Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности научного знания




критерии научности, отличающие его от обыденного,

религиозного, эстетического знания:

 

1) обнаружение объективных законов действительности;

2) прогнозирование (научное предвидение) дальнейшего познания и преобразования действительности;

3) системность, взаимосвязанность знаний, образующих определенное единство;

4) постоянная методологическая рефлексия (осознание методов, с помощью которых исследуются данные объекты);

5) получение знаний, обладающих объективной значимостью (то есть непредвзятых);

6) логическая доказательность (последовательность, аргументированность);

7) опытная обоснованность.

4. Два основных уровня научного знания:

Эмпирический

цель – получение и описание фактов (живое созерцание, рациональный момент имеет подчиненное значение, используются сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ);

Теоретический

цель – открытие закона, т.е. сущностной взаимосвязи, обуславливающей функционирование и развитие изучаемого объекта (создание идеальных моделей, разработка теорий с помощью математической и логической обработки эмпирического материала, преобладание рационального, использование формализации, идеализации, моделирования, структурно-фукционального, системного подходов).

5. Этапы научного исследования:

постановка проблемы («знание о незнании»);

формулирование целей и задач исследования;

выбор методов исследования;

формулирование гипотезы (предположительного результата);

накопление эмпирического материала (сбор фактов);

проверка, оценка и систематизация фактов;

построение теоретического положения, подтверждающего или опровергающего гипотезу.

Парадигма (с греч. – «образец») – совокупность базисных идей и методологических средств, принимаемых как руководство к действию (Т. Кун (1922 – 1996 гг.). «Структура научных революций»).

Концепция, конце́пт (с лат. – «понимание») – генеральный замысел, руководящая идея исследования; определённый способ трактовки явления.

 

Отрасли науки

 

Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе (гуманитарные, социальные науки), мышлении (логика, гносеология). По удаленности от практикифундаментальные ( где нет прямой ориентации на практику), и прикладные (с непосредственным применением результатов познания на практике).

 

7.Возникновение и развитие науки

Преднаука (доклассический этап) зарождается на Древнем Востоке, в Греции, Риме. Наука возникает в Новое время (XVI – XVII вв.).

В своем развитии наука проходит четыре этапа:

романтический наука перестает быть любительским занятием и становится профессией; возникает опытное эмпирическое естествознание, внутри науки формируются отдельные дисциплины;

классический (XVII – XIX вв.) стремление исключить всё, что относится к субъекту, объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе;

неклассический (перв. пол. ХХ в.) отвергает объективизм, субъект не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта, представление о реальности зависит от методов её познания (выбираемых исследователем), то есть от субъективного фактора (мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором);

постнеклассический (втор. пол. ХХ в.) представление о реальности зависит и от ценностно-целевых установок субъекта (научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность); идеал объективного ценностно-нейтрального исследования неприемлем.

 

8. Революция в науке смена старых научных представлений (методов, парадигм, концепций, оценок) новыми, вносящими коренные изменения в познание.

 

Первая научная революция (XVII / XVIII вв.).

«Коперникановская революция» – переход от геоцентризма к гелиоцентризму (Н. Коперник (14731543 гг.); утверждение эмпирического познания (взамен чистой логики). Механическая картина мира: естественно-научное понимание природы, освобождение её от мифолого-религиозно-схоластических толкований. Недостатки: исключение эволюции, пространство и время не связаны.

 

Исаак Ньютон

(1643 – 1727 гг.)

«Математические начала натуральной философии»

И. Ньютон открыл «небесную механику» (закон всемирного тяготения, сформулировал механическую картину мира: Вселенная от песчинки до человека – совокупность неделимых и неизменных атомов, взаимосвязанных силами тяготения в пустом пространстве; природа – машина, части которой подчиняются жесткой детерминации; в каждой точке Вселенной есть материальное присутствие Бога, пространство «чувствилище Бога».

Вторая научная революция (кон. XVIII – 1-я пол. XIX вв.).

Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой; возникает идея развития (биология, геология); признаётся допустимость множества интерпретаций в науке, появляется сомнение в незыблемости законов мышления.

 

Третья научная революция (кон. XIXсер. XX в.).

Материя и вещество и электромагнитное поле. Теория клетки: единство происхождения и развития всего живого (К. Ламарк).

Причины эволюции: наследственность и изменчивость (Ч. Дарвин).

Общая теория относительности, связь пространства и времени

(А. Эйнштейн).

Альберт Эйнштейн

(1879-1955)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных