Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Дэвида Юма.





Дэвид Юм (1711-1776) – английский философ, историк, экономист и публицист. Предшественник позитивизма. Основные сочинения: «Трактат о человеческой природе», «Опыты моральные и политические», «Исследования о принципах нравственности»: экспериментальный метод к исследованию человеческой природы.

Так же, как и Локка, его интересует природа человеческого познания. В центре теории познания Юма – проблема соотношения элементов чувственного опыта. Юм заявляет, что основным содержанием человеческого разума является восприятие – это ключевой момент. Восприятие бывает двух видов: первичное восприятие, которое входит в наше сознание с наибольшей силой, наибольшей интенсивностью – эмоции, ощцущения, аффекты, и вторичное - идеи – уже «слабые» образы от впечатлений, размышлений. Различие между идеями и впечатлениями – в силе и яркости. Чувствовать – это иметь наиболее яркие впечатления, а думать – это иметь более слабое восприятие. Можно сказать, что всякое восприятие сначала нами ощущается ярко, интенсивно, а затем – оно обдумывается в более слабой форме – это уже идея.

1й принцип науки Юма о природе человека: ВСЕ ПРОСТЫЕ ИДЕИ ПРОИСХОДЯТ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ИЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИМ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Впечатления бывают простыми (ощущение тепла, холода,) – поступают непосредственно, и сложными – которые комбинации впечатлений, например, ЯБЛОКО (круглое, кислое, зеленое). Как формируются сложные впечатления? Простые представления объединяются друг с другом по принципу ассоциации – не необходимая мягко действующая сила. Все – и сложные идеи, и сложные впечатления – происходят от того, что простые идеи имеют сходство, и смежные в пространстве и времени, таким образом, мы все суммируем и порождаем сложные идеи.

2Й ПРИНЦИП: ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ И ДОКАЗАТЬ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ИДЕИ, НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Легко указать впечатление для простой идеи. Проблема – сложные идеи. Если всякая идея – всего лишь образ, отражение, то идея должна быть индивидуальной, частной. Возможны ли общие идеи? Как возникают общие идеи? По Юму: мы встречаемся с отдельными вещами, эти вещи вызывают у нас те, или иные впечатления. Затем у нас появляются идеи вещей. Затем мы наблюдаем некоторое сходство – например, между одним и другим столом,- это сходство и позволяет нам придать этим частным идеям статус «общих» (мы выносим за скобки некие отличия, но замеченное сходство позволяет нам сделать общее обозначение). Почему это происходит? Ведь сохраняются количественное и качественное различие. Речь не идет о том, что понятие выражает сущность – в силу привычки мы редуцировали различия, и не более того. «слово пробуждает единичную идею наряду с определенными привычками, эта привычка вызывает другую идею – и только так функционируют общие идеи». Если все общие понятия – результат привычки, не выражают сущностных свойств вещей, то возникает вопрос о достоверности нашего знания.

ВОПРОС О ПРИЧИННОСТИ: действительность по Юму – это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления» принципиально непознаваемы. Мы не можем так же знать, существует ли внешний мир. Человек не в силах выйти за пределы собственных ощущений и понять что-либо вне себя. нам доступны лишь ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Что стоит за нашими ощущениями – неизвестно.

«мы совершаем элементарную ошибку – из простой последовательности «это 2 после этого 1» мы делаем вывод «это 1 вызывает это 2»» - это сила привычки. Привычка позволяет находить связь между нашими впечатлениями и создает эффект достоверности теоретического знания.

Можно сказать, что основание закона причинности – это эмоции.

Предметы, по мнению Юма, есть совокупность восприятий ума. Ум людей активен и имеет способность «рассматривать» явления через призму причинно-следственных связей. Однако, хотя наш ум и формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и они нам неизвестны. Все это и составляет суть агностицизма Юма.

Без принципа причинности все теоретическое знание рушится – в теории Юма происходит предельная радикализация эмпиризма. * и хотя его теория не была особенно популярна, своей вызывающей радикальностью она оказала влияние на последующих философов. Например, Кант писал, что именно Юм пробудил его от догматического сна.*

В онтологии: критика идей субстанции. Если Локк довольно мягко говорит об этом, подчеркивая и положительный момент, то Юм гораздо более радикален – критикует декартовскую субстанцию и мыслящую, и материальную: все, что мы воспринимаем в реальности, воплощено в ряде отдельных впечатлений. На основании того, что они повторяются, мы ощущаем единство впечатлений. Мы хотим найти скрытое основание, чтобы некие ощущения объединить. Если мы не можем свести к простой идее – значит, это нельзя верифицировать, это всего лишь наша фантазия.

В космологии: Юм критикует все космологические теории. Психическую жизнь сводит к непрерывной смене представлений. Духовное я, как реальность, обладающая непрерывным сознанием – фикция. «Я – это некое сплетение впечатлений и идей». Принципа единства впечатлений мы обнаружить не можем. Впечатления появляются, меняются. Человеческий дух – нечто вроде театра, в котором выступают душевные силы, но и сама сцена никогда не остается неизменной. У юма не существует никакого тождества «Я». «Я» каждый раз строится заново под воздействием воображения и ощущений.

В этике, или учении о морали, он развивает теорию утилитаризма, усматривая в полезности критерий нравственных поступков. Юм отвергает всякое богословие, а также философское учение о Боге.

В социологии он противник буржуазных договорных концепций происхождения государства и считает, что общество возникло от разрастания семей, политическая власть – позднее, из института военных вождей. (17-18 век – пересмотр учения о возникновении государства, божественное происхождения монархии, возникает «теория общественного договора» Томас Гоббса).

Просвещение.docx

16. Философия Просвещения. Французское просвещение 18 века. «Энциклопедия» и ее роль в распространении идеологии просвещения.


Особенности философии просвещения:

1) «имей мужество пользоваться своим умом» (Кант). Обращение к разуму, избавление от мифов, предрассудков. Культ разума – вера в него как в средство, обеспеч прогресс чел-ва. Деятели просвещения рассматр разум в достаточно инструментальном смысле, как средство улучшения жизни. Познание – не метафизика, оно должно иметь практические следствия.

2) «программный оптимизм» – «однажды все станет лучше» (Вольтер). Разум призван к тому, чтобы это лучшее обеспечить. 18 век – развитие идеи прогресса, уверенность в том, что человечество поступательно развивается, уверенность в духовном и политическом прогрессе (обеспечивается конструктивным применением разума).

Философия французского просвещения 18 века – название, объединяющее французское Просвещение 18 в и фр материализм 18 века. Ее представители проявл новаторство в филос исследованиях, разрушали средневек представ о Боге, окр мире и чел, пропагандир идеи нового буржуазного общества. Цель Просвещения состояла в критике основ феодальной идеологии, религ суеверий и предрассудков в борьбе за свободу философ и научной мысли; за науку против мистики; за разум против веры; за критику против апологетики.

Разум, который ограничен рамками опыта, отказывается от метафизических систем и должен иметь практические следствия. Просветителя создают не концепции бытия, а концепции образа действия. Все, что имеет отношение к разуму, должно быть этим разумом исследовано. С чисто философской точки зрения просвещение не интересно, это скорее идеологическое движение. Здесь можно говорить об изменении отношения к религии. Для многих просветителей характерна критика исторических религий – позитивных религий.

Основные направления:

Деизм – религ-филос воззрение, согласно кот Бог, сотворив мир, не вмеш в его жизнь.

Декарт: «сверхразумное не противоразумное». Просветители: (вольтер) «Бог как великий механик, конструктор вселенной, но не Бог истории, который вмешивается в ход истории. Дал толчок созданию мира, но не вмешивался в его развитие.»

Материализм – система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религию вообще. Появляется образ человека как материальной машины. Тело – это машина, которая сама себя заводит, механическая материя.

Утопизм (утопический социализм) – учение о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающееся на знание объективных законов общественного развития и его движущих сил.

Представители Просвещения: Де Ламбер, Дидро, Вольтер, Кондильяк, Гельвеций.

Природа, согласно воззрениям французских просветителей, существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхприродном начале. Материя – строительный материал природы – вечна и обладает необходимым свойством – движением, которое отождествлялось с механическим перемещением. Человек – часть природы, материальное существо, обладающее телесными чувствами, разумом. Человек добр по природе (Д. Дидро), и прав воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную склонность. В защиту чел-кой природы выступил также Ж.-Ж. Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией прир начала в человеке приводит к злу и несправедливости. (вообще воззрения Руссо во многом противостоят идеям Просвещ, отрицал прогресс и видел в цивилизации зло и вред).

Энциклопедия – «энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел» - с 1750 много томов, с гравюрами. Редактор – Дени Дидро, Де Ламбер. Авторы – Вольтер, Монтескье и др.

Задача энциклопедии: раскрытие сущности чел-ких знаний, описание отдельных видов наук и искусств и выяснения связи между ними. Первая попытка объединить и изложить систематически чел-кие знания. Особое внимание уделялось практич применению теорет знаний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных