Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Становление коммуникативного поведения. Развитие речи




Поведение – это способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Оно имеет огромное приспособительное значение, позволяя избегать негативных факторов окружающей среды.

Поведенческий акт осуществляется по принципу рефлекса, т.е. от стимула к действию и по принципу саморегуляции, где отклонение физиологического показателя от нормы активизирует поведенческую реакцию, направленную на восстановление гомеостаза. В организации поведения участвуют сенсорные, центральные, моторные системы и ряд нервно-гуморальных механизмов. Сенсорные системы обеспечивают распознавание стимулов внешней и внутренней среды. В соответствии с сенсорной информацией моторные системы реализуют двигательную поведенческую программу. На ранних этапах постнатального развития моторные системы поведения проявляются вне зависимости от сенсорных, только позднее они объединяются в комплексную сенсомоторную поведенческую реакцию. Сенсорные и моторные системы связывают между собой центральные системы, обеспечивая адаптивное поведение целого организма в соответствии с меняющимися условиями среды и на основе доминирующей мотивации.

Взаимодействия между людьми осуществляются посредством коммуникативного поведения. Для установления контактов и становления поведения человека требуется обязательная сенсорная стимуляция. Сенсорно обедненная среда или полная сенсорная депривация (от англ. deprivation – лишение, утрата) вызывают отклонения в поведении ребенка и снижение коммуникативной активности. Приспособление таких детей к коммуникации происходит по-разному. Так, дети, развивающиеся в сенсорно обедненной среде, больше используют вербальное (речевое) общение, а сенсорнодепривированные дети – невербальное. Исключение составляют глухие дети, которым зрение обеспечивает дактильную речь (с помощью пальцев). Полная депривация сразу после рождения ведет к дефектам развития соответствующих отделов нервной системы ребенка. В то же время ранние коммуникации обеспечивают сенсорное развитие ребенка и формирование опыта взаимодействий. У человека формируется образ коммуниканта (человека, вступившего в общение) за счет информации, которая поступает в ЦНС сразу по нескольким сенсорным каналам: по оптическому и акустическому (звук) каналам поступают сигналы дальнего действия; одновременно по оптическому, акустическому, химическому (запах) и тактильному (прикосновение) поступают сигналы ближнего действия.

В начале коммуникативного поведения ребенка используются зрительные контакты, которые обычно предшествуют речевому общению. Зрительные контакты коммуникантов можно разделить на две категории: дистанционные и действующие на коротких расстояниях. Они обеспечивают в основном распознавание силуэта, характера движений людей, дают представление о возрасте, индивидуальных особенностях, состоянии, эмоциональном настрое человека, позволяют различить мимику и детали двигательных реакций. В качестве акустической коммуникации выступает речевой диалог. Его проявлениями являются выделение речевого сообщения из шума, понимание смысла сказанного и его эмоционального содержания. В коммуникативных взаимодействиях зрительные контакты могут сочетаться с контактами, где принимают участие тактильные, вкусовые и обонятельные рецепторы.

Гетерохронное созревание сенсорных систем определяет неодинаковое участие разных видов чувствительности в становлении коммуникативного поведения у детей на каждом этапе онтогенеза: на ранних этапах индивидуального развития коммуникации осуществляются контактными рецепторами (тактильными, вкусовыми, обонятельными); по мере развития к ним присоединяются дистантные рецепторы (зрительные и слуховые).

Первые коммуникативные взаимодействия возникают до рождения ребенка между матерью и плодом за счет тканевых контактов. Известно, что звуки определенной частоты вызывают у плода двигательные реакции и изменение частоты сердечных сокращений.

После рождения возникают первые тактильные взаимодействия матери и ребенка с началом грудного вскармливания. Тактильные коммуникации у новорожденных и детей младшего возраста имеют особое значение. У взрослых людей прикосновения, как средства коммуникации используется значительно реже (за исключением полового поведения). При условии контакта матери с новорожденным уже через 30 – 40 минут она способна различать запах своего ребенка. Новорожденный в возрасте трех дней способен отличать запах молока, груди, шеи своей матери от запаха других людей.

В возрасте 1 – 1,5 недель ребенок хорошо различает общие черты объектов, причем именно они, а не форма предметов (овал, круг, квадрат) являются для него существенными. Спустя несколько месяцев после рождения у младенцев возникает зрительное предпочтение лица человека (очень важен такой коммуникативный сигнал, как лицо матери). Зрительный контакт «лицо – в – лицо» младенца с матерью обеспечивает ему понимание мимики, помогает развитию артикуляции и подражанию речи говорящего. О коммуникативном «настрое» ребенка свидетельствует проявление им эмоций – «комплекс оживления». Когда ребенок начинает ползать, то при удалении от матери на некоторое расстояние он поддерживает с ней связь с помощью зрительного контакта.

На звуки речи ребенок реагирует с рождения. У младенцев до 4 – 5 месяцев на речь взрослого наблюдается «комплекс оживления» максимальной силы и продолжительности, включающий и звуковой компонент – вокализацию.

Первые два месяца после рождения взаимодействие матери и ребенка имеет характер непрерывного диалога – парного социального взаимоотношения.

Парные социальные взаимоотношения ребенка с матерью постепенно переносятся на групповые взаимоотношения (простейшей группой является семья). После третьего месяца жизни ребенок переключается на парные взаимоотношения с другими взрослыми членами семьи, при этом взаимодействие «лицо – в – лицо» ослабевает, так как ребенок воспринимает уже множество подобных внешних раздражителей. В дальнейшем система отношений ребенка в семье будет определять общение ребенка со сверстниками, которое претерпевает существенные изменения в период от 6 месяцев до 3 лет. Коммуникации между детьми долго носят парный характер: ребенок – взрослый, ребенок – старший ребенок. Начиная с 2 – 2,5 лет дети могут создавать группы из 3 – 4 человек. Мальчики обычно вступают в общение чаще девочек.

Таким образом, при становлении социального поведения происходит последовательный переход от парного поведения к групповому. Каждая стадия приурочена к определенному периоду развития ребенка. Нарушение группового коммуникативного поведения происходит при ускоренном переходе одной стадии к другой и игнорировании особенностей социального развития детей на каждом возрастном этапе.

Самыми распространенными причинами нарушения коммуникативного поведения являются: повреждение мозга, задержка развития нервной системы и соответственно психического развития, частичная потеря слуха или полная глухота, а также особенности окружающей языковой среды. Кроме того, эти нарушения могут быть вызваны нарушениями фонации, артикуляции, плавности речи (заикание), афазией (трудность употребления слов) у детей.

Согласно наблюдениям в последнее время количество школьников с речевыми нарушениями и нарушением слуха увеличилось и чаще встречается у младших школьников.

Ребенок с нарушениями речевого развития не сможет выполнять словесные указания, строить предложения, связывать слова, у него будет медленная и неразборчивая речь, а также трудности с артикуляцией. Артикуляционные нарушения характеризуются подменой одного звука другим, пропуском или искажением звуков. Заикание часто наблюдается у детей в возрасте от 3 до 4 лет и может прогрессировать от эпизоотической до хронической формы. Дефекты голоса (хриплость, одышка, внезапные нарушения громкости или высоты голоса) часто сочетаются с нарушениями речи и становятся причиной общих нарушений коммуникации. Поскольку речевые нарушения нередко вызывают насмешки у сверстников, у ребенка формируется замкнутость, закомплексованность.

Дети, говорящие на диалекте, отличающемся от стандартного родного языка, также сталкиваются с проблемой общения: языковые различия могут восприниматься другими детьми как языковые нарушения. Развитие речи у ребенка. При становлении речевой функции у человека необходимо различать развитие речи импрессивой (т. е. её понимания) и экспрессивной речи (т. е. способности говорить), причём, способность понимать речь проявляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, а способность говорить – лишь на втором году жизни. Другими словами, ещё до того, как ребёнок начинает говорить, он уже понимает смысл слов.

Развитие речи представляет для ребенка значительные трудности, так как требует четкой координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки, губ.

Выделяют три критических периода в развитии речи.

Первый критический период – 1–2-й годы жизни, в это время формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие. Первые звуки ребенка – это крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных раздражителей (внешних и внутренних), обычно имеют отрицательный характер (холод, боль, голод и др.). Эти крики они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. К началу третьего месяца у ребенка появляется лепет, ранняя стадия которого представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнообразные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных народов в первые месяцы жизни лепечут одинаково.

Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания. Во время лепета у ребенка устанавливается связь между кинестетическими раздражениями от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуковой состав лепета постепенно обогащается. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. Ведущую роль в последующем развитии произносительных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует свое произношение.

В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На основе подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предметами и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при произнесении этих слов. Наряду с лепетными словами типа му-у (корова), мяу (кошка) и т.д., ребенок начинает произносить вполне правильно такие несложные в фонетическом отношении слова, как баба, мама, папа, дядя и т.п.

Этот этап в развитии ребенка теснейшим образом связан с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы. При неоднократном повторении сочетаний слова с конкретными предметами (игрушкой, человеком или частями его тела), которые обозначаются этим словом, слово становится для ребенка сигналом «сигнала». Одно называние этого предмета вызывает у него реакцию узнавания. Ребенок рано начинает понимать слова, поэтому для развития речи важно разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его рождения. Постепенно он учится произносить слова.

В последующие два года ребенок овладевает не только произнесением слов, у него постепенно расширяется словарный запас, он всё более совершенно и разнообразно использует речь для общения с окружающими людьми. Но поскольку механизмы координации функций у детей первых лет жизни несовершенны, что связано с ее незрелостью ЦНС, многие звуки и слова они произносят неправильно.

В первый критический период происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые неблагоприятные факторы, действующие в этот период на организм ребенка, могут сказаться на развитии речи.

Второй критический период – 3 года. Ведущей формой деятельности у детей становится игра, появляется потребность в общении, закладываются основы коммуникативного поведения. У ребенка интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует четкой согласованности в работе ЦНС (речедвигательного механизма, восприятия, внимания, памяти и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС, нейроэндокринной и сосудистой регуляции, приводит к изменению поведения ребёнка – наблюдается упрямство, негативизм и пр. Всё это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития.

Наряду с увеличением словарного запаса, усвоением грамматических норм происходит постепенное совершенствование произношения. К 5-7годам дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети правильно произносят все звуки речи.

Третий критический период в развитии речи – 6–7 лет – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка, связанная с овладением координационными навыками письма, зрительным его контролем, в связи с чем, возрастает значимость функционального состояния тактильного и зрительного анализаторов. При предъявлении повышенных требований к ребёнку, у него могут происходить «срывы» нервной деятельности, в частности, с возникновением заикания.

Для нормального формирования речи ребенок должен развиваться в обстановке нормального речевого окружения. Речь родителей, педагогов должна быть ясной, четкой и грамматически правильной. Недопустимо подлаживание под детскую речь – «сюсюкание», потому что ребенок привыкает к неправильному произнесению слов. Нужно учить ребенка говорить не спеша, громко, но без крикливости, чтобы не возникало перенапряжение голосовых складок, ведущее к нарушению голоса (хрипота, слабость, сдавленность голоса, дисфония или даже афония).

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных