Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Урок 15 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧИСЛАХ




(повторение по теме)

Цель: совершенствовать умения решать арифметические задачи, вычислять периметр многоугольника, записывать и чи­тать двузначные числа.

Ход урока

I. Устный счет.

Игра «Шифр».

- Занумеруем буквы алфавита,

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

- Теперь мы можем писать шифрованные послания, заменяя буквы числами. Например, вместо слова «АЗБУКА» мы напи­шем 1, 9, 2, 21, 12, 1.

- Здесь зашифрована пословица. Прочитайте её.

20, 6, 18, 17, 6, 15, 30, 6, 10, 20, 18, 21, 5, 3, 19, 7, 17, 6, 18, 6, 20, 18, 21, 20. (Терпенье и труд всё перетрут.)

- Проверьте равенства:

П + А + Р = О + С + А

Р + О + Г = 3 + Л + О

М + И + Ш + А = Г + А + Л + Я

п + я = т + ь

(М + А + М + А) + И + (П.+ А + П + А) = Д + О + Ч + Ь

Д + В + А = С + Е + М + ь

- Что больше: С + Е + М + Ь или П + Я + Т + Ь?

3 + А + Я + Ц или В + О + Л + К?

П. Работа по учебнику (раздел «Как считали в древности»).

- Для счёта древние люди использовали камешки, кости и другие предметы.

Задание 1.

- Двадцать веков назад персидский царь Дарий давал каж­дому начальнику войска верёвку с узлами и говорил: «Каждое утро развязывай один узел. С последним узлом выступай в бой».

В какой день недели вы выступили бы в поход, если б полу­чили такое послание в понедельник утром? (В понедельник.)

- А если бы вы получили его в понедельник вечером? (Во вторник.)

Задание 2.

- Сохранились записи древних вавилонян, сделанные четыре тысячи лет назад. Рассмотрите эти цифры. Какое число записано вавилонянами на дощечке? Запишите его обычными цифрами. (24.)

Задание 3. Рассмотрите, как записывали цифры египтяне. Они записали на дощечке высоту пирамиды Хеопса. Расшиф­руйте эту запись. Какова высота этой пирамиды? (146.)

Задание 4. Расшифруйте запись числа греческими буква­ми. Вам поможет таблица на с. 4.

- Запишите это число обычными цифрами. (28.) Задание 5. Назовите числа, записанные римскими циф­рами.

XXXIV = 34 СХС=190

CXIX=119 XLIV = 44

- Прочитайте статью в учебнике о происхождении совре­менных цифр.

- Проверьте, чему научились.

- В каждом задании выберите правильный ответ. Записы­вайте буквы, обозначающие правильные ответы, в табличку. Со­ставьте из ответов слово. Прочитайте его. (Умница.)

III. Математический тренажер (работа в парах).

Задание 1.

15, 36, 47, 90, 74, 17, 111, 230, 159, 318, 452, 841.

Задание 2.

- Выберите и запишите правильный ответ.


3 + 5 = 8 17-7 = 10

7 + 2 = 9 13+4 = 17

4 + 4 = 8 12 + 5 = 17

9 - 3=6 1+2+3=6

8 - 7=1 3 + 3+4=10

10 + 6=16 5 + 5-2 = 8

10-2-3 = 5

10-4 + 3 = 9


 

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧИСЛАХ (повторение по теме)

Цель:

Проверить достижения учащимися обязательных ре­зультатов обучения,

умения:

• записывать цифрами однозначные, двузначные и трехзнач­ные числа;

• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток;

• сравнивать числа;

• решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) на не­сколько единиц;

• находить периметр многоугольника.

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи.

 Сегодня на уроке мы повторим всё, что мы узнали о числах.

 Можно аккуратно отме­чать правильные ответы непосредственно в учебнике. Учащиеся выбирают ответ и записывают соответствующую букву в клеточ­ки внизу страницы.

1. Математический тренажер (с. 30—31). Отработка вычислительных навыков. (Задание 1 с. 30, задания 2 и 4 с. 32, задания 3, 4 и 5 с. 34-35).

2. Математический диктант.

 Отметьте в таблице правильные ответы.

Диктант 1 Диктант 2

4 + 5 10-6

8-3 2 + 6

5+0 9-3

6-4 4 + 0

10-7 2 + 7

19-6 10 + 7

2 + 8 14-4

10 + 5 18-4

15-3 16 + 3

18-8 5 + 3

4 + 6 19-9

10-8 3 + 7

12 + 6 14-10

17-10 13 + 4

II. «Выбираем, чем заняться» (с. 32—33).Задания развивающего характера, требующие творческого применения зна­ний в новых ситуациях.

 Игра «Интеллектуальный марафон». Вы самостоятельно выбираете задания, выполняете их на от­дельных листочках (способ решения, а также способ записи произвольный) и заполняете таблицу, отмечая те задания, кото­рые вы выполнили.

 

Трени­ровка Игра Рисова­ние Сме­калка Ком­бинаторика Мара­фон Загля­нем вперед
             
             
             
             

1. Понимание десятичного принципа строения чисел.

2. Вычислительный тренинг: сложение и вычитание дву­значных чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

 За­шифрованное слово можно записать в тетради.

55 34 20 40 80 28 47 10

Затем вы вычисляете значения сумм и разностей и за­писываете буквы под соответствующими числами. (Ответ: Буратино).

3. Задание на наблюдательность, счет, логику.

а) Числа увеличиваются на 3. Следующие числа: 55, 58.

б) Числа увеличиваются на 11. Следующие числа: 65, 76. Можно ответить и так: число десятков и число единиц увеличиваются на 1.

в) Число десятков увеличивается на 1, а число единиц уменьшается на 1. Следующие числа: 46, 55, 64,...

5.

 На уроке «Расставляем числа по порядку» мы встреча­лись с похожим заданием (№ 9). Отличие этого задания в том, что цифры в числе могут повторяться. Значит, можно составить гораздо больше чисел.

 Составьте как можно больше чисел.

 Давайте ваши совместные результа­ты выпишем на доску.

 Су­ществуют еще числа, которые можно составить из этих цифр, послушайте алгоритм поиска.

 Стратегия поиска может быть такова. Сначала выписываем все числа, в которых первая цифра 1 и вторая цифра 1. При этом меняется только последняя цифра: 111, 115, 117.

 Затем меняем вторую цифру и записываем три числа, отли­чающиеся третьей цифрой: 151, 155, 157.

 Еще раз меняем вторую цифру и записываем еще три числа: 171,175,177.

 Других вариантов с первой цифрой 1 нет. Мы составили девять чисел с первой цифрой 1. Значит, мож­но составить еще девять чисел, в которых первая цифра 5, и де­вять чисел, в которых первая цифра 7. Таким образом, всего можно составить 27 чисел.

111 115 117 511 515 517 711 715 717

151 155 157 551 555 557 751 755 757

171 175 177 571 575 577 771 775 777

6. Знание состава однозначных чисел.

 Запи­сываем число 7 как сумму двух чисел (действие хорошо знако­мое учащимся). Например, 7 = 5 + 2

 Затем разбиваем одно из слагаемых в сумму двух чисел все­возможными способами. Например, 7=5+2 7=5+2 7=5+2

7=2+3+2 7=1+4+2 7=5+1+1

 Берем следующую сумму 7 = 3 + 4 и так же находим суммы из трех чисел, равные числу 7.

7. Задание на сравнение чисел и логику. Работа в парах.

 Существует много способов перестановки чисел. Можете нарисовать ре­шения на отдельном листочке и обсудить, кто сумел переста­вить числа за наименьшее число ходов (4 хода).

 Решение, нача­тое в учебнике, может быть продолжено так: поменять местами числа 40 и 36, затем числа 40 и 39.

8. Задание на логику.

 Закономерность такова: если мы увеличиваем на 1 одно слагаемое, то сумма тоже увеличивается на 1. К этому приему мы обязательно вернемся при запоминании случаев сложения чисел с переходом через десяток.

 Проверить результаты сложения можно по измерительной линей­ке, которая может служить моделью числового луча, или по таб­лице на форзаце в конце учебника.

III. «Мозаика заданий» (с. 34—35) Отработка обязательных умений.

1. Задания в 1-й колонке: запись двузначного числа цифрами; последовательность двузначных чисел; десятичный состав.

2. Задания во 2-й колонке: нахождение неизвестной стороны треугольника; пропедевтика решения задач в два действия.

 Можно решать либо подбором (2А: 3 + 3 +... = 9), либо по действиям 1) 3 + 3 = 6, 2) 9 - 6 = 3).

3. Задания в 3-й колонке: сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.

4. Задания в 4-й колонке: сравнение двузначных чисел; вычис­ления в пределах 100.

5. Задания в 5-й колонке: задача в два действия, условие кото­рой задано рисунком.

 Весы находятся в равновесии. Это значит, что сум­ма грузов на одной чашке весов равна сумме грузов на другой чашке.

 Можно записать решение по действиям: 1) 41 + 35 = 76, 2) 76 — 33 = 43. Можно решить другим способом: число справа (33) на 2 меньше, чем одно из чисел слева (35), значит, неиз­вестное число должно быть на 2 больше, чем 41.

6. Задания в 6-й колонке: задания на логику.

 Представим, что мы раздаем конфеты и яблоки. Сначала бу­дем раздавать конфеты (по одной). Мы раздали 6 конфет. Теперь будем раздавать яблоки по одному. Сначала тем, кому не досталось конфет: раздали 4 яблока. Теперь у каждого ребен­ка есть либо конфета, либо яблоко. У нас осталось 2 яблока. От­дадим их тем, кому не достались яблоки. Таким образом, у дво­их оказались и конфета, и яблоко. Условие задания требует уточнения: «Никто не получил одинаковых лакомств».

 При выполнении задания вам не нужно повторять эти рассуждения. Достаточно, чтобы вы хорошо представляли себе ситуацию. (зада­ние 2Б: считаем (раздаем) сначала конфеты, затем яблоки (7 + 3 = 10); осталось 5 яблок. Ответ: Пять человек получат и кон­фету, и яблоко).

 После разбора заданий в первой строке таблице, все задания вам понятны. Можете приступать к самостоятельной работе.

             
А     59,34 75-62=13 1)41 + 35 = 76 2) 76 - 33 = 43 2 чело­века
Ь     88,65 87 - 33 = 54 1)61 + 17 = 78 2) 78 - 24 = 54 5 чело­век
В     32,77 36 - 25=11 1)34 + 36 = 70 2)70-21 =49 Ни од­ного
I     59,43, 68,0 146 - 99 = 47   7 чело­век

Тема: ПОЧЕМУ 20?

Цели: совершенствовать вычислительные навыки (сло­жение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток), умения составлять и решать задачи по рисунку; учить пред­ставлять число 20 как сумму нескольких слагаемых.

Ход урока

I. Устный счет:

1. Мама купила 12 тетрадей в линию и клетку. Сколько тет­радей в линию и клетку могла купить мама?

2. Что легче: 1 кг железа или 1 кг ваты?

II. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке будем выполнять сложение и вычитание в пределах 20.

III. Работа по учебнику.

1. № 1 стр. 36.

- Сколько пальцев на двух руках? (10.)

- Древний человек считал на пальцах рук. Когда этого не хватало, он добавлял пальцы ног. Сколько пальцев на двух но­гах? (10.)

- Рассмотрите рисунок в учебнике. Запишите цифрами нари­сованную сумму. (5 + 5 + 5 + 5 = 20.)

- Сколько пальцев на двух руках и одной ноге? (5 + 5 + 5 = 15.)

2. № 2 стр. 36.

- Выполните сложение и вычитание в преде­лах 20.

5+15 = 20 10 + 10 = 20 20-5 = 15 20-10=10

15 + 5 = 20 20-15 = 5 20 - 20 = 0 0 + 20 = 20

3. № 3 стр. 36.

- Дополни схему, краткую запись условия задачи и реши её.

4. № 4 стр. 36.

- Решите задачу.

Было - 45 ор.

Подсыпали – 32 ор.

Разгрызла – 60 ор.

Осталось -?

Решение

1) 45+32=77(ор.)

2) 77 - 60= 17(ор.)

Ответ: 17 орехов.

5. № 5 стр. 36.

- Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется уз­нать? Решите задачу.

И.-20 м.

С.-? на 8 м., чем

Всего-?

Решение

1.) 20 – 8 = 12

2.) 20 + 12 = 32

.

6. № 8 стр. 37.

- Рассмотрите рисунки. На каких рисунках изо­бражено число двадцать? (На первом, третьем и пятом.)

- Придумайте своё изображение для двадцати.

7. № 9 стр. 37. Работая в парах.

- Представьте число 20 как сум­му нескольких одинаковых чисел.

- Придумайте разные способы.

20=10+10 20 = 5 + 5 + 5 + 5 20 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4

20 = 2 + 2 + 2+ 2 + 2 + 2+2+ 2 + 2 + 2

20 =1 + 1 + 1 + 1+ 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1+ 1 + 1+1 + 1 + 1 + 1 + +1+1+1+1

8. № 10 стр. 37. Интеллектуальный марафон.

- Что такое календарь?

- Какие виды календарей вы знаете?

-День первого сентября был понедельником. Каким днем недели будет 20 сентября? (Субботой.) 1+7 + 7 + 5 = 20

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько единиц в 2 десятках?

V. Домашнее задание № 6 стр. 37.

- Выполните сложение.

2 + 8 + 7 + 3 = 20 12 + 4 + 4 = 20 7+13 + 3 = 23

4 + 6+1+9 = 20 6+13 + 1=20 18 + 2 + 6 = 26

5 + 8 + 5 + 2 = 20 3 + 11 + 5 = 19 5 + 7+15 = 27

 

 

Тема: ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛИЦА

Цели: учить выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с помощью таблицы сложения; совершенствовать умение решать арифметические задачи.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Сравните ряды чисел.

19 18 17 16 15 14 13 12 11

11 12 13 14 15 16 17 18 19

2. Дети вырастили 2 кактуса. Высота одного из них 8 см, а второго на 6 см больше. Какова высота второго кактуса?

3. Найдите ответ.

7 + 5= 9 + 9= 13 - 4=

8 + 9= 15 - 8= 17 - 9 =

6 + 8= 12 – 6= 5 + 8 =

11 - 7= 9 + 7= 16 - 7 =

16 - 8= 4 + 8= 4 + 9 =

4. Сколько вёдер воды нужно добавить в каждую бочку, если в полной бочке 12 вёдер?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных