Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Другой комментарий к Ст. 275 Трудового кодекса Российской Федерации




1. Комментируемая статья не предусматривает обязательности заключения с руководителем организации срочного трудового договора, что позволяет сделать вывод о том, что трудовой договор может заключаться не только на определенный срок, возможность чего закрепляется положениями ст. 59 ТК РФ (см. комментарий к ней), но и на неопределенный. Вместе с тем на основании ст. 59 ТК РФ положениями иных законов (см., например, п. 3 ст. 17 Федерального закона "О производственных кооперативах") может быть установлено правило о заключении с руководителем только срочного трудового договора. В отдельных случаях обязательность заключения срочного трудового договора с руководителем организации устанавливается не только уставом организации или соглашением сторон, но и законом и иными нормативными правовыми актами. Так, генеральный директор народного предприятия избирается на срок, определенный уставом предприятия, но не более чем на пять лет (см. п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"). Ректор высшего учебного заведения может быть избран на должность также на срок до 5 лет - см. п. 56 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (с изм. на 17 января 2006 г.). В отдельных случаях может устанавливаться минимальный срок трудового договора. Так, в соответствии с положениями п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 (в ред. от 5 октября 2002 г.) продолжительность трудового договора с руководителями федеральных государственных предприятий не может быть менее трех лет.

При решении вопроса об установлении срока трудового договора с директором (генеральным директором, президентом) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, т.е. в случаях, когда в централизованном порядке не устанавливается обязанность заключения именно срочного трудового договора, целесообразно не закреплять в уставе его конкретного срока, с тем чтобы в дальнейшем коммерческая организация не была связанной излишней регламентацией данного вопроса. Тем не менее при заключении трудового договора с единоличным исполнительным органом - директором, генеральным директором - есть смысл заключать срочный трудовой договор, обусловливая его сроком полномочий наблюдательного совета (совета директоров) или периодом до следующего годового общего собрания акционеров или участников общества с ограниченной ответственностью. Такой подход даст возможность общему собранию общества продлить трудовой договор с руководителем на новый аналогичный срок или расторгнуть его в связи с истечением срока. В случае существенных изменений в составе акционеров, участников общества или в составе коллегиального органа управления обществом, у них будет рационально оформленная законная возможность назначить на должность руководителя лицо, которое в большей степени отвечает требованиям, предъявляемым собственниками организации.

2. В соответствии с положениями ТК РФ трудовой договор может явиться результатом избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (см. ст. 16 ТК РФ и комментарий к ней).

На основании возможностей, предоставляемых Трудовым кодексом, и в связи с особенным правовым статусом руководителя организации законодательством в ряде случаев устанавливаются специальные, предваряющие заключение трудового договора, процедуры. Так, Федеральным законом "О производственных кооперативах" предусматривается, что председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета (см. п. 3 ст. 17 Закона). В соответствии с п. 8 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий составляют компетенцию общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров, то он образует исполнительный орган общества и досрочно прекращает его полномочия (см. п. 9 ст. 65 Закона). Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 69 Закона). Если в акционерном обществе совет директоров не создается, то трудовой договор с директором (генеральным директором) подписывает председательствующий на общем собрании акционеров или лицо, уполномоченное общим собранием. В обществах с ограниченной ответственностью избрание на должность единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников (см. п. 4 ст. 33 и п. 1 ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

На основании положений п. 4 ст. 35 Федерального закона "Об образовании" (в ред. от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, с изм. на 6 июля 2006 г.) руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем.

При этом установлено одно исключение: в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" уточнил положения Федерального закона "Об образовании", установив (см. п. 3 ст. 12 Закона), что ректор высшего учебного заведения избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) работников на срок до пяти лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчета действующего ректора. Уставом высшего учебного заведения порядок выборов конкретизируется с учетом организационной структуры образовательного учреждения и структуры органов управления. Утверждение кандидатуры, избранной на должность ректора государственного учебного заведения, осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утверждение в должности ректора частного вуза осуществляется в соответствии с его уставом.

Руководители федеральных государственных унитарных предприятий назначаются на должность в результате конкурса, проводимого в соответствии со специальным Положением о проведении конкурса (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 (с изм. и доп. на 23 марта 2006 г.)) (СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3986; 2006. N 13. Ст. 1408). Названным нормативным актом установлено, что конкурс проводится открытым по составу участников.

Федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления:

а) образует комиссию по проведению конкурса и утверждает ее состав;

б) организует публикацию подготовленного комиссией информационного сообщения о проведении конкурса;

в) принимает заявки от претендентов и ведет их учет;

г) проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов;

д) передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами;

е) утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов.

Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В состав комиссии входят с правом решающего голоса по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, Министерства государственного имущества Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится предприятие, вправе направить для участия в работе комиссии одного представителя с правом решающего голоса.

К работе комиссии могут привлекаться эксперты с правом совещательного голоса.

Председателем комиссии назначается член комиссии от федерального органа исполнительной власти, заместителем председателя комиссии - член комиссии от Министерства государственного имущества Российской Федерации.

Секретарем комиссии назначается член комиссии от федерального органа исполнительной власти с правом совещательного голоса.

Состав комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти.

Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании. В случае, когда присутствие члена комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), должна производиться его замена с внесением соответствующего изменения в состав комиссии.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами комиссии, имеющими право решающего голоса. При подписании протоколов мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против".

Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса.

Информационное сообщение о проведении конкурса должно включать:

а) наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении предприятия;

б) требования, предъявляемые к претенденту на замещение должности руководителя предприятия; в) дату и время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

г) адрес места приема заявок и документов;

д) перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;

е) дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;

ж) номера телефонов и местонахождение комиссии;

з) адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;

и) порядок определения победителя;

к) способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса;

л) иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

м) основные условия трудового договора.

С момента начала приема заявок комиссия предоставляет каждому претенденту возможность ознакомления с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.

Для участия в конкурсе претенденты представляют в комиссию в установленный срок следующие документы:

а) заявление, листок по учету кадров, фотографию;

б) заверенные в установленном порядке копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца;

в) предложения по программе деятельности предприятия (в запечатанном конверте);

г) иные документы, предусмотренные в информационном сообщении.

Комиссия не принимает заявок с прилагаемыми к ним документами, если они поступили после истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении, а также если они представлены без необходимых документов.

Претендент не допускается к участию в конкурсе в случае, если:

а) представленные документы не подтверждают право претендента занимать должность руководителя предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства Российской Федерации.

Конкурс проводится в два этапа.

Первый этап проводится в форме тестовых испытаний (письменно).

Комиссия составляет перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов, а также утверждает предельное количество (либо процент) неправильных ответов.

Количество неправильных ответов не может быть более 25%.

Перечень вопросов должен быть доступен для всеобщего ознакомления.

Тест составляется на основе перечня вопросов и должен обеспечивать проверку знания участником конкурса:

а) отраслевой специфики предприятия;

б) основ гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства;

в) основ управления предприятием, финансового аудита и планирования;

г) основ маркетинга;

д) основ оценки бизнеса и оценки недвижимости.

Тест должен содержать не менее 50 вопросов.

На втором этапе рассматриваются предложения по программе деятельности предприятия. Комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет наилучшую программу деятельности предприятия из числа предложенных участниками конкурса.

Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия.

Федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке заключает с победителем трудовой договор в месячный срок со дня определения победителя конкурса. При этом необходимо учитывать, что трудовые договоры с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий заключаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством государственного имущества Российской Федерации. Рассмотрение Министерством государственного имущества представленных на согласование трудовых договоров (равно как и изменений в них в последующем) не должно превышать 10 дней со дня поступления в Министерство соответствующих документов (п. 1 Постановления от 16.03.2000 N 234).

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных