Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Суть и значение реформ Года Кабо




 

Придя к власти, реформаторы начали осуществлять ту программу перемен, с которой они выступали еще 12 лет назад, во время мятежа Года Капсин [355]. Законов было принято много, и потому ниже мы попробуем высветить их основные положения:

Создана новая государственная структура по европейскому образцу. Государственный совет и подчиненные ему ведомства (Амун) были заменены Кабинетом министров (Нэгак) и системой семи министерств (пу). При этом к классической «шестерке» добавили два новых министерства – торгово-промышленное и иностранных дел[356]. Верховным государственным органом стал Кабинет министров.

Многочисленные дворцовые ведомства сведены в Министерство Двора со строго определенным бюджетом. Его функции при этом были значительно сокращены Королевская библиотека Кюджангак, игравшая роль ближайшего совещательного органа, была переименована в Кюджанвон и была понижена до роли одной из обычных канцелярий.

Создана более эффективная система административного деления, упразднена система государственных экзаменов кваго, и вместо этого назначения чиновников производились после сдачи кандидатами общих или особых экзаменов.

Ограничено вмешательство вана в политику. Запрещалась традиционная практика подачи петиций вану. Их заменила система служебной субординации: непосредственно с докладом к нему имели право обращаться люди в статусе не ниже губернатора провинции[357]. В кадровых вопросах ван обладал правом непосредственно назначать на государственные должности только чиновников первого и второго ранга. Бюрократия среднего звена утверждалась им по представлению министров, а чиновники более низкого уровня назначались непосредственно министрами или начальниками ведомств.

Военная реформа. Хотя часть историков обращает внимание на то, что широчайший комплекс мер по модернизации страны практически обошел стороной укрепление армии[358], это не совсем так. Хотя в области обороны были созданы Военное министерство и учебный корпус (Хуллёндэ), эти меры не принесли результатов, поскольку возглавлявший их Пак Ён Хё был обвинён в заговоре и измене и бежал за границу.

Изменена судебная /правоохранительная система. Судебную власть отделили от исполнительной. 25 марта 1895 г. были созданы суды современного типа, а 15 июня 1895 г. началась разработка уголовного и гражданского кодексов по западному и японскому образцам. Правда, уездные начальники сохранили роль первой судебной инстанции, но обращает на себя внимание учреждение местных и выездных судов, специальных судов на территории открытых портов, а также факт образования Верховного суда как высшей судебной инстанции.

Были отменены пытки и практика наказания всей семьи за преступление, совершенное одним из ее членов. Смертная казнь всех членов семьи преступника сохранилась только применительно к случаям государственной измены и осквернения могил (карали до пятого колена[359], мужчинам отрубали головы, женщины должны были выпить яд). Для остальных случаев смертной казни остались расстрел и повешение - «деление на части» и прочие варианты казней-пыток были отменены[360]. Впрочем, руководителей Тонхак казнили по старинке[361].

Вместо старой стражи, которая была только в столице и вместо жалованья должна была «кормиться от дел», т. е. обирать население[362], создали Полицейское управление, подчинённое Министерству внутренних дел и имевшее форму европейского типа[363]. Полиция при этом имела много чрезвычайных полномочий по японскому образцу: полицейский мог на месте запретить демонстрацию, применять телесные наказания во внесудебном порядке и т. п.[364]

Интересно, что полиция часто конфликтовала с армией, и дело доходило до массовых драк между полицией и солдатами. Это было связано с тем, что полиция состояла в основном из янбанов, которые вовремя получали жалование, в то время как солдаты происходили из низших классов, и деньги им платили очень нерегулярно.

Экономическая сфера. Экономические реформы свелись к передаче финансов страны в ведение Министерства финансов, к установлению национальной валюты и серебряного стандарта и к сбору всех налогов и платежей в денежной форме(«рисовый налог» или налог полотном ушли в прошлое) [365]. Было разрешено открытое хождение иностранных денег (прежде всего, иены) и проведена стандартизация мер веса, длины и объема[366]. Кроме того, была ужесточена налоговая политика после учреждения в составе Министерства финансов налоговых отделов, а также местных органов по сбору налогов.

Ликвидировалось официальное неприятие торговой или коммерческой деятельности как недостойного янбанского достоинства занятия, и янбаны, оставившие государственные чины, могли без ограничения заниматься предпринимательством.

Социальная сфера. Ликвидировано рабство (в конце XVIII в. свыше 35 % населения были рабами), передвижение чиновников в паланкинах и целый ряд иных пережитков феодального прошлого, в том числе дворянские привилегии[367] и, отчкго-то, традиционные длинные курительные трубки[368]. Люди «грязных, презираемых» профессий были уравнены со всеми остальными слоями общества.

Введены школы европейского типа. Были отменены ранние браки (мужчины получили право вступать в брак с 20 лет, женщины – с 16), но институт наложниц был отменен только в 1922 г. уже при японцах, что говорит об определенной половинчатости стратегии реформаторов[369].

Отделение от Китая. Официально введен государственный флаг с изображением Великого Предела и четырех триграмм (нынешний флаг Республики Корея), упразднено китайское летоисчисление и введен национальный календарь (отсчет лет с момента основания династии Чосон). В корейских школах ввели самостоятельное преподавание корейской истории, которая ранее была лишь приложением к истории Китая. Можно сказать, что существовавшие со времен Силла узы культурной зависимости Кореи от Китая были разорваны.

В 1894 г. появилась первая газета, в которой вместо иероглифов употреблялся хангыль. Выходившая под патронажем двора «Канчжо Синбо» была наполовину на корейском, наполовину – на японском.

Масштаб произведенных преобразований налицо, но, как отмечает В. М. Тихонов, оценки реформ Года Кабо весьма противоречивы, и связано это с тем, сколь активную роль в их проведении играли японцы. В результате иногда их называют насильственно навязанными преобразованиями, имеющими целью разрушить корейскую традицию.

Между тем, реальное вмешательство японцев в процесс подготовки и претворения в жизнь реформ было ограничено ввиду отсутствия у них должного административного аппарата и боязни того, что их излишняя активность может вызвать противодействие великих держав[370].

Иное дело, что движение Года Кабо преследовало более политические, нежели социальные цели, и было направлено скорее на борьбу с политическими оппонентами, чем на просвещение простолюдинов и построение в Корее гражданского общества европейского образца. Относительно условной является аналогия с политическим ходом Н. С. Хрущева, чья кампания по развенчанию культа личности Сталина была направлена еще и на то, чтобы подобным маневром оттеснить от власти политических противников.

Как писал К. Вебер, «нельзя не отдавать справедливости японцам, что они действительно ввели некоторые улучшения в управлении, устроили контроль над финансами, реорганизовали полицию и проч.; но деятельность их носила слишком лихорадочный, иногда даже наивный характер; притом крутое проведение реформ лишь плохо замаскировало их старания укрепить свою власть и влияние в стране … нахальство и бесцеремонность в упразднении искони установленных безвредных обычаев вызвали против непрошеных культуртрегеров общий ропот и неудовольствие»[371].

Кроме этого, не следует думать, что принятие законов означало их мгновенное претворение в жизнь. Нововведения внедрялись в практику очень медленно, а традиционные социальные правила оставались в силе еще продолжительное время[372]. Так, «…бюджет 1896 г. предусматривал выделение 28,9 тыс. вон на нужды военной академии и лишь 600 вон на подготовку гражданских юристов, дополнительные 23,3 тыс. вон предназначались для оплаты обучения корейских военных за рубежом, в то время как студентам-юристам за границей дали 1,3 тыс. вон. Таким образом, общая расходная часть Министерства юстиции составляла 1/20 средств оборонного ведомства…»[373].

Так, поступление на службу стало зависеть или от рекомендации министра, или от сдачи экзамена по современным наукам (география, математика и т. п.), а это сделало госслужбу достоянием тех, у кого были или связи, или деньги на получение современного образования[374].

В экономике тоже на смену старым проблемам пришли новые – хотя в целом налоговое бремя крестьян было снижено, и многим злоупотреблениям пришел конец, денежная форма налога означала необходимость продавать часть урожая на рынке, часто по заведомо заниженным ценам[375].

Социальный лифт тоже не сработал, и в действительности никто из простолюдинов высокие посты не получил[376]. Отмена рабства не решила проблемы полностью, так как остался фактор бытовой дискриминации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных