ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы приватизации1. Массовая приватизация путем выдачи ваучеров. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Ваучерная приватизация считается способом, порождающим наименьшее число социальных конфликтов. Население России получило 146,1 млн. приватизационных чеков. Владелец ваучера имел следующие возможности: а) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе закрытой подписки было принято почти 26 млн ваучеров); б) участвовать в чековом аукционе (25 млн. ваучеров); в) купить акции чекового инвестиционного фонда (их было создано 640; собрали они свыше 60 млн. ваучеров); г) продать или подарить другому лицу (около 35 млн выданных ваучеров). Ваучерный метод, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, не принес ощутимых выгод государству. Из моделей ваучерной приватизации были исключены земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности России). 2. Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых предприятий. В период ваучерной приватизации трудовые коллективы получили возможность выбора одного из трех вариантов льгот при распределении акций. По первому варианту льгот трудовым коллективам разрешалось приобретение 25% привилегированных акций, 10% обыкновенных акций и 5% составлял опцион (право на приобретение) для руководства предприятия. По второму варианту льгот трудовой коллектив получал право приобретения 51 % голосующих акций. По третьему варианту — 20% обычных акций инициативной группы, берущей на себя ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20% — для трудового коллектива. Остальные пакеты акций, принадлежащих государству, продавались на фондовом рынке. К концу 1993 г. 79% трудовых коллективов выбрали второй вариант; около 17% приватизированных предприятий выбрали первый вариант и только 1% коллективов выбрал третий вариант с выкупом директорами. В то же время еще 3% предприятий (включая те, которые были ранее взяты в аренду) были полностью выкуплены работающими. Право выкупа предприятий могло быть реализовано при соблюдении содержащихся в договорах аренды таких условий, как срок и величина выкупа, порядок его внесения и др. Данный метод приватизации был наиболее социально приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичное распределение государственной собственности. Главный недостаток этого метода — отсутствие или нехватка внешних инвестиций в первое время после приватизации, так как новые собственники (руководство и трудовой коллектив) не заинтересованы в выплате дивидендов даже в случае прибыльной работы предприятия. 3. Приватизация методом прямых продаж государственных активов. На ваучерном этапе продаже подлежали объекты «малой приватизации» (с численностью персонала до 200 чел. и стоимостью фондов менее 1 млн руб.). Приватизация этих объектов происходила путем продажи на конкурсах и аукционах. При продаже на аукционах право собственности на объект переходило к покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. При организации коммерческих конкурсов потенциальный покупатель должен был взять на себя обязательства по выполнению ряда условий: сохранению профиля предприятия, определенного числа рабочих мест и т.д. Право приобретения объекта принадлежало покупателю, гарантировавшему выполнение условий конкурса и предлагавшему максимальную цену. Инвестиционным конкурс считался в том случае, когда условием приватизации являлось осуществление инвестиций в приватизируемый объект. Для трудовых коллективов были установлены исключительно выгодные условия участия в аукционах. Трудовой коллектив получал преимущественное право на покупку, скидку в 30% продажной цены. Кроме того, коллектив должен был в течение месяца выплатить только 25% цены, а оставшиеся выплаты были беспроцентными и могли быть произведены в течение трех лет, что в условиях высокой инфляции фактически обесценивало эти платежи. Часто выкуп производился самим предприятием, и с этой целью расходовались полученные прибыли. Поэтому в руки трудовых коллективов перешло свыше 70% приватизированных предприятий розничной торговли. Акции средних и крупных предприятий продавались на чековых аукционах. Таким способом было приватизировано около 20% акций 6,5 тыс. предприятий, реорганизованных в 1992-1993 гг. в акционерные общества открытого типа. Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое предприятие. Вместе с тем по эффективным ценам можно было продать лишь небольшую часть предприятий, обычно прибыльных. Большинство же крупных промышленных предприятий, как правило нерентабельных, продавалось по заниженным ценам. 4. Денационализация (реприватизация ). Этот метод представляет собой восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества. Ее основные формы: • реституция (возвращение собственности прежним владельцам в натуре); • компенсация (в форме ценных бумаг или денег). В России, в отличие от стран Центральной Европы и Балтии, данный метод приватизации ввиду продолжительности существования административно-командной системы практически не применялся. Правда, закон допускает выплату компенсаций жертвам раскулачивания и их детям, но оговаривает эти платежи трудновыполнимыми условиями. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|