ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Деревя(1)ый вместительный дом с некраше(2)ым дощатым полом, отштукатуре(3)ый изнутри, прочно стоял на каме(4)ом фундаменте.Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат. 2) Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль. 3) И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение. 4) И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и остановил расстрел. 5) Полыхали лесные пожары и в воздухе пахло гарью.
Цифры укажите в порядке возрастания. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва». Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Большую роль в операх Чайковского играет оркестр (1) в разных партиях (2) которого (3) нередко развиваются самостоятельные музыкальные темы.
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Человек меняется (1) и (2) чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, какой мир их окружал. (Ю.М. Лотман) Задание 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) «Машинная письменность» будет понятна только компьютерам. 2) Использование идеограмм помогает преодолевать языковой барьер и способствует развитию научного мышления. 3) Лингвисты, которые занимаются различными вопросами идеографии, не имеют отношения к разработке международных знаков науки. 4) Со временем буквы традиционного письма умрут, уступив место новым символам. 5) Идеография будет понятна любому человеку и вычислительной машине.
(1)Количество «универсальных» символов с каждым годом растёт, ибо появляются новые научные дисциплины, совершенствуются и вводят свою специальную символику такие науки, как биология, психология, лингвистика. (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
(3)В какой-то мере — да. (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма. (5)Таким образом, наша письменность становится смешанной, «буквенно-идеографической». (6)Например, тексты научных статей по математике или ядерной физике написаны именно таким буквенно-идеографическим письмом. (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно. (8)Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»). (9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам.
(10)«Информационный взрыв» — так называют невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок.
(12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности. (13)Вот почему в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, — создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники.
(14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти всю необходимую информацию. (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов. (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
(17)«Машинная письменность», она же «универсальный код науки», она же и «всемирное письмо», будет создана. (18)Это будет идеография, понятная любому человеку и вычислительной машине. (19)Но из этого вовсе не следует, что исчезнет фонетическое, буквенное письмо. (20)Ведь живая разговорная речь сохранится и будет развиваться и совершенствоваться, по-прежнему будут творить на своём родном языке поэты и прозаики. (21)3начит, останется и алфавит — средство записи живого слова. (22)Правда, и здесь техника может внести существенные коррективы: авторы сейчас записывают свои произведения на диктофоны, любой роман может быть «наговорён», существует уже множество электронных библиотек, состоящих из «звуковых книг». (23)Однако звучащее слово может быть подано в различных интерпретациях (вспомните чтение стихов в исполнении самих авторов и мастеров художественного чтения). (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится. (25)Научная, специальная, техническая литература будет записываться «средствами машинной письменности», а художественная — средствами привычного традиционного письма. (26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (По А. Кондратову*)
* Александр Михайлович Кондратов (1937-1993) — российский лингвист, биолог, журналист и поэт.
Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) 20 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в предложении 19. 2) Тезис, высказанный в 7 предложении, автор текста доказывает аргументами, содержащимися в 8 и 9 предложениях. 3) В предложениях 12—13 представлено описание. 4) Предложения 15—16 содержат элементы повествования. 5) В предложении 5 содержится описание.
Задание 22. Из предложения 14-16 выпишите фразеологизм.
Задание 23. Среди предложений 3—9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи только притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Задание 24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Лингвиста А. Кондратова беспокоят изменения, происходящие в современном языке. Этим обусловлено появление в тексте такого тропа, как (А)_____ («буквы умрут» в предложении 26), в сочетании с таким лексическим средством, как (Б)_____ («пиктография», «идеограммы», «буквенно-идеографическое письмо»). (В)_____ (в предложениях 8, 9) и (Г)_____ («примитивной» — «современной» в предложении 16) помогают автору быть убедительным».
Список терминов: 1) термины 2) риторический вопрос 3) эмоционально-оценочные слова 4) гипербола 5) олицетворение 6) контекстные антонимы 7) вопросно-ответная форма изложения 8) сравнительный оборот 9) вводные слова
Вариант 5002 Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Сердце человека нуждается в собственном кровоснабжении, приносящем его мышцам кислород, энергию и питательные вещества. 2) Для доставки крови по всем тканям сердечной мышцы, приносящей кислород, энергию и питательные вещества, нужны мелкие кровеносные сосуды — капилляры. 3) Кровоснабжение человеческого сердца обеспечивается с помощью кровеносных сосудов — двух коронарных артерий, которые ответвляются от аорты и образуют густую сеть коронарных сосудов на поверхности сердца. 4) Кровоснабжение человеческого сердца обеспечивается с помощью собственных кровеносных сосудов — капилляров, которые разветвляются на поверхности сердца, образуя густую сеть. 5) Две коронарные артерии, ответвляющиеся от аорты и образующие густую сеть коронарных сосудов на поверхности сердца, обеспечивают кровоснабжение сердце человека.
Между тем Хотя С этой целью Так Однако Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЕТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЕТЬ, -и, о сети, в сети, мн. сети, сетей, жен. 1. Приспособление, изделие из закреплённых на равных промежутках, перекрещивающихся нитей, верёвок, проволоки. Рыболовная с. Тральная с. С. для ловли птиц. Паук сплёл свою с. (паутину). Плести сети (также перен.: заниматься интригами). Расставлять сети (также перен.: хитрыми уловками стремиться поставить кого-н. в трудное, опасное положение). 2. ед. перен., О множестве переплетённых, скрещённых черт, линий. С. дождя. С. морщин. 3. Система коммуникаций, расположенных на каком-н. пространстве. Железнодорожная с. Электрическая с. Газовая с. Телефонная с. 4. Совокупность расположенных где-н. однородных учреждений, организаций. Торговая с. Курортная с. Школьная с.
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. красИвейший тортЫ каталОг ворвалАсь бАнты
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции. Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц. Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей. Человек, искренне любящий свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных учёных, новаторов и изобретателей. В этом словаре отражен СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ служебных морфем русского и украинского языка.
Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ДОСТИГНУЛИ менее ВОСЬМИСОТ страниц ОБЕИХ учениц КРАСИВЫЙ тюль по ДЛИННОЙ авеню Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. пот..плевший л..ловый заг..релый выт..рать отр..слевой
под..брать, пр..образ; пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост; в..лелеять, обе..печить; вз..скательный, меж..гровой; с..экономить, суб..ективный. Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. талантл..вый письм..цо разворач..вать наде..лся милост..вый Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. муч..мый немысл..мый ненавид..мый утрач..нный движ..мый Задание 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ещё (не)успокоившееся море накатывало на берег. Жаль, (не)кому рассказать! Уже светило далеко (не)яркое январское солнце. (Не)широкий, а узкий пруд сделали в саду. Герасим (не)обращал внимания на эти крики.
Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит! Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения. ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей. Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект. (В)СКОРЕ в конце улицы ИЗ(ЗА) угла показался прохожий. Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|