ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Элементы физической культуры личности 2 страницаКлассификация упражнений по особенностям режима работы мышц. Классификация упражнений по различию участвующих в работе ме Классификация упражнений по интенсивности работы. Существу Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции opra-i низма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, ту^ ризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером). Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие: I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающим III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, Классификация П.Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упражнений — их сложность.
4.4. Содержание и форма физических упражнений Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и форму. В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся, в частности, в физических и психических качествах. ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение. К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой. Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств. Педагогическое содержание физических упражнений составляют решаемая практическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, согласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы — результат решения поставленной задачи («освоение», «неосвоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, формы — техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каждый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физического воспитания. 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания — формиро^ вание у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни. В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а такж< в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание i др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, длз создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимаю щихся. Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное вли яние физических упражнений, позволяют применять значительную нагруз ку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся поло жительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить что в высокогорных районах, т.е. в особых условиях внешней среды, есте ственные силы природы оказывают особенно большое воздействие на орга низм. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различнЫ| специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условй ях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные Boq можности их организма. При переходе к обычным, равнинным условия] спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большу! по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спорти! ных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают cm цифическое «тренирующее» значение. Методика использования естественных сил природы должна опиратьс на исследования единства организма и среды, влияния среды на организ занимающихся. Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических упражнении усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы. Этот эффект, полученный в процессе занятий физическими упражнениями, обладает способностью к переносу, т.е. он проявляется и в других видах деятельности человека, в частности в трудовой и военной, что усиливает прикладное значение самого физического воспитания. Закаливание помогает проявлению волевых качеств занимающихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.). В качестве вспомогательного средства физического совершенствования также используются охота, рыбная ловля, проводимые в благоприятных условиях естественных сил природы. Особенно это важно для лиц зрелого и старшего возраста. Что же касается гигиенических факторов, к ним относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений. Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим. Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности. 4.6. Понятие о технике физических упражнений s Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения. Различные способы решения двигательной задачи принято называть В основе каждого способа выполнения физического упражнения лс жит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединен ные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физичес кого упражнения, называют операциями (рис. 4.1). Рис. 4.1. Связь целевой и операциональной структур двигательного действия Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторс! го числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения име? сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая и которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения технико физических упражнений. Определение операционального состава физичес кого упражнения является одним из важных условий изучения его техники педагогическом аспекте. Это подразумевает выделение смысла двигател! ной задачи и операций, составляющих данный способ выполнения действш и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритми ческих признаков движений, характеризующих выполнение операций. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом Ц все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различу ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали технику ОСНОВА ТЕХНИКИ — это совокупность относительно неизменных | достаточных для решения двигательной задачи движений. Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основе техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенны ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховс ноги, переход через планку, приземление,.л,.■,,.„;
ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ — это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ — это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники). Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим: возрастающими требованиями к уровню физической подготовлен поиском более совершенных способов выполнения движений; повышением роли науки в физическом воспитании и спорте; совершенствованием методики обучения; появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (напри 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики > Ф Включают, положение тела, траекторию (путь) движения.. >>* Положение тела. Какое бы двигательное действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Сохранение неподвижного положения тела и отдельных его частей осуществляется благодаря статическому напряжению мышц. Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела. Исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма. Так, низкий старт в беге на короткие дистанции дает возможность легкоатлету быстрее развить максимальную скорость; выжидательная поза волейболиста или вратаря в хоккее обеспечивает эффективную подготовку к выполнению действий, соответствующих предстоящей игровой ситуации; стойка боксера гарантирует удобное наблюдение з противником и быстроту передвижения в любом направлении, а такж защиту наиболее уязвимых участков тела от ударов противника и возмож ность быстро нанести ответные удары. Исходные позы в этом случае ха рактеризуют готовность занимающихся к решению предстоящей двига-тельной задачи. Их можно отнести к тем состояниям, которые академш А.А. Ухтомский назвал оперативным покоем. Хотя в них нет внешни) движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрированной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах. Промежуточные положения. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего на чалу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела ил* каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне явля ется одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непос редственно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца горнолыжника, горизонтальное положение пловца уменьшают сопротив ление внешней среды и тем самым влекут за собой повышение скороеп передвижения. Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда ] гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положена тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежат] получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечно! положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после пере дачи мяча в футболе. В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой ре зультатов соревнований на точность и выразительность движений при за данной программе, к общей позе и положениям отдельных частей тела 1 первую очередь предъявляются требования эстетического характера (спортив ная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.). Эт< связано с тем, что техника в них приобретает самостоятельную роль, ста новясь предметом оценки спортивных достижений. Траектория движения — это путь, совершаемый той или иной частьк (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется фор мой, направлением и амплитудой. Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко Объясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др. имеют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории дви жений наиболее естественны для человека. По форме траектории мож» судить об эффективности техники физического упражнения. Отклонение от наиболее правильной кривой, характеризующей луч шую технику в конкретном действии, может служить мерой техническоп мастерства. Например, у высококвалифицированных тяжелоатлетов пр] подъеме штанги в рывке и толчке рациональной траекторией является ду гообразная линия. Направление движения — это изменение положения тела и его частей пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.). Данными направлениями пользуются для характеристики как поступательных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или неблагоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например, у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях. Ошибки в углах вылета снаряда всего на плюс или минус пять градусов при метании копья на расстояние свыше 80 м приводят к снижению результата приблизительно на один метр. Неточное направление движений в общеразвивающих упражнениях снижают эффективность их влияния на мышечно-связочный аппарат. Так, отведение согнутых перед грудью рук — с целью растягивания больших грудных мышц — окажется совершенно бесполезным, если оно будет выполняться в стороны-книзу, а не в стороны или в стороны-квер-ху. В контроле за направлением движений особое значение имеет зрение. Поэтому для определения оптимального направления движений при изучении и совершенствовании техники физических упражнений либо пользуются внешними ориентирами (например, толкают ядро в направлении протянутой на стойках веревки), либо соотносят выполняемое движение с основными плоскостями собственного тела. Амплитуда движения — это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозначения (например, полное приседание, полуприседание). Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толкании ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возрастанию скорости движения снаряда. Поэтому метатель должен выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой. Движения слишком большой амплитуды называют обычно размашистыми, с малой величиной пути — мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют неточными. Во многих двигательных действиях максимальная, анатомически воз 4.7.2. Временные характеристики Включают: длительность движения и темп движения. Длительность движения — это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов (опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительности зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Продолжительность каждой фазы, периода, цикла в упражнении можно измерить и определить ее влияние на результат (например, длительность периодов опоры и полета в беге). Изменение времени выполнения двигательного действия может влиять на деятельность соответствующих органов и систем организма занимающихся. Темп движения — это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно, не наблюдается. Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в минуту. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем она меньше, тем он выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет к повышению частоты шагов. Максимальная частота движений является одним из показателей быстроты как физического качества человека. Не следует отождествлять понятия «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движений зависит от темпа, и наоборот. Так, например, в беге с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может остаться неизменной. В некоторых случаях (например, в вольных упражнениях, в гимнастике) при сохранении одной и той же амплитуды и скорости темп может изменяться за счет увеличения паузы между движениями. Темп движений во многих видах физических упражнений отражает, с одной стороны, уровень развития быстроты, а с другой — степень владения техникой. Например, чем больше развита у гребца быстрота движений, тем более высокую частоту гребков он может показать. В то же время, чем совершеннее его техника, тем при более высоком темпе он может правильно выполнять все элементы гребка. Способность занимающихся изменять темп движений в соревновательных условиях определяется их подготовленностью. У победителей в циклических видах спорта (гребля, бег на дальнюю дистанцию), как правило, вариативность темпа движений гораздо выше, чем у спортсменов, занявших в соревнованиях низкие места. Нахождение оптимального темпа — одна из главных задач при овладении техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном Циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения. При этом фиксируется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее высокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный. 4.7.3. Пространственно-временные характеристики Основная из них — скорость движения. Скорость движения — это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном — в радианах в секунду (угловая скорость). Если скорость движения постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется, — неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением. Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью (скорость возрастает) и отрицательным, имеющим направление противоположное направлению скорости (скорость убывает). Движения, выполняемые без скачкообразного изменения скорости, называются плавными, а движения неравномерно-ускоренные или неравномерно замедленные, т.е. движения «скачками», называют резкими. Обычно резкие движения одновременно бывают и неточными, резкие изменения скорости свидетельствуют о плохо выполненном или неверно усвоенном двигательном действии. В зависимости от величины скорости выделяют также быстрые и медленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наиболее удобную, и максимальную. Скорость бывает свободная и вынужденная. Например, у лыжника при подъеме в гору скорость произвольная, при спуске с горы — вынужденная. Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов. Например, в беге — от длины и частоты шагов, сопротивления воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых двигательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особенно к моменту выброса снаряда, зависит дальность броска. Без высокой скорости движений в момент толчка при прыжках невозможно прыгнуть высоко или далеко. Есть упражнения, в которых для достижения наибольшего результата важна не максимальная, а оптимальная скорость. К примеру, при метании копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартового разгона. Необходимо определить для каждого занимающегося такую скорость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального усилия. В некоторых действиях от скорости движений зависит своевременное решение тех или иных двигательных задач. Например, занятие выгодной позиции в спортивной игре, предупреждение нападения противника и т.д. При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость, т.е. проходить отдельные отрезки дистанции со скоростью по заранее составленному графику. Это позволяет целесообразно распределять свои силы на дистанции и отдалять момент наступления утомления. Умение произвольно управлять скоростью движений называют чувством скорости. Педагог, устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой двигательных действий должен учитывать, решаемую двигательную задачу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и степень физической подготовленности занимающихся, состояние организма в данный момент времени и т.д. 4.7.4. Силовые характеристики В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием «сила движения». Сила движения — это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и т.д. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д. Понятие «сила движения» является обобщенным. Хотя сила и зависит от прилагаемых мышечных усилий (напряжения), ее не следует отождествлять с мышечной силой. Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов. Внутренними силами являются: активные силы опорно-двигательного аппарата — силы тяги мышц; пассивные силы опорно-двигательного аппарата — эластичные силы реактивные силы — отраженные силы, возникающие при взаимо Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивают сохранение и направление изменения взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и остальные внутренние силы. Внешние силы складываются из: силы тяжести собственного тела; силы реакции опоры; силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой — при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей — при перемещении тела вверх. Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|