ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Методика как научная дисциплина
Методика есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой — теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к дисциплине "Иностранный язык" методика — это наука о законах и правшах обучения языку и способах овладения и владения языком. Более развернутое определение методики как научной дисциплины такое: это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения. Как в первом, так и во втором, более развернутом, определении мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина методика: - обучение (learning), - овладение (acquisition), - владение (skill) языком. Обучение — это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своего иноязычного опыта учащимся, в результате чего учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т.е. пользоваться языком как средством общения в различных ситуациях его применения. Основу такого владения языком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, речевые навыки, умения, входящие в состав коммуникативной компетенции учащихся. Овладение иностранным языком может происходить, как в результате его изучения, т.е. управляемого усвоения иноязычного содержания, так и практически — в результате непосредственного контакта с носителями языка. Во втором случае овладение языком носит неуправляемый характер, а уровень владения языком при этом не всегда соответствует его нормам. В процессе овладения языком учащиеся пользуются различными стратегиями усвоения, т.е. присущими им индивидуальными различиями в способах получения, переработки и применения усвоенной информации. В современной методике стратегии усвоения разрабатываются с позиции когнитивной теории обучения языку и подразделяются на стратегии, обеспечивающие овладение языком (связаны с ходом учебного процесса), и стратегии, обеспечивающие владение языком. В настоящее время описано более 100 стратегий овладения и владения языком, среди которых выделяются следующие: - эмоционально-волевые (позволяют снизить уровень волнения, управлять эмоциональным состоянием во время занятий); - социальные (включают умение и желание задавать вопросы, получать информацию, сотрудничать); - компенсаторные (включают способы поиска обучаемым выхода из положения, когда он не располагает необходимыми языковыми средствами и ищет им замену).
В методике обучения неродному языку наряду с термином методика широко используется также термин лингводидактика, введенный в научный обиход академиком Н.М. Шанским в 1969 г. для описания языка в учебных целях. Такое описание, считавшееся лингводидактическим, включало исследование сходства и различия языков, определение содержания и структуры изучаемого языка, составление языковых минимумов в целях обучения и ряд других проблем. Однако среди ученых нет единого мнения о содержании и назначении этого термина. Одни придерживаются расширительного толкования этого понятия — как обозначающего совокупность теоретических и практических вопросов преподавания языка и фактически заменяющего термин методика (Н.М. Шанский, Р.К. Миньяр-Белоручев). Ддругие (их большинство) понятия методика и лингводидактика рассматривают как синонимичные понятия. Третьи стремятся разграничить эти два термина и утверждают их право на самостоятельное существование (Н.В. Гальскова). В таком случае лингводидактика трактуется как общая теория обучения языку, разрабатывающая ее методологические основы, в то время как методика характеризует процесс обучения конкретному языку в конкретных условиях его преподавания (частная методика) либо раскрывает закономерности обучения языку (группе языков) вне конкретных условий его изучения (общая методика). Согласившись с таким разграничением двух терминов, мы сможем говорить о лингводидактических и методических основах обучения языку, разграничивая объект и предмет исследования в каждой из названных областей знаний. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|