ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Четвертая научная революция (с кон. XX в.).Объекты исследования – исторически развивающиеся системы, компонентом которых является сам человек (биосфера, биотехнологические объекты, Земля, Вселенная). Синергетика. Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональным и внерациональным. Сциентизм (от лат. scientia – «наука») – представление о науке как наивысшей культурной ценности, основополагающем факторе взаимодействия человека с миром; абсолютизация роли науки как способе решения всех стоящих перед человечеством проблем (глобальных, в том числе). Антисциентизм – критическая оценка роли науки, противостоящей человеческой свободе; невозможность мировоззренческой независимости науки (в том числе от религии); научно-технические достижения делают человеческую жизнь комфортнее, но не гуманнее, счастливее, нравственнее. 9. Техника – произведённые человеком (искусственные) средства для осуществления деятельности («орудия, созданные орудиями», «прикладная наука»). В основе техники – органопроекция: техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма. В архаической культуре орудия включались в анимистическую картину мира: человек верил, что в них присутствуют духи, помогающие или препятствующие ему. В средние века техника понималась как проявление божественного творчества. В Новое время она понимается как сила природы и результат собственного творчества человека (Э. Капп. «Основные направления философии техники» (1877 г.).
10.Основные этапы развития техники
2. Механический (с сер. XVII в.) – использование парового двигателя. 3. Электромеханический (с 90-х гг. XIX в.) – использование электрического двигателя. 4. Электронный (с 40-х гг. XX в.) – использование цифровой техники (1945 г. – первая ЭВМ). 11. Научно-техническая революция (НТР), сер. XX в.
– переход от трёхзвенной системы производства (человек – средства труда – предмет труда) к четырёхзвенной (человек – ЭВМ – средства труда – предмет труда). Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, человек из непосредственного участника производства превращается в оператора-контролёра.
«Мечтающий робот» Второй этап НТР, «Цифровая (Информационная) революция» (с кон. 80-х гг. по наст. время) – повсеместный переход от механических и электронных технологий к компьютерным и коммуникационным, создание инновационной экономики, глобального информационного пространства («Всемирная паутина» охватывает ныне треть населения Земли). «Производство информации» («индустрия знаний») начинает превалировать над «производством вещей».
Техницизм – стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.
12. Актуальные проблемы развития науки и техники: – наука развивается «не в ствол, а в куст» (специализация преобладает над интеграцией); – прикладная наука опережает развитие фундаментальной науки (всилу большей эффективности, прибыльности); – техника опережает развитие науки (технически уже возможно клонировать человека, более широко внедрять ГМО, «командировать» нанороботов в человеческий организм, но наука не может просчитать последствия этих прорывов, которые могут сказаться не сразу, приводя к постепенному накоплению мутаций); – отрывнауки и техникиот этики, научное сообщество нередко снимает с себя ответственность за открытия (ответ физиков на упрёк в создании ядерной бомбы: «Для нас это была просто хорошая физика»); – различение естественного и искусственного, степень их допустимого сопряжения (вживление чипов в тело человека, создание биоробота, киборга); – рынок научно-технической продукции манипулирует сознанием человека, лишая его свободы выбора; – создаваемая как дополнение и придаток человека, техника постепенно и незаметно превращает человека в своё продолжение и дополнение («восстание машин», превращение человека в обслугу и функцию «умной машины»). Литература Белов, В. А. Ценностное измерение науки / В. А. Белов. – М., 2001. Красиков, В. И. Философия и философия науки Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.,1977. Лэйси, Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Х. Лэйси. – М., 2001. Мамчур, Е. Я. Наука: возможности и границы / Е. Я. Мамчур. – М., 2003. Никифоров, А. Л. Философия науки: История и методология / А. Л. Никифоров. – М.,1998. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории / Н. М. Аль-Ани. – СПб., 2004.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Ответьте на вопросы 1. Соотнесите положительные и отрицательные стороны научного прогресса, что «перевешивает»? 2. Делает ли развитие науки человека лучше, способствует ли совершенствованию нравов людей, развитию искусства? 3. Какие проблемы, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, наука может решить, а какие – нет?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|