Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИИ




Почему текст является объектом современной

Филологии?

Текст всегда признавался объектом филологии. Филоло­гия и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филоло­гии древними считались тексты, например, Гомера (на Западе, в Древней Греции) и «Ригведы» (на Востоке, в Древней Индии).

Фактически эти же задачи решаются и современной фило­логией, когда она изучает древние и старинные тексты. Так, при рассмотрении, например, летописных текстов о походе Ермака Тимофеевича (?—1585) исследователи учитывают, что они соз­даны не ранее, чем через 45—50 лет после этого события. Поэ­тому летописные источники о походе Ермака изучаются в кон­тексте других летописей и документов. Только так, — указывает Е.К. Ромодановская со ссылкой на одного из специалистов пер­вой половины ХХ в., — можно решить задачу «заново обрабо­тать старую тему, от давности покрывшуюся налетом эпической мишуры и вздорной полемики»1.

В современной филологии круг задач изучения текста су­щественно изменился.

В центре ее внимания находится задача постижения жизни текста. Текст рассматривается в его отношениях к человеку, дей­ствительности, другим текстам, — словом, в среде его существо­вания.

Например, по данным французского ученого Ю. Кристевой (р. 1941), текст стихотворения французского литератора XIX в. Лотреамона находится в разнообразных отношениях с текстами авторов-предшественников (их имена ниже даются в скобках), в том числе:

а) исходный текст сохраняет общелогическое содержание, но приобретает новый смысл. Ср.:

• исходный текст (Ларошфуко): Не замечать, как охладе­вают дружеские чувства наших друзей, — доказательство недо­статка дружбы;

• текст Лотреамона: Умение не замечать, как возрастают дружеские чувства наших друзей, — доказательство дружбы;

б) одна из частей исходного текста подвергается отрицанию. Ср.:

• исходный текст (Паскаля): Мы с радостью расстаемся с жизнью, лишь бы об этом говорили;

• текст Лотреамона: Мы с радостью расстаемся с жизнью, лишь бы об этом не говорили2.

На современном этапе общественного развития мир текстов заполнил все пространство человеческой жизни: тексты — в книгах, СМИ, Интернете, в сфере деловой жизни, управления... Недаром среди части журналистов распространено мнение, что в мире происходит лишь то, о чем сообщено в СМИ. Многообра­зие мира текстов очевидно: в нем присутствуют и оригинальные произведения классиков литературы, и научные труды, и книги типа «100 лучших сочинений», «1000 рефератов по экономи­ческим наукам»; произведения литературы и многочисленные театральные, кино- и телевизионные версии этих произведений (или версии «по мотивам»); тексты подлинных исторических документов и тексты публицистических, художественных, ме­муарных и иных интерпретаций исторических событий... Мно­гообразие мира текстов и отношений между ними повышает значимость текста как объекта филологии, создает предпосыл­ки для складывания в филологии ряда направлений, изучающих разные типы, виды текстов в их отношениях. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги современного российского философа И.Т. Касавина.)

Сложность и многообразие мира текстов определяется вме­сте с тем и изменениями в фактуре (лат. /асШта — обработка, строение) текста.

Филология до середины — конца ХХ в. имела дело преиму­щественно с текстами письменными, печатными, устными. Английский философ Г.М. Маклюэн в середине ХХ в. заявил: «Средство коммуникации есть сообщение». Если учесть это суждение, то можно понять, что материал и орудия создания текста: камень и скребок, пергамент и стило, бумага и ручка или карандаш, писчая бумага и наборно-пишущее устройство, рече­вой аппарат человека — имеют свои возможности и ограничения в передаче сообщения. Дело в том, что, как замечает Г.М. Ма- клюэн, «сообщением» любого средства коммуникации являет­ся «то изменение масштаба, скорости или формы, которое при­вносится им в человеческие дела»3. Ср. в этом плане, например, письмо, отправляемое обычной почтовой доставкой, и письмо, отправляемое электронной почтой.

В конце ХХ — начале ХХ1 в. возникает еще один тип факту­ры текста — электронный. Появление и развитие электронной коммуникации привело к тому, что человек, создающий текст, реально ощущает сам процесс производства текста, так как име­ет возможность варьировать создаваемый текст, вносить в него фрагменты ранее созданного своего или чужого текста, получать ответ на отправленное сообщение и в непосредственном обще­нии (в режиме онлайн) вносить изменения в текст, «помещать» его в гипертекстовое пространство. Текст обретает очертания живого «организма» — существует в акте коммуникации. Таким образом, здесь сочетаются преимущества «традиционных» фак­тур текста — устной, письменной и печатной — с преимущества­ми электронной: масштабом, скоростью и формой.

Наконец мир текстов отличается своего рода многолико- стью. В современной культуре текст предстает как источник, памятник, произведение, сообщение.

Все составляющие филологию науки имеют дело с текстом как источником. Исследование и в лингвистике, и в литерату­роведении предполагает обращение к тексту. Изучается ли за­писка как речевой жанр, обращение, например, в студенческой среде, духовный кризис или подъем писателя NN внутренний мир романа, трансформация рассказа писателя в киносценарий и далее в кинофильм, тематика современного анекдота, спосо­бы достижения успеха в деловых переговорах, филологические различия между блоггингом и твиттером, воздействующая сила слова университетского лектора... — во всех случаях материал исследования отыскивается в текстах. Текст — источник фак­тического материала в филологии. Это письменные и печат­ные тексты, магнитофонные или диктофонные записи, тексты радио- и телевизионных программ, интернет-тексты и др.

Вместе с тем текст — это памятник. Таково предназначение текстов древних, принадлежащих прошлому. В число памятни­ков письменности входят разнообразные произведения: надписи на монетах, печатях, гербах, камнях, иконах, тексты на папирусе, пергаменте, бумаге, рукописи, книги, грамоты и др. Все они име­ют ценность как свидетельство, воплощение истории и культуры и отдельного человека, и конкретного народа, и человечества в целом на определенных этапах развития. Назовем ряд памятни­ков устного народно-поэтического творчества народов России: алтайского «Мадай-Какра», башкирского «Урал-Батыр», осе­тинского «Нарты», якутского «Якутские олонхо» и др.

Понятие текста как произведения используется главным образом в литературоведении. Вопрос о разграничении текста и произведения — один из трудных в филологии. Текст и произве­дение разграничиваются, если произведение словесного творче­ства рассматривается в разных аспектах. В таком случае текстом называется произведение, рассматриваемое в речевом аспекте (Ю.М. Лотман: текст — это «один из компонентов художествен­ного произведения»). Произведение, рассматриваемое в других аспектах: предметно-образном (мир произведения) и идейно- смысловом (художественное содержание)4, — представляет со­бой литературное произведение в узком смысле этого термина. Однако понятия текста и произведения различаются не всеми специалистами. (См. в материалах для чтения фрагменты статьи Р. Барта.)

Понятие текста как сообщения возникает при рассмотрении текста с точки зрения его коммуникативной природы. Имея в виду любые явления культуры, в том числе и языковые тексты, Г.О. Винокур называет сообщением «не только слово, документ или различного рода вещи, которыми мы не просто практически пользуемся, но которые нам «говорят» о чем-нибудь». И далее: идеальным сообщением является письменный текст5. В этой ха­рактеристике текст рассматривается как высказывание, т.е. в его движении от говорящего (пишущего) к слушающему (читающе­му).

Итак, все филологические науки имеют дело с текстом. Это и позволяет сделать вывод, что текст является объектом (точ­нее, одним из объектов) современной филологии. Роль текста в филологии на всех этапах ее развития приводит ряд специали­стов к мысли, что текст есть единственный объект филологии (С.С. Аверинцев, Ю.В. Рождественский, Ю.С. Степанов и др.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных