ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Элементы физической культуры личности 1 страница(по М.Я. Виленскому и Г.М. Соловьеву, 2001)
Согласно авторам, знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности. Мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры, ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности. Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих ее содержание, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом задачи обучения, задачи физического развития и задачи воспитания личности. К образовательным задачам относят: v формирование и доведение до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных умений и навыков; v овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению двигательными действиями, необходимыми в трудовой, оборонной, рекреационной или спортивной деятельности. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений. Приобретение знаний существенным образом влияет на повышение физкультурной грамотности, образованности, эрудиции, интеллектуализации личности в области физической культуры и позволяет использовать ее ценности в целях социализации и физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни. Конкретное содержание образовательных задач на различных этапах возрастного развития воспитуемых зависит от приобретенного человеком двигательного опыта, логики перехода от сравнительно простых к более сложным умениям и навыкам, индивидуальных склонностей, особенностей предстоящей основной деятельности и других факторов. Закономерным при этом является постепенный переход от широкого общего физкультурного образования к углубленному совершенствованию избранных умений и навыков. Задачи физического развития включают: v оптимальное развитие физических качеств (способностей) — кон v совершенствование телосложения и гармоническое физическое раз v укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление v — многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности. имеет большое значение для человека. Они являются главным комплексным фактором двигательных возможностей человека. От направленного их развития во многом зависит возможность приобретения совершенных двигательных навыков и общий уровень физической подготовленности. На основе развития физических качеств решаются и определенные задачи по совершенствованию телосложения, в частности по целесообразному регулированию мышечных объемов, веса тела, формированию осанки, исправления плоскостопия и других недостатков телесного развития человека. Совершенные формы тела отражают в какой-то мере совершенство функций организма. Являясь одним из естественных результатов нормального физического развития человека, черты телесной Красин» ^и.«*л,-тельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим представляют и эстетическую ценность. Правильное и гармоническое физическое развитие человека может быть обеспечено лишь при условии разносторонней физической подготовки. Гармоничность физического развития создает необходимые предпосылки для полноценного проявления функций всех органов и систем человеческого организма, положительно влияет на проявление и развитие физических способностей. Решение оздоровительных задач должно обеспечить повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, различного рода заболеваниям, меры по оптимизации индивидуального режима жизни в соответствии с гигиеническими требованиями. На базе крепкого здоровья может быть достигнут высокий уровень развития разнообразных физических способностей человека. Сохранение необходимого уровня физического развития человека в течение длительного времени обеспечивает сохранение работоспособности человека в различных сферах деятельности, тем самым продлевает творческое долголетие, создает условия для полноценной и благополучной жизни в обществе. К воспитательным задачам относятся: формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценност формирование нравственных, эстетических, волевых и иных При формировании физической культуры необходимо учитывать, что духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе различных организационных форм физической культуры эффективно решать и эти задачи. Данные группы задач представлены здесь в самой общей форме. В такой формулировке они относятся ко всем звеньям системы физической культуры. Вполне очевидно, что общие задачи конкретизируются в соответствии с особенностями контингента занимающихся (возрастными, половыми, индивидуальными, состоянием здоровья), временем, необходимым для их решения, а также в зависимости от профилирующих направлений физкультурной деятельности как основы формирования физической культуры человека. В частности, по видам деятельности выделяются рекреационные, реабилитационные, адаптивные, спортивные, образовательно-кондиционные, профессионально-прикладные задачи; по срочности решения задачи могут быть перспективными (долгосрочными), рассчитанными на отдаленные сроки, календарными (связанными со сроками мероприятий), текущими и оперативными (задачи повседневной деятельности). На рис. 3.2 изображена схема, иллюстрирующая конкретизацию общих задач по профилю физкультурной деятельности. Цель функционирования физической культуры в обществе — формирование физической культуры человека физического развития образовательные Конкретизация задач по физкультурным видам деятельности Физкультурно-образовательная Физкуль-турно-спор-тивная Физкуль-турно- рекреаци-онная Физкуль- турно- реабили- тационная Физкуль- турно- адапта- ционная Виды физической культуры Обрзовательная физическая культура Спортивная физическая культура Рекреационная физическая культура Реабилитационная физическая культура Адаптивная физическая культура Рис. 3.2. Конкретизация задач, решаемых в сфере физической культуры в зависимости от характера физкультурной деятельности 3.3. Общие принципы системы физической культуры Общими принципами реализации задач, вытекающих из целей системы физической культуры, являются: принцип непрерывности развития, целостности развития, деятельностного подхода, вариативности и многообразия, оптимизации (Л.И. Лубышева, 1992). Принцип непрерывности развития обеспечивается преемственностью между целями, содержанием и организацией физкультурной деятельности при развитии физичеоклт ^.„.,,r. ее жизнедеятельности, обеспечивающими освоение примулу,. при постепенном переходе к достижению конечной системной цели. Принцип целостного развития обеспечивается единством телесного, интеллектуального и социально-психологического компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающим тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, эмоционально-чувственной, когнитивной и физической сфер человека. В основе этого принципа лежат идеи формирования всесторонне развитой личности в процессе ее деятельности, единства мышления, сознания и деятельности. Своим содержанием он тесно связан с общенаучными принципами развития человека, отражающими необходимость взаимосвязи и единства социального и биологического, общественного и личностного. Принцип деятельностного подхода к формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о том, что, только включая человека в разнообразные виды физкультурной деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, можно осуществлять действенное формирование физической культуры человека. Его суть состоит в том, что он ориентирует не только на освоение знаний, умений и навыков, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Этот принцип определяет направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности и ее самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями физической культуры. Принцип вариативности и многообразия содержания и форм воспитания личной физической культуры основан на индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры. Реализация данного принципа требует отказа от излишней унификации и стандартизации содержания физкультурных занятий, создания возможно большего числа альтернативных программ, учитывающих национальные, культурно-исторические традиции, материально-техническую обеспеченность, а также с учетом особенностей интересов занимающихся и профессиональных возможностей педагогических коллективов. Принцип оптимизации определяет необходимость постоянного приведения средств, методов, нагрузок, организационных форм занятий в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем притязаний самого занимающегося, внешними условиями деятельности. Реализация этого принципа предусматривает соблюдение этико-гуманистических норм при определении индивидуальных физических нагрузок, использовании спортивных или оздоровительных методик в соответствии с теми целями, ценностными ориентациями и мотивами, которые привели человека к физкуль-турно-спортивной деятельности. Глава 4 СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения — основное и специфическое средство формирования физической культуры личности Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство — это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ — это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность. Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.): ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ы СРОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ".£ СЛЕДОВОЙ ЭФФЕКТ ' I АДАПТАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ,]> in Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активи зирует деятельность различных систем и функций организма и тем самьи оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе много кратного повторения действий «следовые» двигательные эффекты по от крытому Ж.Б. Ламарком закону упражнений — «работа строит орган меру его употребления» накапливаются и способствуют процессу морфо логического, функционального, социально-психологического развити личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм н ограничивается развитием его телесных и духовных способностей. В той мере, в какой движение воздействует на организм и личност человека, сам организм посредством упражнений строит свои движенш Эту вторую сторону закона упражнения «организация определяет и строи функцию по мере ее выполнения» впервые сформулировал Д. Дидрс Научно ее обосновал НА. Бернштейн (1947), который показал, что каждым новым уровнем нейрофизиологической организации, возникше в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализа ции не существовавших ранее форм двигательных действий. При этом организм строит свои движения не только по закону Ж.Б. Лг марка, не в порядке простого повторения и накопления эффекта упражш ния, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рационал* ньгх способов решения возникших двигательных задач (Г.Г. Наталов, 1976) Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме психике человека в результате применения физических упражнений: в зависимости от решаемых задач различают образовательный, о; в зависимости от характера применяемых упражнений эффект мс в зависимости от преимущественной направленности на развитие в зависимости от достигнутых результатов эффект может носи! в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаг Одновременно физические упражнения рассматриваются и как мет< обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений к; метода — повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказыва] необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических у] ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздейств] на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой происходит передача общественно-исторического опыта одного из вид физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействк Характерной чертой физических упражнений является то, что они ев заны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся. Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются естественными, существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это так называемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания «школы движения», развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и лечебных задач. Сюда относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью этой группы физических упражнений является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни. Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает ее к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям развития производства. Говоря о физическом труде, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, психические, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производственных движений. Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.
4.2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Онк оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так'и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствую положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними. Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физиче^ ских упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многю его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздей ствие физических упражнений, является педагогически правильное руко водство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания Кроме того, большую роль играют следующие факторы. Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, со стояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравствен ной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, уче бы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей произво дит различный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специаль ная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому на грузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсмено более низких разрядов. Особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, нови; на, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.; Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не моп оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выпо; не иные сознательно и активно. Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качестч оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обз зан знать основные научные положения о работоспособности человека (вр; батываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражи ний, дает педагогу возможность методически рационально организовывав и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания. 4.3. Классификация физических упражнений Классификация физических упражнений — это разделение их на гру пы (классы) в соответствии с определенным классификационным призн ком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер moi] определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий. В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Г. Г. Наталов). В связи с тем что теория и практика физкультурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие существующих физических упражнений, исходя из объективных возможностей, представляемых ими для формирования физической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов Важное значение имеет также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появления и прогнозирования новых форм физических упражнений. Надо иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений. Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации. 1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направ Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию Классификация упражнений по преимущественному проявлению оп Классификация упражнений по структуре движений. В этом слу Классификация упражнений, построенная по преимущественному Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|