ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Урок 15 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧИСЛАХ(повторение по теме) Цель: совершенствовать умения решать арифметические задачи, вычислять периметр многоугольника, записывать и читать двузначные числа. Ход урока I. Устный счет. Игра «Шифр». - Занумеруем буквы алфавита, А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 - Теперь мы можем писать шифрованные послания, заменяя буквы числами. Например, вместо слова «АЗБУКА» мы напишем 1, 9, 2, 21, 12, 1. - Здесь зашифрована пословица. Прочитайте её. 20, 6, 18, 17, 6, 15, 30, 6, 10, 20, 18, 21, 5, 3, 19, 7, 17, 6, 18, 6, 20, 18, 21, 20. (Терпенье и труд всё перетрут.) - Проверьте равенства: П + А + Р = О + С + А Р + О + Г = 3 + Л + О М + И + Ш + А = Г + А + Л + Я п + я = т + ь (М + А + М + А) + И + (П.+ А + П + А) = Д + О + Ч + Ь Д + В + А = С + Е + М + ь - Что больше: С + Е + М + Ь или П + Я + Т + Ь? 3 + А + Я + Ц или В + О + Л + К? П. Работа по учебнику (раздел «Как считали в древности»). - Для счёта древние люди использовали камешки, кости и другие предметы. Задание 1. - Двадцать веков назад персидский царь Дарий давал каждому начальнику войска верёвку с узлами и говорил: «Каждое утро развязывай один узел. С последним узлом выступай в бой». В какой день недели вы выступили бы в поход, если б получили такое послание в понедельник утром? (В понедельник.) - А если бы вы получили его в понедельник вечером? (Во вторник.) Задание 2. - Сохранились записи древних вавилонян, сделанные четыре тысячи лет назад. Рассмотрите эти цифры. Какое число записано вавилонянами на дощечке? Запишите его обычными цифрами. (24.) Задание 3. Рассмотрите, как записывали цифры египтяне. Они записали на дощечке высоту пирамиды Хеопса. Расшифруйте эту запись. Какова высота этой пирамиды? (146.) Задание 4. Расшифруйте запись числа греческими буквами. Вам поможет таблица на с. 4. - Запишите это число обычными цифрами. (28.) Задание 5. Назовите числа, записанные римскими цифрами. XXXIV = 34 СХС=190 CXIX=119 XLIV = 44 - Прочитайте статью в учебнике о происхождении современных цифр. - Проверьте, чему научились. - В каждом задании выберите правильный ответ. Записывайте буквы, обозначающие правильные ответы, в табличку. Составьте из ответов слово. Прочитайте его. (Умница.) III. Математический тренажер (работа в парах). Задание 1. 15, 36, 47, 90, 74, 17, 111, 230, 159, 318, 452, 841. Задание 2. - Выберите и запишите правильный ответ. 3 + 5 = 8 17-7 = 10 7 + 2 = 9 13+4 = 17 4 + 4 = 8 12 + 5 = 17 9 - 3=6 1+2+3=6 8 - 7=1 3 + 3+4=10 10 + 6=16 5 + 5-2 = 8 10-2-3 = 5 10-4 + 3 = 9
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧИСЛАХ (повторение по теме) Цель: Проверить достижения учащимися обязательных результатов обучения, умения: • записывать цифрами однозначные, двузначные и трехзначные числа; • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток; • сравнивать числа; • решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; • находить периметр многоугольника. Ход урока: I. Постановка учебной задачи. Сегодня на уроке мы повторим всё, что мы узнали о числах. Можно аккуратно отмечать правильные ответы непосредственно в учебнике. Учащиеся выбирают ответ и записывают соответствующую букву в клеточки внизу страницы. 1. Математический тренажер (с. 30—31). Отработка вычислительных навыков. (Задание 1 с. 30, задания 2 и 4 с. 32, задания 3, 4 и 5 с. 34-35). 2. Математический диктант. Отметьте в таблице правильные ответы. Диктант 1 Диктант 2 4 + 5 10-6 8-3 2 + 6 5+0 9-3 6-4 4 + 0 10-7 2 + 7 19-6 10 + 7 2 + 8 14-4 10 + 5 18-4 15-3 16 + 3 18-8 5 + 3 4 + 6 19-9 10-8 3 + 7 12 + 6 14-10 17-10 13 + 4 II. «Выбираем, чем заняться» (с. 32—33).Задания развивающего характера, требующие творческого применения знаний в новых ситуациях. Игра «Интеллектуальный марафон». Вы самостоятельно выбираете задания, выполняете их на отдельных листочках (способ решения, а также способ записи произвольный) и заполняете таблицу, отмечая те задания, которые вы выполнили.
1. Понимание десятичного принципа строения чисел. 2. Вычислительный тренинг: сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через десяток. Зашифрованное слово можно записать в тетради. 55 34 20 40 80 28 47 10 Затем вы вычисляете значения сумм и разностей и записываете буквы под соответствующими числами. (Ответ: Буратино). 3. Задание на наблюдательность, счет, логику. а) Числа увеличиваются на 3. Следующие числа: 55, 58. б) Числа увеличиваются на 11. Следующие числа: 65, 76. Можно ответить и так: число десятков и число единиц увеличиваются на 1. в) Число десятков увеличивается на 1, а число единиц уменьшается на 1. Следующие числа: 46, 55, 64,... 5. На уроке «Расставляем числа по порядку» мы встречались с похожим заданием (№ 9). Отличие этого задания в том, что цифры в числе могут повторяться. Значит, можно составить гораздо больше чисел. Составьте как можно больше чисел. Давайте ваши совместные результаты выпишем на доску. Существуют еще числа, которые можно составить из этих цифр, послушайте алгоритм поиска. Стратегия поиска может быть такова. Сначала выписываем все числа, в которых первая цифра 1 и вторая цифра 1. При этом меняется только последняя цифра: 111, 115, 117. Затем меняем вторую цифру и записываем три числа, отличающиеся третьей цифрой: 151, 155, 157. Еще раз меняем вторую цифру и записываем еще три числа: 171,175,177. Других вариантов с первой цифрой 1 нет. Мы составили девять чисел с первой цифрой 1. Значит, можно составить еще девять чисел, в которых первая цифра 5, и девять чисел, в которых первая цифра 7. Таким образом, всего можно составить 27 чисел. 111 115 117 511 515 517 711 715 717 151 155 157 551 555 557 751 755 757 171 175 177 571 575 577 771 775 777 6. Знание состава однозначных чисел. Записываем число 7 как сумму двух чисел (действие хорошо знакомое учащимся). Например, 7 = 5 + 2 Затем разбиваем одно из слагаемых в сумму двух чисел всевозможными способами. Например, 7=5+2 7=5+2 7=5+2 7=2+3+2 7=1+4+2 7=5+1+1 Берем следующую сумму 7 = 3 + 4 и так же находим суммы из трех чисел, равные числу 7. 7. Задание на сравнение чисел и логику. Работа в парах. Существует много способов перестановки чисел. Можете нарисовать решения на отдельном листочке и обсудить, кто сумел переставить числа за наименьшее число ходов (4 хода). Решение, начатое в учебнике, может быть продолжено так: поменять местами числа 40 и 36, затем числа 40 и 39. 8. Задание на логику. Закономерность такова: если мы увеличиваем на 1 одно слагаемое, то сумма тоже увеличивается на 1. К этому приему мы обязательно вернемся при запоминании случаев сложения чисел с переходом через десяток. Проверить результаты сложения можно по измерительной линейке, которая может служить моделью числового луча, или по таблице на форзаце в конце учебника. III. «Мозаика заданий» (с. 34—35) Отработка обязательных умений. 1. Задания в 1-й колонке: запись двузначного числа цифрами; последовательность двузначных чисел; десятичный состав. 2. Задания во 2-й колонке: нахождение неизвестной стороны треугольника; пропедевтика решения задач в два действия. Можно решать либо подбором (2А: 3 + 3 +... = 9), либо по действиям 1) 3 + 3 = 6, 2) 9 - 6 = 3). 3. Задания в 3-й колонке: сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. 4. Задания в 4-й колонке: сравнение двузначных чисел; вычисления в пределах 100. 5. Задания в 5-й колонке: задача в два действия, условие которой задано рисунком. Весы находятся в равновесии. Это значит, что сумма грузов на одной чашке весов равна сумме грузов на другой чашке. Можно записать решение по действиям: 1) 41 + 35 = 76, 2) 76 — 33 = 43. Можно решить другим способом: число справа (33) на 2 меньше, чем одно из чисел слева (35), значит, неизвестное число должно быть на 2 больше, чем 41. 6. Задания в 6-й колонке: задания на логику. Представим, что мы раздаем конфеты и яблоки. Сначала будем раздавать конфеты (по одной). Мы раздали 6 конфет. Теперь будем раздавать яблоки по одному. Сначала тем, кому не досталось конфет: раздали 4 яблока. Теперь у каждого ребенка есть либо конфета, либо яблоко. У нас осталось 2 яблока. Отдадим их тем, кому не достались яблоки. Таким образом, у двоих оказались и конфета, и яблоко. Условие задания требует уточнения: «Никто не получил одинаковых лакомств». При выполнении задания вам не нужно повторять эти рассуждения. Достаточно, чтобы вы хорошо представляли себе ситуацию. (задание 2Б: считаем (раздаем) сначала конфеты, затем яблоки (7 + 3 = 10); осталось 5 яблок. Ответ: Пять человек получат и конфету, и яблоко). После разбора заданий в первой строке таблице, все задания вам понятны. Можете приступать к самостоятельной работе.
Тема: ПОЧЕМУ 20? Цели: совершенствовать вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток), умения составлять и решать задачи по рисунку; учить представлять число 20 как сумму нескольких слагаемых. Ход урока I. Устный счет: 1. Мама купила 12 тетрадей в линию и клетку. Сколько тетрадей в линию и клетку могла купить мама? 2. Что легче: 1 кг железа или 1 кг ваты? II. Постановка учебной задачи. - Сегодня на уроке будем выполнять сложение и вычитание в пределах 20. III. Работа по учебнику. 1. № 1 стр. 36. - Сколько пальцев на двух руках? (10.) - Древний человек считал на пальцах рук. Когда этого не хватало, он добавлял пальцы ног. Сколько пальцев на двух ногах? (10.) - Рассмотрите рисунок в учебнике. Запишите цифрами нарисованную сумму. (5 + 5 + 5 + 5 = 20.) - Сколько пальцев на двух руках и одной ноге? (5 + 5 + 5 = 15.) 2. № 2 стр. 36. - Выполните сложение и вычитание в пределах 20. 5+15 = 20 10 + 10 = 20 20-5 = 15 20-10=10 15 + 5 = 20 20-15 = 5 20 - 20 = 0 0 + 20 = 20 3. № 3 стр. 36. - Дополни схему, краткую запись условия задачи и реши её. 4. № 4 стр. 36. - Решите задачу. Было - 45 ор. Подсыпали – 32 ор. Разгрызла – 60 ор. Осталось -? Решение 1) 45+32=77(ор.) 2) 77 - 60= 17(ор.) Ответ: 17 орехов. 5. № 5 стр. 36. - Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. И.-20 м. С.-? на 8 м., чем Всего-? Решение 1.) 20 – 8 = 12 2.) 20 + 12 = 32 . 6. № 8 стр. 37. - Рассмотрите рисунки. На каких рисунках изображено число двадцать? (На первом, третьем и пятом.) - Придумайте своё изображение для двадцати. 7. № 9 стр. 37. Работая в парах. - Представьте число 20 как сумму нескольких одинаковых чисел. - Придумайте разные способы. 20=10+10 20 = 5 + 5 + 5 + 5 20 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 20 = 2 + 2 + 2+ 2 + 2 + 2+2+ 2 + 2 + 2 20 =1 + 1 + 1 + 1+ 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1+ 1 + 1+1 + 1 + 1 + 1 + +1+1+1+1 8. № 10 стр. 37. Интеллектуальный марафон. - Что такое календарь? - Какие виды календарей вы знаете? -День первого сентября был понедельником. Каким днем недели будет 20 сентября? (Субботой.) 1+7 + 7 + 5 = 20 IV. Итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Сколько единиц в 2 десятках? V. Домашнее задание № 6 стр. 37. - Выполните сложение. 2 + 8 + 7 + 3 = 20 12 + 4 + 4 = 20 7+13 + 3 = 23 4 + 6+1+9 = 20 6+13 + 1=20 18 + 2 + 6 = 26 5 + 8 + 5 + 2 = 20 3 + 11 + 5 = 19 5 + 7+15 = 27
Тема: ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛИЦА Цели: учить выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с помощью таблицы сложения; совершенствовать умение решать арифметические задачи. Ход урока I. Устный счет. 1. Сравните ряды чисел. 19 18 17 16 15 14 13 12 11 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2. Дети вырастили 2 кактуса. Высота одного из них 8 см, а второго на 6 см больше. Какова высота второго кактуса? 3. Найдите ответ. 7 + 5= 9 + 9= 13 - 4= 8 + 9= 15 - 8= 17 - 9 = 6 + 8= 12 – 6= 5 + 8 = 11 - 7= 9 + 7= 16 - 7 = 16 - 8= 4 + 8= 4 + 9 = 4. Сколько вёдер воды нужно добавить в каждую бочку, если в полной бочке 12 вёдер? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|