ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности научного знаниякритерии научности, отличающие его от обыденного, религиозного, эстетического знания:
1) обнаружение объективных законов действительности; 2) прогнозирование (научное предвидение) дальнейшего познания и преобразования действительности; 3) системность, взаимосвязанность знаний, образующих определенное единство; 4) постоянная методологическая рефлексия (осознание методов, с помощью которых исследуются данные объекты); 5) получение знаний, обладающих объективной значимостью (то есть непредвзятых); 6) логическая доказательность (последовательность, аргументированность); 7) опытная обоснованность. 4. Два основных уровня научного знания: Эмпирический цель – получение и описание фактов (живое созерцание, рациональный момент имеет подчиненное значение, используются сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ); Теоретический цель – открытие закона, т.е. сущностной взаимосвязи, обуславливающей функционирование и развитие изучаемого объекта (создание идеальных моделей, разработка теорий с помощью математической и логической обработки эмпирического материала, преобладание рационального, использование формализации, идеализации, моделирования, структурно-фукционального, системного подходов). 5. Этапы научного исследования: – постановка проблемы («знание о незнании»); – формулирование целей и задач исследования; – выбор методов исследования; – формулирование гипотезы (предположительного результата); – накопление эмпирического материала (сбор фактов); – проверка, оценка и систематизация фактов; – построение теоретического положения, подтверждающего или опровергающего гипотезу. Парадигма (с греч. – «образец») – совокупность базисных идей и методологических средств, принимаемых как руководство к действию (Т. Кун (1922 – 1996 гг.). «Структура научных революций»). Концепция, конце́пт (с лат. – «понимание») – генеральный замысел, руководящая идея исследования; определённый способ трактовки явления.
Отрасли науки
Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе (гуманитарные, социальные науки), мышлении (логика, гносеология). По удаленности от практики – фундаментальные ( где нет прямой ориентации на практику), и прикладные (с непосредственным применением результатов познания на практике).
7.Возникновение и развитие науки Преднаука (доклассический этап) зарождается на Древнем Востоке, в Греции, Риме. Наука возникает в Новое время (XVI – XVII вв.). В своем развитии наука проходит четыре этапа: романтический – наука перестает быть любительским занятием и становится профессией; возникает опытное эмпирическое естествознание, внутри науки формируются отдельные дисциплины; классический (XVII – XIX вв.) – стремление исключить всё, что относится к субъекту, объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе; неклассический (перв. пол. ХХ в.) – отвергает объективизм, субъект не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта, представление о реальности зависит от методов её познания (выбираемых исследователем), то есть от субъективного фактора (мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором); постнеклассический (втор. пол. ХХ в.) – представление о реальности зависит и от ценностно-целевых установок субъекта (научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность); идеал объективного ценностно-нейтрального исследования неприемлем.
8. Революция в науке – смена старых научных представлений (методов, парадигм, концепций, оценок) новыми, вносящими коренные изменения в познание. Первая научная революция (XVII / XVIII вв.). «Коперникановская революция» – переход от геоцентризма к гелиоцентризму (Н. Коперник (1473 – 1543 гг.); утверждение эмпирического познания (взамен чистой логики). Механическая картина мира: естественно-научное понимание природы, освобождение её от мифолого-религиозно-схоластических толкований. Недостатки: исключение эволюции, пространство и время не связаны.
Исаак Ньютон (1643 – 1727 гг.) «Математические начала натуральной философии» И. Ньютон открыл «небесную механику» (закон всемирного тяготения, сформулировал механическую картину мира: Вселенная от песчинки до человека – совокупность неделимых и неизменных атомов, взаимосвязанных силами тяготения в пустом пространстве; природа – машина, части которой подчиняются жесткой детерминации; в каждой точке Вселенной есть материальное присутствие Бога, пространство – «чувствилище Бога». Вторая научная революция (кон. XVIII – 1-я пол. XIX вв.). Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой; возникает идея развития (биология, геология); признаётся допустимость множества интерпретаций в науке, появляется сомнение в незыблемости законов мышления.
Третья научная революция (кон. XIX – сер. XX в.). Материя – и вещество и электромагнитное поле. Теория клетки: единство происхождения и развития всего живого (К. Ламарк). Причины эволюции: наследственность и изменчивость (Ч. Дарвин). Общая теория относительности, связь пространства и времени (А. Эйнштейн).
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|