Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОММУНИКАЦИЯ И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ 24 страница




Этим может объясняться успешность скорее эклектических про­грамм исследований (примером могут быть работы Вундта и Найссера — см. 1.2.2 и 2.2.2) по контрасту с, казалось бы, значительно более строги­ми, «методологически монолитными» работами бихевиористов и, ска­жем, представителей вычислительной версии когнитивизма. По этой же причине актуальным остается проведенный Карлом Бюлером много лет назад анализ кризисных явлений в психологии (см. 1.4.3). Напомним, что в качестве стратегии выхода из кризиса психологии сознания он

34 Соответствующий принцип был сформулирован специалистом по математической
статистике Дж. Тьюки· «Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно верно
утверждать правильные вещи» («Be exactly wrong rather than approximately right» — Tukey,
1969, p. 331). Этой позиции противостоит убежденность в первичности содержательного
анализа проблемы. Так, по Выготскому, «лучше приблизительно верно отвечать на пра­
вильно поставленный вопрос, чем пытаться ответить на ошибочно поставленный вопрос
с точностью до последнего десятичного знака». 335



предлагал сочетание экспериментальной психологии сознания с пове­денческими исследованиями и с культурно-историческим анализом раз­вития психики. В то время, конечно, трудно было и предположить, какое место в изучении психологических феноменов могут занять нейрофизио­логические методы, но, окажись Бюлер среди нас сегодня, он, несомнен­но, добавил бы к приведенному перечню как минимум нейропсихологи-ческие исследования.

Все эти парадигмы находят место и применение в когнитивной на­уке. Сознание (в многообразии его форм) вновь центрально для многих исследований, но не как источник исходного эмпирического материала, а как научная проблема (см. 4.4.3). Культурно-исторические исследова­ния, длительное время носившие общий, описательный характер, отта­чивают свою методологию и с учетом новых данных о взаимодействии языка и мышления (см. 8.1.2) открывают путь к изучению высших ког­нитивных процессов, таких как обучение, понимание и решение задач. Далее, несмотря на заявленный когнитивной психологией отказ от ана­лиза поведения, ситуация заставляет снова обратить на него внимание. Поведенческий анализ, во-первых, более адекватен для низших уровней организации, по отношению к которым может быть оправдан извест­ный антиментализм. Во-вторых, идеомоторные, производные от внеш­него поведения формы активности, видимо, включены и в процессы подготовки наиболее сложных творческих достижений (см. 8.3.2).

Доминирующее положение, однако, сегодня занимает нейрокогни-тивная парадигма. В связи с этим, естественно, возникает искушение элиминировать другие парадигмы, заменив их этой строго научной ме­тодологией. В самом деле, нельзя ли редуцировать сознание, культуру и поведение к работе нейронных систем? Редукционизм был характерен для «философии естествознания» — позитивизма и неопозитивизма, стремившихся, в рамках картезианской модели мира, дать максимально единообразное (гомогенное) объяснение наблюдаемым фактам (см. 1.3.2). Внутри траектории развития, включающей когнитивную науку, можно выделить этапы механистического, энергетического, а затем ин­формационного и вычислительного редукционизма (см. 2.1.3 и 9.2.1). Нейрофилософия и другие проявления редукционизма физиологичес­кого типа являются феноменами последнего десятилетия развития ког­нитивной науки.

Тема редукционизма стала популярной в когнитивной науке в пред-верии кризиса 1980-х годов, когда некоторые философы, например Хилари Патнам (Putnam, 1973), пришли к выводу, что ответственность за распространение частных механистических моделей лежит на позити­вистских установках экспериментальной психологии. По мнению одно­го из основателей когнитивного подхода Дж. Брунера, «горы разрознен­ных данных разваливаются из-за отсутствия связи с основным "стволом" психологического знания, или, может быть, сам этот "ствол" недоста-


точно прочен, чтобы выдержать такую нагрузку» (Brimer, 1975, р. 17). В результате объяснения подменяются попытками редуцировать психи­ку к информационным моделям или же к интроспективным описаниям. Действительно, в психологии непрерывной чередой — от Э. Маха до Дж. Гибсона и У. Найссера — тянутся описания содержания сознания пси­хологов, сидящих за своими письменными столами. (Индивидуальные предпочтения выступают в выборе места наблюдения — у Вольфганга Кёлера это была скала, нависающая над лесным озером.) По классифи­кации Д. Юма, все эти авторы попадают в одну с ним группу филосо­фов, считающих человека «скорее мыслящим, чем действующим суще­ством» (см. 1.1.2).

Нейрофизиологический редукционизм может оставаться незамет­ным до тех пор, пока не возникает вопрос о конечных объяснениях. Здесь ответы представителей таких противоположных направлений, как бихевиоризм и неоментализм, оказываются удивительно похожи­ми. Так, Джерри Фодор, считающий себя представителем физикализ-ма без редукционизма, описывая «приватный язык мысли», подчерки­вает, что его «формулы могут прямо совпадать с существенными для вычислений состояниями машины, так что операции, выполняемые машиной, будут соответствовать семантическим ограничениям на фор­мулы в машинном коде» (Fodor, 1978, р. 67). Очень важным здесь явля­ется упоминание «семантических ограничений», но все же если «суще­ственными для вычислений» оказываются состояния мозга, то речь идет именно о редукционизме, если нет, то возникает перспектива бес­конечной редукции языков, опосредующих отношения существенных и несущественных для ментальных вычислений состояний нервной ткани. Интересно, что даже у Б.Ф. Скиннера, выдвинувшего тезис о пустом организме, можно найти признание, что его законы научения являются, в конечном счете, законами функционирования «нервной ткани как таковой» (Skinner, 1959, р. 1210).

Окажется ли нейроредукционизм успешнее своих предшественни­ков? На этот счет возникают определенные сомнения. Во-первых, со­временная нейрокогнитивная парадигма не полна. Как отмечалось, она до сих пор игнорирует нейрогуморальную составляющую работы мозга (см. 2.4.3 и 9.4.3). Далее, успеху модулярного нейроредукционизма пре­пятствует обилие данных о пластичности нейронных структур, а глав­ное, о связи их изменений с характером деятельности35. К этим дан­ным относятся, например, сообщения о случаях вполне нормального

3S На этом, в частности, строится практика нейрореабилитацш пациентов с пораже­
ниями головного мозга. Компенсаторные изменения возможны и в пожилом возрасте,
хотя часто они недостаточны для серьезного улучшения самочувствия и востановления
деятельности. Нейропластичность находится сегодня в центре внимания наиболее талант­
ливых исследователей, как типичная научная головоломка, не укладывающаяся в парадиг­
му модулярной когнитивной нейронауки (см. 9.1.1). Многие вопросы, однако, были по­
ставлены значительно раньше, в период, предшествовавший Второй мировой войне (Бер-
нштейн, 2003). 337


речевого и когнитивного развития детей с измененной геометрией и значительно уменьшенной массой головного мозга (Lewin, 1980). Кли­нические и экспериментальные исследования последних лет выявили многочисленные перестройки в области сенсорных и сенсомоторных функций, показав, например, что чтение шрифта Брайля может осуще­ствляться с существенным участием структур зрительной коры, а игра ' на скрипке ведет к расширению и дифференциации кортикальных реп­резентаций пальцев левой руки.

С философской точки зрения, речь идет о новом витке давнего противостояния функционализма и структурализма (см. 1.2.3). Совре­менные функционалисты, в том числе X. Патнам и Дж. Фодор, счита­ют, что связь между некоторой функцией и реализующим ее субстра­том неоднозначна. Тезис о множественной реализуемости ментальных функций в физико-химических состояниях материи можно пояснить следующим гипотетическим примером. Допустим, что однажды к нам все-таки прилетели инопланетяне, причем ведут они себя по отноше­нию к землянам вполне лояльно. Их система коммуникации нам не­понятна, но ясно, что в своем пищевом поведении они избегают алко­гольных напитков и, напротив, при каждом удобном случае выливают в ротовое отверстие молоко. В результате случайного стечения обстоя­тельств один из пришельцев погибает. Пусть далее при аутопсии вы­ясняется, что в его голове нет ничего похожего на наш мозг, а только фиолетовая желеобразная масса. Это последнее открытие никак не по­влияет на наше общее описание психологии пришельцев, которые ос­танутся для нас дружелюбными существами, любящими молоко (Bickle, 2003)36.

Дж. Фодор (Fodor, 1998) отмечает два ограничения нейроредукцио-низма. Первое состоит в том, что он может быть только «домено-специ-фичным», различным для разных онтологических областей. Так, наши мысли и чувства определяются состояниями биотканей, гипотетические ментальные состояния робота — работой микросхем, психика зеленых скользких пришельцев — чем-то третьим. Второе ограничение связано, по его мнению, с изменением функции одних и тех же структур мозга с течением времени, как вследствие обучения, так и в результате одновре­менного выполнения других задач. Нейропсихологические исследова­ния содержат множество указаний на подобную подвижность структур­но-функциональных отношений (см. 1.4.2).

36 «А если Ариост и Тассо, обворожающие нас, чудовища с лазурным мозгом и чешуей из влажных глаз?» (Мандельштам, 1933). Признание правомерности тезиса о множествен­ной реализуемости на самом деле важно, прежде всего, для сохранения веры в возмож­ность полноценного искусственного интеллекта (см. 9.2.2). Заметим, что мы едва ли стали бы продолжать считать внеземных гостей дружественными любителями молока, если при аутопсии в их головной коробке были бы обнаружены явные следы искусственного про-338 исхождения, например соединенные между собой микросхемы.


Конечно, природа философских споров такова, что они не могут получить столь простого разрешения. При желании, этим же аргумен­там можно дать и нейроредукционистскую интерпретацию, подчеркнув, например, что процессы обучения обязательно сопровождаются изме­нениями нейронных структур и их взаимосвязей (см. 5.3.4). Как нам ка­жется, этот сложный вопрос лучше трактовать по аналогии с проблемой вычислимости в искусственном интеллекте — хотя в принципе машина Тьюринга может вычислить любую аналитическую функцию, практи­ческая эффективность ее работы явно ограничена (см. 2.1.1 и 9.2.2). Иными словами, хотя в принципе нейроредукционизм возможен, он ни­когда не станет практически эффективным подходом.

В связи с вопросом об эффективности отдельных парадигм полез­но выбрать крупную практическую задачу и рассмотреть возможный вклад каждого из этих общих подходов в ее решение. По-видимому, наиболее амбициозной задачей для психологии в целом является ре­конструкция содержательной стороны ментальных состояний человека. В нашей повседневной жизни мы постоянно и не совсем безуспешно занимаемся расшифровкой внутренних душевных состояний, знаний и намерений других людей, опираясь на средства индивидуальной теории психики, знание типичных сценариев поведения и, конечно, на анало­гию с собственными состояниями: Насколько полной может быть по­добная реконструкция (так сказать, Mind reading), основанная на при­менении всего арсенала методов поведенческих и когнитивных нейронаук? Складывается впечатление, что в наметившихся парциаль­ных решениях этой задачи комбинация анализа внешнедвигательного поведения и интроспективных отчетов, по меньшей мере, столь же эф­фективна, как и использование физиологических методов, в частности, связанных с картированием активности мозга.

До начала эры нейровизуализации такие методы исследования, как ЭЭГ, позволяли получить лишь сравнительно слабые результаты, с точ­ки зрения решения указанной задачи. Например, они давали возмож­ность определить спит человек или бодрствует, а если бодрствует, то дер­жит ли глаза открытыми (при этом происходит десинхронизация альфа-ритма). С помощью функционального магнитно-ядерного резо­нанса (фМРТ) можно с вероятностью 80—90% угадать, о какой из не­скольких простых категорий размышляет испытуемый (см. 6.1.3). Но и этот результат оставляет много вопросов открытыми, причем ответить на них без сознательного и честного участия испытуемого невозможно. Это вводит в рассмотрение методы, основанные на интроспекции и вербаль­ных ответах. Возможности расширяются еще более, если используются поведенческие методики. Даже искренность испытуемого не является здесь критическим условием. Как показал А.Р. Лурия (2002) в своей ран­ней методике сопряженной двигательной реакции (она оказалось прооб­разом детектора лжи), с помощью анализа непроизвольных изменений моторики можно определить знания испытуемого независимо от того,



намерен ли он сотрудничать с эксперементатором37. Трудоемкие нейро­физиологические показатели лжи, такие как активация префронтальной коры и передней поясной извилины, менее специфичны. Они могут го­ворить лишь о высокой степени мобилизации произвольного внимания (см. 9.4.3).

Прогресс в объективизации перцептивного сознания связан с исполь­зованием данных о тонких особенностях глазодвигательного поведения. Разработанная нами методика ландшафтов внимания (см. 4.4.3), опира­ющаяся на быструю видеообработку данных о движениях глаз, позволя­ет определить распределение внимания в пространстве изображения и, используя это распределение (или «ландшафт») в качестве фильтра, во-первых, устранить из изображения те детали, которые не могли быть восприняты, и, во-вторых, подчеркнуть информацию, привлекшую зри­тельное внимание наблюдателя/актора. Более того, в ее новейшем раз­витии эта методика позволяет различать специфические вклады различ­ных нейрофизиологических механизмов, визуализируя то, каким образом одна и та же сцена была «увидена» механизмами разных эволю­ционных уровней когнитивной организации, а именно амбьентного (ба-зальные ганглии и заднетеменная кора) и фокального (нижняя височная извилина, передняя поясная извилина, вентромедианные отделы пре­фронтальной коры) зрительного внимания (см. 3.4.2).

На рис. 9.7 это различие показано на примере картины Эдгара Дега «Хлопковая биржа в Новом Орлеане» (Величковский, 2003). Легко ви­деть, что фокальное внимание зрителя имеет интерсубъектный характер. В отличие от амбьентного зрения, в равной степени выделяющего лю­дей и неодушевленные предметы, фокальные механизмы обычно на­правлены на других людей, а также на содержания их фокального вни­мания. На картине Дега — это газета в случае одного из персонажей и растираемые между пальцами волокна хлопка в случае другого. К этому же общему выводу приводит анализ восприятия других сложных сцен (ср. рис. 4.20). Можно надеяться, что методика ландшафтов внимания поможет в решении целого ряда практических вопросов, таких как вы­явление оснований для вынесения технических и медицинских заклю­чений на базе невербальной информации, поддержка состояний совме­стного внимания при коммуникации, повышение надежности человеко-машинных систем, улучшение дизайна реальных и виртуаль­ных технических продуктов (см. 7.4.3).

Плюралистическая методология не просто дополняет, но и коррек­тирует доминирующий в последнее время неирокогнитивныи подход.

37 Складывается впечатление, что полиграфический вариант детектора лжи, опираю­щийся на регистрацию вегетативных показателей работы нервной системы (кожно-галь-ванической реакции, частоты пульса и т.д.), в действительности менее чувствителен (хотя, на первый взгляд, и более «научен»), чем исходная, поведенческая методика Лурия. Дан­ные, полученные с помощью детектора лжи, не принимаются к рассмотрению судами в Европейском Союзе и в Соединенных Штатах (Росс, 2003). Похожие споры ведутся в от­ношении диагностических возможностей анализаторов базовой частоты голоса как ин- 340 дикатора эмоционального стресса.


PUF^



 


 


Рис. 9.7. Использование метода ландшафтов внимания в случае картины Дега «Хлопко­вая биржа в Новом Орлеане» (А): реконструкция амбьентного (Б) и фокального (В) вос­приятия картины (Величковский, 2003).



Проблема состоит в том, что часто он приобретает характер стратегии поиска все более дробных нейрофизиологических механизмов. Эта ана­литическая установка явно противоречит интуиции многих исследова­телей. Признавая автономность отдельных систем мозга, А. Р. Лурия пи­сал о том, что они образуют «неслучайную мозаику». «Неслучайность» выражается в присутствии глобальных факторов организации, таких как эволюционный Grand Design (см. 8.4.3 и 9.4.2). Факторы, связанные с категориями «развитие», «сознание» и «личность», действуют не только в направлении прогрессивной дифференциации, но и интеграции. На­пример, теоретические конструкты «сознание/осознание» {consciousness/ awareness) необходимы для описания интеграции модулярных нейрофи­зиологических механизмов в контексте их целостного функционирова­ния, при решении той или иной задачи (см. 5.3.4).

Глобальный характер имеет действие нейротрансмиттеров, без изу­чения которых невозможно понять взаимодействие аффекта и интел­лекта. Но, безусловно, даже с учетом данных новейших нейрогумораль-ных исследований («мокрой» нейрофизиологии — см. 2.4.3 и 9.4.3) в обозримом будущем нельзя будет обойтись без анализа повседневного поведения в качестве той «единственной реальности», которая задает направление развития как мозга, так и сознания. В поисках единствен­но правильной парадигмы исследований философы и методологи вновь и вновь пытались определить ее из перспективы либо первого (идеа­лизм, феноменология, ментализм), либо третьего лица (материализм, бихевиоризм, прямой реализм). При этом в истории когнитивной на­уки практически совершенно выпала из рассмотрения перспектива второго лица — фундаментальная роль ситуации распределенного, коо­перативного действия.

Так, с нейроредукционизмом трудно спорить с позиций фодоров-ского «методологического солипсизма» и его теории языка мысли38. Со­гласно этой теории, символьные конструкты языка мысли непосред­ственно реализуются в состояниях физического субстрата, то есть, прежде всего, в физико-химических состояниях мозговой ткани. Ведь на сегодняшний день полностью отсутствуют убедительные примеры искусственного интеллекта, равно как и всякий опыт общения с вне­земными пришельцами. При таком понимании игнорируется массив­ная экстрацеребральная поддержка познавательных процессов, особен­но существенная в раннем онтогенезе и на поздних этапах жизни.

38 Фодор стал в последнее время одним из радикальных критиков когнитивной науки (Fodor, 2001). Часть поднимаемых им проблем, однако, носит автобиографический ха­рактер. Занимаясь в течение длительного времени феноменами препозиционных устано­вок (см. 7.4.1 и 9.2.3), он умудрился не заметить интерсубъектности высших символьных координации. Так, уже простейшее высказывание с пропозициональной установкой «Петя думает, что идет дождь» предполагает как минимум трех участников — автора, адресата и Пети, о котором идет речь, так как Петя, очевидно, не может быть автором такого выска-342 зывания, если он взрослый здоровый человек.


Сложные формы организации феноменов сознания, такие как менталь­ные пространства (см. 7.1.2 и 7.4.1), можно понять только при изуче­нии коммуникативной активности, поскольку эти феномены возника­ют в диалоге и при осуществлении совместных действий.

Это совсем не панегирик коллективизма — часто именно в коллек­тиве эффективность решений снижается, возникают обусловленные давлением группы искажения знаний и принимаемых решений39. Речь идет просто о констатации фактов. Наше нейрокогнитивное развитие изначально протекает в социокультурном контексте. В своих высших проявлениях оно принимает форму явного или неявного, внутреннего диалога с другими людьми. О фундаментальной интерсубъектности по­знания говорят вскрывающиеся в последнее время факты социальной природы функционирования многих мозговых механизмов (см. 2.4.3 и 7.3.3), а также отмечавшаяся нами роль коммуникативной прагматики в процессах внимания, памяти и мышления (см. 4.1.1, 5.4.3, 8.3.1 и 8.4.2).

Простое правило прагматики повседневного социального поведе­ния: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» подсказы­вает, что в этом же направлении можно искать ответ на классический вопрос философии и этики о природе морали (см. 1.1.2 и 1.3.3). Начи­ная с Локка, этические принципы трактовались как результат воспита­ния и научения. В 20-м веке «нонкогнитивисты» противопоставили зна­нию эмоциональные основания морали (Максимов, 2003). Возможно, что истоки нравственности лежат скорее в плоскости интерсубъектнос­ти, в специфике смысловых отношений личности и группы. Так, широ­ко распространенные, поражающие особой жестокостью традиции кровной мести демонстрируют, что в соответствующих культурах чело­век еще не выделяется как отдельная личность. Жертва рассматривается как орган, незащищенное место ответственного за более раннее пре­ступление суперорганизма (семьи, тейпа, клана...). С другой стороны, нечто противоположное животному эгоизму, альтруизм, может возни­кать только на уровне популяций, поскольку в индивидуальном контек­сте он снижал бы шансы на выживание в борьбе за существование.

С позиций более строгих, кантианских представлений о практичес­ком разуме следует, однако, признать определенную недостаточность и даже ущербность подобных ссылок на биосоциальные факторы: «Выд­вигается ли в качестве... основания... индивидуальное или общее благо­получие, какое-нибудь эмпирическое чувство, заповедь Бога или мета­физическое понятие совершенства — этим самым нравственная жизнь всегда низводится до средства... В мире целей все то, что служит для

39 Негативное влияние группового мышления особенно выражено в области творчес­
ких достижений,
которые были и, видимо, навсегда останутся результатом индивидуаль­
ных усилий (см. 8.3.2). Этим объясняется низкая эффективность разнообразных коллек­
тивных практик повышения креативности решений, подобных методике «мозгового штур­
ма»
(Stroebe & Nijsted, 2004). 343


другой цели, имеет только цену. Достоинством же обладает лишь то, что само по себе есть цель и ради чего только и существует все остальное... С помощью такого хода мыслей категорический императив... превраща­ется в закон защиты человеческого достоинства.... Высший принцип нравственного закона гласит: поступай так, чтобы всегда уважать чело­веческое достоинство как в твоем собственном лице, так и в лице всяко­го другого человека,...всегда относиться к личности как к цели и никог­да — как к средству» (Виндельбанд, 2000, т. 2, с. 130—131).

9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития

Время, в котором мы живем, иногда называют эпохой постмодернизма. Модернизм использовал научно-технические достижения 20-го века, прежде всего связанные с применением микропроцессоров технологии коммуникации, для беспрецедентной глобализации мира, символом которой является синхронное дыхание бирж Нью-Йорка, Шанхая, Франкфурта и Москвы. В области научных исследований он равным образом гомогенизировал биофизическую картину макро- и микроми­ра, распространив аналитический подход на психологические процес­сы, вплоть до высших форм сознания. Эти несомненные достижения, однако, не привели к систематическим позитивным сдвигам в планетар­ной экологии, жизни общества и самосознании личности. Постмодерн можно рассматривать как глобальную культурную реакцию на поздний капитализм, современный аналог романтического отрицания эпохи буржуазного просвещения (см. 1.4.1). Так или иначе, в когнитивной на­уке действительно заметно усиливается поиск интегративных факторов и оснований для нового синтеза. В списке таких оснований когнитив­ное развитие в его различных проявлениях занимает ведущее место.

Уже И.М. Сеченов писал, что «научная психология не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятель-ностей» (Сеченов, 1953. с. 33). Классические исследования онтогенеза (Бюлер, Выготский, Пиаже и Вернер) вначале не оказали заметного влияния на когнитивную психологию, опиравшуюся на компьютерную метафору. С появлением в 1980-х годах модулярных представлений и коннекционизма ситуация изменилась. Каждый из этих подходов по­пытался найти поддержку в теориях развития. Представители модуляр­ного подхода обратились к нативизму и эволюционному, то есть выхо­дящему за рамки жизни одного поколения адаптационизму. В так называемой «эволюционной психологии» был выдвинут тезис о том, что принцип модулярной организации распространяется не только на низкоуровневые, перцептивные, но и на высшие механизмы, напри­мер, связанные с социальным интеллектом (см. 2.3.2 и 8.2.3). Сторонни­ки нейросетевых моделей, напротив, сосредоточились на доказательстве 344


универсальной прижизненной изменчивости. В частности, сенситивный период в становлении речи, традиционно считавшийся свидетельством ее врожденности, был объяснен насыщением параметров первоначаль­но необученной нейронной сети (см. 7.1.2).

Нейрокогнитивная парадигма создала условия для значительно бо­лее конкретного и непредвзятого исследования процессов развития. Одновременно выросло новое поколение когнитивных психологов, способных экспериментально и концептуально направить эти исследо­вания на решение крупных научных задач. Онтогенез изучается сегодня во всем его временном диапазоне — от младенчества (в действительнос­ти, даже пренатального этапа жизни) до глубокой старости. Поскольку это часто происходит в проекции на изменения структур, по отноше­нию к которым примерно прослеживается также история их филогене­за, то эти работы позволяют строить предположения и об эволюции ког­нитивных процессов.

Хотя результаты тесно связаны с используемыми методами, общая картина оказывается довольно когерентной, соответствующей пред­ставлениям о вертикальной организации познавательных процессов (см. 2.4.3 и 8.4.3). Эта картина, во-первых, содержит указания на не­сколько перекрывающихся фаз нейрофизиологического развития. Во-вторых и более специально, она отдаленно напоминает эстафетный бег с препятствиями, где членам единой команды приходится поочередно демонстрировать на некоторых отрезках общей дистанции максималь­ное напряжение сил. Драматизм этой аналогии придает то обстоятель­ство, что на критических для себя отрезках дистанции члены команды иногда впервые учатся бегать. Дело в том, что число и плотность синап­сов в отдельных областях мозга ребенка возрастает в определенной вре­менной последовательности, значительно превышая эти показатели у взрослых (de Haan & Johnson, 2003). На пике таких нейроморфологи-ческих изменений (или, возможно, чуть опережая их) в познании/по­ведении ребенка обычно появляется новый класс функциональных до­стижений. Близкие результаты дают также исследования миелинации аксонов (они проводятся с помощью нового метода Diffusion Tensor Imaging, DTI) к картирование активности мозга на базе анализа мета­болизма глюкозы {ПЭТ и фМРТ' — см. 2.4.2).

В первые недели жизни младенца «перепроизводство» синапсов и основную метаболическую нагрузку демонстрируют низкоуровневые структуры среднего мозга и основания мозжечка, а также таламус. К концу первого месяца локус активности сдвигается в направлении ба-зальных ганглиев, коры мозжечка и сенсорных областей коры больших полушарий. В 3—4 месяца в работу вовлекаются теменные и височные зоны, что обеспечивает возможность систематического узнавания, а затем и сенсомоторного взаимодействсия с объектами (см. 3.4.3). По­добная, направленная на предмет обработка ведет в возрасте от 4 до 12


месяцев к тому, что активация задних («гностических») отделов коры достигает максимальных значений, составляя примерно 150% от взрос­лого уровня. Характерно, что развитие филогенетически новых, пре-фронтальных областей при этом явно запаздывает. Они вовлекаются в работу постепенно, не ранее чем в 6—8 месяцев. Их максимальная при­жизненная активность (как и суммарная активность мозга в целом) на­блюдается в возрасте 4—5 лет, когда появляется комплекс достижений, связанных с индивидуальной теорией психики (см. 5.4.3 и 8.1.1)40.

Надо сказать, что «дозревание» связей префронтальных областей с другими структурами мозга продолжается вплоть до 20—30 лет, а возможно, и дольше (Bachevalier & Vargha-Khadem, 2005). На фоне на­чинающихся после 40—50 лет выраженных инволюционных измене­ний в обширных отделах коры, включающих прежде всего дорзолате-ральные области префронтальной коры, поражает относительная сохранность ее вентральных и медиобазальных (орбитофронтальных) областей (MacPherson, Phillips & Delia Sala, 2002). Этот факт, видимо, можно рассматривать в функциональном контексте: старение часто связано с появлением того, что в обыденной речи мы называем мудрос­тью, то есть прежде всего с улучшением эмоционального самоконтроля и социального интеллекта (см. 8.3.2). Медиобазальные и орбитофронталь-ные отделы связаны как раз с эмоциональным и социальным развити­ем. Пока, правда, неизвестны данные об увеличении числа синапсов в орбитофронтальной (вентромедианной) коре в пожилом возрасте. Воз­можно, что это единственная фаза индивидуального психологического развития, не имеющая явных биогенетических гарантий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных