Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как процесс и результат обучения 3 страница




8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей

Проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков. От того, насколько человек владеет тем или "иным двигательным действием, в решающей мере зависит успешная реализация соответствующих физических способностей.

8.3. Принципы развития физических способностей

Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиняются разным закономерностям, несмотря на то, что объект воз­действия у них один — конкретный человек, выполняющий физические упражнения. Специфичность закономерностей требует и соответствующих педагогических (методических) воздействий их реализации: для обучения движениям — одни педагогические принципы, для развития физических способностей — другие. Кстати, это одна из характерных особенностей педагогического процесса при освоении двигательных действий.

Человеку, ведущему педагогический процесс в сфере физической куль­туры, приходится его строить в соответствии не только с принципами обу­чения и воспитания, но и с принципами развития физических способнос­тей. При этом следует учитывать, что принципы обучения физическим упражнениям (см. главу 6) отражают единые требования: любой педагоги­ческий процесс должен строиться на принципах сознательности, активно­сти и др. Однако конкретная реализация этих принципов (т.е. подбор средств и методов) должна соответствовать решаемым задачам (или зада­чам обучения, или задачам развития физических способностей). Предпо­ложим, при обучении двигательному действию принцип постепенности может реализоваться через построение системы подводящих упражнений, а при развитии физических способностей — через построение системы физической нагрузки.

Следовательно, любая методика развития физических способностей должна предусматривать специфическую реализацию дидактических прин­ципов. Поскольку обучение движениям связано с воздействием физичес­ких нагрузок на обучаемого, то возникает потребность в учете закономер­ностей реакции организма на предполагаемые нагрузки. Поэтому и существуют особые принципы, выражающие главным образом закономер­ности взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимо­сти от ее организации во времени.

8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий

Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физи­ческими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку последние развиваются и совершенствуются, прежде всего, в процессе деятельности, связанной с проявлением данных способностей. В основе этого принципа лежат закономерности, характеризующие влия­ние повторного воздействия движений и действий на организм человека, чередование работы и отдыха на фоне различных фаз восстановления рабо­тоспособности и обратимость развития способностей в случае неоправдан­но длительных перерывов между занятиями.

Регулярность воздействий при развитии физических способностей обес­печивается необходимым порядком выполнения тех или иных упражнений в рамках отдельного занятия, а также правильным чередованием занятий и интервалов отдыха между ними на протяжении какого-либо времени (не­дели, месяца, четверти, года и т.д.). В результате многократного выпол­нения двигательных действий в отдельном занятии и повторяемости самих занятий в организме человека происходят функциональные сдвиги, кото­рые характеризуют соответствующий эффект. Изменения, наступившие в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту заверше­ния занятия, обозначают как срочный (ближний) эффект. Этот эффект не исчезает сразу, а сохраняется некоторое время. Все изменения в состоя­нии организма, наблюдаемые после окончания предыдущего занятия до начала очередного занятия, называют отставленным, или трансформиро-

ванным эффектом. Если между занятиями следует слишком большой пере­рыв, то данный эффект может исчезнуть совсем, а это не скажется суще­ственным образом на развитии физических способностей. Поэтому для прогрессивного изменения показателей физических способностей или со­хранения достигнутого их уровня недопустимы перерывы, приводящие к утрате положительного эффекта занятий. Иными словами, педагог дол­жен так строить педагогический процесс, чтобы «следы» от каждого пре­дыдущего занятия наслаивались на эффект последующего (прибавлялись к нему). Благодаря такому сложению возникает кумулятивный (накапливаю­щийся) эффект, вызывающий глубокие адаптационные перестройки в орга­низме и позволяющий добиваться перевода органов и структур на каче­ственно новый функциональный уровень.

Следовательно, при практической реализации принципа регулярности важно обеспечить перманентность, т.е. постоянство, непрерывность адап­тационных перестроек функционального и структурного характера, состав­ляющих биологическую основу развития физических способностей. Это достигается в первую очередь соблюдением оптимального для совершен­ствования каждой способности режима двигательной активности, в осно­ве которого, как известно, лежит тот или иной порядок чередования ра­боты и отдыха.

8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий

Данный принцип базируется на закономерностях этапности и нерав­номерности развития физических способностей. Согласно этому принци­пу, необходимо сочетать в процессе совершенствования физических спо­собностей две, казалось бы, несовместимые тенденции — постепенность и предельность нагрузок.

Постепенность означает плавное увеличение нагрузки как в отдель­ном, так и в целом ряде занятий, постепенность в их увеличении облегча­ет приспособление организма человека к ним, содействует углублению и закреплению вызванных ими адаптационных перестроек и, тем самым, способствует созданию предпосылок перехода на новый, повышенный уро­вень нагрузок. Преждевременные, завышенные требования к органам и системам организма, не соответствующие их физическим возможностям, стремление к быстрому росту физических способностей (форсированная тренировка, «натаскивание») не только не содействуют этому росту, но и мвгут быть вредными для здоровья.

Следуют иметь в виду, что под влиянием нагрузки разные органы, системы и функции организма имеют неодинаковые темпы морфологичес­кого совершенствования. Отсюда понятно, что применение в процессе занятий упражнений различной направленности требует в каждом случае своей постепенности в повышении нагрузок, т.е. прибавки в уровне на­грузок. Например, значительных успехов в увеличении подвижности в суставах для упражнений «шпагат» можно достичь за 3 месяца занятий, а для заметного увеличения объема лишь нескольких групп мышц двигатель­ного аппарата требуется не менее 6 месяцев. В то же время для серьезного улучшения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем нужно не менее 10—12 месяцев регулярных занятий. Говоря о физических способно стях, эти различия можно упрощенно выразить следующим образом: гиб­кость прибавляется от дня ко дню; сила — от недели к неделе; быстрота — от месяца к месяцу; а выносливость — от года к году.

Постепенность в повышении нагрузок не исключает, а предполагает применение так называемых предельных (максимальных) нагрузок, кото­рые при определенных условиях могут вызвать наиболее значительные про­грессивные изменения уровня развития физических способностей. Пре­дельной нагрузкой считают такую, которая в полной мере мобилизует функциональные резервы организма человека, но не выходит за границы его адаптационных возможностей. Она не наносит ущерба нормальному функционированию организма и не приводит к его перенапряжению, пе­ретренировке. Понятие «предельная» нагрузка имеет относительный ха­рактер: то, что является предельной нагрузкой при одном уровне подго­товленности перестает быть таковой при другом. Так, по мере увеличения функциональных возможностей организма в процессе систематических за­нятий прежде максимальная нагрузка может стать самой обычной.

Таким образом, фактические показатели максимальной нагрузки можно определить лишь относительно данного конкретного физического состоя­ния человека.

Разумеется, максимальные нагрузки при развитии физических спо­собностей должны применяться лишь при наличии соответствующей под­готовленности занимающихся, с учетом их возраста, индивидуальных осо­бенностей, а также специфики самих нагрузок и, конечно, при соблюдении других принципов.

Величина физической нагрузки характеризуется ее объемом и интен­сивностью. В связи с этим повышение нагрузки будет осуществляться за счет увеличения объема работы или интенсивности ее выполнения либо одновременного изменения двух показателей. В практике используются различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-вос­ходящая, ступенчатая, волнообразная и скачкообразная.

8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера

Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесооб­разного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельного за­нятия, так и в рамках серии занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерностей «переноса» физических способностей и зако­номерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха.

В процессе развития физических способностей могут использоваться нагрузки преимущественно избирательного и комплексного характера, различной величины — большие, значительные, средние и малые. Пер­вые предусматривают преимущественное развитие отдельных способнос­тей, к примеру, скоростных или силовых, а вторые — обеспечивают пос­ледовательное или параллельное (одновременное) совершенствование разных способностей, скажем, скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера и т.д.

Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при разви­тии одной какой-либо способности в отдельном занятии или серии заня­тий оказывает на организм человека более глубокое, но локальное воздей­ствие по сравнению с комплексными нагрузками. В практике встречаются различные варианты сочетания нагрузок избирательной направленности. К примеру, для развития аэробной выносливости лыжника-гонщика на протяжении одного занятия можно применять передвижение только на лыжероллерах. Однако выполнять это тренировочное упражнение нужно в режиме различных методов: вначале следует использовать интервальный метод, а потом — равномерный или наоборот, можно использовать комп­лекс различных однонаправленных средств в структуре одного метода тре­нировки.

Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие на организм. При использовании нагрузок комплексной направленности с последовательным развитием различных способностей в первую очередь необходимо:

Определить рациональную последовательность, т.е. порядок и оче­
редность введения в занятие нагрузок, содействующих развитию разных
способностей.

Выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности на­
грузок.

Доказано, что нагрузки скоростного характера создают благоприят­ный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости. Последние же оставляют за собой фон, кото­рый в течение ряда часов (если возрастание было значительным) может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений. Ус­тановлено также, что скоростные нагрузки хорошо сочетаются с воздей­ствиями силового характера, причем положительное последействие может иметь место при известных условиях, как в том случае, когда силовые упражнения предшествуют скоростным, так и при обратной последова­тельности.

Поэтому при выборе оптимальной последовательности нагрузки в ком­плексных занятиях целесообразно придерживаться следующего порядка применения по их преимущественной направленности:

Это справедливо и для последовательности упражнений внутри отдель­ных занятий, и для очередности занятий в недельных или близких к ним по длительности циклах. Конечно, указанный порядок не является един­ственным в практике физического воспитания и спорта. В зависимости от целого ряда факторов (подготовленности занимающихся, величины и ди­намики применяемых нагрузок, общей направленности занятий и т.д.) может встречаться и иной порядок сочетания.

Вопрос о соотношении объема или интенсивности нагрузок в каждом
конкретном случае должен решаться с учетом их характера, направленно­
сти и последовательности применения, функционального состояния, ин­
дивидуальных особенностей занимающихся и т.п... ■

Рис. 8.2. Схемы комплексно-параллельной (1) и комплексно-последовательной форм

организации нагрузок (2). (ТВ - тренировочные воздействия; А, В, С - нагрузки различной

преимущественной направленности)

Комплексно-параллельной организации нагрузок присуще одновремен­ное использование на каком-то этапе подготовки воздействий нагрузок раз­личной преимущественной направленности. Подобная система организа­ции, несмотря на повышение интенсивности или объема работы, создает монотонное валовое воздействие на организм. При этом дифференциро­ванные приспособительные реакции организма на специфические компо­ненты нагрузки выражены слабо, поскольку его адаптационная перестройка носит обобщающий характер. В результате, развивающий эффект нагрузки быстро исчезает, адаптационный процесс замедляется, а уровень развития физических способностей стабилизируется или даже снижается.

На рис. 8.2 представлены принципиальные схемы комплексно-после­довательной и комплексно-параллельной форм организации нагрузок раз­личной направленности в рамках длительного периода занятий. Выбор того или иного варианта сочетания и размещения нагрузок зависит от постав­ленных задач, уровня подготовленности и от этапа занятий.

8.3.4. Принцип целенаправленности

и адаптивной адекватности воздействий

В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности. Полезность адаптивных изменений в органах и системах, ответственных за неуклонное повышение способностей, будет тем выше, чем они адекватней физической нагрузке. Под влиянием нагрузки происходят биохимические, морфологические, физиологические и психоло­гические изменения в организме, которые вызывают определенный развива­ющий эффект. В результате последовательного суммирования организмом многих эффектов, создаваемых в процессе физического воспитания, обеспе­чивается постепенный и неуклонный рост способностей.

Однако подобное повышение уровня развития способностей происхо­дит лишь тогда, когда обеспечивается целенаправленность и адекватность (сообразно поставленной цели) тренировочных воздействий. В соответ­ствии с этим при выборе оптимального режима физической активности при развитии физических способностей необходимо, прежде всего, правильно определить направленность и величину физической нагрузки, ее объем и интенсивность; создать условия для оптимального чередования нагрузок силового, скоростного, координационного характера с отдыхом как в рамках одного занятия, так и в системе занятий; предусмотреть соот­ветствующие формы повышения нагрузок на протяжении определенного времени и порядок их варьирования.

8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий

Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соот­ветствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. приме­нительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза. Конечно, это не означает, что следует идти на поводу у закономерно наступающих с возрастом изменений в различных органах и системах организма. Речь идет о том, чтобы с учетом этих изменений обеспечить в ходе многолетних за­нятий своевременное и избирательное воздействие на соответствующие психофизиологические функции, свойства.

В годы возрастного созревания организма, зная критические периоды в формировании той или иной способности, возможно направленно и эффективно влиять на уровень их развития и более полно использовать потенциальные возможности организма. Для пожилого и старшего возра­ста характерны инволюционные изменения в организме. В этом возраст­ном периоде необходимо стремиться не столько к поступательному увели­чению уровня физической подготовленности, сколько по возможности противодействовать регрессивным изменениям в развитии способностей.

8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей

Суть его состоит в том, что используемые педагогические воздействия (средства, методы и формы) соответствовали степени развития этих спо­собностей у индивида. Но это соответствие не должно быть абсолютным.

 

Зона опережающего воздействия методики

Время

МЕТОДИКИ

и

я

Рис. 8.3. Схема опережающего использования методики для постоянного развития..„.,..„, физических способностей,,„^ГК11,!,.шиш;

Чтобы постоянно развивать физические способности, внешние воздействия должны опережать внутреннее развитие конкретной способности. Если такого соответствия с некоторым опережением внешних воздействий над внутренними не будет, то в развитии способностей образуется остановка, застой («плато»). «Плато» в развитии способностей, как правило, есть результат шаблонной методики, нарушения принципа опережающего со-! ответствия, отставания использования методических приемов от развития способностей. Схематично идея опережающего использования различных методов для постоянного совершенствования физических способностей представлена на рис. 8.3.

8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей

Предполагает соблюдение оптимального соотношения (пропорциональ ности) в уровне развития способностей у человека на каждом этапе возрас­тного развития. Лучшая соразмерность в развитии тех или иных способнос­тей обеспечивает более высокий уровень результатов в отдельных упражнениях,

В табл. 8.1 приведены показатели соразмерности в развитии скорост­ных возможностей и выносливости у олимпийского чемпиона в беге н коньках Эрика Хайдена (США) в различных зонах мощности — от субмак­симальной (бег на 500 м) до зоны большой мощности (бег на 10 000 м) Видно, что хотя и происходит снижение скорости от дистанции к дистан­ции, но степень ее уменьшения не такая значительная на смежных дистан­циях. Очевидно, это и позволило Э. Хайдену выиграть олимпийские ме­дали на всех четырех дистанциях.

Таблица 8.

Показатели соразмерности скоростных возможностей и выносливости при беге на коньках Э. Хайдена

 

Дистанции
      10 000
Скорость м/с % Скорость м/с % Скорость м/с % Скорость м/с %
12,4   11,7 94,3 10,5 84,6 10,2 82,2

Достигнуть необходимой соразмерности в развитии отдельных cnocoi ностей можно за счет рационального распределения различных среде подготовки в процессе занятий.

8.3.8. Принцип сопряженного воздействия

Основывается на органическом взаимодействии процессов развит! физических способностей и формирования двигательных навыков и на во можности его регулирования. Согласно этому принципу тренировочнь

воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых спо­собностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конк­ретного упражнения. Это достигается путем подбора специальных упраж­нений, направленных на одновременное развитие силы, выносливости и других способностей и на совершенствование отдельных элементов двига­тельного навыка или навыка в целом. В плавании для развития силы мышц рук в структуре гребка рекомендуется плавание на руках с буксировкой партнера или плавание на резиновом шнуре с преодолением его натяже­ния; в легкой атлетике — прыжковые упражнения, прыжки в длину и в высоту, выполняемые с утяжеленным поясом.

Глава 9

СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ

9.1. Понятие о силовых способностях, их виды.

Факторы, определяющие уровень развития

и проявления силовых способностей

Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.

МЫШЕЧНАЯ СИЛА как характеристика физических возможностей че­ловека— это способность преодолевать внешнее сопротивление или противо­действовать ему за счет мышечных напряжений.

Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышеч­ную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двига­тельных действий мышцы могут проявлять силу:

При уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометри-
ческий режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке
средним или широким хватом).

При ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрический режим, на­
пример, приседание со штангой на плечах или груди).

Без изменения длины (удерживающий, т.е. изометрический режим,
например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в
течение 4—6 с).

При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, т.е.
ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опус­
кание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»).

Первые два режима характерны для динамической, третий — для ста­тической, четвертый — для статодинамической работы мышц. Эти режи­мы работы мышц обозначают терминами «динамическая сила» и «стати­ческая сила». Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в 2 раза превосходящие изометрические показатели.

В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно
и быстро. Это характер их работы...,-,,,,.ч*лк< -■

Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных движениях, зависит от скорости движения: чем больше скорость, тем больше и сила (рис. 9.1).

В изометрических условиях скорость равна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцы раз­вивают в условиях преодолевающего режима. С увеличением скорости дви­жений величины проявляемой силы уменьшаются.

В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю, величины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрических условиях.

В соответствии с данными режимами и характером мышечной дея­тельности силовые способности человека подразделяются на два вида:

собственно силовые, которые проявляются в условиях статического
режима и медленных движений;

скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых дви­
жений преодолевающего и уступающего характера или при быстром пере­
ключении от уступающей к преодолевающей работе.

Рис. 9.1. Связь между силой и скоростью в преодолевающем и уступающих режимах (по Б. Абботу и др.)

Vi и V2 — скорость уменьшения и увеличения длины мышцы; Pi и Рг - соответствующие этим скоростям!

величины силы в преодолевающем (миометрическом) режиме; ft и h - соответствующие величины силы

в уступающем (плиометрическом) режиме; Ро - максимальная изометрическая сила

Собственно силовые способности человека могут проявляться при удер жании в течение определенного времени предельных отягощений с мак симальным напряжением мышц (статический характер работы) или npi перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорост практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают макси мальной величины (характер работы по спортивной терминологии мед ленный, динамический, «жимовой»). В соответствии с таким характе ром работы мышечная сила может быть статической и медленно динамической.

Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, в которы наряду со значительной силой требуется и существенная скорость движе ния. При этом чем выше внешнее отягощение, тем больше действие apv

 

бретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным.

Формы проявления скоростно-силовых способностей во многом зави­сят от характера напряжения мышц в том или ином движении, который выражается в различных движениях скоростью развития силового напря­жения, его величины и длительности.

Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является «взрывная» сила — способность проявлять большие величины силы в наи­меньшее время. Она имеет существенное значение при старте в спринтер­ском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т.д.

Если зарегистрировать динамограмму отталкивания при прыжке вверх с места у квалифицированного спортсмена и новичка, то кривая взрывного усилия у мастера спорта показывает не только высокий уровень проявления силы, но и достижение ее за очень короткий промежуток времени (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Проявления «взрывной» силы при прыжке вверх у мастера спорта (1) и начинающего спортсмена (2)

Видно, что у мастера спорта не только высокий уровень проявления силы, но и самое главное то, что максимальных величин силы он достига­ет за очень короткий промежуток времени.

Кривая взрывного усилия трехкомпонентна и качественно определяет­ся такими свойствами нервно-мышечного аппарата, как максимальная сила мышц, способность к быстрому проявлению внешнего усилия в начале рабочего напряжения мышц (стартовая сила), способность к наращива­нию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы — ускоряю­щая сила. Установлено, что эти свойства в той или иной степени присущи человеку любого возраста, пола, независимо от того, занимается он спортом или нет, и вида двигательной деятельности.

Уровень развития «взрывной» силы можно оценить с помощью скоро-стно-силового индекса, который вычисляется по следующей формуле:

J = F max / t max,

где: /— скоростно-силовой индекс;

.Fmax — максимальное значение силы, показанной в данном движении;

tmax — время достижения максимальной силы. „:

Силу мгновенно проявить нельзя. Мышцам неооходими пН~..~.,...

проявить максимальную силу. Установлено, примерно через 0,3 с от нача­ла движения мышца проявляет силу, равную 90% от максимума. В то же время в спорте есть много движений, которые выполняются за время мень­шее, чем-0,3 с. К примеру, время отталкивания в беге у сильнейших сприн­теров длится 100—60 мс, в прыжках в длину 150 мс, в прыжках в высоту способом «фосбюри-флоп» — 180 мс, на лыжах с трамплина — 200—180 мс, финальное усилие в метании копья примерно 150 мс. В этих случа­ях человек не успевает проявить максимальную силу. Поэтому ведущим фактором силовых способностей будет не сама величина проявляемой силы, а скорость ее нарастания, т.е. градиент силы. Подтверждением этому слу­жит уменьшение времени, затрачиваемого на выполнение движений в ме­тании копья, толкании ядра, отталкивании в беге, прыжке и т.д. с рос­том квалификации спортсменов. О величине градиента силы можно судить по значениям тангенса угла наклона касательной к кривой F(t) на началь­ном участке (см. рис. 9.2). Его величина характеризует уровень развития стартовой силы.

Таким образом, в скоростно-силовых упражнениях повышение макси­мальной силы может не привести к улучшению результата. На спортивном жаргоне это означает, что человек «накачал» такую силу мышц, которую не успевает проявить в короткое время. Следовательно, человек, имею­щий меньшие силовые показатели, но высокие значения градиента, мо­жет выиграть у соперника с большими силовыми возможностями.

Рис. 9.3. Кривые нарастания силы у двух спортсменов

Из рис. 9.3 видно, что у спортсмена А — большая сила и низкий градиент силы. У спортсмена Б, наоборот, градиент силы высок, а мак­симальные силовые возможности небольшие. При большой длительности движения (Ь), когда оба спортсмена успевают проявить свою максималь­ную силу, преимущество оказывается у более сильного спортсмена А. Если же время выполнения движения очень коротко (меньше ti), то преимуще­ство будет на стороне спортсмена Б.

В результате современных исследований выделяется еще одно новое проявление силовых способностей, так называемая способность мышц на­капливать и использовать энергию упругой деформации («реактивная способность»). Она характеризуется проявлением мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. при быстром переключении их от уступающей работы к преодолевающей в условиях мак­симума развивающейся в этот момент динамической нагрузки (см. рис. 9.1). Предварительное растягивание, вызывающее упругую деформацию мышц, обеспечивает накопление в них определенного потенциала напря­жения (неметаболической энергии), который с началом сокращения мышц является существенной добавкой к силе их тяги, увеличивающей ее рабо­чий эффект.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных