Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

 

Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н.Ульянова»

 

 

Конопкин А.М.

“ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ”

Учебно-методическое пособие

 

 

Ульяновск, 2016

v.1.0

УДК 101.1 ББК 87     Печатается по решению редакционно- издательского совета ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»  

Рецензенты:

Бажанов В.А., заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ульяновского Государственного университета

Тихонов А.А., доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»

 

Конопкин А.М. История философии: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2016. - 111 с.

ISBN 978-5-86045-620-4

Краткая аннотация

Учебно-методическое пособие по истории философии предназначено для дополнения учебников по философии с учетом специфики университетского курса и требований, предъявляемых к нему. Пособие содержит план общего курса философии, кратко изложено основное содержание каждой темы. Пособие также содержит списки литературы по разделам дисциплины, словарь основных понятий и большую базу тестовых вопросов с ответами для самопроверки и самоподготовки.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих общий курс философии.


УДК 101.1

ББК 8

Конопкин А.М.

© ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.. 6

1.1. Мыслители Древней Месопотамии. 6

1.2. Индийская философская традиция. 6

1.3. Древнекитайская философия. 8

ТЕМА 2. Философия как феномен культуры.. 9

1.1. Разделы философии: 12

1.2. Философия в системе культуры.. 13

1.3. Функции и достижения философии. 13

1.4. Философия в университетской культуре. 15

1.6. Виды мировоззрений и их специфика. 15

1.7. Основные направления философии. 17

ТЕМА 3. КОСМОЦЕНТРИЗМ Античной НАТУРфилософии.. 19

3.1. Возникновение греческая древней философии. 20

3.2. Милетцы, Эмпедокл, Ксенофан, Анаксагор. 20

3.3. Пифагореизм и элейцы. Гераклит. 21

3.4. Школа атомистов. 23

ТЕМА 4. Классический период древнегреческой философии. 24

4.1. Софисты и Сократ. 25

4.2. Философская система Плато. 26

4.4. Философия Аристо́теля. 28

ТЕМА 5. Эллинистический период Античности. 31

5.1. Эпику. 31

5.2. Скептицизм.. 32

5.3. Стоици. 32

5.4. Неоплатонизм.. 32

5.5. Распад античного мира и культуры. 32

ТЕМА 6. Католическая философия Средневековья. 33

6.1. Основные характеристики философии Средних веков. 34

6.2. Возникновение христианства и ислама. 35

6.3. Христианская апологетика и патристика. 36

6.4. Аврелий Августин. 37

6.5. Схоластика и Фома Аквинский. 38

6.6. Появление университетов. 40

ТЕМА 7. Эпоха Возрождения. 42

7.1. Основные черты эпохи Возрождения: 43

7.2. Идеологи и вдохновители Возрождения. 43

7.3. Новые политические и социальные идеалы и концепции. 45

7.4.Натурфилософия эпохи Возрождения. 45

ТЕМА 8. Просвещение в истории философии. 47

8.1. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) 48

8.2. Онтологические модели Б. Спинозы и Г. Лейбница. 49

8.3. Полемика о происхождении и сути государства. 49

8.4. Философия эпохи Просвещения. 51

ТЕМА 9. Немецкая классическая философия. 53

9.1. И. Кант – основатель немецкого идеализма. 54

9.2. Философия Г. Гегеля. 55

9.3. Философия Л. Фейербаха. 55

ТЕМА 10. Европейский и советский марксизм.. 56

10.1. Материалистическое понимание истории в марксизме. 57

10.2. Законы диалектики в интерпретации марксизма. 58

10.3. Марксизм в России. 59

10.4. Неомарксизм в Европе. 60

ТЕМА 11. Философия позитивизма и постпозитивизма (19-20 в.) 61

11.1. Позитивизм как философское направление. 61

11.2. О. Конт об истории, познании и философии. 62

11.3. Эволюция позитивизма в начале XX в. 63

11.4. Постпозитивизм в философии XX в. 64

11.5. К. Поппер. Фальсификация, теория «открытого общества». 64

11.6. Развитие науки в интерпретации Т.Куна. 65

11.7. И. Лакатос о «научно-исследовательских программах». П. Фейерабенд. 65

ТЕМА 12. ИРРАЦИОНАЛИЗМ В ФилософиИ 19-20 в. 66

12.1. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 67

12.2. С Кьеркегор и А. Бергсон. «Философия жизни». 68

12.3. Феноменология и психоанализ как философские направления. 69

12.4. Экзистенциализм и герменевтика. 69

12.5. Многообразие философских трактовок – структурализм, постмодернизм. 71

ТЕМА 13. Философия 20 века – социальные теории. 72

13.1. Постиндустриальное и информационное общество- концепции. 73

13.2. А. Тойнби о путях развития цивилизации. 74

13.3. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. 74

13.4. «Победа либеральной демократии» и «конец истории» Ф. Фукуямы.. 75

ТЕМА 14. Русская философия. 76

14.1. Хронология и особенности философской мысли России. 76

14.2. Философские, этические и политические идеи в рамках религиозной мысли России XIV – XVI в. 77

14.3. Славянофилы и западники. 78

14.4. Н. Данилевский о культурах и «славянском типе». 79

14.5. Религиозно-идеалистическая философия XIX в. 79

14.6. Философия космизма о космическом измерении человеческой цивилизации. 80

14.7. Современная философия в России. 81

Примерные вопросы к семинарам.. 82

СЛОВАРЬ.. 86

Методика написания реферата. 90

Тесты по философии. 93

Инструкция по прохождению интернет-тестирования. 106

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 109

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих общий курс философии. Учебно-методическое пособие дополняет базовые учебники по философии (см. список литературы), но не заменяет их.

К каждой теме составлен словарь базовых понятий. Список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой после каждой темы, поможет студенту в самостоятельном поиске информации по каждой из представленных тем. Есть и краткое, конспективное изложение основного содержания каждой темы.

Пособие может быть использовано:

- преподавателями при построении учебных курсов, проведении семинарских занятий, организации самостоятельной работы студентов;

- студентами очной формы обучения при подготовке к семинарским и практическим занятиям, при повторении материала как перед итоговой, так и перед промежуточной аттестацией, тестированием, экзаменом;

- студентами-заочниками в качестве основы для самообразования;

- выпускниками, поступающими в аспирантуру, и, частично, для изучения некоторых тем из курса философии науки (кандидатский экзамен).

 

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

История цивилизаций Востока уходит в древность на 3-5 тыс. лет до н.э. Поэтому древнейшие памятники архитектуры, литературы, религиозные и философские представления следует искать в истории Востока. Конечно, люди во все времена интересовались и философскими вопросами, что и привело к появлению первых философских направлений, идей за много столетий до оформления философии как дисциплины.

1.1. Мыслители Древней Месопотамии интересовались вопросами о возникновении мира, роли чудес и божественного в мире, вопросами добра и зла. В древневавилонском «Эпосе о Гильгамеше» рассказывается, как в 3-м тысячелетии до н.э. мифологический герой ищет бессмертия, терзается вопросами о смысле жизни.

Жестокой смерти не избегнешь!

Разве навеки мы строим дом?

Разве навеки ставим печать?

Разве навеки братья разделяют наследство?

Разве навеки утвердился на земле гнев?

Разве навеки вздымается река и несет наводнение?

Куколку свою оставляет бабочка.

(Отрывок из эпоса о Гильгамеше)

Как можно видеть, древние мудрецы призывали примириться со смертностью человека, но пытались «подсластить пилюлю» намеками на возможное посмертное бытие, как бабочка продолжает жить, оставляя свою личинку.

1.2. Индийская философская традиция была связана с брахманизмом. Брахма́ны – высшая из каст, каста жрецов, знатоков обычаев. Брахманистская традиция насчитывает девять философских школ: шесть ортодоксальных (астика) и три неортодоксальных (настика), К ортодоксальным (астика) относятся:

· миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

К неортодоксальным (настика) относятся:

· буддизм, джайнизм, локаята.

Богатый материал о жизни древних индийцев, их взглядах даёт знаменитый сборник трактатов «Веды». Миром управляет универсальный космический порядок, которому подчинены даже боги. Но боги все равно могущественны, они правят людьми и требуют жертв.

В гимнах Ригведы есть не только религиозные рассуждения, но и первые доводы сомневающихся атеистов.

"Кто такой Индра?" - спрашивает автор одного гимна и отвечает: "О нем многие говорят, что он не существует". В другом месте читаем: "Некоторые говорят, что Индра не существует. Кто его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?"

Неудивительно, что разработка и дальнейшая пропаганда «Вед» породила первые богословско-философские школы. Такая школа, как брахманизм, обосновывала авторитетность «Вед», искала в них ответы на все вопросы. Божество Праджати и вода замешаны в сложном процессе появления мира. Мир одушевлялся; везде в мире присутствует тонкая материя «прана» - дыхание мира. Знаменитое понятие о карме – воздаянии за грехи, балансе добрых и злых поступков, также появилось в рамках брахманизма.

Жизнь в брахманизме понималась как круговорот («самсара»).

Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается Вардхамана (Махавира). появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э. Характерна для джайнизма этика недеяния, ненасилия, одушевление мира, боязнь причинить страдание кому-либо. Джайнизм призывает к саморазвитию через познание, самотренировку воли и выдержки, освобождение от страстей.

Известны пять правил джайнизма:

· Не причинять вреда живому (Ахимса).

· Быть искренним и благочестивым (Сатья).

· Не красть (Астейя).

· Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

· Не стяжать (Апариграха).

Джайны (сторонники джайнизма) всячески стараются избегать причинения вреда кому-либо, т.к. этот грех (химса) считается у них самым тяжким.

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама. Он выдвинул т.н. «четыре благородные истины».

«Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания (4)».

Знаменитое понятие «нирвана» - высшее блаженство, покой и сдержанность – появилось в буддизме. Буддизм постепенно пошёл по двум путям – хинаяна и махаяна. Хинаяна относилась к радикальным, монашеским вариантам; сторонники махаяны жили в мире, пытаясь заботится о благе мира, помочь желающим встать на путь буддизма (бодхисатвы).

Из древних материалистических систем известна школа локаята (основатель Чарвака), учение Уддалака.

По учению локаяты, вселенная и всё сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Разрешая космологической вопрос о начале мира, они не отдавали приоритета одной субстанции и считали, что начало - четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух, которые не сотворены и вечны.

Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим — только этот мир (лока); единственной реальностью — материю. Гедонистична их этика - целью человеческого существования представители локаяты считали достижение наслаждения.

В трактате «Упанишады» есть сведения о материалистическом учении Уддалака, которое считало мир материальным, а первоначало искало в сочетании тепла, воды и земли.

1.3. Древнекитайская философия связана с идейными течениями конфуцианства и даосизма.

Конфуцианство – философско-религиозная идеология, получившая название по имени основателя – Конфуция. Наибольшее внимание в учении Конфуция уделялось этике. Более всего конфуцианцев занимали вопросы общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетели. Государство у Конфуция – большая семья, в котором, люди должны повиноваться правителю аналогично тому, как дети повинуются отцу. Соответственно, правитель должен по-отечески заботиться о своих подданных. Государство отождествлялось с обществом.

Среди добродетелей выделяются:

· Жэнь, человеколюбие, гуманность;

· Чжи, мудрость;

· Шунь, послушность;

· Хэ, гармония, мир и другие.

Основатель даосизма - Лао-Цзы, китайский мыслитель V-IV в. до н.э. Самый известный источник идей даосизма – трактат «Дао Дэ Цзин». Даосизм, как и конфуцианство, сконцентрирован на этике, однако в отличии от него, не столько на общественных отношениях, сколько на личной жизни и поступках человека.

Дао – гармоничный мировой порядок, путь Вселенной. Даосы полагают, что нужно следовать пути Дао и не пытаться его нарушить. От нарушения мирового порядка и гармонии происходят всё проблемы. Необходимо накапливать жизненную энергию «Ци» и экономно её расходовать. Воздержание, спокойствие, бесстрастие – идеалы и добродетели даоса. Сложности жизни и суета пугали их и отвращали. Даосы призывали вернуться к простой жизни, отказаться от лишнего мудрствования.

Диалектика бытия и не бытия, высокого и земного – характерные мотивы рассуждений в даосизме. Однако в противоположность более европейской модели диалектики, в которой противоположности действительно противоположны и борются, в восточной философии противоположности понимаются как взаимообусловленные и взаимодополняющие. Знаменитая противоположность Инь и Ян, мужского и женского в восточной интерпретации – взаимная гармония во взаимном дополнении, но не вражда или противостояние.

В целом, восточная философия примечательна акцентом на этических проблемах, заметно стремление к личному самосовершенствованию. Социальный активизм, попытки переустройства общества и самостоятельного устройства своей жизни и судьбы нехарактерны для восточных школ в целом. Заметна склонность к поиску гармонии, пониманию гармонии как единства телесного и духовного благополучия, личного и социального. Восточная философия и идеология не заостряет противоречия, а напротив, старается показать их частью естественного космического порядка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных