ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Аспекты изучения Ьото ^иепз в филологических наукахВ современной филологии еще не сложилась общефилологическая научная дисциплина, предметом изучения которой является Ьото 1о^иеш как объект филологии. (Ср.: например, текст как объект филологии изучается теорией текста; язык и литература — гуманитарной семиотикой.) Изучение Ьото 1о- ^иепз как объекта филологии ведется в русле ряда научных дисциплин, которые сопрягаются с лингвистикой и литературоведением. Назовем две такие дисциплины: • филологическая герменевтика, изучающая процессы понимания текста. «Понимание, — пишет Г.И. Богин, — приводит к овладению «сутью дела»». Ученый утверждает, что «конечная социальная цель филологической герменевтики — помочь коммуникации людей <...>, преодолеть непонимание человека человеком» (Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в герменевтику. [Размещено на образовательном портале аиййогшт.ги]). (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги Г.Г. Гадамера.); • анализ дискурса (ср.: англ. йгзсоитзе — ораторствовать; рассуждать; излагать в форме речи и франц. Агзсоитз - речь) — научное направление, изучающее, по выражению Н.Д. Арутюновой, речь, «погруженную в жизнь». Если традиционно текст изучается отвлеченно от говорящего (пишущего) и слушающего (читающего), от ситуации, в которой имеет место создание и восприятие текста, т.е. изучается «сам по себе», то анализ дискурса предполагает рассмотрение текста в отношении к ситуации его создания и восприятия, говорящему (пишущему) и слушающему (читающему), к целям и задачам коммуникации, к другим текстам, к «миру» и, разумеется, к языку. Таким образом, первостепенное значение имеют участники акта коммуникации, их способности к говорению (письму) / слушанию (чтению), психологические и социальные характеристики, деятельность и т.д. При учете всей совокупности данных моментов текст может быть истолкован адекватно. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги Т.А. ван Дейка.) Обобщающим научным направлением, изучающим Ьото 1о- ^иепз как объект филологии, является филологическая теория коммуникации. Определим зону ее интересов на фоне общей теории коммуникации. теория коммуникации как гуманитарная научная дисциплина изучает процессы передачи информации в обществе, осуществляемые посредством любых знаковых систем (естественный язык, оптические, слуховые, тактильные знаки, языки танца, театра, кино и др.) взаимодействия людей. Интересы филологической теории коммуникации сосредоточены на коммуникативной деятельности человека посредством текста на естественном языке. Филологическая герменевтика, анализ дискурса, филологическая теория коммуникации, вместе с гуманитарной семиотикой и теорией текста, служат интеграции филологических наук и дисциплин в их связях с другими гуманитарными науками и дисциплинами. Лингвистика изучает Ьото ^иепз в качестве «основного субъекта коммуникации»10. Какие знания и представления имеет человек как субъект коммуникации; как он ими «распоряжается» в процессах коммуникации? — вот главные вопросы лингвистики, изучающей «свои» аспекты Ьото 1о^иеш. Понятно, что в совокупность этих знаний входит знание языка и правил употребления языка, знание коммуникации и правил речевой коммуникации, знания о мире и др. Литературоведению интересен Ьото ^иепз как предмет художественного исследования, во-первых, и как субъект литературно-художественной коммуникации (автор — читатель), во-вторых. Что общего между тем и другим? Литературе интересен человек в моменты его психического напряжения. Функции автора и читателя человек выполняет точно так же, в моменты своего психического напряжения. В ином случае созданное произведение не будет художественным, а художественное произведение читатель перескажет как обычную житейскую историю, никак не связанную со сферой эстетического восприятия. Соответственно современная лингвистика и литературоведение оказываются тесно связанными с психологией, социологией, когнитивными (лат. содтйо — знание, познание) и коммуникативными науками. 10 Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001. С. 40. вопросы и ЗАДАНИЯ • Дайте определение термина Ьото ^иепз. • Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык — это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Какое значение оно имеет для придания «человеку говорящему» статуса объекта филологии? • Почему Ьото ^иепз является объектом современной филологии? • Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков, доказывающий связи человека и естественного языка. Какое значение эти факты имеют для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной филологии? • Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков, доказывающий связи человека и текста. Какое значение эти факты имеют для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной филологии? • Приведите определение языковой личности. Какое значение это понятие имеет для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной филологии? • Приведите определение творческой личности. Какое значение это понятие имеет для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной филологии? • Докажите рассуждениями и фактическим материалом признак активности говорящего (пишущего) и слушающего (читающего). Какое значение имеет факт активности того и другого для восприятия и понимания текста? • Докажите рассуждениями и фактическим материалом признак активности автора и читателя. Какое значение имеет факт активности того и другого для восприятия и понимания текста? • Определите Ьото ^иепз как объект современной филологии. • По данным словарей (энциклопедических, лингвистических) определите приводимые ниже понятия: —формально-демографическое и этнографическое; —социальное, психологическое и социально-психологическое; —культурно-антропологическое; —философско-мировоззренческое; —когнитивное и коммуникативное; —лингвистическое; —ситуативно-поведенческое. • Какое значение характеристики человека, данные в каждом из аспектов, имеют для построения модели создания и понимания текста? Рассуждения можно аргументировать ссылками на собственный коммуникативный и речевой опыт. • Что в Ьото ^иеш изучает лингвистика? литературоведение? —филологическая герменевтика? —анализ дискурса? —филологическая теория коммуникации? МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|