ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как процесс и результат обучения 7 страницаЧувство времени», например, — точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности (времени преодоления дистанции, времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полетной фазы в прыжках в воду, времени броска в баскетболе или рывка штанги и т.п.), очень важно во многих, если не во всех видах двигательной деятельности. Упражнения, направленные на развитие «чувства времени», в большинстве случаев основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Выявляется временная ошибка с учетом ее знака («+» или «—»). Величина ошибки и позволяет судить о степени развития «чувства времени» у конкретного индивида. В процессе совершенствования способности различать временные параметры используются разнообразные упражнения (табл. 11.2). Таблица 11.2 Типичные упражнения для развития «чувства времени» в циклических локомоциях
Установлено, что спортсмены-бегуны, использующие в тренировочных занятиях приемы сравнительной оценки, обладают лучшей точностью восприятия времени. Менее точны бегуны, пользовавшиеся дифференцированной оценкой, и, наконец, еще менее точно оценивают время бегуны, ориентирующиеся лишь на суммарную оценку. Большое значение при формировании «чувства времени» в последнее время придается использованию в физическом воспитании и спорте различных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуколидеров, приборов срочной информации и др.), позволяющих воспринимать, корректировать, моделировать и программировать длительность, темп, ритм и другие временные характеристики движения. К примеру, в спортивной ходьбе используется миниатюрное контрольно-информационное устройство (тензометрические стельки, электронные передающие и сигнальные элементы), закрепляемое на спортсмене, которое при нарушении двухопорной фазы мгновенно начинает подавать световые или звуковые сигналы. «Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта (цели), размеров площадки или препятствий, амплитуды, направления, формы движения и т.п. Это, например, расстояние между боксерами во время поединка, расстояние между игроками и корзиной в баскетболе, направление, траектория полета волейбольного мяча, расстояние между ОЦТ и планкой при прыжках в высоту с разбега. В процессе целенаправленного совершенствования точности пространственных ощущений в том или ином виде деятельности мы тем самым совершенствуем и «чувство пространства», которое приобретает глубоко специализированный характер. Это находит свое выражение в «чувстве дистанции», «чувстве планки», «чувстве барьера» и в других тонко специализированных пространственных восприятиях. Точность активного воспроизведения угловых смещений в локтевом суставе наиболее заметно развивается у детей в возрасте от 4 до 10 лет. К 13—14 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель и т.д.), достигают высокого уровня развития, приближаясь к показателям взрослого человека. Роль сенсорных систем в формировании способности к ориентации в пространстве у детей, по данным некоторых авторов, различна. Ряд исследователей отмечают, что пространственная ориентация у детей 2—7 лет опирается на зрительную, затем вестибулярную и, наконец, слуховую афферентацию. Кинестетические сигналы при этом не имеют большого значения. Иной точки зрения на участие кинестезии в пространственной ориентации придерживается B.C. Фарфель. Он утверждает, что важную роль при двигательной ориентировке детей в пространстве, наоборот, играет кинестетический контроль. При развитии «чувства пространства» применяются следующие типы заданий: На точность воспроизведения эталонных пространственных харак На точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток
С постепенным увеличением величины различий в пространствен С постепенным уменьшением величины различий заданных пара С чередованием резко контрастных упражнений, т.е. таких, кото С постепенным сближением величины грубых и тонких дифферен- Как доказал рядом научных изысканий B.C. Фарфель, методика «сближаемых заданий» гораздо эффективнее, чем простое многократное повторение упражнения. Для успешного выполнения заданий используются различные методические приемы. В частности, моделирование заданных положений и перемещений тела на специальных макетах и муляжах; направленное прочувствование пространственных параметров движений на тренажерах или с помощью преподавателя (партнера); введение в обстановку действия дополнительных предметных и символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду и форму траектории движений, длину шагов, место отталкивания и приземления; мячей на подвесках; флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий в зале или на открытой площадке; экстренная сигнализация о величинах допущенных ошибок с помощью приборов срочной информации. Важную роль в развитии «чувства пространства» играет направленное воздействие в процессе физического воспитания на функции анализаторов (зрительного, вестибулярного и др.). Точность различения силовых параметров движений свидетельствует об эффективности их управления. Для каждого возрастного этапа характерна своя специфика б развитии различных видов силовой точности. К примеру, наиболее интенсивно способность оценивать вес предметов возрастает от 8 до 10 лет. А способность воспроизводить заданную величину мышечного напряжения в изометрических условиях почти не меняется от 5 до 10 лет, лишь после 11 лет она начинает улучшаться вплоть до 16 лет. По сравнению с детьми младшего школьного возраста у подростков точность дифференцирования мышечных усилий улучшается примерно в 2 раза. Способность управления мышечными напряжениями. Средствами развития точности силовых параметров движений являются упражнения с отягощениями, при выполнении которых вес предметов дозируется определенным образом. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метания снарядов различного веса, а также упражнения на тренажерах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия. Работа над повышением точности силовых параметров движений приводит к формированию «чувства мышечных усилий». Это чувство, которое в различных двигательных действиях приобретает довольно специфический характер. Методика развития способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результатами. Установлено, что в достаточно короткие сроки повысить уровень развития этой способности можно с помощью методов срочной объективной информации. Совершенствование способности сохранять равновесие. Равновесие как компонент координационных способностей — это сохранение устойчиво-го положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Они мало коррелируют между собой. Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, — одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в профессиональной деятельности (например, строителей, монтажников, моряков) и в некоторых видах спорта (фигурном катании на коньках, гимнастике, акробатике, горнолыжном и парашютном спорте и т.п.) значительно определяется уровнем развития функции равновесия. Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровождается ухудшением общего самочувствия, головокружением, тошнотой, рвотой и даже обморочными состояниями. Недостаточное развитие статокинетической устойчивости препятствует освоению техники движений, снижает степень проявления других физических способностей. У детей эта способность достигает уровня, характерного для взрослых, не занимающихся спортом, к 13—14 годам у мальчиков, и к 10—12 годам — у девочек. Для развития статокинетической устойчивости применяются так называемые упражнения на равновесие, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела. В качестве таковых используются упражнения связанные: с балансированием в позах, отличающихся биомеханически невы с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с с сохранением статической и динамической устойчивости в усло Известно, что при сохранении той или иной позы, тело человека не остается абсолютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает. Сохранить устойчивость помогает такая регулировка равновесия, при которой при колебаниях тела проекция его ОЦТ (отвесная линия, опущенная из ОЦТ на опору) не выходила за пределы площади опоры. Чем совершеннее функция равновесия у человека, тем быстрее он восстанавливает позу тела. По мере улучшения равновесия происходит уменьшение амплитуды (размаха) колебаний тела и увеличение их частоты. С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с детьми школьного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры. Скажем, такие, как «Совушка», «Бой петухов» и др. Кроме этого, важное место при развитии равновесия занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование функций вестибуляторного аппарата, которые выполняются на различного рода вспомогательных устройствах и специальных тренажерах — подвесные качели, мопеды, циклопеды и допинги, центрифуги и др. В настоящее время применяется активный, пассивный и комбинированный (смешанный) методы тренировки статокинетической устойчивости. При активном методе занимающиеся многократно выполняют специальные упражнения, направленные на адекватное раздражение вестибулярного аппарата (различные повороты, наклоны и круговые движения головой и туловищем, кувырки и др.). Пассивный метод дает значительный эффект при применении специальных приспособлений (кресло Барани, двухштанговые и четырехштанговые качели, допинги, центрифуги и т.п.). Недостатком пассивного метода является то, что в процессе занятий может возникнуть перераздражение вестибулярного аппарата, особенно у лиц обладающих повышенной возбудимостью. Как следствие этого — велика вероятность появления у них отрицательных эмоций и нежелания заниматься на снарядах. Эффективным методом развития равновесия является комбинированный метод. Для стимулирования процесса совершенствования способности поддерживать равновесие целесообразно использовать соответствующие методические приемы (табл. 11.3). Необходимо отметить, что упражнение на равновесие следует включать во все части урока. Их целесообразно чередовать другими упражнениями, чтобы развитие статокинетической устойчивости осуществлялось наряду с развитием всех остальных способностей. Совершенствование ритмических способностей. Важным фактором, характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритмичность, как сенсорномо-торная способность человека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наименее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Умение правильно определить необходимый ритм движений также важно для преподавателя, как и умение оценивать скорость, темп передвижения, амплитуду (размах) и другие характеристики. Как только улавливается целесообразный ритм движений, резко улучшается спортивный результат. У занимающихся возникает ощущение неожиданной легкости, он понимает, что нашел нечто важное, потому что, прилагая меньше усилий, чем раньше, достигает большего эффекта. Люди существенно различаются в способности улавливать и воспроизводить заданный ритм. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя способами: Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких-либо параметров движений (пространственных, временных, силовых) от заданного ритмического эталона.
Обнаружено наличие двух относительно независимых ритмических способностей. Первые главным образом проявляются при равномерном, а вторые — при неравномерном совершении ритмических движений. Ритмические способности тренируемы. Одним из важных условий их развития является направленное совершенствование у занимающихся музыкально-двигательного чувства, точности восприятия и отражения в движении тела длительности музыкальных звуков и их соотношений, точности восприятия и отражения метрических акцентов, способности соразмерять усилия во времени и в пространстве, согласовывать длительность каждого движения с музыкой, а также с движениями партнера (группы). Средствами развития ритмичности могут быть: упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений упражнения в движении — ходьба с хлопками в ладоши, ходьба и танцевальные упражнения; импровизированные упражнения — двигательная импровизация по Совершенствование способности к произвольному расслаблению мышц. Координационные способности в значительной мере определяются способностью к произвольному расслаблению мышц. Эта способность у большинства людей, не имеющих специальной подготовки, выражена недостаточно. У людей, занимающихся спортом, она выше, чем у неспортсменов. Причем у женщин-спортсменок процесс расслабления мышц протекает активнее, чем у мужчин, и это позволяет им выполнять мышечную работу более экономично. При плохой способности произвольно управлять расслаблением различных мышечных групп ухудшается кровоснабжение мышц и возрастают энерготраты, снижается скорость движений и величина развиваемых усилий, ухудшается техника движений и пр. Существует мнение, что в ско-ростно-силовых упражнениях, характеризующихся однократным мощным усилием, совершенствование данной способности существенно не влияет на спортивные достижения. Однако в циклических упражнениях более совершенный механизм расслабления мышц уже в начале систематической тренировки обусловливает повышение спортивных результатов. Выделяют две формы расслабления мышц. Первая форма характеризует общую способность человека к расслаблению и выражается в умении не напрягать мышечные группы, не участвующие в работе. Например, любые излишние напряжения мышц плечевого пояса во время спринтерского бега (легкая атлетика, конькобежный спорт) уменьшают эффективность работы мышц нижних конечностей в той большей степени, в какой выше скорость и сильнее напряжение мышц. Вторая форма характеризует скорость расслабления мышц сразу же после их рабочего напряжения. Здесь возможны два случая последующей активности мышц — переключение активности на другие мышечные группы (например, выполнение подседа после завершения тяги при рывке и толчке штанги характеризуется мгновенным переключение мышц — разгибателей тела от предельного напряжения в состояние полного расслаоления; или повторное включение в работу тех же групп мышц (скажем, в беге, плавании, гребле и других циклических локомоциях имеет место чередование интенсивного напряжения и расслабления одних и тех же мышечных групп). - В последнем случае скорость расслабления мышц является важным фактором, определяющим и лимитирующим спортивные достижения, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Для развития способности к произвольному расслаблению мышц применяются специальные упражнения, включающие различные формы чередования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Выделяют три группы: I. Упражнения, в которых занимающиеся овладевают умением ощу Степень напряжения мышц уменьшается до ощущения тяжести Под действием постепенного расслабления мышц звено тела пере Быстрый, четкий переход от напряжения мышц к их расслабле II. Упражнения, направленные на развитие способности расслаблять III. Упражнения общеразвивающего характера, при которых главное Важную роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц играют такие методические приемы: предварительное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на фазе расслабления; контроль за мимической мускулатурой лица, которая, как правило, хорошо отражает общую координационную напряженность; концентрация внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом, способствующим расслаблению по механизму моторно-висцеральных рефлексов; использование зву-ко-, свето- и ритмолидеров или музыкального сопровождения; применение отвлекающе-раскрепощающих заданий; переключение зрительного контроля процесса движения на обстановку; решение арифметической задачи по ходу упражнения, например, подсчитать число шагов за время преодоления дистанции и т.п.; использование аутогенной тренировки, массажа, сауны.
Глава 12 ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ 12.1. Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости ВЫНОСЛИВОСТЬ — способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, то выносливость можно также определить как способность организма противостоять утомлению. Утомление — это состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности. Оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью. Развитие утомления проходит через 3 фазы: Фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастаю Фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на Фазу полного утомления. Рис. 12.1. Типичные изменения скорости, частоты и длины шагов при беге на коньках на 5000 м I - фаза компенсированного утомления; II - фаза декомпенсированного утомления; III - фаза полного утомления На рис. 12.1 показаны типичные изменения скорости передвижения, длины и частоты шагов при утомлении в циклических двигательных действиях (на примере бега на коньках). В фазе компенсированного утомления, несмотря на уменьшение длины шагов, заданная скорость сохраня ее реюошлл " ' I Or ется за счет увеличения их частоты. Можно полагать, что утомление первично проявляется в уменьшении силы сокращения мышц, приводящее к снижению силы и скорости отталкивания и уменьшению длины шагов. Частота шагов здесь играет роль компенсаторного механизма, препятствующего до определенного момента резкому снижению скорости. В фазе декомпенсированного утомления, несмотря на возросшую частоту шагов, скорость падает. Установлено, что при прочих равных условиях у более выносливых людей наступает позже как первая, так и вторая фаза утомления, а также в меньшей степени выражено падение работоспособности в фазе полного утомления. Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других — позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих — помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.). О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей: Внешних (поведенческих), которые характеризуют результативность Внутренних (функциональных), которые отражают определенные из Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях: пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» минимальное время преодоления достаточно протяженной дистан наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до В силовых упражнениях выносливость характеризуется: числом возможных повторений этого упражнения (предельным ко предельным временем сохранения позы тела или наименьшим вре наибольшим числом движений в заданное время (например, при При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости. нутренние показатели выносливости: изменения в ЦНС, сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной и других системах и органах человека в условиях утомления. Выносливость зависит от уровня развития у человека других физических способностей. В связи с этим предлагают использовать два типа показателей: Абсолютные — без учета уровня развития силовых, скоростных и Относительные — с учетом развития силовых, скоростных и коор Если, к примеру, всем занимающимся предлагают пробежать одну и ту же дистанцию, то результаты в беге будут характеризовать абсолютные показатели выносливости. При этом нередко одинаковые результаты у разных людей не свидетельствуют об их равной выносливости, так как не учитываются уровни развития других физических способностей, от которых зависит ее проявление. Когда же сравнивают показатели выносливости у людей, имеющих относительно одинаковые уровни скоростных, силовых и координационных способностей, то получают показатели относительной выносливости. Сравнивание возможностей в проявлении выносливости достигается путем вычисления определенного процента от максимума у конкретных людей, например, 60% от максимальной скорости бега и 50% от максимальной мышечной силы при поднятии штанги. Для оценки относительных показателей выносливости применяются различные коэффициенты и индексы выносливости, которые определяются расчетным путем с помощью соответствующих формул. В данном случае сильный и слабый будут выполнять одинаковую по отношению к своим возможностям работу. Люди, плохо реализующие свои скоростные или силовые возможности, имеют, как правило, и низкие абсолютные показатели выносливости. Структура выносливости в каждом случае определяется спецификой и условиями конкретного вида деятельности. Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда факторов: наличия энергетических ресурсов в организме человека; уровня функциональных возможностей различных систем организ быстроты активизации и степени согласованности в работе этих си устойчивости физиологических и психических функций к неблагоп экономичности использования энергетического и функционально подготовленности опорно-двигательного аппарата; совершенства технико-тактического мастерства; личностно-психологических особенностей (интереса к работе,
реди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия деятельности. Эти факторы имеют значение во многих видах двигательной деятельности, но степень проявления каждого из них (удельный вес) и их соотношение различны в зависимости от особенностей конкретной деятельности. Поэтому существуют разнообразные формы проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|