Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Является ли ме­тодика самостоятельной наукой либо опирается на данные других наук?




В XX столетии существовали следующие точки зрения на эту ак­туальную для методики проблему.

1. Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой, "приложени­ем" к различным областям общего языкознания. Эта точка зрения принадлежала академику Л.В. Щербе (1880—1944), выдающемуся лингвисту и методисту, и получила обоснование в его работе "Препо­давание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы мето­дики" (книга вышла в свет в 1947 г., уже после смерти ученого). Л.В. Щерба утверждал, что как лингвист-теоретик он считает воз­можным обосновать теорию обучения иностранному языку, исходя из анализа понятия язык в разных его аспектах. Эта точка зрения имела многих сторонников в 1940—50-е гг. и получила развитие в работах И.В. Рахманова, В. Д. Аракина, О.С. Ахмановой, Д. Блумфилда и дру­гих известных ученых.

2. Методика есть прикладная область психологии. Задача же пси­холога заключается в том, чтобы помочь методистам в научной разра­ботке основных методов обучения языку и в исследовании индивиду­ально-психологических особенностей изучающих язык. Эта точка зрения принадлежала известному психологу Б.В. Беляеву, который в книге "Очерки по психологии обучения иностранным языкам" (1959) разработал концепцию сознательно-практического метода, и в наши дни остающегося одним из основных методов обучения неродным языкам. Сторонниками этой точки зрения были В.А. Артемов, Б.А. Бе­недиктов, Г.В. Карпов.

3. Методика является разделом педагогики (частной дидактикой) и опирается на дидактические принципы, разрабатываемые в этой об­ласти знаний. Эта точка зрения, получившая обоснование в трудах из­вестных дидактов и методистов (Ю.К. Бабанский, А.В. Текучев, В.С. Цетлин, Э.П. Шубин), существовала вплоть до 1960-х гг., времени оформ­ления методики в самостоятельную отрасль знаний.

Современная точка зрения на методику как теорию обучения ино­странному языку сводится к утверждению, что методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для методики, следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, куль­турологию.

Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматри­ваться следующие.

1. У методики есть свой предмет обучения. Это иностранный язык, являющийся одновременно и целью, и средством обучения. Будучи средством обучения, язык дает возможность извлекать информацию из иноязыч­ных текстов и создавать свои тексты в зависимости от возникающих потребностей.

2. У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терми­нов, отражающих содержание данной отрасли знаний. Как и в любой науке, в методике ее основные категории в виде системы терминов служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уров­ня развития науки. В распоряжении изучающих и преподающих язык имеются словари методических терминов, (Миньяр-Белоручев, 1996 — около 800 терминов; Азимов, Щукин, 1999 — около 2000 терминов).

3. У методики есть свой объект исследования. Это процесс обуче­ния языку, суть которого сводится к передаче преподавателем уча­щимся знаний о языке и формированию навыков и умений пользо­ваться языком в процессе общения. Именно в ходе обучения, проте­кающего в форме взаимодействия преподавателя и учащихся на уро­ке, самостоятельной работы учащихся, внеаудиторной работы с ними решаются задачи обучения, воспитания и общего развития средствами изучаемого языка.

Изучение объекта исследования как процесса овла­дения языком предполагает:

а) описание и оценку исходного уровня владения языком и меры готовности учащихся к овладению им. Такая работа включает прове­дение анкетирования, тестирования, результаты которых позволяют сформировать учебные группы из учащихся примерно одного исход­ного уровня владения языком, способностей к овладению языком и индивидуально-психологических особенностей личности.

Примени­тельно к обучению языку большое значение в наши дни приобрели тесты, позволяющие диагностировать коммуникативные способности учащихся, особенности их памяти, профессиональные склонности и круг интересов;

б ) описание конечного результата обучения, т.е. уровня компетен­ции, достигаемого учащимися в ходе обучения. Содержание такого уровня задается Государственным образовательным стандартом по иностранному языку, программами, создаваемыми на основе стандар­та для разных уровней владения языком по результатам тестирования;

в) описание приемов и методов работы учителя и учащихся, с по­мощью которых обеспечивается наиболее эффективный и экономный по затрате усилий переход от исходного уровня владения языком к за­вершающему (конечному), заданному программой и содержанием учебных пособий, по которым ведется обучение.

4. У методики есть свой предмет исследования — это совокупность знаний, накопленных за время существования методики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обучения, методических реко­мендаций о процессе, методах и средствах обучения и способах по­вышения их эффективности. Предмет исследования в методике реали­зуется в форме публикации как самих методик, так и методических рекомендаций по преподаванию языка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных