Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СКАЗКА О МОЛОДОМ ОХОТНИКЕ




Жил-был один бедняк. Родился у него сын. Заботливо растил он своего сына, баловал его, чем мог. Стал мальчик расти и крепнуть. Когда возмужал, то сильно полюбил охоту. И таким охотником стал, что попадал в птичий глаз на лету. Как пойдет он за зверем, так неделями домой не показывается.

Однажды в лесу напал он на недобрую дорогу. Долго блуждал, истомился, проголодался. Решил вернуться домой, ьо идти было далеко, а усталость валила его с ног.

Присел сын бедняка на вершине одного холма и видит, — по холму зверь крадется. Выстрелил охотник, а как же иначе, и покатился зверь в лощину. Юноша взвалил его на спину и пустился с добычей вниз по ущелью.

Тропинка привела его в один сад. «Наверно, живет здесь кто-нибудь!» — сказал себе юноша и приободрился. Шел, шел он по этому саду, но только к исходу второго дня добрался до одного большого дерева. Под деревом стояли чисто вымытые скамейки.

Юноша присел, решил отдохнуть немного. Вдруг видит: идет какая-то женщина — один клык у нее в небо упирается, другой под землю уходить. Как увидела она юношу, развеселилась сразу:

— Вот и шашлычок для моего младшего сына!

Обидно стало охотнику слушать такие слова и нагрубил он старухе в ответ, Повернула женщина обратно и ушла, грозя охотнику. Юноша сидит по-прежнему и ждет, как дальше дело обернется.

У клыкастой старухи было семь сыновей-великанов и муж-великан. Как возвратились они вечером с охоты, пожаловалась мать младшему сыну на незнакомого юношу. Вышел младший великан и набросился на юношу. Схватились они с бедняцким сыном, стали бороться. Взял его бедняцкий сын да и всадил в развилку дерева. Не дождавшись младшего брата, тот который постарше пошел узнать, что с ним.

А бедняцкий сын пригнул верхушку дерева, привязал к ней второго великана и отпустил ее. Великан глядел теперь с верхушки дерева. Так и шли к охотнику все великаны один за другим, и со всеми расправился бедняцкий сын! Под конец пришел к нему отец великанов со старшим сыном. Как взглянули они на юношу, так поняли сразу, что силой с ним они не справятся; стали они его молить-умолять. Говорит отец великанов охотнику:

— Возьми, что пожелаешь — и зерна, и скота, и сокровищ всяких, — только освободи моих сыновей...

А молодой охотник, услышав это, еще надменнее стал с ними обращаться.

Тогда отец великанов говорит:

— У меня семь сыновей и одна дочь. Свою дочь я люблю больше сыновей, но отдам ее за тебя, лишь только спаси ты сыновей от такой позорной гибели.

Охотник согласился на это условие, освободил сыновей великана.

После того уж зазвали гостя в дом. Дочь великана понравилась бедняцкому сыну, но братья не хотели выдать сестру за какого-то чужака и завели речь о большом калыме[12].

— Скажите, какой должен платить я калым, — говорит охотник.

— Калым у нас небольшой! — ответили братья. — Есть у нас ковшик на тридцать ведер пива. Кто поднимет этот ковшик на самый верх орехового дерева, не пролив ни капли, тому и быть нашим зятем.

— Принесите этот ковш, — говорит охотник, — я попытаю счастья!

Великаны подмели под деревом, наполнили ковш пивом и поднесли его молодому охотнику. Бедняцкий сын полез на дерево, но случайно пролилась одна капля пива. Оторвал тогда бедняк пуговицу и бросил ее под дерево.

Великаны капли не заметили, бросились к пуговице, обрадовались и кричат:

— Слезай на землю!

— Что галдите, одноглазые, это пуговка упала, — сказал км сверху охотник. Сошел он с дерева и поднял свою пуговицу.

Стали великаны опять думать, как избавиться от бедняцкого сына, и, наконец, говорят ему:

— Издавна живет невдалеке от нас кабан-страшилище. Птица и та не смеет над его землей пролететь. Мы же опасаемся его. Кто одолеет его, тот и будет нашим зятем! Завтра собираемся мы на охоту, и если хочешь, пойдем с нами, мы покажем тебе его убежище.

На утро бедняцкий сын отправился с ними на охоту. Направился он, куда указали великаны, во владения кабана. Как только ступил он на его землю, кабан ринулся на охотника.

Сбросил тогда охотник свою бурку, привязал ее к дереву, сам за другим стволом спрятался. Разъяренный кабан насквозь проткнул бурку, всадил клыки в дерево, и застряли они там крепко-накрепко.

Вышел тогда молодой охотник из-за дерева, подошел к кабану, взял его за хвост. Тряхнет кабан хвостом, затрясет заодно и охотника.

Сбежались в тревоге толстопузые великаны, спрашивают юношу:

— Что ты тут делаешь?

— Танцую от радости! Вот держу за хвост вашего заклятого врага!

Зарезали они тут кабана, разделили его тушу на восемь равных частей. Пересчитал охотник восемь долей кабаньей туши и спросил великанов:

— А восьмая доля кому приходится?

— Тебе, — ответили великаны.

— Хороший почет вы воздаете гостю! — сказал им юноша. — И кабана сам убей, да еще тащи на себе его тушу!

Взял он и поделил восьмой кусок на семь равных частей, каждому поровну прибавил, а сам сел на шею старшему из великанов.

Не по душе было это великанам, но кто б из них осмелился слово сказать?!

Пришли они, принесли домой кабанью тушу. Обрадовался отец гибели своего страшного врага. Убедился он в храбрости юноши, отдал за него свою единственную дочь.

На второй день собрались братья опять на охоту и говорят бедняцкому сыну:

— Теперь ты стал нашим зятем, досталась тебе наша единственная сестра, скоро, вероятно, и домой собираться будешь. Желаем мы, чтобы повез ты от нас большие дары. Вот семь ключей тебе от семи дверей нашей башни. Все добро наше, все сокровища там находятся. Даем тебе право отомкнуть шесть дверей. Возьми оттуда, что душе твоей угодно будет, замкни потом все шесть замков шестью ключами. Не открывай только седьмую дверь. И сам погибнешь, и нас погубишь!

Начал юноша отмыкать замки, выбирать себе разные вещи, всевозможные сокровища. Открыл шестью ключами двери шести комнат башни, и взял все, что пришлось по душе.

Но вот и последняя, седьмая дверь! Что может быть за этой дверью ценнее того, что было за шестью другими? Почему не разрешают великаны открывать эту дверь?

Стал тут юноша и задумался. «Открыть дверь, но вдруг на самом деле, как говорят великаны, загублю свою голову и накликаю беду на своих родичей? Не открывать ее, так сердце изойдет тоской». Под конец не вытерпел юноша и открыл седьмым ключом седьмую дверь. Зашел он туда и видит: стоит там семиголовый великан, в железные цепи закованный. Пожалел его бедняцкий сын и говорит ему:

— В трудное положение попал ты, бедняга!

— Если так уж тебе меня жалко, то облей меня водой из ведра.

Охотник принес ушат воды, плеснул ею в семиголового великана.

Разорвал тогда пленник свои цепи, схватил бедняцкого сына, бросил его на чердак, но убить не убил, пощадил своего избавителя. Вбежал потом к сестре великанов, унес ее из дому, неведомо куда.

Вечером братья девушки вернулись с охоты, схватились с воплями за головы, но горя своего этим не облегчили.

Взял тогда охотник войлочную плеть, отправился в погоню за великаном. Когда уходил, сказал:

— Если голова моя цела останется, если жив буду, то через год, ровно в этот самый день, буду здесь.

Долго шел бедняцкий сын и дошел до одного кургана. Видит: стоит у подножья кургана мужчина, выше пояса — живой человек, а к низу от пояса — каменный.

Удивился этому охотник и спрашивает:

— Что приключилось с тобой?

— Здесь промчался с похищенной девушкой великан семиголовый, и такой поднялся вихрь, что кого задел, всех в камень обратил.

Бедняцкий сын ударил по каменному человеку войлочной плетью, и тот сразу стал в семь раз сильнее и краше прежнего. Тогда юноша признался ему, что ищет этого самого великана. Отправились они дальше вместе.

Долго ли, мало ли шли, кто знает, но приблизились к подножию скалы; смотрят: стоит там такой же мужчина, окаменел весь ниже пояса. Спросили его, что случилось с ним.

— Семиголовый великан похитил себе жену и, когда он бежал, поднялся ураган, застал меня в дороге, и приключилась со мною такая беда.

Ударил его юноша войлочной плетью, и тот стал в семь раз лучше прежнего. Рассказал и ему бедняцкий сын, что разыскивает семиголового великана. Отправился с ними и второй встречный.

— Укажу я тебе жилище великана, — сказал он юноше. Пошли они втроем, шли долго, пока опять на скалу не наткнулись.

— Вот под этой скалой и живет великан в подземелье.

Попытались оба спутника бедняцкого сына сдвинуть скалу, но как ни старались, сделать ничего не могли. Тогда взялся за нее сын бедняка, вырвал скалу и отбросил ее в сторону, иначе и быть не могло! Опустил тогда он в подземелье одного из своих спутников.

— Горю! — закричал тот вскоре, и вытащили его поскорей на землю.

Опустили второго, но и его сразу пришлось обратно поднять.

Сказал им тогда бедняцкий сын:

— Теперь меня опустите, и если услышите «горю», то опускайте еще глубже под землю. И еще прошу вас: ждите меня здесь, не уходите, пока не вернусь обратно.

Опустили они охотника, а как же иначе?

Как закричал он «горю», так еще глубже опустили его. Спустился охотник в жилище великана и нашел там свою невесту.

Обрадовались они друг другу. Но она в это время ждала возвращения великана и скорей спрятала охотника.

— Жена, пахнет у тебя тут хаххон дзигло[13], — сказал великан, ступив в свое жилье.

— Чтоб вспухнуть тебе! — ответила женщина. — В дальних странствованиях ты пропадаешь, а земным человеком от меня пахнет?!

Повалился тут великан на постель и захрапел сразу, уснул на целую неделю.

Вышел тогда сын бедняка из потайного места. Стали они вдвоем думать, как им домой к себе выбраться.

Сказал тогда молодой охотник:

— Как придет время просыпаться великану, ты начни горько плакать, а спросит он, о чем убиваешься, скажи ему ч так: «Когда отправляешься ты на охоту, остаюсь я одна здесь, сильно тоскую. Указал бы ты, где твоя душа, и я до твоего возвращения с ней бы тешилась».

Девушка так и сделала.

— Ох, чтоб ума-разума тебе лишиться! — сказал великан. — К чему тебе моя душа понадобилась? Вон, в столбе она!

Отправился великан вслед за тем на охоту, сын же бедняка остался с девушкой. Рассказала она ему, о чем великан говорил.

— Не открыл он тебе, где его душа спрятана, но сделай ты так на этот раз. Как придет он домой, ты начни плясать вокруг столба. Как спросит тебя великан, почему растанцевалась, скажи ему: «Веселюсь вот с твоей душой, спрятанной в столбе». Откроет он тогда, где таится его душа.

Вернулся к тому времени великан. Смотрит: жена его вокруг столба танцует без устали.

— Что это ты, жена, делаешь? — спросил ее великан.

— С душой твоей забавляюсь, — ответила женщина.

— Ума ты что ли лишилась? Что душе моей в столбе делать?

А она заплакала и говорит:

— Где же тогда твоя душа?

— Вон там есть пруд. Засел в пруду кабан. В животе у него лань, а у той лани внутри — заяц, внутри у зайца — шкатулка, а в той шкатулке три ласточки: одна из них — надежда моя, другая — сила моя, а третья — душа моя.

Рассказала девушка обо всем этом молодому охотнику. Развеселился он, сказал:

— Вот теперь он правду сказал! Теперь пойду я искать душу великана.

Долго шел охотник и добрался, наконец, до пруда, где жил кабан. Кинулись друг на друга кабан и бедняцкий сын.

Долго ли, мало ли боролись они, но бедняцкий сын одолел кабана, убил его. И стал он тогда размышлять: «Разрезать кабана, но тогда выскочит лань и убежит в лес».

Наконец, полоснул охотник ножом по брюху кабана и выскочившую лань схватил за заднюю ногу. Достал из лани зайца, а из зайца шкатулочку, сунул ее за пазуху и отправился с ней в дом великана.

Крепко спал великан, но достал охотник шкатулочку, вынул одну ласточку и оторвал ей голову. Пробудился тут великан от сна, вскочил, смотрит на юношу, но не смеет его и пальцем тронуть. Пропала его надежда, его смелость. Достал туг юноша другую ласточку и оторвал ей голову. Обессилел великан вовсе, стал как малый ребенок.

— Умоляю тебя, не лишай меня души и отдам тебе все свое добро, свои сокровища! — зарыдал великан.

Но разве мог сын бедняка пощадить врага?! Взял он третью ласточку, оторвал и ей голову.

Свалился великан замертво, а как же иначе?

Отправились охотник с невестой домой, подошли к тому месту, откуда на землю им подняться надлежало, где наверху ждали их оба его товарища. Сказала ему тут девушка:

— Поднимайся ты первым и захвати с собой богатства великана, а потом и меня вытащишь, не то боюсь, обманут тебя твои спутники.

— Нет не сделают они этого! — возразил ей сын бедняка. И попала девушка с великим добром в руки коварных спутников.

Бедняцкого сына оставили они в подземелье.

«Печалью и слезами горю не помочь, — сказал себе юноша, — надо действовать, пока глаза глядят.»

Вернулся он обратно в дом великана, стал все углы осматривать. Вдруг видит, за дверью два барана привязаны. Говорит ему один из них:

— Беги ко мне издали, коли за правый рог ухватишься, подкину тебя прямо на землю, а если уцепишься за левый, швырну тебя в самую глубь земли.

Бросился бедняцкий сын к барану, но ухватился за левый рог, и кинул его баран в глубину земли. А там идет такой ливень, будто небо и земля сошлись в смертном бое, а затем вдруг все проясняется и наступает погожий день.

Шел охотник, шел, наконец дошел до одной башни. А из башни то смех слышится, то плач раздается.

— Что это за чудное диво! — сказал себе охотник и вошел в башню. Смотрит, сидит там девушка. Удивилась она сильно, завидев юношу.

— Кто из богов лишил тебя разума? — сказала она ему. — Почему должно тебе здесь пропасть, не довольно разве того, что я погибну?

— Если тебе, подобной ангелу, суждена гибель, то большая ли важность, если пропадает такой недостойный, как я.

И стал после этого спрашивать ее:

— Что за чудо, скажи мне, почему то солнце выглянет, то дождь начинается.

— Это мать моя на земле вспоминает о дне моих похорон и плачет, потому и дождь здесь идет. А как забудется она, улыбается, так солнце выглядывает.

— А почему это так? — спросил юноша.

— Потому, что мы ежегодно платим дань змею, — сказала девушка. — Было у моей матери семь дочерей, и трех из них змей уже проглотил. Теперь вот моя очередь. Спрячься, прошу тебя, скоро приползет змей.

— Нет, теперь не уйду я отсюда, — ответил ей бедняцкий сын. — Пусть приползет, я с ним померюсь силой.

Поднялся вдруг сильный вихрь.

— Ползет Залиаг-змей, — говорит девушка, — когда приближается, поднимается ветер.

Приполз Залиаг-змей к башне и кричит:

— Где же ты, девушка?

А девушка не отвечает. Как крикнул змей второй раз, затряслась башня до основания. Выскочил тогда бедняцкий сын, бросился на Залиаг-змея, изрубил его на куски и сложил их горой.

Вскоре в башню пришли и другие три сестры. Видят, змей мертвый, обрадовались сильно. Поднялись наверх, смотрят, сидит их сестра рядом с сыном бедняка. К тому времени и мать их с земли спустилась. Спрятали девушки юношу: застанет она его нежданно-негаданно, не узнает в чем дело, проглотит сразу.

В тот же час прилетела их мать, обернувшись орлицей. И сразу почуяла дух человечий.

— Жить вам, дочери мои, долго, но какой-то здесь чужой дух!

Ничего не сказали в ответ девушки, и лишь когда мать поклялась своей младшей сестрою, то открыли ей всю правду. Убедившись, что мать не тронет гостя, вывели они бедняцкого сына из потайного места.

— Чем могу отплатить за твое добро, юноша, ума не приложу. Трудно сыскать достойный дар! Спас ты мне четырех дочерей от змеиной напасти. Чем я могу вознаградить тебя, скажи, не стесняйся!

— Да снизойдет на твою семью благополучие, мне же не нужно никакого добра, но если можешь, помоги мне на землю выбраться.

— Чтобы так же легко выбирались мы из наших бед, как легко мне тебя на землю доставить, — сказала ему мать-орлица. — Трудность в этом деле лишь одна — найти буйволиных туш в дорогу.

Пригнал тогда бедняцкий сын пять буйволов из окрестных сел. Зарезали их, орлица сняла с них кожу под бурдюки, наполнила их водой и положила себе на спину и туши буйволов, и бурдюки с водой. А затем сказала охотнику:

— Юноша, полетим на землю, но вот тебе наказ в дорогу: сколько раз услышишь мой клекот, столько раз бросай мне в рот мясо и лей воды ушат.

Полетели они на землю. Юноша все время был наготове: бросал в рот орлице мясо, вливал ушат воды на один глоток. Стала орлица, кружась, подниматься вверх. До земли оставалось уже немного, как мясо вышло все.

Крикнула орлица еще один раз. Обрезал тогда бедняцкий сын икры со своих ног и сунул их орлице в рот, а сам перевязал ноги туго, чтобы кровью не изойти.

А орлица под язык спрятала это мясо и вскоре опустилась на землю.

Поблагодарили они друг друга, а потом сказала орлица юноше:

— Иди, трогайся в путь первым!

Пошел сын бедняка, идет, прихрамывает. Тогда орлица спросила его:

— Что с тобой, почему ты хромаешь?

— Когда не хватило мяса, я вырезал икры своих ног, — ответил ей бедняцкий сын.

Достала орлица из-под языка икры юноши, приложила их к ногам, и приросли они лучше прежнего. Затем охотник отправился своей дорогой, а орлица улетела под землю.

Долго шел охотник и, наконец, зашел в одно село, а там — свадьба! Выбежали хозяева дома, позвали путника к столу.

Поселяне по обычаю приветствовали гостя. Увидел там бедняцкий сын своих коварных друзей, которых он спас в беде. Один из них жениться решил на его невесте и теперь справлял свадьбу.

Не узнали они молодого охотника, своего спасителя, и поднесли ему по обычаю свадебную чашу.

Взял юноша чашу, поднял ее и рассказал всем собравшимся о предательстве двух своих спутников, а затем взмолился богу:

— О бог богов, если сказал я неправду, если эти люди поступили со мной, как подобает верным товарищам, то пусть эта стрела взлетит вверх двумя стрелами, одною обратно вернется и вонзится в мою голову! Если же верны мои слова, и вы отплатили мне за добро злом и обманом, то да принесет моя правда вам погибель — пусть эта стрела полетит вверх одной, вернется двумя и пронзит ваши головы!

Как сказал бедняцкий сын, так и случилось с предателями. А он вернулся после этого домой с женой и множеством сокровищ. Стали они жить-поживать и долгие годы прожили...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных