ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подготовка к выступлению. Запоминание текстаЗапоминая текст научной работы, не стóит просто бездумно зубрить его. Существуют специальные методы, способные превратить запоминание в весёлую игру (подробные описания — [2, 3, 29, 30, 32]). Заметим, что данные методы можно использовать и в других случаях, например, при подготовке к урокам. Три способа эмоционального воздействия на подсознание: 1. Заставить себя с радостью хотеть. Любая информация отлично запоминается на эмоциональном подъёме, а стресс, шок обычно блокируют работу памяти. 2. Соперничество создаёт мотивацию для запоминания: «Чем я хуже других?» 3. Значительность, важность информации. Особенности работы человеческой памяти таковы, что запоминается важное для данного человека в данной ситуации. Кроме этого можно посоветовать перерабатывать и осмысливать информацию, которую требуется запомнить. Выделите существенное, отбросив ненужную информацию; внесите в работу своё отношение к этому вопросу и своё мнение по нему; подумайте, на что ранее вами воспринятое или описанное вами в другой работе похож ваш сегодняшний реферат, ищите точки соприкосновения с уже усвоенным материалом. Попробуйте также рассказать кому-нибудь свой доклад или напишите учебный курс по теме, которую вы самостоятельно изучайте. Однако обычно нам приходится запоминать совершенно не интересную для нас информацию, и мы не можем использовать эти три способа. Для этого случая существует метод ассоциаций, позволяющий увязать новый материал с уже изученным. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одно представление или понятие вызывает появление в уме других [30]. Ассоциация — связь, возникающая при определённых условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.) [49, С. 85]. Имеется три подхода к формированию ассоциаций: 1. Аналоговый. Делает акцент на сходстве объектов. 2. Дифференциальный. Подчёркивает различия. 3. Категориальный. Основан на подразделении предметов или понятий на ряд категорий. Сочетает в себе два первых подхода. Общие принципы ассоциирования: ¨ Конкретизируйте абстрактное: любовь — сердце. ¨ Визуализируйте (представляйте себе в виде мысленных картин, старайтесь увидеть) образы: сердце — ¨ Классифицируйте, обрабатывайте информацию — это помогает запоминанию. Критически осмысливайте чужое мнение. ¨ Используйте близкие вам образы, связывайте материал с фактами вашей жизни, предметами в вашей комнате (см. метод мест ниже). «Своя рубашка ближе к телу». (Пословица.) ¨ Не отбрасывайте нелогичные, бессмысленные ассоциации: они лучше запоминаются. Используйте первое, что приходит на ум: вы делайте это для себя, и никто не узнает, как вы это запомнили. Постарайтесь отключить самоконтроль, сдвинуть воображение с заезженных рельс и заставить его работать «на полную катушку»! Для запоминания числовых данных используется представление данных в различных системах ассоциаций (кодах) и последующее их связывание в одну мысленную картину или в историю. В этом проявляется упомянутое выше правило: для запоминания абстрактных данных (чисел) следует конкретизировать их, трансформировать в образы. Визуальные ассоциации для цифр (по сходству с предметов или по количеству элементов в предмете): 0 – круг, мяч, яйцо, колесо, тарелка, солнце, рот, руль, сушка, арбуз; 1 – гвоздь, кинжал, ружьё, нож, стрела, столб, кол, свеча, копьё, гарпун; 2 – вешалка, крючок, победа (знак «V»), лебедь, близнецы; 3 – усы, вилы, вилки, брови, дым, волны, треугольник; 4 – стул, ступеньки, парус, нос, ёлка, квадрат; 5 – очки, звезда, рука («пятерня»), нота, пятиугольник (Пентагон); 6 – мешок, замок, груша, толстяк, панк, чайник, «хвост» (волóс), игральная кость (6 граней); 7 – сук, коса, молоток, флаг, радуга (7 цветов), ноты (7 нот), седьмое небо и напиток «Seven–Up»; 8 – снеговик, матрёшка, женщина, песочные часы, очки, гитара, бабочка, штанга, 8 марта, маска, бант, бесконечность; 9 – змея, лампочка, комета, микрофон, ковш, улитка, ухо, запятая, родник (знак на топографической карте), воздушный шар, баскетбольная корзина. Пример: первый действующий компьютер был построен в 1946 г. (ЭНИАК). Цифра 4 напоминает парус, 6 — панка. Представляем себе вперёдсмотрящего-панка с ноутбуком (сравнение с ЭНИАКом по размерам — дифферинциальный подход) на фоне паруса. Вербальные ассоциации для чисел (по сходству звучания со словами): ноль — моль; один — блондин, ужин; два — дрова, вдова, дверь; три — трибуна, осетрина; четыре — чёрт в тире, чат, чётки; пять — пятка, опята; шесть — шест, жесть, шерсть; семь — Семён, семечки, семья; восемь — осень; девять — дева; десять — деспот, десант. Пример: требуется запомнить тот же год. Возможная ассоциация: монах за компьютером, одетый в шерстяную кофту, на груди у которого висят чётки. Ассоциации с буквами по зрительному сходству: 0 – О; 1 – Т, Г, I; 2 – П (на двух ножках); 3 – З; 4 – Ч; 5 – Б; 6 – С, G; 7 – У; 8 – В; 9 – Р. Пример: 46 — ЧаСы (из букв составляется слово) — у ЭНИАКа, в отличие от современных компьютеров, встроенных часов не было; Частная Собственность (по первым буквам) — проект ЭНИАКа на самом деле поддерживался баллистическим вычислительным отделением американских вооружённых сил (все данные об ЭНИАКе по Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. — М.: Большая энциклопедия, 1996. — С. 978). Некоторые ассоциации прозрачны и воспринимаются очень легко, тогда как другие образны и рассчитаны на людей с хорошим воображением. Лучше всего придумывать подобные ассоциации самому, так как это улучшает запоминание и развивает воображение. Метод мест применялся ещё древнеримскими ораторами для запоминания своих речей. Теоретическая основа метода состоит в следующем: новый список поэлементно увязывается (ассоциируется) с известным (базовым). То есть, метод мест — это групповая ассоциация. В качестве известного списка берётся любой хорошо знакомый перечень, например, последовательность расстановки мебели в своей квартире, зданий на пути на работу / в школу / в институт, постов дежурства по школе и т. п. Чаще всего используют предметы мебели и обстановки. В этом случае вы выбираете свободное время, не спеша обходите квартиру в наиболее естественном для вас порядке, и подбираете нужные места. Они не должны быть похожими друг на друга и должны ярко представляться в вашем воображении. Затем вы несколько раз повторяете список, после чего он готов к работе. Теперь для запоминания любого списка (последовательности изложения доклада, кулинарного рецепта, списка дел на следующий день) вы просто представляете себе предмет, связанный с данным элементом списка на нужном месте. Пример: исходная последовательность — входная дверь, холодильник, компьютер, диван; требуется запомнить — введение (значение графических редакторов), панель гипотетического графического редактора EasyPaint, меню EasyPaint, заключение (планы по дальнейшему совершенствованию редактора). Первая ассоциация: представьте себе значительного вида мужчину, стоящего в проёме вашей двери (конкретизация абстрактного слова «значение»). Вторая ассоциация: панель графического редактора размещена на дверце холодильника! Какая мука каждый раз бегать к нему, чтобы поменять инструмент! Третья ассоциация получается сама собой: меню на экране компьютера. Можно также вспомнить, что принцип меню является базовым при построении любого графического пользовательского интерфейса. Четвёртая ассоциация: планы (стопка бумаг) лежат на диване. Ассоциации должны быть яркими, образными. Не отбрасывайте необычные, фантастические ассоциации (как панель на дверце холодильника). Дополнительная информация: ¨ Список не должен быть очень большим, достаточно 10–20 пунктов. Источник [32] рекомендует использовать в качестве известного список чисел от 1 до 100, визуализованных в виде образов-картинок. По нашему мнению, для запоминания такого списка нужны очень значительные волевые усилия, кроме того, имеется возможность забыть известный (базовый) список или отдельные его части. ¨ Не изменяйте порядок следования предметов в базовом списке для большей естественности ассоциации, иначе вы рискуете запутаться в списке. Например, на втором месте в запоминаемом списке стоит процедура запуска компьютера, а на первом в исходном — входная дверь. Не переносите входную дверь на второе место. ¨ Не перегружайте известный список большим количеством материала, особенно в первое время. Группируйте предметы и классифицируйте их с тем, чтобы избежать переполнения списка. Рекомендуемые психологами интервалы повторения: 1. непосредственно после восприятия; 2. через 20–30 минут; 3. через сутки; 4. на четвёртый день (через трое суток); 5. на седьмой день (через шесть суток). Соблюдение первых трёх интервалов (особенно первого и второго) гарантирует запоминание на непродолжительный, а всех интервалов — на длительный срок. Рецензирование Рецензия — отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой [49, С. 1135]. Рецензии обычно оформляются следующим образом: в заголовке рецензии указывают, на какую работу она написана, кто автор работы, в конце ставится фамилия рецензента и его подпись. Для написания рецензий можно использовать следующий план: ¨ структура работы; ¨ соответствие работы критериям, указанным в главе 1; ¨ вывод, оценка с обоснованием. Пример рецензии приведён на следующей странице. Рецензия Данная работа выполнена по теме «Как написать реферат» и представляет собой комплекс методических рекомендаций по конкретному вопросу. Методические указания имеют традиционную структуру: состоят из введения, основной части из 7 пунктов и заключения; оснащены развёрнутым планом и списком использованной литературы. Автор весьма подробно излагает систему правил, необходимых для подготовки научной работы, начиная с определения и составления библиографии, конспектирования вплоть до написания реферата и практического оформления с использованием компьютера. Уделяется внимание, что очень необходимо, и изложению, то есть защите реферата, тому, как должно протекать выступление. На мой взгляд, работа заслуживает поощрения, а в пользе практического применения нет сомнений. Автором проделана колоссальная работа по сбору и систематизации материала. Рекомендации являются универсальными, то есть они применимы и для научной работы по предметам гуманитарного цикла. Пособие адаптировано на примере ряда работ по истории на научно-практической конференции школы № 26 в феврале 2000 года. Автором достигнуты поставленные цели, а посему рекомендованная оценка — «отлично». Учитель истории Рожнова Л. В. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|