Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии истинности




В рационалистической традиции (Декарт) гл. критерий истинности – очевидность; истинное – то, что невозможно подвергнуть сомнению.Развитие рационалистиче­ской тенденции выразилось в поиске внутренних критериев истинности знания (логическая непротиворечивость, самосогласованность знания).

Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины на­зывает ощущения. При этом, в отличие от материалистического, идеалистический сенсуализм на основании соответствия знания (понятия) ощущениям не делает вывода о соответствии знания действительности.

В эмпирической традиции роль критерия ис­тины выполняет опыт.

Признание большинством А.А. Богданов (Малиновский) (1873 — 1928) представил истину как "организующую форму коллективного опыта", а критерием истины общезначимость – то, с чем согласно большинство работающих в данной сфере.

Полезность. (прагматизм).

В философии неопозитивизма (главные представители М.Шлик (1882 – 1936), Р.Карнап (1891 – 1970), Л.Витгенштейн (1889 – 1951), Б.Рассел (1872 – 1970) получил статус критерия истинности высказывания принцип "верификации" - возможность сопоставления высказывания с непосредственными данными чувственного опыта. Принцип фальсификации (Поппер): потенциальная опровержимость.

Выяснение несостоятельности принципа верификации привело представителей неопозитивизма, прежде всего О. Нейрата (1882—1945) и Р.Карнапа, к созданию концепции когеренции, согласно которой истинным надо признавать высказывание внутренне логически непротиворечивое и не противоречащее другим высказыванием в составе данной теории.

диалектический материализм: практика ( обще­ств., материально-преобразующую деятельность людей). Общественный характер практики выражается в том, что даже в тех случаях, когда речь идет о деятельности отдель­ного человека, он рассматривается как носитель опр. типа социальных отношений. Отличительными чертами практи­ки являются целенаправленность, предметно-чувственный ха­рактер (практика прямо или косвенно связана с чувственно вос­принимаемыми предметами), преобразовательный характер (ак­тивное вмешательство в природную или социальную среду).

Причина, по которой практика может рассматриваться в ка­честве критерия истины, заключается в том, что, являясь дея­тельностью субъекта, практика невозможна без объекта. Она выступает в роли общего звена между субъектом и объектом и связывает их в единую систему. Поскольку знание невозможно непосредственно сопоставить с объектом, необходимо опосредую­щее звено, функцию которого выполняет практика.

18. Структура познавательного процесса. Субъект и объект.

Познание – сбъект-объектное отношение.

Начинается ли познават пр-сс с субъекта?

Простое понимание: субъект – человек, воспринимающий и отражающий свойства объекта – вещей, реально существующих в действительности. (созерцательный материализим,Фейербах). (субъект пассивен)

Субъективн. идеализм (Беркли, Юм, Фихте): то, с чем оперирует субъект в пр-ссе познания – его ощущения → объект познания создается субъектом и зависит от него. Солипсизм: субъект познает лишь собств. ощущения, не имея никакого представления о внешнем мире. (субъект активен)

Агностицизм (И.Кант): сознание субъекта формирует объект познания на основе ощущений и априорных форм сознания → познаются не предметы, существующие в действительности, а их модели, созданные субъектом познания. (-//-)

Диалектич. материализм: соц. действительность, природа преобразуются человеком, в пр-ссе деятельности формируется и сам человек → в практике создается как субъект, так и объект познания. Индивид. сознание развивается в общ-ве → субъект познания имеет обществ. природу → субъект познания – не только индивид, о и научное сообщ-во, реализующее себя через деят-ть отдельных ученых, а в конечн. счете все общ-во.

Вопр. об активности субъекта познания стал еще более актуальным с возникн. неклассич. физики.

Явл. ли познание в гум. науках субъективным творч-вом или в нем отобр. объективные св-ва и закономерности?

Философия и наука.

Взаимоотношением Ф. и науки занимается прежде всего позитивизм.

В науке резко разделена история и собственно теория, а в Ф. нет. В науке есть общепризнанная теория, а остальные развенчаны, в Ф. же все теории имеют право на существование. Личность ученого в науке остается за кадром, а в Ф. ярко проявл. в самой Ф. теории, Ф. – личностное знание. В Н. нет спора о том, что является ее предметом, а в Ф. это один из централных вопросов. Любая наука стремится к общему языку, Ф. его не имеет: кажд. философ по-своему раскрывает ф. категории или может пользоваться обыденным языком (хотя, во многих учебниках пишут, что есть общ. яз).

С др. с-ны, если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то Ф. явл. гуманитарной наукой, специфика к-й сост. в соотнесении разл. сп-бов видения объектов.

Ф. мировоззрение так или иначе воздействует на 1-начальные позиции ученого, его отнош-е к миру и познанию, а также к необходимости развития той или иной конкретной области знания.

20. Сущность науки и её роль в обществе. Сциентизм и антисциентизм.

Наука — сф. человеческой деятельности, функцией которой явл. выработка и систематизация знаний о действительности.

Научные дисциплины а) фундаментальные (познание закономерных отн-й между явлениями действит-ти); б) прикладные (применение результатов фундаментальных наук).

Роль науки стала быстро возрастать начиная с научной революции XVI–XVII вв.

Сциентизм (лат. scientia наука, знания) — сис-ма убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Антисциентизм: возможности науки в решении проблем человеч-ва ограничены; крайнее проявл.: наука враждебна человеческому существованию. Наука утилитарна, не способна понять истинные проблемы мира и человека.

Просвещение: усиливается поток предостережений против науки. Ж.-Ж. Руссо: в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей, перед тем, как достичь пользы, которую принесёт истина, приходится пройти множество ошибок.

Н. Бердяев: «Вера в бога науки ныне пошатнулась, доверие к абсолютной науке, к возможности построить научное мировоззрение, удовлетворяющее природу человека, подорвано… Науки нет, есть только науки [= дисциплины]. <…> Наука есть лишь частная форма приспособления к частным формам бытия».

Позицию интисциентизма занимает экзистенциализм (реакция на позитивизм, на мировую войну), экологисты, франкфуртская школа (апофеоз точного знания привел к созданию атомной бомбы, торжеству нацизма).

Г. Маркузе (франкф. шк.), «Одномерный человек»: современный человек, в частности технический специалист, подвержен большому кол-ву перегрузок и напряжений, не принадлежит себе, эти обстоятельства указывают на болезненное и ненормальное состояние совр. общ-ва. Не только специалисты технических специальностей, но и гуманитарии сдавлены тисками нормативности и долженствования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных