Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДВОДНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК КЛАФАМА




Мыс Млрфл, 22 июня 2001 г., второе погружение

Наше второе погружение у мыса Марфа происходило в месте, которое Py- перт назвал «каналы». Они находились на глубине примерно 8 м на плато над обрывом. «Каналы» были легко узнаваемы как часть того же феномена, что и безусловно сделанные человеком «колесничные колеи» на Перекрестке Клафа- ма и в других местах Мальты. Но здесь имелись и отличия. Во-первых, эти ко- леи были значительно шире и глубже, чем те, что на Перекрестке Клафама. Почти в любую колею я мог бы полностью погрузиться и плыть по ней, пока не достиг бы конца, примерно метров 20.

Во-вторых, хотя колеи в большинстве располагались параллельными пара- ми, будто оставленные колесами, как на Перекрестке Клафама, но было и не- сколько отдельных «каналов», более широких и глубоких, чем остальные.

В-третьих, в местах, где я смог сорвать густые водоросли, покрывавшие дно колеи, я обнаружил очень необычную вещь. Колеи были вдвое шире в основа- нии, чем у Перекрестка Клафама, и разделены по всей длине на две «улочки» острым как нож гребнем известняка, высотой с ширину руки. Не могло возник- нуть вопроса о том, природное ли это создание. Здесь определенно виднелась работа человека.

В-четвертых, верх колеи Перекрестка Клафама находился на уровне корен- ной породы, а здесь, под водой, хотя внутренняя часть колеи была врезана в ко- ренную породу таким же образом, их боковые стороны поднимались на 30 см над уровнем коренной породы. На Перекрестке Клафама все эти детали, вытесанные орудиями в твердой породе, не износились, несмотря на столетия эрозии.

Как и на Перекрестке Клафама, колеи, кажется, приходят ниоткуда и идут в никуда. Одни из них, правда, ведут к краю обрыва, но, не достигая его, полное- тью теряются в зарослях водорослей.

На Перекрестке Клафама я также обнаружил одно место, где колеи были прерваны тем, что выглядело почти как дорога, проходящая поперек. Колеи обрывались по одну сторону дороги, которая была прорезана сквозь них, и пре- рывала их, а затем по другую сторону меняла их направление.

Очевидно, дорога была сделана позже, чем колеи.

KAHAA

Мыс Глврл, 22 июня 2001 г., третье погружение

Погружения и съемки — это деятельность, требующая много времени, под- готовки и возни с оборудованием. Было уже около трех часов пополудни, когда мы закончили работы у мыса Марфа; после четырех мы достигли мыса Гавра на другой стороне острова.

Мы спустились на скалистое дно на глубине примерно 18 м, и хотя оно, как обычно, густо поросло водорослями, я мог видеть плоскую поверхность, про- стиравшуюся, насколько хватало глаз, во все стороны. Она выглядела вполне естественной. Но несколько мгновений спустя Крис расчистил в водорослях то, что оказалось каналом, т.е. чем-то скорее похожим на канал, пролегавший

 

через коренную породу на расстояние 10 м. Глубина его была чуть более 2 м и ширина такой же, дно состояло из чистого донного песка. Но насколько тол- стым был слой песка? Я запустил в него руку по запястье. Слой оказался еще толще, может быть, много толще. Требовалось пневматическое оборудование, чтобы выяснить точно.

Стенки канала шли вертикально до коренной породы и производили впе- чатление созданных искусственно. Крис и я проплыли бок о бок вдоль дна ка- нала — пространства для этого хватало — 20 или 30 м, пока не достигли места, которое он хотел мне показать. Здесь канал оказался перекрыт «мостом», плос- ким наверху, на уровне окружающей равнины. «Мост» представлял собой уз- кий отрезок коренной породы, который просто был оставлен на месте, когда создавался канал, а затем выдолблен в виде арки, под которой могло протекать содержимое канала.

Мы проплыли под аркой несколько раз, и Крис показал, что на вертикальной стороне имеются следы, напоминающие отметины от орудий. Я согласился с ним. То, что было под водой, нельзя было считать просто созданием природы. Арки, иногда достаточно больших размеров, явно были частью разрушенной системы пещер. Арка, под которой мы проплыли, перекрывала канал глубиной в 2 м, и было совершенно невероятно, чтобы это могла создать природа. И наконец, ка- нал проходил точно в направлении север—юг, а эта ориентация свойственна тюре- ниям человека, но не природы. Еще кусочек головоломки!

...Антон Мифсуд ссылается на подводные каналы вокруг Мальты как на еще одно подтверждение своего тезиса о том, что Мальта и была «островом Плато- на», поскольку каналы занимают важное место в описании Платоном Атланти- ды. Как предполагает Мифсуд, всемирно известная история о гибели Атланти- ды «в течение одного ужасного дня и ночи», которую Платон изложил в начале IV века до н.э., являлась народным преданием о катастрофе, происшедшей на Мальте в 2200 году до н.э. в результате коллапса вдоль разлома Пантеллерии. Он отмечает, что сегодня Мальта имеет выраженный клиновидный наклон в направлении с юго-запада (острие клина — башнеобразные береговые скалы в Дингли и Маглаке) на северо-восток, где узкий конец клина исчезает под во- дой, как в Слиме. Этот наклон образовался потому, что Мальта лежит очень близко к тектоническому разлому между европейской и африканской матери- ковыми плитами 25.

ТАНТАЛ

БухтА Блллутл, 25 июня 2001 г.

Поздним июньским вечером 2001 года в ходе наших съемок на Мальте для «Канала 4» Антон Мифсуд устроил нам встречу с Шоном Арриго. Мы не виде- лись с ним со времени наших неудачных погружений в ноябре 1999 года, и я хотел выяснить некоторые недоразумения, которые тогда произошли между нами. К счастью, это оказалось легко сделать, и благодаря Антону мы провели вечер в баре отеля «Лапси Уотерфронт» в атмосфере доверия и сотрудничества.

В разговоре выяснилось, что Шон возвращался в «храм» Слимы несколько раз. Работая вместе с Антоном Мифсудом и другими коллегами, он также зас-

 

нял второй затопленный памятник в непосредственной близости (группа на- звала его «Джанет-Йоханн»). «Хотите увидеть его? — спросил он. — У меня с собой пленка, и если у кого-то найдется видеоплейер и телевизор...»

Наш продюссер Стефан Викхэм имел аппаратуру в своей комнате, и мы все собрались наверху смотреть видео. Скоро стало ясно, что «Джанет-Йоханн» — интереснейший памятник. Пленка Арриго о Слиме на глубине 10 или 15 м по- называла серию очень длинных, почти «монументальных», каналов и параллель- ные «колесничные колеи», более широкие и глубокие, чем те, что мы видели у Марфы и Гавры. Некоторые из каналов прорезали коренную породу в виде чет- ких прямых горизонтальных линий на протяжении более 100 м без всяких раз- рывов. За ними камера неожиданно запечатлела зону больших, в разброс сто- ящих мегалитов. Все они были повалены, за исключением одного, который стоял достаточно прямо, хотя и под некоторым углом.

•Я обнаружил немного керамики вокруг, — рассказал нам Арриго. — Она была в расщелине, очень потертая и древняя. Я достал ее и отнес в Нацио- нальный музей, но там ею не заинтересовались и не захотели ее взять.

•Вы рассказали им о месте находки? — спросил я, указывая на соответ- ствующие кадры.

• Да. Я заметил им, что это очень любопытное место. Оно выглядит как создание человеческих рук. Я предложил предоставить им пленку или прово- дить туда кого-нибудь из сотрудников музея.

-И?

• Они все же не заинтересовались. Казалось, их даже раздражало мое при- сутствие. Я раздражаю их со времени моей публикации в 1999 году, и я до сих пор не понимаю, почему именно.

...За время этого путешествия у нас не было времени осмотреть «Джанет- Йохани» вместе с Арриго, к тому же на следующее утро он уезжал в Италию. Мы условились, что летом он совершит туда еще одно погружение, чтобы провести более детальную и расширенную съемку. Готовя книгу, я не видел возможности вернуться на Мальту и обследовать храм Слимы в ближайшее время. Я чувство- вал себя, как греческий царь Тантал, стоявший по шею в воде, которая опуска- лась каждый раз, как только он хотел напиться.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ДРЕВНИЕ КАРТЫ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных