Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема познаваемости мира




 

Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть и в определённых пределах). На обыденном уровне это следует из возможности ориентироваться, выживать в мире, избегая опасностей. На теоретическом – из возможности применять научные идеи на практике, получая ожидаемый результат.

Подходы, отрицающие познание

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) – утверждение о невозможности познания мира, выявления его закономерностей (так как мир бесконечен, изменчив, а его постижение субъективно). Скептицизм –сомнение в достоверности знания. Релятивизм – мир познаваем только частично, знания верны лишь в определённых границах, истина всегда относительна. Нигилизм – полное отрицание истинности и ценности познания.

 

Агностицизм Релятивизм Мир познаваем
Древний мир   Высшая сущность мира, идеи познаваемы благодаря их припоминанию (Платон)
Буддизм    
скептицизм Пиррон, Секст Эмпирик Софистика Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию (Аристотель)
     
     
Средневековье    
  Природа (сотворенный мир) познаваема, но Творец полностью не познаваем
Возрождение скептицизм М. Монтень     И Творец, и его творение познава­емы благодаря интеллектуальной интуиции (Н. Кузанский)
     
Новое время Д. Юм, И. Кант __________________ Современность Постмодернизм __________________     ________________ Позитивизм Прагматизм экзистенциализм _________________     _____________________ Непознаваемого нет, есть лишь ещё не познанное (В. И. Ленин) _____________________

Истина и правда. Правд много («у каждого – своя правда»), а истина – одна (так как мир – единство многообразия). Значит, в истине должна быть однозначность (к чему стремятся и наука, и религия), но в силу субъективной окрашенности познания, придти к ней, чаще, невозможно(даже в точных науках есть конкурирующие концепции и школы).

2.Концепции истины

Корреспондентская (от лат. respondeo – «соответствовать»), или классическая: истина – знание, соответствующее действительности.

Когерентная (согласованная): критерий истинности нового знания – в его логической согласованности с уже известным, доказанным знанием.

Конвенциональная: знание истинно, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения ученых.

Прагматическая: знание истинно, если оно имеет благие последствия, может успешно применяться на практике.

Экзистенциалистская: истина не разделяема на объект и субъект познания (С. Кьеркегор:«Истину нельзя знать, в ней можно только быть.»); способствует «моей» самореализации, другому она пригодиться не может; за неё «я» могу умереть; единой, общей, объективной истины не существует.

Постмодернистская: есть множественность несоизмеримых между собой, «размытых» человеческих истин; общих истин, абсолютной истины не существует; мы не знаем, какова истина, а знаем лишь, как нам её описывают.

Религиозная: истина – предмет веры, не требующей ни фактов, ни логических доказательств.

3. Виды истины:

абсолютная (полное, всестороннее знание) и относительная (частичное, неточное знание);

конкретная (знание, верное лишь для определённого явления в определённых обстоятельствах) и абстрактная (обобщённое, отвлечённое от конкретной реальности знание);

объективная (знание, независимое от субъективного мнения человека) и субъективная (знание, которое человек считает верным).

 

 

 

Р. Магритт «Влюблённые»

4.Критерии (способы проверки) истины

Неосновные:

– логичность, непротиворечивость;

– соответствие уже прошедшим проверку знаниям,

– эксперимент,

– «научные знания — те, которые можно опровергнуть»

(К. Поппер),

– время («время покажет»),

– красота («некрасиво поступил», «некрасиво сказал»),

– душа (что «греет душу»),

– продуктивность (И. Гёте: «истинно то, что плодотворно»).

Основной:

практика (жизнь «научит», «покажет», «рассудит», «расставит всё по местам»).

Неистинное знание

Заблуждение –непреднамеренное искажение истины.

Ложь – осознанное искажение истины.

6. Составляющие процесса познания:

субъект – носитель познавательного действия,

объект – фрагмент действительности, на который направлено познание,

предмет – непосредственно исследуемая грань объекта,

средства – категории и методы познания.

 

7. Формы познания

 

обыденно-практическое – элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях; в основе его — опыт повседневной жизни, здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, предчувствия;

мифологическое –фантастическо-художественное отражение реальности, содержащее определенные знания о природе, космосе, самих людях;

художественное образное освоение действительности в различных видах искусства (живопись, музыка, литература, театр);

религиозное исходящее из веры в духовное первоначало мира, опирающееся на сакральные догматы, божественное откровение;

научное – строго рациональное, логически аргументированное, экспериментально проверяемое, достаточно однозначное;

философское – рационально-развёрнутое (могущее опираться как на науку, так и на религию) обобщение духовного и практического опыта человечества.

8. Уровни (ступени) познания

1) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – отражение отдельных свойств, сторон предметов. Восприятие – целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Представление – образ ранее воспринятого предмета (в данный момент непосредственно не воспринимаемый), а также образ созданный продуктивным воображением.

 

 

В. Куш «А что же там»

2) Рациональное познание (мышление) – целенаправленное логическое, обобщающее чувственное познание, творческое отражение реальности, её существенных связей.

Формы мышления: понятия, суждения и умозаключения. Понятие отражает в обобщенной форме предметы действительности (их признаки, свойства, взаимосвязи). Предельно общие понятия называются категориями (бытие, человек, развитие, свобода).

Суждение выражает оценочное отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и сопряжено обычно с психологическим состоянием сомнения, знания, убежденности или веры.

Умозаключение выстраивает причинно-следственные взаимосвязи.

 

Методология

Из философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод исходит из того, что если происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение, взаимопереходы явлений, то формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны.

В противоположность диалектическому, метафизический метод исходит из возможности «вырвать» явление из процессуальности и взаимосвязи («остановить мгновение»), чтобы пристальнее всмотреться в него.

Основные группы общенауных методов

 

1) Эмпирические методы познания:

наблюдение – целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент – изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение определение количественных параметров предмета, их отношения к эталону;

сравнение – выявление сходства или различия объектов, их признаков.

 

2) Методы, используемые и в эмпирическом и в теоретическом исследовании:

анализ – реальное или мысленное разделение предмета на составные части, переход от простого представления о предмете к сложному;

синтез – соединение различных предметов или их сторон в единую общность на основании существенного общего признака, (составление родов, видов, классификаций, систематизаций);

индукция – движение познания от единичного, частного (опыта, фактов) к общему, обобщённому представлению;

дедукция – движение познания от общего к частному, единичному.

 

3) Теоретические методы познания:

классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих существенных признаков;

абстрагирование –отвлечение от второстепенных свойств для концентрации внимания на главном, углубление познания за счёт упрощения представления о предмете;

формализация отображение знания в знаковом, символическом виде (числах, образах, метафорах);

аналогия – перенесение свойств одного явления на другое на основании существенного сходства между ними;

моделирование – создание искусственного аналога (копии) объекта, исследование его, перенесение полученных результатов на объект;

идеализация – конструирование предмета, не существующего в действительности, чтобы её оценить и задать направление для совершенствования;

аксиоматический метод – построение теории на основе неоспоримых положений, из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем;

системный подход – рассмотрение объекта как развивающейся целостности, выявление системообразующего отношения, определение взаимозависимости элементов, структуры и функций; изучение характера иерархичности объекта, механизма его взаимодействия со средой.

 

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой, н екритичное нагромождение различных несвязанных методов – эклектикой.

Литература

Анисимов, О. С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времён) / О. С. Анисимов. – М., 1996.

Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание /

В. А. Лекторский. – М., 1980.

Куртц, П. Новый скептицизм: исследование и надежное знание / П. Куртц. – М., 2005.

Марков, Б. В. Разум и сердце / Б. В. Марков. – СПб., 1993.

Рассел, Б. Человеческое познание, его сферы и границы /

Б. Рассел. – М., 1957.

Розин, В. М. Философия и методология: традиция и современность / В. М. Розин // ВФ. – 1996. - № 1. – С. 111 – 123.

Субъект, познание, деятельность. – М., 2002.

Фейнберг, Е. Л. Эволюция методологии в XX в. / Е. Л. Фейнберг // ВФ. – 1995. - № 7. – С. 54 – 66.

Красиков, В. И. Ложь / В. И. Красиков. Этюды самосознания. – Кемерово, 2000.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Чем отличаются познание и сознание?

2. Вы считаете, что мир познаваем, или являетесь агностиком? Аргументируйте свой ответ.

3. Являются ли вера, любовь, интуиция способами познания мира?

4. Делает ли познание мира человека счастливее?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных