Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Представление о биоритмах. Учет биоритмов в организации учебно-воспитательной работы с детьми




Общие представления о биоритмах. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.

Когда-то природа «завела» биологические часы живого так, чтобы они шли в соответствии с присущей ей самой цикличностью. Смена дня и ночи, чередование времен года, вращение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца - изначальные условия развития организма. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.

Биоритмы - периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самовоспроизводятся в любых условиях.

Биоритмы характеризуются:

периодом - продолжительностью одного цикла колебаний в единицу времени;

частотой ритмов - частотой периодических процессов в единицу времени;

фазой - частью цикла, измеряемой в долях периода (начальная, конечная и т.д.);

амплитудой - размахом колебаний между максимумом и минимумом.

По продолжительности выделяют следующие циклы:

высокочастотные - продолжающиеся до 30 минут;

среднечастотные - от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов и 29 часов - 6 суток;

низкочастотные - с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года.

Для человеческого организма характерен целый спектр ритмопроявляющихся процессов и функций, который объели- нен в единую согласованную во времени колебательную систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов; наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим).

(На самом деле в человеческом организме ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, электрическая активность мозга, обмен веществ.)

У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:

Полутора часовой ритм (от 90 до 100 минут) чередования нейрональной активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов биоэлектрической активности мозга во время сна. Через каждые полтора часа человек испытывает попеременно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство;

Суточный ритм (24 часа) влияет на состояние человека и выражается в цикле бодрствование - сон;

Месячный ритм. Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин;

Годовой ритм. Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови; мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой, максимальная светочувствительность глаза тоже наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.

Высказываются предположения, что существуют ритмы 2-, 3- и 11-летние - 22-летние, наиболее вероятной считается связь их с метеорологическими и гелиогеографическими явлениями, обладающими примерно такой же цикличностью.

Кроме ритмов, приведенных выше, жизнь человека подчиняется социальным ритмам. К ним люди приучаются постоянно. Один из них — недельный. Дробя в течение многих веков каждый месяц на недели - шесть рабочих дней, один день для отдыха, человек сам приучил себя к нему. Этот режим, не существующий в природе и появившийся в результате социальных причин, стал неотъемлемой меркой жизни человека и общества. В недельном цикле меняется прежде всего работоспособность. Причем одинаковая закономерность прослеживается у групп населения, различающихся по возрасту и характеру труда: у рабочих и инженеров на промышленных предприятиях, у школьников и студентов. Понедельник начинается с относительно низкой работоспособности, от вторника к четвергу - самый гребень недели - она набирает максимальный подъем, а с пятницы опять падает.

Биологическое значение биоритмов. Биоритмы выполняют в организме человека по крайней мере четыре основные функции.

Первая функция — оптимизация жизнедеятельности организма. Цикличность - базисное правило поведения биосистем, необходимое условие их функционирования. Это связано с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время; они представляют собой чередование максимума и минимума, ибо доведение функции до максимума лишь в определенные фазы каждого периода цикла экономнее, чем стабильное непрерывное поддержание такого максимума. В биосистемах за всякой активностью должно следовать ее снижение для отдыха и восстановления.

Поэтому принцип ритмической смены активности, при которой происходит расход энергетических и пластических ресурсов, и ее торможения, предназначенного для восстановления этих расходов, изначально заложен при возникновении (рождении) любой биологической системы, включая человека.

Вторая функция - отражение фактора времени. Биоритмы - биологическая форма преобразования шкалы объективного, астрономического времени в субъективное, биологическое время. Целью его является соотнесение циклов жизненных процессов с циклами объективного времени. Основными характеристиками биологического времени как особой формы движущейся материи являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь его с физическим временем. Благодаря этому осуществляются временная организация биологических процессов в организме и согласование их с периодами колебаний внешней среды, что обеспечивает адаптацию организма к окружающей среде и отражает единство живой и неживой природы.

Третья функция - регуляторная. Ритмование - это рабочий механизм создания функциональных систем в центральной нервной системе (ЦНС) и базисный принцип регуляции функций. Согласно современным представлениям, создание рабочих механизмов в ЦНС обеспечивается синхронизацией ритмической высокочастотной деятельности составляющих ее нервных клеток. Таким образом осуществляется объединение отдельных нервных клеток в рабочие ансамбли, а ансамблей - в общую синхронную функциональную систему. Ритмование разрядов мозга имеет принципиальное значение для преобладания главной в данный момент реакции среди прочих. Так создается доминанта, господствующая в данное время функциональная система ЦНС. Она объединяет в едином ритме различные центры и определяет текущую последовательную их деятельность путем навязывания «своего» ритма. Так в структурах мозга создаются нервные программы, определяющие поведение.

Четвертая функция - интеграционная (объединительная). Биоритм — это рабочий механизм объединения всех уровней организации организма в единую суперсистему. Интеграция реализуется по принципу иерархичности: высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне- и низкочастотным уровням более высокого уровня организации. Иначе говоря, высокочастотные биоритмы клеток, тканей, органов и систем организма подчиняются базовому среднечастотному суточному ритму. Это объединение осуществляется по принципу кратности.

Биоритмологический оптимум психофизологической активности у детей школьного возраста приходится на интервал 8 -12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность школьного обучения при наименьших психофизио-логических затратах организма. Поэтому наиболее физиологичным является школьное обучение в 1 смену, с выделением 2-го оптимума биоритмальной ак-тивности (с 16 до 18 часов) на выполнение домашних заданий. Школьное обу-чение во вторую смену менее физиологично, т.к. второй подъём биоритмальной активности менее выражен и по глубине, и по продолжительности, чем первый.

Начало учебных занятий при односменной работе школ быть не ранее 9 часов утра, при двухсменной – не ранее 8 час. 30 мин. для начальных классов и 8 час. – для средних и старших, но с окончанием занятий второй смены не позднее 18 час. 30 мин. При этом первые и выпускные (9 и 11-й) классы должны занимать-ся только в первую смену, остальные – чередуя первые и вторые смены.

Учёт кривой работоспособности при планировании учебной нагрузки

Изменение интенсивности умственной работоспособности в течение урока, учебного дня, учебной недели, учебной четверти, учебного года иден-тично: фазе врабатывания свойственно постепенное нарастание интенсивности умственной работоспособности, с удержанием её на высоком уровне в фазе наивысшей работоспособности и падением в следующей затем фазе утомления. Незадолго до окончания учебного процесса отмечается некоторое повышение работоспособности («фаза конечного порыва»), вызванное положительным эмоциональным настроем на окончание рабочего дня. В соответствии с кривой работоспособности строится и учебный процесс:

- в течение урока – его начало отводится на опрос по домашнему зада-нию, затем – объяснение нового материала, затем – его закрепление и в «фазе конечного порыва» - опрос на усвоение материала;

- в течение учебного дня основные, наиболее трудные для усвоения, предметы должны проводиться у детей младшего школьного возраста на 2-3 уроках, а у учащихся среднего и старшего возраста – на 2,3,4 уроках. В этом случае фаза наивысшей умственной работоспособности совпадает по времени с её наивысшей биоритмологической активацией с 10 до 12 часов дня. Для за-медления наступающего утомления, четвёртым-пятым уроками рекомендуется вводить уроки с физической нагрузкой («активный отдых» по И.М.Сеченову), а фаза «конечного порыва» позволяет ставить последним уроком в течение дня предметы повышенной трудности;

- в течение учебной недели уровень умственной работоспособности учащихся нарастает к середине недели и остаётся низким в начале (понедельник) и в конце (пятница-суббота) неделе. Поэтому наибольший объём школьной нагрузки планируют, либо на вторник-среду-четверг (одногорбая кривая учебной нагрузки), либо на вторник-среду и пятницу, со снижением нагрузки в четверг (двугорбая кривая учебной нагрузки). С учётом «фазы конечного порыва», в субботу рекомендуется уменьшать количество уроков, но несколько повышать степень их трудности;

- в течение учебной четверти на её первую треть обычно ставят повторение пройденного материала (адаптация после каникул), после чего увеличивают её к середине четверти и закрепляют в конце. Четвертные контрольные вполне физиологически уместны в конце четверти с учётом «конечного эмоционального порыва»;

- в течение учебного года первая четверть, как правило, связано с повторением основательно забытого за летние каникулы материала, с постепенным нарастанием нагрузки за счёт её усложнения; наиболее «продуктивными» с точки зрения получения новых знаний являются вторая и третья четверти, с закреплением нового материала в четвёртой. «Конечный порыв» – единственная физиологическая основа годовых контрольных и экзаменов на фоне накопившегося за год учебного утомления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных