ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стратегии управления человеческими ресурсамиСлово «стратегия» пришло в менеджмент из военного дела. В переводе с греческого оно означает «искусство полководца». Под управленческой стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. На практике стратегия представляет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию миссии, целей и задач фирмы. Любая стратегия должна быть: ¨ реальной, внутренне целостной; ¨ совместимой со средой; ¨ сбалансированной по ресурсам; ¨ в меру рискованной; ¨ органически сочетать долгосрочные и краткосрочные цели. Она включает несколько элементов. Прежде всего к ним относится система целей, в которую входят миссия, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии ¾ приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. Их можно, например, в первую очередь направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; можно выделять пропорционально потребностям, а в идеале ¾ в полном соответствии с ними; можно предоставлять всем подразделениям поровну, если те близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Наконец, элементом стратегии являются правила осуществления управленческих действий, в том числе работы с кадрами. Для создания стратегии необходима совместная работа многих людей, поэтому в крупных фирмах для этой цели часто создают специальные группы. В них входят 10-15 человек ¾ руководители основных подразделений и специалисты высшей квалификации, представители коллектива, внешние консультанты. Их усилиями разрабатываются ключевые направления стратегии, ее альтернативные модели и сценарии возможного развития событий. В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В любой момент внутри организации и вне ее возможно появление новых обстоятельств, которые в стратегическую концепцию не укладываются. Чтобы не менять в связи с этим стратегию как таковую, руководство ставит и реализует стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие. Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них ¾ генеральная стратегия, отражающая осуществление миссии организации. Для особых случаев разрабатываются специальные стратегии ( например, стратегия банкротства). Однако основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают достижение специфических целей организации, стоящих перед ее подразделениями и службами. Стратегия управления человеческими ресурсами (кадровая стратегия, персонал-стратегия) относится к разряду функциональных, подчиненных генеральной стратегии, вытекает из нее, развивает и детализирует. Если объект, на который направлена функциональная стратегия, представляет собой нечто целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Если разделение существует и стоит задача обеспечить независимое развитие частей при их взаимной поддержке, речь идет о диверсифицированной стратегии. В крупных многопрофильных фирмах, подразделения которых разбросаны по стране, а то и по миру, функционируют в различных природно-климатических зонах, с разной демографической ситуацией, состоянием рынка труда, культурными традициями и т. п., кадровая стратегия не может не быть диверсифицированной, учитывающей специфику конкретных условий. В локальных, узкоспециализированных организациях с однородным составом персонала она должна быть концентрированной. С помощью персонал-стратегии решаются задачи: ¨ своевременного обеспечения компании работниками заданной квалификации и в необходимом количестве; ¨ оптимизации структуры персонала; ¨ наращивания кадрового потенциала, его рационального использования для реализации бизнес-стратегии; ¨ формирования и совершенствования механизмов управления человеческими ресурсами; ¨ изменения поведения сотрудников; ¨ определения моделей оплаты труда, материального и морального стимулирования работников; ¨ обучения, повышения квалификации, развития человеческих ресурсов, привития навыков стратегического мышления; ¨ формирования корпоративной культуры, привязки человека к фирме; ¨ создания условий для реализации прав и обязанностей персонала, предусмотренных трудовым законодательством; ¨ преобразования служб управления человеческими ресурсами (превращения их из бюрократических в маркетинговые структуры); ¨ создания благоприятных условий труда и проч.
К стратегическим направлениям работы с персоналом, по мнению английского профессора С. Лиза, можно отнести: ¨ снижение удельного веса заработной платы в себестоимости, для чего предполагается разделять персонал на две группы: высококвалифицированное ядро с высокой оплатой и малоквалифицированная периферия ¾ с низкой; ¨ максимальную реализация возможностей работников как ресурса; ¨ увязку стратегии управления персоналом с типом предприятия; ¨ развитие культуры; ¨ минимизацию числа уровней управления, введение гибкой формы организации труда.
Созданию стратегии предшествует анализ структуры персонала, технологий, рынков продукции и труда, общественных ценностей, трудовых отношений, демографической ситуации, общей стратегии, эффективности использования рабочего времени, данных прогноза развития производства и занятости. На стратегию управления персоналом влияет ряд факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относится: ¨ национальное трудовое законодательство; ¨ взаимоотношения с отраслевым профсоюзом; ¨ состояние экономической конъюнктуры; ¨ перспективы развития рынка труда. Большинство из них носит ярко выраженный национальный оттенок, отражающий устоявшиеся традиции того или иного общества. Поэтому стратегия управления персоналом может быть эффективной в том случае, если соответствует параметрам среды, прежде всего ¾ культурной. Внутренними факторами являются: ¨ структура и цели организации; ¨ ее территориальное размещение; ¨ применяемые технологии; ¨ господствующая культура; ¨ сложившиеся отношения и морально-психологический климат в коллективе. Этапами формирования стратегии управления персоналом являются: ¨ анализ внутренней и внешней среды организации; ¨ постановка на основе миссии и организационных целей задач в области управления персоналом; ¨ разработка стратегических альтернатив; ¨ создание современной системы служб управления персоналом; ¨ выработка критериев эффективности деятельности их и системы управления человеческими ресурсами в целом. Механизм реализации стратегии представляет собой систему планов, программ, норм и нормативов, организационных, административных, социальных, экономических и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и удовлетворение потребностей организации в персонале. В результате применения этих инструментов изменяется поведение сотрудников, создаются условия для их эффективной работы, улучшается структура коллектива. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|