Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Логический позитивизм Венского кружка. Критика метафизической традиции. Проблема демаркации и принцип верификации. Эволюция проблематики логического позитивизма




Венский кружок

– группа интеллектуалов (в основном физиков), сформировавшаяся в 1922 году на базе философского семинара, организованного руководителем кафедры философии индуктивных наук Венского ун-та Шликом и явившаяся идейным и организационным ядром философии логического позитивизма (неопозитивизма). В работе кружка принимали участие: математик Курт Гёдель, логик Рудольф Карнап, социолог Отто Нейрат, физик Герберт Фейгль, Филипп Франк, Фридрих Вайсманн и математик Ханс Хан.

Идеи Венского кружка восходят к эпистемологии Маха, согласно которой научно осмысленными могут считаться только высказывания, могущие быть представленными высказываниями о наблюдаемых феноменах. Несмотря на некоторые разногласия, представителей кружка объединяла общая цель – подвергнуть все научное (в том числе и философское) знание критическому анализу с позиции требования принципы верификации. Инструментом такого анализа является аппарат математической логики, а моделью «очищенного» от метафизики знания – модель логически стройного языка, представленная Витгенштейном в «Логико-философском трактате». Кружок проводит ряд публикаций и семинаров в разных городах Европы, устанавливает связи с другими кружками, но в начале 2-й мировой войны прекратил свое существование в связи со смертью Шлика и отъездом ряда его участников в США.

Философия – это деятельность, направленная на прояснение высказываний – выяснение того, что является наукой, и что наукой не является, что является суждением и утверждением осмысленным, а что – нет. С точки зрения участников Венского кружка метафизические утверждения только сотрясают воздух и не вносят никакого вклада в человеческое знание.

Демаркация науки и ненауки. Критика метафизики идет по разным направлениям – начинается с попыток выяснения того, что может быть наукой, а что – нет. «Всё, что может быть высказано на человеческом языке» - туда не входят этические высказывания. Для венцев то, что не может быть выражено в языке, не существует.

ПРИНЦИП ВЕРИФИКАЦИИ – мы должны проверить некое высказывание. Мы должны проверить все высказывания, претендующие на научность. По их версии любое высказывание сводится к более простому варианту – ПРОТОКОЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – суждение факта. Напр: кошка на коврике. – «фотография действительности». – они имеют чувственный характер, соотносят нас с чувственным опытом. Если предложения соответствуют чувственному опыту, то оно научно. Предложения, типа «ничто существует» должны быть признаны бессмысленными. Цель философии – отличать продукты осмысленной деятельности от того, что этим не является. ИНДУКЦИОНИСТСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Вскоре такая позиция стала слабеть. Принцип верификации недостаточен – он не относится к самому себе и другим вещам, без которых наука невозможна, например идеи «мир познаваем» - предпосылка, без которой невозможна научная деятельность. Кружок предполагает, что наукой мы постигаем мир и мир постигаем.

Со 2-й пол. 30-х гг. (после переезда осн. представителей в США) Логический позитивизм стал известен как логический эмпиризм. Сохраняя неизменными основные идеи Логического позитивизма периода Венского кружка — концепцию сведения философии к логическому анализу языка (рассматриваемому, однако, уже не только как синтаксический анализ, но и как семантический, а в некоторых случаях предполагающий также обращение к теоретической прагматике) и положение о невозможности теоретического оправдания существования объективной реальности, Логический позитивизм на этом этапе вынужден был отказаться от ряда своих исходных гносеологических. догм, сформулированных в Венском кружке и выявивших свою несостоятельность при попытках осуществления программы логиеского. анализа науки. Так, в качестве базисного «языка наблюдений» с кон. 30-х гг. предлагается т. н. вещный язык, выражающий чувственно воспринимаемые физических явления, а не язык личных переживаний субъекта. Требование исчерпывающей верифицируемости каждого осмысленного научного утверждения заменяется условием возможности частичной и косвенной подтверждаемости. Логический позитивизм отбрасывает и принцип сводимости научного знания к эмпирически данному, заменяя его принципом возможности эмпирической интерпретации теоретической системы. При этом, однако, в научных понятиях представители позднего Логического позитивизма видят лишь «удобные» и «целесообразные» формы организации опытных данных, а не отражение глубинных сторон объективной реальности.

В работах представителей позднего Логического позитивизма содержится тенденция представить вынужденный отход и ревизию своих исходных принципов как некоторое их развитие или либерализацию. По существу эти принципы приводят к внутренней противоречивости и эклектичности доктрины позднего Логичесркого позитивизма. Так, не удалось дать удовлетворительного объяснения гносеологической природы и методологической функций научного понятий («теоретических конструктов», по терминологии Л. п.); выработать адекватный вариант критерия научной осмысленности, основанный на ослабленной версии принципа верифицируемости (принципе подтверждаемости) и на идее частичной эмпирической интерпретации теор понятий; предложить чёткие критерии гносеологического различения т. н. аналитических и синтетических высказываний и т. д.: Неспособность Л. п. реализовать свою собственную исследовательскую программу приводит в сер. 20 в. к резкому падению его авторитета.

Поппер.docx

27. Критический рационализм К. Поппера. Критика историцизма.
ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд (1902-1994) - британский философ, логик и социолог

. До 1937 работал в Вене, с 1946 до середины 70-х - профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Автор и представитель школы «критического рационализма» - попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма.

Основные сочинения: «Логика научного исследования» (1935), «Открытое общество и его враги» (1945), «Нищета историцизма» (1945), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972), «Автобиография (Поиску нет конца) «(1974), «Ответ моим критикам» (1974), «Личность и ее мозг» (в соавторстве с Дж. Экклсом, 1977), «Реализм и цель науки» (1983) и др.

Испытал влияние логического позитивизма, но свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания (фальсификационизм) – построил как антитезу неопозитивизму. Разница в методе демаркации научного и ненаучного. Неопозитивисты шли путем индукции, а Поппер утверждал, что индукция невозможна в этом качестве, и предлагал принцип фальсификации – принципиальную опровержимость каждой научной теории. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и опровержения их, в результате чего решаются научные проблемы. При этом рост научных знаний рассматривается как частный случай эволюционного процесса.

Критика историцизма. Наука не есть инструмент познания истины, а есть инструмент решения проблем. Историцизм предполагает рассмотрения истории В ЦЕЛОМ. (ср философия Маркса – возможность познания истории в целом, возможность прогноза по знанию исторических законов). Для Поппера это в принципе не возможно – потому что полнота знаний невозможна в принципе. И марксизм, и фрейдизм – ненаучны. Не бессмысленны, но ненаучны. Сама наука опирается первичными замыслами на ненаучные вещи. Научность определяется не истоками, а ее контролируемостью, предсказательностью, которая никогда не бывает абсолютна. То, что манифестирует себя как абсолютное, не является наукой.


28. Философия науки К. Поппера
Постпозитивисты согласны с неопозитивистами в стремлении четко уяснить содержание научного знания. Неопозитивисты считали, что человек способен на истинное знание. Постпозитивисты придают принципиальное значение тому, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт. Постпозитивисты настаивают на развитии знания. Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Отличия постпозитивизма от неопозитивизма:


  • постпозитивисты проводят анализ истории науки;

  • в рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?

  • Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки.

 

Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку.

В рамках постпозитивизма происходит «три великих отказа»: от чистого фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной, а главной - выбор теории); от представлений о линейном поступательном развитии науки.

Карл Поппер (1902-1994) - основной представитель постпозитивизма. Теорию нельзя проверить на истинность, но ее можно фальсифицировать. Мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории проявляли свою недостаточность. В мире теорий идет "борьба за существование". Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность.

Главные выводы:


  • в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения);

  • научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо их истинность нельзя доказать;

  • из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами;

 

Сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, либо предложения теории опровергаются, в таком случае теория считается ложной и отвергается.

ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - отделение научного знания от ненаучного. Методом является принцип фальсификации.

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - предложен Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики" как альтернатива принципу верификации. Этот принцип требует принципиальной опровержимости утверждения, относимого к науке.

ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений.

ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии.

Структурализм.docx






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных