ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Храм Мнайдра: световые эффекты в день летнего солнцестоянияЧасть четвертая МАЛЬТА мов, как это считалось до недавнего времени. А значит, остается только вое- пользоваться подсказкой Мифсуда и исследовать другие возможные варианты его назначения и использования, а также заново определить его возраст. Как и в случае с мегалитическими храмами, при изучении высеченного в скале лаби- ринта определение крайнего срока (terminus ante quem) не исключает возможно- сти того, что Гипогей мог стать, как выразился Мифсуд, «продолжением тради- ций, берущих начало в палеолите». По этой же причине потоп, который зава- лил лабиринт костями и обломками приблизительно в 2200 году до н.э., ничего не проясняет относительно происхождения и древности самого Гипогея, кроме того, что этот объект в то время уже существовал, хотя и неизвестно, в течение какого периода. ДОЛГАЯ, НО В ВЫСШГЙ СТЕПЕНИ ПРИМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ДВА ХРАМА C ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫМИ НАЗВАНИЯМИ Мальтийский язык, который на слух кажется приятным и забавным, отно- сится к семитской группе языков, что связывает его с арабским и еврейским языками. Мои мальтийские друзья говорили, что во многих случаях они и ара- бы вполне могут понимают друг друга без переводчика. Современный мальтий- ский включает также большое количество заимствованных индоевропейских слов, в основном из итальянского и английскою языков, что вполне объяснимо историческими причинами. В письменном мальтийском используется латин- ский алфавит, но часто слова произносятся несколько необычно, так как слу- жат для выражения звуков семитских языков, что придает разговорному маль- тийскому языку очень своеобразное звучание. Так, например, Hagar Qirn (Хад- жар-Им) произносится примерно как Hajar-iim, Iarxien (Тарксин) — как, Mgarr (Имджарр) — как Umjaar ־, Zebbug (Зеббудж) — как Zebooj, атруднопроиз- носимое название Mnajdra (Мнайдра) — как мягкое и мелодичное Munaidra. Примерно в 8 км к юго-западу от Гипогея и менее чем в километре друг от друга находятся храмы Мнайдра и Хаджар-Им. Они стоят на южном побережье Мальты, и от них открывается потрясающий вид на темно-синие воды Среди- земного моря, в которых, как мираж, виднеется скалистый островок Филфла, развороченный за несколько веков артиллерией во время морских учений. По ночам из этих храмов, лишенных крыш (хотя некоторые полагают, что в древ- ние времена они были крытыми)34, можно наблюдать за круговым движением созвездий и за передвижением по небу Луны. Днем оттуда возможно следить за тем, как Солнце проделывает свой путь по небосводу. Хаджар-Им — самый высокий и самый северный из этих двух храмов-близ- нецов. Он занимает на вершине холма плоскую площадку из ослепительно бе- лого известняка. Считается, что его построили между 3500 и 3300 годом до н.э.35 Как и другие сохранившиеся на Мальте древнейшие святилища, он производит впечатлен ие, что его строители терпеть не могли прямых линий и радовали свой взор всевозможными изгибами и волнами. Плавные изгибы его периметра, об- разующие большой неправильный эллипс, его внешние стены состоят из ог- ромных грубых монолитов, на которых заметны следы воздействия стихии. Ka- 11 5641 ־ Хэнкок
План храма Хаджар-Им, снятый Эвансом (1971)
менные глыбы поставлены поочередно лицевой и боковой стороной. Некото- рые из них развалились, другие исчезли, а третьи были вновь установлены на свое место. Проход, который принято считать главным входом, обрамлен доль- меном. Он находится в юго-восточной части объекта и имеет форму вогнутой стены, выложенной из крупных тщательно подогнанных каменных блоков. На северной стороне, к востоку от второго дольмена, находится длинная и узкая каменная глыба, похожая на трубу или обелиск, высотой в 7 м. На ее вершине, имеется чашеобразное углубление, которое можно рассмотреть только с верто- лета. Назначение углубления неизвестно. Внутри храма расположены несколько овальных помещений. По своей фор- ме они напоминают лепестки или яйца, соединенные попарно. Но я не стану опи- сывать далее их внутренний вид, а предложу читателю ознакомиться с ними по приведенным схемам и фотографиям. Исключение сделаю лишь для астрономи- ческих и солнечных отметок, намеренно и с большой точностью сделанных и вписанных в общую архитектуру сооружения. Они позволяют прийти к некото- рым выводам относительно назначения всего объекта, хотя, повторяю, все ска- занное насчет возможного назначения помещений этого и других мальтийских храмов является не более чем предположением. Например, можно сказать, что по всем признакам, это «алтарь», или что это «место предсказаний», или «место воз- лияний», или что это место для совещаний жрецов или собраний местного насе- ления... и т.д., и т.п. Но все это только догадки, фантазии и домыслы. До тех пор пока у мы не увидим текстов, составленных строителями храмов, нам останется абсолютно неизвестным, ни зачем они строили эти храмы, ни почему они ис- пользовали для этого мегалиты (вместо того чтобы воспользоваться более удоб- ными для строительства небольшими камнями), ни чему служили эти сооруже- ния и были ли они на самом деле «храмами» в прямом смысле этого слова. В Хаджар-Име имеется несколько отметок для определения дня летнего сол- нцестояния. Одно из них находится в северо-восточной части сооружения. Там на рассвете этого дня солнечные лучи, проходящие через так называемое «от- верстие оракула», проецируют изображение диска, размером с видимый диск луны, на каменную плиту ворот внутренней апсиды. По прошествии несколь- ких минут диск начинает расти и вытягивается, превращаясь в эллипс, затем вытягивается еще больше и под конец теряется из вида, как будто уходя в зем- лю. Вторая отметка находится в северо-восточной части храма. В момент зака- та солнца его лучи проходят через V-образную прорезь и проецируются вдоль периметра храма. Я подозреваю, что к астрономии также имеет отношение еще один из эле- ментов строения, находящийся у юго-западной апсиды Хаджар-Има, который не встречается ни в одном из других мальтийских храмов. Это так называемая «загадочная алтарная колонна»36. Она представляет собой тщательно обрабо- тайный круглый столб из известняка, имеющий примерно один метр в окруж- ности и полтора метра в высоту. Своей юго-восточной стороной он касается апсиды, из-за чего его считают «внутренним святилищем»37. Если бы подобный объект нашли среди руин храма в южной части Индии, его сразу признали бы древним Шивалингамом — символом и проявлением бога знаний, измерения и астрономии. Но Индия является одним из немногих мест на Земле, где культура древности жива и по сей день. На Мальте же нить, соеди- няющая настоящее с прошлым, порвана, и голоса строителей храмов не слыш- ны на протяжении тысячелетий... Под возвышенностью, на которой стоит Хаджар-Им, дорога идет по уступ- чатому склону на юго-запад, в направлении Мнайдры и моря. Это суровая зем- ля, в летнее время едва покрытая местами зарослями чабреца, вся в буграх, где скальная порода почти выходит наружу сквозь тонкий почвенный слой. В на- ше время от одного храма до другого можно дойти мене чем за десять минут по бетонной пешеходной дорожке, проложенной Департаментом музеев, который отвечает за сохранение обоих памятников. Мнайдра — это не одно святилище, а комплекс из трех храмов. Самый вое- точный из них, состоящий из трех изящных помещений, расположенных в фор- ме лепестков клевера, является самым маленьким из них и, как полагают, са- мым древним. Он был построен приблизительно в 3600-е годы до н.э., то есть тогда же, что и храм в Гжантии. Археологи считают, что следующим (приблизи- тельно в 3400 году до н.э.) был возведен западный «нижний» храм. Последним стал «верхний» храм (приблизительно 3200 годдо н.э.), который вклинился меж- ду двумя первыми38. План храма Мнайдра, снятый Эвансом (1971)
Все три храма — мегалитические, и все свидетельствуют об очень высоком уровне знаний строителей в области архитектуры, инженерии и математики. Особенно впечатляет нижний храм, у которого сохранилась нетронутой кладка из нескольких рядов циклопических блоков, возведенная поверх огромных ва- лунов, уложенных на земле. Храм был описан в 1993 году как «лучше всего со- хранившийся из всех мальтийских храмов»39. Но в настоящее время Департа- мент музеев не в состоянии иметь там ночного сторожа. В результате в 1999 году, а затем и в 2001 году памятник Мнайдры подвергся жестокому вандализму со стороны организованной группы людей, вооруженных баллончиками с крас- кой и кувалдами. Так Мальта разрушает и уничтожает свое прошлое. Мегалитические храмы крепки и массивны, но все-таки не вечны. Как мы уже говорили, археолог Дэвид Трамп насчитал на Мальтийском архипелаге двад- цать три группы развалин, которые можно с точностью классифицировать как храмы. Он также указывал на существование еще по крайней мере двадцати мест, где рассыпаны мегалитические блоки, — возможно, последние остатки бывших храмов. Археолог заметил, что мы уже никогда не узнаем, сколько всего храмов было построено40. Таким образом, поскольку исходные материалы, с которыми работают ар- хеологи, чтобы понять и датировать культуру строителей храмов, крайне скуд- ны (количество памятников с сорока трех сократилось почти вдвое, не говоря уже о других объектах, которые или исчезли по прошествии времени, или ждут, когда их обнаружат под водой), то как можно быть уверенным в правильности трактовки мальтийской истории? И если трудно объяснить происхождение 23 мегалитических храмов, не имевших каких-либо архитектурных предшествен- ников, на этих маленьких засушливых островках, заселенных всего лишь на протяжении 1600 лет, то насколько труднее объяснить появление 43 таких хра- мов! Ответ, вероятно, следует искать в эпохе палеолита. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|