовой метод - нормы международного права осуществляются субъектами с помощью политических средств;

2) морально-правовой метод - использование механизма действия морали для реализации норм международного права; главное здесь - в мобилизации нравственных средств во имя обеспечения добросовестного выполнения норм международного права;

3) идейно-правовой метод - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой метод - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государств, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой метод - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.

Нормы международного права действуют, используя разные методы и их сочетания. Так, в силу своего основополагающего характера основные принципы действуют не только как правовые, но и как политические и моральные. Сочетание этих методов неодинаково. Принцип неприменения силы отличается большим применением политико-правового метода. Принцип сотрудничества реализуется в основном с помощью политических и моральных средств. А вот для принципа добросовестного выполнения обязательств на первом месте стоит правовой метод. Если уровень законности в международных отношениях достаточно высок, то растет роль правового метода, если низок - политического.

Остановимся на специально-правовом методе, или методе международно-правового регулирования. Главное состоит в том, что он является методом саморегулирования, самоуправления суверенных государств, поэтому носит координационный, а не субординационный характер. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что в международном праве нарастают элементы субординационного регулирования. Есть они, например, в деятельности Совета Безопасности ООН, Международного Суда ООН, специализированных учреждений ООН, не говоря уже о наднациональных органах ЕС.

Особо отметим тот факт, что общеобязательные нормы общего международного права принимаются международным сообществом в целом. Возможность отказаться от них у отдельного государства ограниченна.

Как уже отмечалось, действие механизма международно-правового регулирования носит властный характер. Это дает основания говорить о координационно-властном характере метода функционирования международного права.

Главные элементы этого метода:

- определение круга субъектов и их правового статуса;

- установление границ регулируемых отношений, сферы действия международного права;

- создание юридических норм, порождающих для субъектов права и обязанности, т.е. международно-правовые отношения;

- установление мер правовой защиты, юридических средств обеспечения выполнения норм международного права.

Теперь коротко об организационно-правовом методе. Как известно, международное право складывалось в отсутствие международных институтов, призванных обеспечить его функционирование. Ссылаясь на это, многие отрицали юридический характер международного права, называя его либо внешнегосударственным правом, либо позитивной моралью. По мере роста роли и задач международного права подобное положение становилось все менее терпимым. Поэтому государства стали уделять внимание тому, чтобы исправить его путем упрочения организационной основы функционирования международного права.

Организационно-правовой метод имеет два аспекта: внутренний и международный.

По мере развития международного права возрастает значение внутреннего аспекта <*>. Международное сотрудничество затрагивает все более значительные сферы национальных систем. Растут объем и сложность международных обязательств, в их реализацию вовлекается широкий круг государственных органов, организаций и даже физических и юридических лиц. Вся эта деятельность регулируется внутренним правом. В последнем растет число актов, посвященных выполнению международных обязательств.

--------------------------------

<*> Специалист в этой области А.С. Гавердовский писал: "Подавляющее большинство международно-правовых норм реализуется через национальный организационно-правовой механизм" (Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980. С. 60).

 

Теперь о международном аспекте организационно-правового метода. Он в определенной мере всегда был присущ международно-правовому регулированию. Формы взаимодействия государств одновременно были и организационными формами функционирования международного права. Главное место занимали переговоры, консультации, совещания.

В наше время функционирование международного права требует достаточно развитой организационной базы. В договоры включаются все более обстоятельные положения о порядке их осуществления. Широкое распространение получили различные органы, призванные содействовать реализации договоров. Наиболее распространены смешанные комиссии, полномочия которых расширяются. Появляются новые организационные формы. Так, страны СНГ заключили в 1992 г. специальное Соглашение об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений <*>.

--------------------------------

<*> БМД. 1994. N 1. С. 14.

 

Самый ощутимый вклад в организационную базу функционирования международного права внесло создание развитой системы международных организаций. Функционирование международного права становится коллективным, опирается на сотрудничество широкого круга государств. Одна из функций международных организаций - содействовать осуществлению норм международного права.

Устав ООН в качестве одной из главных задач Организации указал создание условий, обеспечивающих уважение обязательств по международному праву. Значение этой функции не раз подчеркивалось Генеральной Ассамблеей ООН: "Поощрение развития международного права и поощрение его соблюдения являются существенными функциями Организации Объединенных Наций" <*>. Этот момент подчеркивается и в доктрине <**>.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных