Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как процесс и результат обучения 11 страница




//. По основному предмету и программному содержанию занятий:

Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебно­
го материала. На этом уровне обобщенно различаются уроки гимнастики,
легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. — виды. В пределах
каждого предмета вьщеляются уроки спортивной (или иной) гимнастики,
баскетбола, фехтования на рапирах, прыжков на лыжах, беговой подго­
товки в легкой атлетике и т.п. разновидности.

Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материала,
например, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие заня­
тия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого клас­
сификационного уровня отличаются также структурой и методикой прове­
дения.

///. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физи­ческого воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:

Уроки образовательной направленности. Их основным содержанием
являются формирование и совершенствование специфических знаний, дви­
гательных и интеллектуальных умений и навыков, а также обучение при­
менению их в изменяющихся условиях. При этом воспитательные и гиги­
енические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той
мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствами
учебной работы.

Уроки со специальной воспитательной направленностью служат пре­
имущественно целевому совершенствованию интеллектуальных, волевых
и эмоциональных качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения и
физического развития в них отводится ограниченное, подчиненное место.

Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью предназна­
чены для решения задач физического развития и укрепления здоровья.
Они частично связаны с попутным решением некоторых воспитательных и
образовательных задач. Уроки с гигиенической направленностью харак­
терны для общего физического воспитания. Они применяются в работе с
детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную
роль в спортивной тренировке.

Комбинированные уроки, содержание которых направлено на реше­
ние задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.

В пределах каждого типа предыдущего классификационного ряда име­ется детальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых на раз

 

личных этапах обучения дидактических (учебных) задач уроки с образова­тельной направленностью делятся на:

вводные;

уроки изучения нового материала;

уроки совершенствования изученного и применения в новых усло­
виях двигательной деятельности;

контрольные (учетные, зачетные);

смешанные, в которых характерные для перечисленных разно­
видностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных про­
порциях.

Каждая из перечисленных разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности не только в расположении учебного ма­териала, но и в построении учебных ситуаций. При этом возникает про­блема выбора применения наиболее эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направле­ний, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в го­товой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов, возникает необходи­мость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по мето­дическим особенностям.

Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три ос­новных вида:

с избирательными воспитательными воздействиями;

с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздей­
ствиями;

контрольные.

Первые имеют наибольшее распространение в спортивной трениров­ке, вторые — больше в общем физическом воспитании и прикладной фи­зической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со специальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздей­ствием.

Контрольные уроки имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку они связаны с проверкой подготовленности зани­мающихся.

Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направ­ленные на гармоническое общее морфофункциональное развитие организ­ма, улучшение телосложения, формирование и поддержание хорошей осан­ки. Второй вид — уроки компенсаторные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

В практике физкультурных учебных заведений, на факультетах повы­
шения квалификации, курсах и сборах преподавателей физического вос­
питания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые
методические уроки. Они служат целям формирования методических уме­
ний и навыков будущих педагогов, а также повышению квалификации уже
работающих.

Отличительной особенностью методических уроков является направ­ленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они прово­дятся как с группой обучаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физи­ческой культуры и т.п. В первом случае занятия носят модельный ха­рактер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевопло­щаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущи­ми ему конкретными признаками, методические уроки являются наи­более эффективными.

Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются ввод­ными, попутными и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным мето­дическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстра­цию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.

15.3. Содержание занятий урочного типа

Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению при­знаками. В связи с этим сложным и многозначным является содержание урока физического воспитания. Оно представлено следующими характер­ными сторонами.

Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Со­
держание определяется задачами, которые отражают предмет и направ­
ленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся,
а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в зна­
ниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно
все содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражне­
ний. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и долж­
ны рассматриваться как одна из важных его сторон.

Деятельность педагога — вторая сторона содержания. В уроке все­
гда взаимодействуют учитель и ученик. Педагог — непосредственный тво­
рец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспи­
тательных ситуаций, через которые он умело ведет своих учеников к цели.
Действия занимающихся прямо или косвенно обусловлены деятельностью
преподавателя, к которой относится следующее: сообщение и разъяснение
цели и задач урока, формулировка конкретных заданий и организация их
выполнения, наблюдение за действиями занимающихся, анализ, обоб­
щение и оценка этих действий, регулирование нагрузок, управление пове­
дением отдельных учеников и коллектива занимающихся в целом, коррек­
ция взаимоотношений занимающихся и др. Эта руководящая деятельность
педагога, требующая определенного мастерства и многих усилий, являет­
ся особенно важной и совершенно необходимой стороной содержания урока
физического воспитания.

Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических уп­
ражнений — третья сторона содержания урока. К ней относятся следую­
щие компоненты: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмыс

ливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигатель­ных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооцен­ка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др.

4. Физиологические и психические процессы, представляющие внутрен­нюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым измене­ниям в состоянии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в каче­ствах и поведении. Эти процессы составляют четвертую сторону урока. Показатели текущих (в результате каждого урока) и оперативных состоя­ний (в результате каждого упражнения, учебной ситуации) отражают ре­зультативность совместных действий педагога и занимающихся, являются важными ориентирами для построения дальнейших действий.

Все стороны содержания урока физического воспитания взаимосвяза­ны и взаимообусловлены. От педагога зависит обеспечение такой согласо­ванности между различными сторонами содержания, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным пост­роением урока, организацией его структуры.

15.4. Построение (структура) занятий урочного типа

Для того чтобы урок подучил законченное стройное выражение, его многообразное содержание должно быть организовано, упорядочено во времени и облечено в необходимую форму.

СТРУКТУРА УРОКА — это упорядоченность всех сторон и компонен­тов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

В связи с изменением задач каждого урока предметное содержание, а также деятельность педагога и занимающихся находятся в непрерывном движении и развитии: то, что вчера было хорошо, интересно, целесооб­разно, сегодня уже не подходит, так как не будет роста, развития. Разно­му содержанию не может соответствовать одна и та же форма — она неиз­бежно будет сдерживать продвижение вперед, тормозить его прогрессивное развитие. Поэтому в каждом случае форма (структура) урока должна чут­ко реагировать на изменения в содержании и соответствовать ему. Уроки физического воспитания, отличающиеся разнообразием и изменчивостью содержания, не терпят застывших, стандартных структур.

Для того чтобы правильно и глубоко понять все вопросы такого слож­ного явления, как структура урока физического воспитания, необходимо рассматривать ее на разных уровнях.

Первый уровень построения урока (макроструктура — общая). В насто­ящее время за основу построения урока принято деление его на три части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Наличие этих частей и расположение их только в названной последовательности являет­ся главным в схематичном построении любых уроков физического воспи­тания. Такой исходный, наиболее общий, ориентир построения урока обусловлен закономерностями учебно-воспитательного процесса в двига­тельной деятельности. Прежде всего, возникает необходимость постепен­но включать (вводить) занимающихся в учебно-воспитательный процесс

на уроке, обеспечивая тем самым достижение необходимого уровня ра­ботоспособности. Затем только возможно развертывание учебной деятель­ности на фоне достигнутой оптимальной работоспособности. Завершать учебно-воспитательный процесс приходится на фоне начинающегося пос-лерабочего состояния, в условиях снижения работоспособности.

Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функ­цию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учеб­но-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7—10% от­водимого на урок времени.

Типичными задачами вводной части являются:

Организовать занимающихся.

Активизировать их внимание.

Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

Создать соответствующую психологическую установку и положитель­
ное эмоциональное состояние.

Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.

В случае необходимости в первой части урока можно решать и некото­рые учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функ­ции — введению занимающихся в работу.

Для решения задач вводной части урока можно использовать разнооб­разные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, раз­личные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упраж­нения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях учеников). Очень эффективны и эмоциональ­ны упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.)

Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспи­тательные, физического развития). К ним относятся:

Формирование знаний в области двигательной деятельности.

Обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательно­
го, прикладного и спортивного характера.

Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного ап­
парата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и под­
держание хорошей осанки; закаливание организма.

Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстети­
ческих качеств.

Продолжительность основной части составляет 80—85% времени, от­водимого на урок.

Для решения поставленных задач могут применяться любые физичес­кие упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими про­граммами.

Заключительная часть урока имеет следующие функции:

*> Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

♦ Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориента­
ция их в дальнейшей работе.

 

Типичными задачами третьей части урока являются:

Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функ­
циональное состояние; фиксировать правильную осанку.

Подвести итоги учебной деятельности.

Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного заня­
тия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

Ее продолжительность 3—5% времени, отведенного на урок.

В заключительной части целесообразно применять различные вариан­ты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танце­вальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Желательно после заключительной части урока прово­дить гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж и др.

Содержание и продолжительность каждой части урока весьма измен­чивы, так как зависят от типа урока, от особенностей и состояния зани­мающихся, от условий работы и других факторов. Важно избегать в этом следования каким-либо шаблонам. Так, совсем необязательно и даже вред­но планировать решение всех типичных для каждой части урока задач. Например, может оказаться, что к началу урока занимающиеся уже вни­мательны и находятся в состоянии полной готовности к предстоящей ра­боте. В этом случае отпадает необходимость в реализации соответствую­щих задач и применения специальных средств для их решения. Если на протяжении основной части внимание и физическая готовность снизятся, необходимо срочно применить средства, типичные для вводной части.

Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное реше­ние нескольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражне­ний. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбина­ция могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.

Трехчастным делением урока не исчерпывается его построение, а оп­ределяются лишь наиболее крупные и своеобразные этапы — его общая структура (макроструктура).

Для того чтобы обеспечивался правильный подход к построению уро­ка, педагог должен хорошо разбираться не только в основных сторонах и компонентах его содержания, но и в механизмах их взаимосвязи. При этим важно четко выделить основную структурную единицу, первичную «кле­точку» урока физического воспитания. Это облегчит понимание следую­щих уровней его построения.

Элементарной структурной единицей урока надо считать физическое упражнение. При выполнении каждого физического упражнения возника­ет определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элемен­тами которой являются:

частная задача, определяющая, что должно быть получено в про­
цессе работы в данной ситуации;

совокупность последовательных действий педагога и занимающих­
ся, обеспечивающих достижение предусмотренного результата.

По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть:

относительно простыми (при которых действия направлены на ре­
шение одной частной задачи);

относительно сложными (в них выполнение одного физического уп­
ражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач)

В зависимости от условий в уроках физического воспитания пред^таг>-лены различные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных си­туаций. Правильно построенный урок характеризуется тем, что эти соче­тания представлены в стройной системе, обеспечивающей целостность занятия.

Второй уровень построения урока (его мезоструктура — типовая) тре­бует определения последовательности физических упражнений как конк­ретных учебно-воспитательных ситуаций в каждой части урока. При этом необходимо иметь в виду неизбежное взаимодействие физических упраж­нений, поскольку эффект каждого из них в какой-то мере предопределя­ется функциональными следами от предыдущих (их «последействием»). Такое структурное упорядочение каждой части урока приобретает суще­ственное значение, так как взаимодействие упражнений может быть и по­ложительным, способствующим повышению эффективности очередного упражнения, и отрицательным, снижающим, даже нейтрализующим его эффективность.

Определение последовательности физических упражнений требует твор­чества, так как содержание конкретных уроков весьма многообразно и обусловлено различными факторами: программными требованиями, осо­бенностями занимающихся, этапами процесса обучения, материально-тех­ническими и климатическими условиями. Например, сложные по коор­динации упражнения рекомендуется разучивать в начале основной части урока — «на свежую голову». На этапе же совершенствования в целях раз­вития способности управлять своими движениями в условиях повышенных психофизических нагрузок и накапливающегося утомления их целесооб­разно применять в конце основной части урока.

Третий уровень построения урока (его микроструктура — конкретная) сводится к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оп­тимального сочетания ее элементов. Основным является такое упорядоче­ние и согласование действий педагога и занимающихся, которые обеспечи­вают наиболее эффективное решение частных задач каждого упражнения.

Для этого важно хорошо продумать методические измерения, методы и приемы педагога и занимающихся. Даже при весьма удачном и правиль- i ном определении последовательности физических упражнений, а значит, и учебных ситуаций можно не достичь желаемых результатов, если непра­вильно построена сама ситуация. Так, совсем небезразлично, покажет ли сначала педагог изучаемое движение, затем предложит выполнить и после этого объяснит его занимающимся. Или же начнет с описания физическо­го упражнения, выяснения его назначения и формулировки задания, пос-| ле чего, дав выполнить его и опираясь уже на результат самостоятельны* действий занимающихся, прибегнет к некоторым словесным уточнениям] а в конце образцово покажет, как следует выполнять в совершенстве.

В первом случае педагог обеспечит запечатление занимающимися го|
тового образца изучаемого двигательного действия, притом, как правиле
лишь с внешней его стороны. Выполнение будет носить подражательны^
характер и мало коснется существа техники. В случае удачного, по мне
нию занимающихся, воспроизведения показанного последующее объясне
ние педагога будет выслушано поверхностно, а главное — перекроется
запечатлевшимся, подкрепленным личным опытом предыдущих попыто^
поверхностным представлением.

Во втором случае учебная деятельность окажется более содержатель- ™ ной, а ее результаты значительней, поскольку с самого начала были ис­ключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить себе задаваемое движение по слову, занимающие­ся должны будут специально концентрировать на этом внимание, охваты­вать мысленно различные стороны и элементы его техники, самостоятель­но создать целостный образ движения силою воображения. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая свое выполнение с показанным, они извле­кут больше нужной информации, а осмыслив ее, лучше используют для совершенствования изучаемого. Особенно же ценным в этом случае будет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности.

Это не значит, что целесообразен лишь второй подход к построению учебно-воспитательной ситуации. В ряде случаев может оказаться целе­сообразным и первый. Педагог, как создатель учебно-воспитательных си­туаций, всегда должен быть в творческих поисках и обоснованно созда­вать их варианты. Так, используя хорошо изученные гимнастические упражнения с целью физического развития, можно лишь называть их, подсчетом регулировать темп движений и частично выполнять вместе с занимающимися.

Качественным критерием подхода педагога к построению ситуации является целесообразность, исходя из этого нередко в процессе проведе­ния урока запланированные ситуации должны перестраиваться с учетом непредвиденных ранее факторов.

Построение занятий физическими упражнениями находится в опреде­ленной зависимости от внешних факторов. По-разному оно складывается при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, на катке, на местности, в зависимости от тем­пературы окружающей среды, состояния оборудования, количества ин­вентаря т.п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и фи­зическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. Не одинаково приходится организовывать занимающихся, варьировать рас­становку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.

15.5. Общая характеристика занятий неурочного типа №

В физическом воспитании широкое распространение получили неуро¥-
ные формы организации занятий::

утренняя гимнастика;:

вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);

физкультурные паузы и «минутки»;;

спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах
и т.п.);

♦ прогулки, туристские походы, соревнования и др.
Эти занятия могут быть:

♦ эпизодическими, даже однократными (например, походы, спортив­
ные развлечения, соревнования);. - "

систематическими (утренняя вводная минутки, паузы, гигиенические прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физи­ческого воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег трусцой для пожилых людей).

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физи­ческими упражнениями, а также группами различной численности.

Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они различаются по своей направленности, задачам, содержанию и струк­туре, по составу занимающихся, регулярности, времени и условиям про­ведения, а также в зависимости оттого, проводятся под чьим-либо руко­водством или самостоятельно (рис. 15.2).

Рис. 15.2. Классификация занятий неурочного типа

Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содер­жанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, ги­гиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержа­ние, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.

Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способное- i тей, совершенствования в спортивных движениях и др.

Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой на­правленности (общеподготовительная и специализированная).

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).

1. Занятия общегигиенического характера. К ним относятся:

гигиеническая гимнастика;

прогулки;

бег трусцой;

занятия на «дорожках здоровья»;

купание, плавание.

Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и под­держания на оптимальном уровне физического состояния.

2. Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педа­
гога по общей физической подготовке, и т.п.;

репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам.
Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые — чаще
являются групповыми, даже массовыми.

3. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы
учебно-вспомогательные. К ним относятся:

туристские прогулки выходного дня;

туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного
типа;

спортивные развлечения рекреационного типа.

Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большее место в них занимают также общеобразовательные и воспитатель­ные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значе­ние, но могут увязываться с урочными занятиями. Часть из них проводит­ся самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.

По форме руководства различают организованные и самодеятельные за­нятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гим­настика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

В зависимости от численного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Напри­мер, индивидуальные занятия бегом трусцой, групповые — в Клубе люби­телей бега, массовые пробеги в День бегуна.

По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные ку­пания и т.п., и эпизодические (туристские походы, соревнования и т.п.).

Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятель­ное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важ­ными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий не­обходимо организовывать в соответствии с методическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершения занятий постепенным снижением нагрузок и в ряде случаев подготовка к последующей деятельности

 

В специализированном физическом воспитании получили распростране­ние индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной.гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменя­ются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Это дает возможность своев­ременно выяснять достижения и трудности, оказывать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подхо­дящим для него путем.

Однако, наряду с достоинствами, индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки:

неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь
с одним учеником);

отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощ­
ряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предо­
ставляющего возможность учиться у других.

В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общими являются цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет отно­сительно успешно проводить и неурочные занятия.

Глава 16

ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных