ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
C 000 6 ן Г. ДО н.э. до 9600 г. до н.э.Упоминания о временах больших наводнений встречаются и в некоторых цейлонских легендах о древних тамилах. В этих легендах можно найти весьма интригующее утверждение, что Сангамов было не три, как говорится в боль
шинстве источников, а семь44. Это указывает нам на существование неизвест- ных мест, где находились четыре более ранних Сангама до появления «первого» Сангама в Тенмадурае на берегах реки Прахули45. В этой связи я хочу заметить, что Н. Махалингам, председатель Междуна- родной ассоциации тамильских исследований, в «Протоколах первой между- народной конференции тамильских исследований» упоминает тамильские ле- генды о трех разных наводнениях, случившихся в тысячелетие, предшествую- щее предполагаемой дате основания первого Сангама: «Первое большое наводнение имело место в 16 000 году до н.э. Второе про- изошло в 14 058 году до н.э., когда под воду ушли разные участки Кумари Кан- дам. Третье случилось в 9564 году до н.э., когда под водой оказалась большая часть Кумари Кандам»46. Как, возможно, читатель заметил, третье из этих наводнений древности всего на 40 лет отстоит от даты 9600 год до н.э. — времени основания первого Санга- ма, а также, по Платону, от времени погружения под воду Атлантиды. Отсюда сделаем предположение, что и первый Сангам был создан выжившими в навод- нении и, может быть, это наводнение стало также основанием для появления мифа об Атлантиде. КУЛЬТ ЗНАНИЙ Суть истории о Сангамах, сколько бы их ни было — три или семь, — состо- ит в развитии по спирали — от золотого века к нашему времени по закону вели- ких космических циклов разрушения и возрождения. Неизбежно приходят на ум легенды адептов йоги о Дварке, с одной стороны, и упоминания в «Ведах» о пралайе — глобальном катаклизме, который происходит в конце каждой миро- вой эпохи, — с другой: • В обоих случаях мы видим существовавшую до потопа цивилизацию с высокими духовными и художественными достижениями и группой мудрецов («семь риши»), как утверждали «Веды», и с членами «Академии» — из тамильс- ких текстов — которые собираются, чтобы служить делу накопления знаний и сохранения стихотворных или религиозных сочинений в архивах или хранили- щах. • В обоих случаях говорится о катаклизме в виде глобального наводнения, поглощающего огромные территории и уничтожающего существовавшую до потопа цивилизацию. • В обоих случаях в новую эпоху выжившие восстанавливают древние зна- ния, хотя и не в полной мере, создавая новый Сангам или новую группу из семи риши, которым предстоит действовать в новую эпоху. Конечно, между двумя легендами есть много различий — слишком много, чтобы одну из легенд считать вариантом другой. Тем не менее глубинная идея в них та же самая: на Землю обрушиваются постоянные катаклизмы, угрожаю- щие уничтожить человеческие знания и погрузить мир в пучины невежества. Но существует институт или «братство» (Семи риши, Сангама), переживающее наводнение и снова поднимающиеся после отступления вод, чтобы утвердить наступление новой эры и «принести свет и славу невежественным народам в дикие земли»47. Возможно, между «семью риши» и Сангамами была какая-то связь. К при- меру, мудрец Агастья, часто упоминаемый среди ведических семи мудрецов, фигурирует и в тамильских легендах среди семи мудрецов как член первого Сан- гама. Аналогично, среди 549 членов первого Сангама можно найти первого ве- дического бога Рудру-Шиву, повелителя животных, господина йоги, «человека с бородатой головой». И хотя их присутствие могло быть, как считает Пиллаи, просто вымыслом тамильских «сказителей», желающих включить божества в свои работы, стоит вспомнить, что главным артибутом Шивы является гнозис — знание и что, как в Южной Индии, так и в Гималаях, он ассоциируется с куль- том изотерических знаний, которые, как считается, дошли до нас с «допотоп- ных времен».
ВОДОЕМ И КОЛОННА В Мадурае упоминание о Шиве можно найти везде, как и услышать исто- рии о его деяниях и чудесах. Даже храм Минакши фактически является двумя храмами внутри одного. Один, меньший, посвящен богине Минакши, супруге Шивы, другой — самому Шиве в его воплощении в качестве Сундарешвара. Храм находится в древнем геометрическом центре Мадурая, занимая район пример- но в 220x260 метров48 — столь же обширный, как площадь основания Великой пирамиды в Египте49. По его периметру расположено одиннадцать живопис- ных гопуратама башен при входе; самая большая, на юге, поднимается более чем на 50 м. На всех башнях имеются довольно аляповатые резные раскрашен- ные украшения, изображающие сцены из мифологии индуизма. Эти сцены, составленные в общей сложности из 33 миллионов резных фигурок50, можно видеть буквально повсеместно в этом обширном комплексе зданий — от сред- невековых каменных ворот до Зала тысячи колонн. Нельзя сказать, что храм изолирован от окружающего его города, но жизнь в городе протекает совсем в другом ритме. Иногда храм кажется огромным рын- ком из-за облаченных в яркие одежды шумных толп, переходящих от одного места поклонения к другому, из-за просящих милости попрошаек, продавцов сувениров и длиннорогих коров, слоняющихся по храму с таким видом, словно это их помещение. Здесь можно видеть солидного бизнесмена, снимающего ботинки, чтобы ступить в храм, помазывающего лоб священной золой и произ- носящего молитвы в тенистой прохладе у облаченных в гирлянды статуэток. Коридоры заполняют стройные паломники и садху, прибывающие сюда со всех частей Индии в поисках просветления, супружеские пары и целые семьи, при- ходящие сюда по выходным, массы детей. Стоит непрерывный гул от разгово- ров, распеваний гимнов и смеха. Я вошел через южный гопурам, прошел через залитую солнцем аллею к Цитре Мандапе — прямоугольной площади, окруженной с четырех сторон кры- той колоннадой с раскрашенными стенами и потолком. В центре площади рас- полагалась «Золотая лотосовая емкость» — возможно, самое удивительное зре- лище Минакши. Легенды говорят, что этот очень большой водоем, который имеет 52 м в длину и 36,5 м в ширину, «использовался, чтобы определять цен- ность тамильских литературных работ» во времена третьего Сангама51. «Если манускрипт держался в воде, его считали великим произведением литературы, если же тонул, его выбрасывали»52. По своему общему виду и конструкции эта емкость очень сильно напоми- нает Великий бассейн в Мохенджо-Даро, но там прямоугольный ритуальный бассейн стоит сухим и пустым на протяжении тысяч лет, здесь же он наполнен зеленоватой водой и используется паломниками для очищения. Вход г ד S פ W О ס׳ X & Большая часть храма была создана в XIII веке, тогда как города цивилиза- ции Инда-Сарасвати обратилась в прах во втором тысячелетии до н.э. Но я знал, что этот бассейн «постоянно фигурирует в легендах, связанных с происхожде-
План храма Мадурай. (Основано на работах Хоули и Доза. 1996 г.) нием места поклонения»53. Легенды утверждают, что этот храм был установлен на месте раньше существовавшей здесь стхалы (столба из натурального кам- ня) — Шивалингама, который появился сам собой в глубокой древности. Это очень напоминает историю появления храма в Тируваннамалаи. Только в Ma- дурае столб появился не у основания священной горы, а был найден в лесу «за деревом Кадамбы», где ведический бог Индра, как утверждают, построил вок- руг него первое доисторическое место поклонения54. Я вспомнил цилиндрические и конические каменные колонны, которые были найдены археологами в долинах рек Инда и Сарасвати в многочисленных населенных пунктах времен Хараппы и еще более ранних55. Их функцию исто- рики «не знают», но я думаю, она очевидна. У этих столбов, как бы предшеству- ющих Шивалинге, тоже есть предшественники, обнаруженные в Индии на нео- литических стоянках56. Их было так много, что Т.Р. Сеша Иенагар написал: «Почитание Шивы в форме лингама уходит в каменный век, который, без со- мнения, предшествует ведический эпохе»57. Правда состоит в том, что на самом деле никто не знает, когда начался «ве- дический век», как никто не знает, когда точно был основан культ Шивы в Ин- дии. Могущественный, известный от Гималаев до далекого юга, он, кажется, существовал всегда — в почитании лингама, в поклонении священным горам, в почитании бога йоги и знаний, сидящего со скрещенными ногами глубоко в медитации и окруженного дикими зверями. Эта загадочная фигура, вместе со сложной системой идей и связанных с ним символов, должна была откуда-то появиться. Может, она появилась из Кумари Кандама?
ПОСМОТРИ НА ЮГ • Это был самый древний континент в целом мире, — воскликнул доктор Т.Н.П. Харан, профессор тамильских исследований Американского колледжа в Мадурае. —· Здесь возникла самая лучшая и самая древняя цивилизация. И она принадлежала тамилам. • Если я хочу ее найти, что бы от нее ни осталось, где мне надо искать? •Кумари Кандам — страна большая, там было много людей, но пришло море и все поглотило. • Если я буду погружаться под воду там, где сейчас находится Кания Кума- ри, я найду развалины, как вы думаете? • Не имею представления! Но я желаю вам всего лучшего! • Может, мне следует поискать южнее Кания Кумари? — настаивал я. •Да, возможно, по крайней мере в 300 километрах к югу от Кания Кумари. Если вы отправитесь туда, то кое-что найдете. • ЧТО ЗНАЮТ РЫБОАОВЫ Перед тем как в марте 2000 года вернуться к погружениям в Дварке с груп- пой Национального института океанографии, мы с Сантхой завершили пос- леднюю часть нашего долгого путешествия по суше в штате Тамилнад посе- щениями четырех прибережных городов: Кания Кумари на юге, Рамесварам на юго-востоке (где Индию отделяет от Шри-Ланки Полкский пролив), Пум- пухур и Махабалипурам на Коромандельском берегу, обращенному к Бенгаль- скому заливу. • Махабалипурам привлекает внимание в связи с древними мифами о «семи пагодах» и утонувшем городе Бали. • Кания Кумари в легендах о Кумари Кандам явно фигурирует как новая южная граница Индии, возникшая после того, как потоп затопил холмистую и хорошо орошаемую, расположенную южнее. • Рамесварам в «Рамаяне» выглядит чем-то вроде перешейка, связывавшего когда-то Индию с Шри-Ланкой: «Чтобы построить мост через море, медведи и обезьяны бросали в воду деревья и камни, которые силой Рамы продолжали плавать. Боги с восторгом смотрели, как армии обезьян переправлялись через океан по мосту Рамы»58. (Не спрашивайте меня, что это за «армии обезьян», это долго объяснять. Эти армии отправились на Ланку для спасения Ситы, жены Рамы, от Раваны — того самого царя-демона «прежней эпохи», чье царство, как говорится в цейлонских хрониках, простиралось от Тутикорина до Маннара.) Интересно, что про перешеек упоминается в двух совершенно разных легендах и в обоих указывается на одно и то же место! • Пумпухур говорит сам за себя как место обнаружения подводной U-об- разной структуры. Когда я приехал сюда в феврале 2000 года, нечего было и думать о погружении под воду, пока я не прошел долгий путь получения разре- шений и пока не помог в поиске средств для Национального института океа- нографии. Но я хотел получить представление об этой земле. По мере того как мы беседовали с местным населением, во мне начинала крепнуть мысль, что легенды о потерянных землях и затопленных городах, ко- торые совершенно игнорируются современными учеными, местным населени- ем принимаются за правду. Конечно, само по себе это не означало, что это и есть правда, ведь в любой стране существуют предрассудки и невероятные ле- генды. Но многие из моих собеседни- ком были просоленными морскими волками и в своих убеждениях полага- лись не на полузабытые сказки, слы- шанные отделов. Они могли поделить- ся и своим личным опытом. В Пумпу- хуре и Махабалипураме рыбаки, не имевшие никаких причин меня обма- нывать, утверждали, что, погружаясь в глубину, чтобы освободить якоря или сети, они видели собственными глаза- ми «дворцы», «храмы», «стены», «до- роги» под водой. Подводные развалины, если они имеют значительный размер, привле- кают, подобно скалам, большое коли- чество рыбы, ищущей укрытия и безо- пасности, особенно у юго-восточных берегов Индии, где морское дно является плоским на большом протяжении и не имеет возвышенностей. И поскольку рыбаки заинтересованы в большом улове, они, естественно, стремятся отыскать такие места в океане, где собира- ется рыба. Вот почему они обычно первыми находят подводные руины — часто такие, о которых археологи не подозревают. Шестое чувство мне подсказало, что здесь можно найти кое-что интерес- ное. Весь этот обширный шельф с юга Индийского континента никогда еще не обследовался морскими археологами, кроме небольшого участка у берегов Пум- пухура. Мое путешествие от Кания Кумари до Махабалипурама убедило меня, что свидетельств о странных подводных структурах в этих местах слишком мно- го, чтобы их просто так проигнорировать. К тому же, за исключением Нацио- нального института океанографии, исследования под водой здесь никем не про- водились. Как только Национальный институт океанографии начал свои ис- следования у берегов Пумпухура, первую же удивительную находку — U-образную структуру — удалось обнаружить всего за несколько дней. Вполне логично предположить, что если проводить под водой дальнейшие археологи- ческие раскопки — в Пумпухуре и в подобных местах Южной Индии, — тогда можно сделать больше открытий... В Махабалипураме, в маленькой рыболовецкой деревушке, которая ле- жит на изгибе залива в миле или около того к северу от храма Шоре, мы с Сан- тхой присели на берегу. Вокруг нас немедленно собралась большая толпа. Все жители деревни были рады помочь нам какой-либо информацией. Оказались тут и рыболовы, некоторые уже с утра выпившие пальмовой водки и выражав- шие большое желание поговорить. На мои вопросы о том, кто и что видел под водой, они охотно отвечали, но при этом часто вспыхивали жаркие споры, которые я слушал с большим интересом. Один старик с морщинами у глаз и коричневыми, как каштан, глазами, обстоятельно рассказал нам о сооруже- нии с колоннами, которое он однажды видел с лодки, когда вода была особен- но чистой. • Была большая рыба, — сказал он мне. — Красная рыба. Я следил за тем, как она плывет к каким-то скалам. И вдруг я сообразил, что это не скалы, а храм. Рыба исчезла в храме, но потом появилась снова, и я увидел, как она то скрывается в колоннах, то выплывает из них. • Вы уверены, что это был храм? — спросил я. • Конечно, это был храм, — ответил мой собеседник. Он показал на пира- мидальную гранитную пагоду храма Шор: — Он выглядела как этот. Несколько более молодых мужчин рассказали интересные истории о том, как они совершали героические погружения — с долгими минутами без возду- ха, с бешено стучащим сердцем и с распирающимися легкими, чтобы высвобо- дить рыболовные снасти из опасных и темных подводных руин. В одном слу- чае сеть столь основательно застряла, что траулер, который ее тянул, остано- вился. В другом случае погрузившиеся под воду рыбаки видели в развалинах дверь, но побоялись в нее войти. Была еще странная история о том, что близ Махабалипурама при опреде- ленных условиях на море слышался «гул», «звон» или какие-то музыкальные звуки: «Похоже, словно кто-то бьет по металлу». •Итак, если я возьму лодку и отправлюсь вдоль берега на юг, то я что-то найду? Эти подводные структуры по большей части сосредоточены вокруг Ma- хабалипурама или тянутся и дальше? •Южнее, у Рамесварама, вы можете найти подводные руины, — сказал один из стариков. — Я там рыбачил. Я их видел. Другие не отправлялись настолько далеко, но из их слов стало ясно, что под- водные сооружения встречаются по всему побережью. • Просто отправляйтесь туда, где собирается рыба, и вы их найдете. • Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|