Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура научного знания




Структура научного исследования представлена 3 уровнями: эмпирическим, теоретическим, метатеоретическим. Каждый отличается от других спецификой и методами исследования. Метод – совокупность правил и приёмов познания. Методология в узком смысле слова – система всех методов, применяемых для решения исследовательских задач, в широком – учение о методах.

Эмпирический уровень:

1) предмет исследования – внешнее свойство и связи объектов

2) средства и методы исследования:

- наблюдение – целенаправленное изучение объекта, в процессе которого формируется знание о внешних свойствах, связях. Виды: прямое (непосредственно имеет дело с изучаемым объектом) и косвенное (с помощью техники) наблюдение

- сравнение – процедура, направленная на установление сходства и различия между изучаемыми объектами. Виды: непосредственное и опосредованное (через третий объект)

- измерение – познавательная операция, где определяется численное значение некоторой величины посредством единицы измерения. Виды: прямое и косвенное (математическим способом)

- эксперимент – исследование объекта, в ходе которого он воспроизводится искусственно или в контролируемых условиях. Виды: натурный (с реальным объектом), идеальный (материальная модель объекта), поисковый (сбор новой информации о изучаемом объекте), проверочный (подтверждение или опровержение предположения)

- описание – фиксация средствами искусственного или естественного языка сведений об объектах

3) результатом исследования:

-эмпирический факт – фиксация отдельного свойства с возможной интерпретацией

-эмпирическая зависимость – знание, отражающее связи между фактами.

Теоретический уровень:

1) предмет исследования – внутренние связи и законы

2) средства и методы исследования:

- мысленный эксперимент – логические операции с идеальными объектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента.

- идеализация – операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели.

- формализация – способ построения математических моделей в виде формул, графиков.

- восхождение от абстрактного к конкретному – синтез отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта

- аксиоматический – способ логического вывода теоретических положений из некоторых основных утверждений, принимаемых без доказательств.

- дедуктивный – метод логического вывода из некоторой общей гипотезы более конкретных следствий, подвергаемых затем проверке.

- историко-логический – способ изучения эволюции объекта, направлен на выявление специфики процесса и его закономерности

3) результат исследования:

- проблема – вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании.

- гипотеза – вероятностное знание об изучаемым объекте, истинное значение которого не установлено.

- теория – достоверное знание о сущности и законах исследуемого объекта, выполняющее объяснительную и предсказательную функции.

Метатеоретический уровень:

1) предмет исследования – общие характеристики объектов науки и способов их познания.

2) средства и методы исследования - дисциплинарная и философская рефлексия. Метатеоретический уровень вырабатывает обобщенное знание об объектах и способах их исследования и включает предметный (знание об исследуемом объекте) и рефлексивный (знание о способах исследования) аспекты. В широком смысле термин «метатеоретический» означает предпосылочное значение. Т.е. ту интеллектуальную среду, в которой функционирует профессиональное научное знание и разворачивается теоретическая деятельность ученого. В узком смысле – сводятся к основаниям научного поиска. Основания научного поиска:

-научная картина мира – видение изучаемой реальности, формируется на определенных этапах развития научного познания путем синтеза знаний различных дисциплин или одной науки

- идеалы и нормы науки – обобщенные представления ученых о способах и результатах научного исследования, включает эталоны объяснения и описания.

-философские основания науки – базовые принципы, лежащие в основе всей деятельности ученого.

3)Результатам исследования – научные картины мира, идеалы, нормы науки, философские основания науки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных