ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Аспекты изучения текста в филологических наукахВ филологических науках текст изучается и как объект филологии, и отдельно каждой из филологических наук. Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для всех филологических наук. Это функциональная природа текста, его важнейшие признаки, место в мире текстов, способность взаимодействовать с ними. Филологическая дисциплина, изучающая текст, получила название теории текста. Наряду с гуманитарной семиотикой теория текста обеспечивает единство лингвистики и литературоведения как филологических наук, служит в современной филологии интегрирующим началом. Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения текста. Лингвистика изучает текст как лингвистический объект. Традиционно лингвистика помещает текст в синтаксисе: текст рассматривается как единица более высокого уровня, чем предложение, и замыкает собой ряд синтаксических единиц: словосочетание — простое предложение — сложное предложение — текст. В 1960—1970-х годах в совокупности наук о языке сложилось отдельное направление, которое исследует текст, — лингвистика текста. Главная задача ее состоит в том, чтобы раскрыть сущность текста в его отношении к другим лингвистическим единицам, установить признаки текста как лингвистического объекта, правила создания текста и понимания его смысла. Лингвистика изучает все типы, виды, разновидности текстов. В литературоведении текст значим как аспект художественного произведения. Здесь текст, по определению британского философа и литературоведа Терри Иглтона, которого сочувственно цитирует Н.Н. Михайлов, есть «речевое произведение, обособленное от какой-либо конкретной речевой ситуации, и потому открытое для самых различных интерпретаций различными читателями»9. «Обособление» литературно- художественного произведения от конкретной речевой ситуации вполне объяснимо: текст создается посредством языка художественной литературы — знаковой системы особого рода. Так, лирическое стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину», начатое на другой день после посещения Пущиным опального поэта, воспринимается как послание всем друзьям: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. <...> И лингвистика, и литературоведение имеют свои специализированные научные дисциплины, изучающие разные грани текста. Так, в лингвистике выделяется, например, стилистика текста; в литературоведении большую роль играет текстология. Текст значим и для гуманитарного знания в целом. Этот тезис выдвинул еще М.М.Бахтин. Рассуждая об исследовании в гуманитарных науках, он заметил: «Каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст». 2 Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. С. 270—271. 3 Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. С. 10. 4 Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 241. 5 Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук, М., 2002. С. 52—53. 6 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семио- сфера — история. М., 1995. С. 11—22. 7 Там же. С. 22. 8 Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 316. 9 Цит. по: Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. М., 2006. С. 27. вопросы и ЗАДАНИЯ • Почему текст является объектом современной филологии? • Что такое фактура текста? Каково значение фактуры текста для жизни текстов? • Проиллюстрируйте материалом русского (родного), а также изучаемых вами иностранных языков проявления ликов текста. Каково значение понятия лик текста в филологии? • Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков в пользу традиционного понимания текста и противоречащей традиционному пониманию. • Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков в пользу современного понимания текста и противоречащий современному пониманию. • В чем заключается сущность функционального понимания текста? Почему оно плодотворно для филологии? • Каковы функции текста «по Ю.М. Лотману»? • Что такое мир текстов? Каково значение этого понятия для изучения текста в филологии? • Что в тексте изучает лингвистика? литературоведение? • Приведите пример текста. Рассмотрите текст в аспекте и интертекстуальных, и текстообразовательных отношений. Оцените свое решение задачи с точки зрения понимания текста. • Что изучает теория текста? • Определите текст как объект современной филологии. Раскройте его признаки как объекта филологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|