ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выбор темы исследования, обоснование актуальности и новизны. Понятия об объектах и предметах исследования, определение его границ. Цели и задачи исследований
Рассмотрим подробнее основные этапы и понятия научной работы. Первый этап: Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. Тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной, соответствовать профилю спецкурса и реально выполнимой. Формулировка темы должна быть четкой, лаконичной, с ясно сформулированной сутью исследуемой проблемы, например, «Использование поэзии при оценке уровней и типов мышления учащихся»; «Влияние высоких температур на морфологические и иммунобиологические показатели крови животных». Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения; это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования -все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения; более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом. Формулировка гипотезы Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. В этих целях: изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования. Гипотезы бывают: – описательные (предполагается существование какого-либо явления); – объяснительные (вскрывающие причины его); – описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные требования: – она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше; – в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; – при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; – требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности. Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным. Дедуктивная гипотеза, как правило, выводится из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую, или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю). Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы: – адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы); – правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории); – проверяемость. Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методы исследовательской работы. Научный метод, применяемый в большинстве наук, основывается на нескольких допущениях о природе физического и психического мира. Все методы исследовательской работы можно разделить на: а) эмперические (практические), к которым относятся: изучение литературы по избранной теме, наблюдения (полевые исследования и др.), эксперимент, корреляционные исследования, измерения, опрос, тестирование, анкетирование, личные интервью, архивные исследования и др.; б) теоретические -гипотеза, абстрагирование, классификация, индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному), анализ и синтез, которые применяются для планирования исследовательской работы, анализа полученных результатов и выводов. Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям: – быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; – вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения. При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок: – своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы; – непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы. Третий этап – внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Основной результат научного исследования – это информация, которая отражается в книгах, статьях и других публикациях. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Для определения состояния изученности темы, необходимо познакомиться с соответствующими литературными источниками за последние 5 лет (при необходимости 10-20 лет). При этом рекомендуется пользоваться отраслевыми библиографическими указателями, реферативными обзорами, алфавитными каталогами, картотекой журнальных статей, Интернетом. В сети Интернет представлены огромные массивы информации, поэтому нужно помнить, что эффективность поиска зависит от того, насколько правильно был сформулирован запрос и набраны ключевые слова. Желательно использовать поисковые системы общего назначения: Яндекс – http://www.jandex.ru/ Рамблер - http://www.rambler.ru/ Google – http://google.ru/ Сайты крупных НТИ и библиотек России, на которых бывает открыт полнотекстовый доступ к российским и зарубежным журналам: Российская национальная библиотека – http://www.nlr.ru/ Библиотека по естественным наукам РАН – http://www.benran.ru/ Свердловская обл. научная библиотека им. В.Г. Белинского – http://book.uraic.ru/ и т.д. Полноценное изучение литературы по теме - обязательное условие успешности выполнения НИР. После нахождения необходимой литературы прежде, всего, необходимо занести полные библиографические данные источника в свою картотеку, а далее, исходя из задач исследования, провести конспектирование или выписывание цитат (с указанием номера страниц ). Для выполнения НИР должно быть изучено не менее 10 литературных источников. Только в этом случае можно сказать, что автор ориентируется в выбранной области. Итак, основными этапами исследовательской работы являются следующие положения: Найти проблему – что надо изучать; Тема – как это назвать; Актуальность – почему эту проблему нужно изучать; Цель исследования – какой результат предполагается получить; Гипотеза – что не очевидно в объекте; Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования; Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально; Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме; Методика исследования – как и что исследовали; Результаты исследования – собственные итоговые данные; Выводы – краткие ответы на поставленные задачи; Значимость – как влияют результаты на практику.
Основные этапы эксперимента: Изучение литературы + творческое мышление ― определение проблемы ― формулирование гипотезы ― планирование эксперимента ― проведение эксперимента ― анализ и интерпретация результатов ― выводы и заключения ― написание работы (отчета). Примером современных представлений о научном исследовании является экспериментальная процедура Галилея: 1. Постановка гипотезы: объекты различного веса будут падать на землю с одной и той же скоростью. 2. Наблюдения: измерение относительных скоростей падающих объектов разного веса. 3. Воспроизводимость: были произведены многочисленные наблюдения за объектами с различным весом. 4. Формулирование закона (вывода): если наблюдения подтверждают гипотезу об отношении между весами объектов и скоростями, с которыми они падают, то можно сформулировать обобщенное заключение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|