Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные запрещенные элементы в исламских финансах




Риба буквально означает «избыток, рост, увеличение, добавление или прирост». С технической точки зрения риба можно было бы определить как незаконное получение выгоды от количественного неравенства стоимостных значений в любой сделке. Также риба возникает при обмене двух или более видов товара, которые относятся к одному роду товаров, и шариат определяет такой обмен незаконным. Также рост возникает при отложенном завершении обмена таких видов товаров, когда отсрочка часто сопровождается увеличением стоимости любого из обмениваемых эквивалентов.

Следовательно, риба и ее возникновение не ограничивается лишь кредитными операциями, когда в связи с отсрочкой платежа может произойти неоправданное завышение суммы первоначально выданного капитала, будь это в виде кредита (между кредитором и должником) или сделки в торговле (с аналогичными товарами).

Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) рассказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль и все подобные друг другу товары в равном количестве из рук в руки. Если же ваши товары различаются, то обменивайте их, как вам угодно, но только из рук в руки» (Сахих аль-Муслим).

Этот хадис указывает на два основных критерия для рибы. Первый возникает при отсрочке времени обмена, а второй – при разнице стоимостных эквивалентов в обмене двух одинаковых видов товара (товары, указанные в хадисе). Это означает, что при обмене двух аналогичных товаров два правила применяются для того, чтобы избежать рибы:

1. Сделка должна происходить из рук в руки (спот); если один из товаров задерживается по какой-либо причине, то возникает риба аль-буйю.

2. Сделка должна быть одинакового эквивалентного значения (количества и объема). К примеру, в бартерной сделке, если стороны хотят обменять пшеницу на пшеницу, она должна быть равной по объему (скажем, 2 кг пшеницы на 2 кг пшеницы).

Необходимо заметить, что этот хадис ясно показывает, что современное кредитование является рибой, поскольку оно предполагает неравный обмен, нарушает оба вышеуказанных правила, потому что кредиты предоставляются за дополнительную плату.

Необходимо обратить внимание на следующие две категории риба:

1. Риба в кредитном договоре, или риба аль-дуюн, риба аль-насия (излишек из-за задержки оплаты) также известна под термином риба аль-Коран. Данный вид рибы возникает при операциях займа. Слово «насия» происходит от корня слова «наса», что означает «отсрочить, перенести, отложить». Технически это относится к любому неоправданному приращению займа или кредита в виде наличной суммы сверх первоначальной суммы займа, как условия, предусмотренного между сторонами. Неважно, взимается ли сумма в начале срока выдачи займа, взимается ли пропорционально времени до погашения либо взимается лишь в случае просрочки платежей, неспособности погасить долг.

2. Риба в договоре обмена, или риба аль-бую, риба аль-фадль или риба аль-Сунна. Риба аль-буйю происходит от торговых сделок или сделок обмена, в которых есть обмен товара на тот же товар в неравном количестве и (или) при задержке доставки одного из товаров. Данный вид рибы является результатом несоблюдения двух условий, оговоренных в хадисе о шести товарах. Во-первых, объект обмена или купли-продажи должен быть в равном количестве (равноценной стоимости), во-вторых, они должны быть обменены на месте, из рук в руки (спот). Однако, как было упомянуто в хадисе, если товары различаются, например, обмен пшеницы на финики или наоборот, то количество может отличаться, но лишь с учетом того, что такая сделка будет произведена на месте (доставка из рук в руки).

Следует также отметить, что правило ростовщических категорий может изменяться в зависимости от общей основы 6 ростовщических товаров. Правоведы приводят различные мнения об и’ллаъ*** — причине, являющейся общей основой положений, связывающих шесть ростовщических элементов, упомянутых в хадисе. В основном они классифицировали эти шесть элементов на два основания:

1 категория — средство обмена, валюта золото и серебро, а также любые деньги, используемые в качестве валюты.

2 категория — продукты питания, представленные пшеницей, ячменем, финиками и солью, а также другие виды товаров в зависимости от мнения различных школ исламского права относительно присутствия между ними общих причин «и’ллаъ» (оснований запрещенности этих операций).

Если происходит обмен аналогичных товаров, например, золото на золото, российский рубль на российский рубль или пшеница на пшеницу, то применяются оба условия сделки (равнозначности объема, стоимости) и спотовости (из рук в руки).

Однако, если происходит обмен товаров разного вида, но из одной и той же категорий, как например, золото на серебро или пшеница на финики, применяется только условие спотовости (из рук в руки на месте). И наконец, если происходит обмен товаров различного вида из различных категорий, то ни одно из условий не применяется, и сделка может быть совершена на усмотрение самих сторон, в том количестве, соотношении и сроках в каких пожелают обе стороны сделки.

***Примечание: Говоря о киясе, учёные выделяют четыре основных пункта (к которым привязывают шариатские условия):

1) асль – положение, с которым проводится аналогия;

2) фар – положение, на которое проводится аналогия;

3) хукм – правовая норма первого положения, которая распространяется на второе;

4) ‘илля – общая основа двух положений, связывающая их, являющаяся причиной предписания шариатом данной правовой нормы. В качестве наиболее простого и понятного примера кияса можно привести следующий. Аллах говорит (смысл):«Воистину, вино (опьяняющие напитки), азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» (сура «Трапеза», аят 90). Данный аят запрещает употребление вина. Причина запрета – свойство вина, которое приводит к опьянению человека. Таким же свойством обладает, к примеру, пиво, на которое, соответственно, также распространяется запрет. Таким образом, если спроецировать данный пример на четыре пункта, изложенных выше, то в данном случае асль – это употребление вина, фар’ – употребление пива, хукм – запрет и ‘илля – опьянение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных