Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗДЕЛ II1. Теория и методика воспитания младших школьников.




Тема 1. Воспитание в структуре педагогического процесса в начальной школе

Воспитание как общественное и педагогическое явление. Воспитание как общая, вечная и конкретно-историческая категория. Сущность воспитания и его особенности Понятие «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Проблемы воспитания на современном этапе развития общества. Характеристика закономерностей воспитания: связь воспитания и активности ребенка; совместно разделенная деятельность; проявление любви – решающего фактора защищенности и благоприятного развития личности; скрытый характер воспитания. Характеристика основных принципов воспитания: персонификации, природосообразности, культуросообразности, ценностной ориентации; гуманистической направленности воспитания; принцип субъектности; признание ребенка как индивидуальной данности; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требова­тельностью к нему; опора на положительное в ребенке, на силь­ные стороны его личности. Проблема цели воспитания. Диалектика соотношения цели, средств и результатов воспитания. Три уровня педагогического целеполагания: идеал воспитания, воспитательные устремления, задачи воспитания. Структура воспитательного процесса. Двусторонний характер процесса воспитания. Сущность и характерные особенности воспитания. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные элементы процесса воспитания: целевой, содержательный, деятельностный, результативный, их характеристика. Условия успешного функционирования системы воспитания. Воспитание и самовоспитание, перевоспитание. Общая характеристика, содержание воспитания в структуре педагогического процесса в начальной школе. Необходимость профессионального анализа педагогического процесса.

 

Тема 2. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребёнка и объективная необходимая связь между новым и старым в процессе воспитания и развития. Отражение общих целей непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в Концепции непрерывного образования (воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей; развитие мыслящей деятельной личности). Психолого-педагогические условия преемственности физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

Тема 3. Методы воспитания, их регулятивная направленность

Система общепедагогических принципов и принципов воспитания в целостном педагогическом процессе (связь воспитания с жизнью; единство сознания и поведения; воспитания личности в коллективе; сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью, индивидуальный подход в воспитании, уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему). Понятие о методах, средствах и приемах воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Зависимость методов воспитания от закономерностей, цели, принципов, содержания и условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся. Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения. Методы оценки и самооценки. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Гуманистическая направленность методов воспитания.

Тема 4. Свободная активность ребенка и проблемы ее ограничения

Свободная активность ребенка как условие воспитания и особая педагогическая категория, как акт активности человека, переход к независимости от внешней к внутренней обусловленности сознания и поведения. Историческая обусловленность концепций свободного воспитания ребенка (алгоритм свободного воспитания И. Канта, теория естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, антропософская педагогическая концепция Р. Штейнера, позитивистские идеи антропологической педагогики М. Монтессори). Свободоспособность человека – характеристика нового измерения личности (способность к автономному, нонконформистскому существованию, способность осуществлять собственный, индивидуальный выбор). Совместное с ребенком определение его интересов, целей; возможностей путей и преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинств и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Теория и практика профессиональной деятельности в системе начального образования, ориентированной на ученика как уникальную духовную «самость», как субъект свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения).

Тема 5. Общество сверстников как фактор воспитания

Коллектив (общество сверстников, социальная группа) как фактор воспитания и сфера жизнедеятельности и самореализации ребенка, его сущность. Выдающиеся педагоги в истории и теории современной педагогики о детском коллективе и его педагогических функциях. Пути и методы формирования детского коллектива. Этапы развития коллектива. Педагогическое управление детским коллективом. Детский коллектив как субъект воспитания. Органы ученического самоуправления. Развитие личности в коллективе. Понятие о детском коллективе как объекте воспитания. Типология и структура коллективов в условиях учебно-воспитательного учреждения. Концепция воспитательного коллектива (А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Л.И. Новикова, А.Н. Лутошкин и др.). Динамика развития детского коллектива. Формирование межличностных отношений в детском коллективе. Педагогическое взаимодействие в коллективе.

Тема 6. Воспитательная работа с коллективом детей

Сущность внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы. Функции внеклассной воспитательной работы. Содержание и формы внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками. Классификация форм внеклассной воспитательной работы. Краткая характеристика основных критериев оценки результативности воспитательного мероприятия. Мероприятие как воспитательный акт. Структура воспитательного мероприятия. Основные требования к его успешной организации. Форма коллективной творческой деятельности. Педагогические технологии организации коллективной деятельности детей. Методика организации группового и коллективного дела. Изучение эффективности и анализ форм воспитательной работы.

Тема 7. Воспитательные системы школы

Понятие о системе. Свойства, признаки и виды систем. Структура системы. Законы развития системы. Специфика педагогической системы школы, ее структура. Понятие о воспитательной системе, типы воспитательных систем. Факторы целесообразности создания воспитательной системы школы, ее структурные компоненты. Движущие силы развития воспитательной системы, интеграционные и дезинтеграционные процессы в разрешении противоречий. Этапы развития воспитательной системы школы. Управление воспитательной системой. Условия эффективной реализации воспитательной системы школы. Построение воспитательной модели школы на основе организации различных видов деятельности: игра, труд, общение и учение. Этапы управления созданием воспитательной системы школы. Организация деятельности ученического коллектива в воспитательной системе начальной школы. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Основные критерии педагогической целесообразности и оценка эффективности воспитательной системы школы. Детские общественные объединения в воспитательной системе начальной школы.

 

Тема 8. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах

Школьные воспитательные системы в начальном образовании, их сущность и особенности. Многообразие школьных воспитательных систем и их характеристика. Вариативность воспитательных систем. Современные отечественные воспитательные системы (Ш.А. Амонашвили, А.А. Католикова, А.И. Тубельского, Е.А. Ямбурга, И.П. Иванова и др.). Зарубежные воспитательные системы (М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака и др.). Традиции и инновации в воспитательной практике современного начального образования. Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных начальных школ. Характеристика инновационных систем организации воспитательного процесса в начальных классах. Креативный подход учителя начальных классов в создании и реализации авторских воспитательных систем. Специфика воспитательной работы во внешкольных учреждениях системы дополнительного образования.

Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных школ.

 

Тема 9. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах

Основы методики воспитательной работы в начальных классах. Методы и средства воспитательного процесса. Педагогическое назначение воспитательных средств. Требования к отбору средств воспитательного процесса. Воспитательный потенциал игры как педагогического средства. Методы организации личностно-ориентированного воспитательного процесса в современной начальной школе (методы сотрудничества, метод открытого диалога, метод свободного выбора и др.). Формы и методы организации трудовой деятельности младшей школьников (внеклассной). Трудовые десанты, субботники, воскресники, кружок «Умелые руки», «Мастерская Самоделкина», «Мастерская Деда Мороза и т.д.

Сущность и особенности игровой и спортивной деятельности младшего школьника. Использование природных факторов в укреплении здоровья детей, закаливание. Основные средства, методы и формы организации игровой и спортивной деятельности младших школьников. Виды игровой деятельности учащихся начальных классов. Праздники: «Игры и игрушки», «Всегда всем весело». Творческие и подвижные игры. Методика организации игр школьников. Виды игровой деятельности учащихся начальных классов. Праздники: «Игры и игрушки», «Всегда всем весело» и др. Творческие и подвижные игры. Методика организации игр школьников.

 

Тема 10. Место и содержание художественно-эстетического воспитания младших школьников в процессе формирования базовой культуры личности

Базовая культура личности и общечеловеческие ценности как методологическая основа содержания воспитания в современной школе. Антропологические основы современного воспитания. Различные подходы к содержанию воспитания: личностный, деятельностный, культурологический, средовой, аксиологический. Личностные качества и ценностные отношения как отражение содержания воспитания. Гражданское, патриотическое, умственное, нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, экономическое, физическое воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Национальное своеобразие воспитания. Основные источники воспитания.

Сущность, задачи и место эстетического воспитания в общей воспитательной системе. Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников. Эстетическое воспитание и художественное образование. Художественно-эстетическая деятельность, виды художественно-эстетической деятельности младших школьников Эстетическое воспитание в учебном процессе. Внеклассная работа по эстетическому воспитанию. Формирование умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Проблема воспитания творческой личности младшего школьника. Побуждение учащихся к эстетическому самовоспитанию.

Тема 11. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе

Возможности и особенности использования диагностики в оценке воспитательного процесса в начальной школе. Критерии профессиональной оценки воспитательного процесса. Рабочие диагностики в оценке воспитательного результата. Сущность и задачи педагогической диагностики воспитанности личности и коллектива. Способы получения и фиксирования сведений об учащихся и коллективе. Использование результатов диагностики при планировании, организация и проведении воспитательных мероприятий. Карта воспитанности школьника. Профессиональная самооценка педагога. Анализ профессиональной работы педагога.

Тема 12. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников

Семья в системе воспитания и социализации личности младшего школьника. Классификация семей. Функции семьи. Особенности семейного воспитания: совместный характер и органическая взаимосвязь со всей жизнедеятельностью человека; включение в разнообразные по характеру отношения; широкий и продолжительный временной диапазон воздействия. Негативные факторы современного семейного воспитания, неадекватное воздействие факторов материального порядка; бездуховность и низкий уровень культуры родителей; авторитаризм или либерализм, безнравственность; отсутствие нормального психологического климата; фанатизм в любых его проявлениях; противоправное поведение взрослых. Педагогические основы и принципы взаимодействия начальной школы и семьи. Формы взаимодействия учителя начальных классов и родителей. Возникающие противоречия. Педагогическая компетентность – залог успешного взаимодействия педагога с семьей. Педагогика и этика взаимоотношений школы и семьи






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных