Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение науки, научной работы (НИР)




МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В АРХИТЕКТУРЕ

Учебное пособие

 

 

Симферополь


ПЧЕЛЬНИКОВ В.Н.

Методика научных исследований: учеб. пособие / В. Н. Пчельников. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». Симферополь, 2015. 113 с.

 

Рассмотрены методика проведения НИР, основные этапы научной работы и правила ее оформления. Главное внимание уделено методическим основам научно-исследовательской работы.

Предназначено для студентов первого курса архитектурно-строительного факультета, изучающих дисциплину «Методика научных исследований» в рамках подготовки магистров.

 

© Пчельников В. Н.,

КФУ им. В. И. Вернадского, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ СТУДЕНТА.. 5

1.1 Определение науки, научной работы (НИР) 5

1.2 Специфика изучения дисциплины.. 6

Глава 2 ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (НИР) 9

2.1 Методический замысел исследования. Этапы НИР. 9

2.2 Выбор темы исследования, обоснование актуальности и новизны. Понятия об объектах и предметах исследования, определение его границ. Цели и задачи исследований. 10

Глава 3 СБОР И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА.. 16

3.1 Работа с литературой, анализ основных идей и концепций. 16

3.1.1 Начало работы с литературой. 16

3.1.2 Первичная систематизация фактического материала. 19

3.1.3 Применение иных методов сбора научных фактов (анализ статистических данных, опрос, наблюдение и измерение, материалы конференций) 20

3.1.4 Техника хранения и систематизации материала. 23

3.1.5 Составление библиографического списка по проведенному исследованию. Способы составления. 23

3.2 Требования к оформлению литературных источников. 26

Глава 4 МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ 27

4.1 Эмпирический и теоретический этапы исследования. 27

4.2 Применение логических законов и правил. 36

4.3 Правила аргументирования. Требования истинности, автономности, противоречивости, достаточности аргументов. 43

4.4 Доказательство. Подтверждение или опровержение выдвигаемых положений теоретическими аргументами. 46

4.5 Методы активизации научного поиска. 48

4.6 Психология восприятия, психология науки. 52

Глава 5 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ И ТВОРЧЕСТВУ.. 58

5.1 Общие понятия системного подхода. 58

5.2 Методика построения иерархических «деревьев». Пример составления системы «Жилище». 61

5.3 Методы сравнительной оценки качества проектных решений. 66

5.4 Теория функциональных систем. 74

Глава 6 НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО ОТЧЕТА, РЕФЕРАТА, НАУЧНОЙ ЧАСТИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 78

6.1 Общая характеристика требований к научному отчету. Структура отчета 78

6.2 Написание текста, приемы написания, язык, стиль и др. 82

6.3 Характеристика основных смысловых блоков отчета: оглавление, введение, разделы и подразделы, выводы и заключения, список литературы.. 84

Глава 7 ТЕОРИЯ ПОДГОТОВКИ И ОТРАБОТКИ НАУЧНОГО СООБЩЕНИЯ, МЕТОДИКА САМОПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ 90

7.1 Общение – структура, средства и виды.. 90

7.2 Публичные выступления – подготовка и проведение. 95

7.2.1 Внешний вид и манеры.. 95

7.2.2 С чего начать выступление. 98

7.2.3 Спор, его цели и подходы.. 99

7.2.4 Техника убеждения. 103

7.3 Техники быстрого чтения. 104

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 106

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 109


Глава 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ СТУДЕНТА

Определение науки, научной работы (НИР)

 

Наука ― это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука, как специфическая деятельность направлена на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется такими основными признаками:

• наличием систематизированного знания (научных идей теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

• наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

• практической значимостью как явления (процесса), что изучается, так и знаний о нем.

В самой общей форме проблемная ситуация может быть охарактеризована как проявление противоречия между существующим старым знанием и вновь обнаруженными результатами эмпирического или теоретического исследования. В экспериментальных и фактологических науках такое противоречие выражается в несоответствии прежних средств и методов познания новым фактам и, прежде всего, результатам наблюдений или экспериментов. Это значит, что прежние методы оказываются неспособными объяснить вновь открытые данные.

Профессиональное мышление должно быть логичным, последовательным и системным. Его методология и методика имеют непреходящее значение для эффективной практической работы архитектора. От умения конструктивно мыслить и правильно организовывать свою работу зависит успех в профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская работа (НИР) — работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных