ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСЧЕЗНУВШАЯ ПРЕДЫСТОРИЯДревняя история Мальдивских островов почти не известна3, и если судить по виду этих островов в древности, то можно прийти к заключению, что здесь во вре- мя ледникового периода могла существовать какая-то цивилизация. Весьма насто- раживает наличие в этих местах «гравитационной аномалии». Архипелаг берет на- чалонадне, которое в этом месте словно вдавлено в земную кору. Этавдавленность объясняется наличием сильного гравитационного поля, которое, как многие пола- гают, вызвано большой массой ушедших в воду гор, вершинами которых являются Мальдивские острова. Подобно другим гравитационным аномалиям (измеренным над океанами при помощи спутника), про эту аномалию нельзя с уверенностью сказать, что она всегда была на одном и том же месте и что ее величина всегда была такой же, а также что эта аномалия сохранится и в будущем4. На Мальдивских островах было проведено очень мало археологических рас- копок, но большинство ортодоксальных ученых считает, что «первые поселен- цы, по всей видимости, прибыли сюда с Цейлона не позднее 500 года н.э. и яв- лялись буддистами»5. Другие ученые предлагают более раннюю дату — 500 год до н.э. — и отмечают североиндийское, особенно тамильское влияние6. Одну из немногочисленных археологических экспедиций на этих островах возглавлял Тур Хейердал, предпринявший в своей книге «Тайна Мальдивских островов» серьезную попытку разобраться в загадках древней истории архипелага. Хейер- дал считал, что население здесь появилось значительно раньше — скорее всего в 2000 году до н.э. или даже в 3000 году до н.э., и что Мальдивы были частью древней торговой сети в Индийском океане, которая включала Древний Еги- пет, Месопотамию и цивилизацию Инда-Сарасвати7. Пока что эти предполо- жения не получили подтверждения, поскольку по углероду даты не превышают 540 год н.э.8 Но впоследствии Хейердал может оказаться прав. То, что мы не знаем об этих островах, намного больше того, что мы знаем: «Обычно история любого народа начинается с могущественного короля, основывающего династию. Мальдивы здесь служат явным исключением. Про- должительная династия королей была здесь еще до того, как началась извест- ная нам история островов. Когда наступил исторический период, династия пре- рвалась. Первый правоверный, прибывший по морю и начавший местную ис- торию, объявил местного короля султаном. После этого все остальные словно растворились в прошлом, остался лишь один правитель, которого назначил иностранец. Не имея с собой оружия, не имея ни капли мальдивской крови в своих венах, он ввел здесь новую веру, новые законы и основал современное мусульманское Мальдивское государство»9.
Другими словами, Мальдивы не только пережили затопление моря и обыч- ное влияние времени, — они пережили в 1153 г. н.э. (583 год по календарю свя- того пророка) и смену религии и обратились в мусульманскую веру10, которая привела к еще более быстрому забвению древних надписей, артефактов и со- оружений. Как объяснял мой старый друг Питер Маршалл, автор «Путешествия через Мальдивы»: «Письменная история только начинается во время обращения Мальдив в ислам... Как христиане в Европе ведут счет времени с Рождества Христова, так и жители Мальдив следуют мусульманскому календарю. До недавних пор они мало интересовались тем, что было до них. При этом не только забывалась пре- дыстория Мальдив, но и уничтожались мальдивские артефакты»11. Так что то, с чем археологам можно работать на Мальдивах в наши дни — это только часть и, возможно, совсем малая часть (если не заниматься подвод- ными исследованиями) того, что здесь когда-то было. Но всеже глубоко в за- рослях островов — частью необитаемых и недоступных туристам — есть несколь- ко дюжин полуразрушенных, но весьма внушительных пирамид до десяти мет- ров высотой. Эти сооружения состоят из камня и утрамбованной земли, а в некоторых случаях под земляным наполнителем имеется фундамент из массив- ных блоков. Когда они внезапно открываются путникам в джунглях, их конту- ры кажутся неясными, а вид мрачным. Местное население, которое не знает ни происхождения, ни точного назначения пирамид, называет их «хавитта». Ана- лиз по углероду дает основания полагать, что они были воздвигнуты в 500—700 годах н.э.12 Большинство ученых считает, что эти пирамиды представляют со- бой буддистские «ступы» (священные холмы). По всей видимости, это так и есть. Среди развалин пирамид были найдены явно буддистские изображения, релье- фы на камне и артефакты, весьма схожие с буд дистскими работами того же пе- риода в Индии или Шри-Ланке, так что можно считать, что буддизм был весьма внушительно представлен на этих островах за несколько столетий до прихода ислама.״В самомделе, санскритский текст «Ваджраяна буддизм», относящийся к IX или X веку н.э., является самым древним из сохранившихся текстов, до сих пор найденных на Мальдивах14. Однако, как заметили некоторые исследователи, в мальдивском буддизме есть что-то странное. Не объясняются ли эти странности какими-то другими религи- озными влияниями — может быть, индуизмом, который предшествовал на Маль- дивах буддизму? Некоторые удивительные скульптуры гротесковых человечес- ких лиц с выпученными глазами, закрученными усами и похожими на кошачьи когтями «могут напоминать индуисских божеств»15, признает Арне Скьелсволд, археологиз Музея Кон-Тики, который, однако, предпочитает объяснять появле- ние такого рода изображений влиянием тантрического буддизма16. Возможно, какие-нибудь разгадки можно найти в дхивехи, мальдивском языке. Он принадлежит к индоевропейской семье и является родственным сан- скриту, а также сингалезскому — одному из двух языков Шри-Ланки (другим языком является тамильский). Сингалезский испытал сильное влияние тамиль- ского языка17 и, согласно Клэренс Мэлони, в дхивехи видно явное влияние та- мильского и дравидских языков, из чего он сделал предположение, что «инду- изм появился на Мальдивах до буддистского периода»18. Интересно, что на Мальдивах было найдено большое число «фаллических» скульптур. К примеру, они обнаружились среди руин огромного храмового ком- плекса на атолле Северный Ниланду19. У меня имелась возможность изучить коллекцию подобных предметов из различных частей архипелага и, по моему мнению, они не что иное, как Шивалинга. То, что характерный для Шивы сим- вол был найден здесь, на столь отдаленных островах Южного полушария, не удивительно, поскольку этот бог звался Даксинамурти, т.е. «бог юга»20. Тем не менее Шива является богом, которого «Веды» ассоциируют с высокими пика- ми Гималаев далекого Севера, и чей образ аскетического бога йоги и «Пасупа- ти», господина животных, уходит в прошлое на 5000 лет в города долины Инда — в Хараппу и Мохенджо-Даро. Как мы знаем, в индийских населенных пунктах было найдено множество похожих на лингам объектов, относящихся ко временам, предшествовавшему строительству Хараппы. Т.Р. Сешадаже воскликнул: «Почитание Шивы в фор- ме лингама существовало еще в каменном веке!»21 В этом отношении легенды о Кумари Кандам снова получают подтверждение. Поскольку Шива участвовал в основании первого Сангама, вполне может статься, что здесь мы имеем дело с основанным им и ушедшим впоследствии под воду городом Тенмадураем. Этот город появился 11 600 лет назад — еще в каменном веке. ТАЙНА «ХАВИТТА» Немного займемся теперь древними религиями и религиозными идеями, на которых позднее возникли индуизм и буддизм (поскольку буддизм является всего лишь «протестантским» ответвлением индуизма, хотя обе религии отеле- живают свое происхождение от «Вед»). Давайте ограничим себя примерно се- рединой первого тысячелетия н.э., поскольку именно к этому времени археоло- ги относят сооружение пирамидальных «хавитта» на Мальдивах или, строго го- воря, сооружение нескольких пирамид. Археологи достаточно хорошо сделали свою работу, и их датировки имеют разброс всего в два-три столетия в каждую сторону. Но тут возникает вопрос — откуда на Мальдивы пришли религиозные искусство и архитектура? Да, скуль- птуры и пирамиды («ступы») весьма сходны с теми, что были у буддистов Шри- Ланки, но есть и различия... Да, они похожи на индуистские на юге Индии, но и здесь есть различия. Так когда и где возникли эти различия и почему все же существуют? На Мальдивах нет архитектурных сооружений, которые бы позво- лили проследить эволюцию архитектурных и изобразительных идей. «Хавитта» появляются внезапно, 1500 лет назад (как было определено по углероду), и уже в готовом виде, в сложившейся форме, со всем требующимся архитектурным мастерством. Было ли это работой иммигрантов, принесших архитектурный канон из ка- кого-то другого места? Возможно, но тогда — откуда? В Индии и Шри-Ланке не было найдено следов ярко выраженного мальдивского стиля. Может, есть другое объяснение: что ранее существовавшие сооружения были залиты водой и потому к нашему времени их уже не осталось?
Час1ь третья Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|