ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рационализм Р. Декарта. Рациональное сомнение и принцип cogito. Учение о методе.Декарт получил классическое образование, но видел классическую науку «бесплодной и никчемной». Он считал, что методы науки должны отвечать подлинным целям, а не болтовне и не победе в споре. Обеспечить благополучие и достоинство человека – как свидетельство выхода человека к истине («знание – сила»). Любовь к математике дала Декарту зримое убеждение в том, что возможна некая интеллектуальная деятельность, которая ведет к достоверному результату. /Декарт - создатель аналитической геометрии, попытка дать первую глобальную физическую концепцию мира/. Убедительность доказательств заключается в ясности и отчетливости ума - то, что истинно, то ясно и отчетливо. *вообще говоря – это психологические характеристики. Для Декарта это нечто большее: свидетельство того, что заговорил ум, вложенный Богом в наши головы*. Декартовское сомнение призвано снести здание прежней традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания — культуры рациональной в самом своем существе. Он ставит вопрос: что можно найти самого достоверного, истинного, ясного и неопровержимого? Самым неопровержимым тезисом он находит «Мыслю, следовательно, существую». Сомнение – это форма мысли, значит, немыслимо вне бытия, поэтому бытие активируется сомнением. Декарт использует выражение «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum») для того, чтобы подчеркнуть требования человеческой мысли, т.е. ясность и отчетливость, к которым должны стремиться другие виды знания. Почему же для него сомнение проходит? Потому что оно оказывается неуловимым чисто логически: Единство наук свидетельствует о единстве разума, а единство мысли - о единстве метода. Если разум - это res cogitans, уцелевший в горне тотального сомнения, то бессильны злой гений и обман чувств, а ясность и отчетливость останутся неопровержимыми постулатами нового знания. "Всю философию можно сравнить с деревом, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветки, растущие из этого ствола, - все остальные науки, которые сводятся к трем основным: медицине, механике и этике - я имею в виду наиболее высокую и совершенную этику, которая при условии цельности знания является самой высокой ступенью мудрости. И как плоды не собирают ни с корней, ни со ствола, а лишь с ветвей, так и главная полезность от философии зависит от тех ее частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь". Декарту важно добраться до корней, чтобы впоследствии можно было собрать зрелые плоды, для чего и послужит метод. Учение о методе: Декарт хочет предложить, как он сам пишет в "Правилах для руководства ума", "четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь".
Продуманный так метод следует применять к философскому познанию: начать с методического сомнения и поисков истины наиболее очевидной – не в том, чтобы подвергнуть сомнению все, а дойти до такого пункта, в котором уже нельзя сомневаться. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|