ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура научного знанияСтруктура научного исследования представлена 3 уровнями: эмпирическим, теоретическим, метатеоретическим. Каждый отличается от других спецификой и методами исследования. Метод – совокупность правил и приёмов познания. Методология в узком смысле слова – система всех методов, применяемых для решения исследовательских задач, в широком – учение о методах. Эмпирический уровень: 1) предмет исследования – внешнее свойство и связи объектов 2) средства и методы исследования: - наблюдение – целенаправленное изучение объекта, в процессе которого формируется знание о внешних свойствах, связях. Виды: прямое (непосредственно имеет дело с изучаемым объектом) и косвенное (с помощью техники) наблюдение - сравнение – процедура, направленная на установление сходства и различия между изучаемыми объектами. Виды: непосредственное и опосредованное (через третий объект) - измерение – познавательная операция, где определяется численное значение некоторой величины посредством единицы измерения. Виды: прямое и косвенное (математическим способом) - эксперимент – исследование объекта, в ходе которого он воспроизводится искусственно или в контролируемых условиях. Виды: натурный (с реальным объектом), идеальный (материальная модель объекта), поисковый (сбор новой информации о изучаемом объекте), проверочный (подтверждение или опровержение предположения) - описание – фиксация средствами искусственного или естественного языка сведений об объектах 3) результатом исследования: -эмпирический факт – фиксация отдельного свойства с возможной интерпретацией -эмпирическая зависимость – знание, отражающее связи между фактами. Теоретический уровень: 1) предмет исследования – внутренние связи и законы 2) средства и методы исследования: - мысленный эксперимент – логические операции с идеальными объектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента. - идеализация – операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели. - формализация – способ построения математических моделей в виде формул, графиков. - восхождение от абстрактного к конкретному – синтез отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта - аксиоматический – способ логического вывода теоретических положений из некоторых основных утверждений, принимаемых без доказательств. - дедуктивный – метод логического вывода из некоторой общей гипотезы более конкретных следствий, подвергаемых затем проверке. - историко-логический – способ изучения эволюции объекта, направлен на выявление специфики процесса и его закономерности 3) результат исследования: - проблема – вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании. - гипотеза – вероятностное знание об изучаемым объекте, истинное значение которого не установлено. - теория – достоверное знание о сущности и законах исследуемого объекта, выполняющее объяснительную и предсказательную функции. Метатеоретический уровень: 1) предмет исследования – общие характеристики объектов науки и способов их познания. 2) средства и методы исследования - дисциплинарная и философская рефлексия. Метатеоретический уровень вырабатывает обобщенное знание об объектах и способах их исследования и включает предметный (знание об исследуемом объекте) и рефлексивный (знание о способах исследования) аспекты. В широком смысле термин «метатеоретический» означает предпосылочное значение. Т.е. ту интеллектуальную среду, в которой функционирует профессиональное научное знание и разворачивается теоретическая деятельность ученого. В узком смысле – сводятся к основаниям научного поиска. Основания научного поиска: -научная картина мира – видение изучаемой реальности, формируется на определенных этапах развития научного познания путем синтеза знаний различных дисциплин или одной науки - идеалы и нормы науки – обобщенные представления ученых о способах и результатах научного исследования, включает эталоны объяснения и описания. -философские основания науки – базовые принципы, лежащие в основе всей деятельности ученого. 3)Результатам исследования – научные картины мира, идеалы, нормы науки, философские основания науки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|